Архив статей журнала

Покидая общий дом... (2024)
Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
Авторы: Метлицкая Зоя Юрьевна

Редакционная статья для выпуска журнала “Том 6, № 2”

Сохранить в закладках
Дипломатические отношения между Элладской Православной Церковью и Римско-католической церковью в 2001–2006 годах (2024)
Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
Авторы: Уткин Иван Дмитриевич

В статье рассматриваются отношения между Элладской Православной Церковью и Римско-католической церковью в 2001–2006 гг. Особенное внимание уделяется анализу характера и обстоятельств визита Иоанна Павла II в Афины в мае 2001 г. и архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса) в Ватикан в декабре 2006 г. Среди декларируемых целей и основных направлений взаимодействия Церквей в указанные годы отмечаются: поиск и защита духовных корней единой европейской цивилизации, совместное противостояние общим угрозам человечеству в начале XXI в., сотрудничество в образовательной, научной и культурной сфере. Делается вывод о расширении контактов между двумя Церквами в рассматриваемый период, несмотря на сохранение ряда проблемных вопросов в межцерковных отношениях.

Сохранить в закладках
Признание автокефалии Православной Церкви в Чехословакии Кипрской Православной Церковью в период правления архиепископа Кипрского Макария, первого президента Республики Кипр (2024)
Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
Авторы: Пашков Никодим Олегович

Целью статьи является исследование малоизученных страниц в истории получения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.

В статье отмечается роль советского и чехословацкого правительств в препятствии признания Кипрской Архиепископией автокефалии Православной Церкви в Чехословакии в 1951 г. Дается оценка усилиям предстоятелей Православной Церкви в Чехословакии, а также патриарха Алексия (Симанского) убедить архиепископа Кипрского Макария (Макариоса) признать автокефалию Православной Церкви в Чехословакии. Результаты исследования могут быть использованы для изучения межцерковных отношений между Кипрской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, а также роли архиепископа Макария в мировом православии в XX в.

Сохранить в закладках
Кельтские святые и проблема англо-шотландской унии 1603 г. в трактате Томаса Крейга (2024)
Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
Авторы: Ситнер Стефания Валерьевна

В статье рассмотрены причины трансформации ряда этнически ирландских святых в шотландцев в трактате об англо-шотландской унии, написанном шотландским юристом Томасом Крейгом. Доказывается, что этот ход не изобретение автора, а дань устоявшейся традиции в шотландском историописании c XIV в. Делается вывод, что обращение Крейга к истории Кельтской церкви обусловлено влиянием Реформации и протестантской идеи объединенной Великобритании.

Сохранить в закладках
Святой Беуно. Культ и текст. Перевод жития со средневаллийского со вступительной статьей и комментариями (2024)
Выпуск: Том 6, № 2 (2024)
Авторы: Гусакова Анна Викторовна

Публикация представляет первый перевод на русский язык жития святого Беуно (Buchedd Beuno) — одного из наиболее почитаемых местночтимых праведников средневекового Уэльса. Житие дополнено подробным историческим комментарием, а также вступительной статьей, повествующей об истории культа святого Беуно — от наиболее ранних упоминаний в письменных источниках до постепенного угасания в Позднем Средневековье, а также традиции бытования текста жития. В завершение автор описывает историю предшествующих изданий рассматриваемого текста.

Сохранить в закладках
"Интеллигенция" и "революция духа" в России на рубеже XIX–XX вв.: альтернатива исторической Церкви (2025)
Выпуск: Том 6, № 1 (2025)
Авторы: Гайда Фёдор Александрович

Статья посвящена формированию представления об “интеллигенции” как ведущей духовной силе России рубежа XIX–XX вв. Автор рассматривает полемику об “интеллигенции” и ее задачах, которая активизировалась в консервативных и либеральных кругах на рубеже 1870–1880-х гг. Проанализированы зарождение и эволюция народнического представления об “интеллигенции” как секулярной христианской силе. Отмечается значение работ В. А. Тернавцева в постановке проблемы о взаимоотношениях “интеллигенции” и Православной Церкви. В статье показано, что уже в начале ХХ в. такая постановка вопроса породила целых ряд идей о судьбах “интеллигенции”: Д. С. Мережковский сформулировал задачу мировой “революции духа”, центральную роль в которой отводил русской интеллигенции; в полемике с таким взглядом А. А. Блок, Вяч. И. Иванов, С. Н. Булгаков настаивали на трансформации мировоззрения и поведения “интеллигенции”. Булгаковым была озвучена мысль об особой роли “интеллигенции” внутри Церкви.

Сохранить в закладках
"Non expedit" в политике Римской католической церкви от Пия IX до Бенедикта XV (2025)
Выпуск: Том 6, № 1 (2025)
Авторы: Бахматова Марина Николаевна

В статье прослеживаются четыре этапа трансформации принципа “non expedit” (не подобает) с момента его официального введения Пием IX в 1868 г. до его молчаливой “отмены” Бенедиктом XV в 1919 г. Принцип “non expedit” отражает папскую политику переходного периода, которая вначале характеризуется полным неприятием происходивших на Апеннинском полуострове политических изменений, связанных с объединением Италии под властью Савойской династии (17 марта 1861 г.) и утратой папой светской власти после завоевания Рима пьемонтскими войсками (20 сентября 1870 г.). Поначалу Св. Престол надеется на возможность повернуть вспять развитие событий, стремясь блокировать участие итальянских католиков в политических процессах. По мере укрепления государственной власти Церковь начинает борьбу за итальянской общество, стремясь перехватить у государства и растущих массовых движений левого толка социальную повестку. На каждом из этих этапов важным инструментом воздействия на паству является принцип “non expedit”, который рассматривается то как категорический запрет, то как временная педагогическая мера, то как формальный момент, не обязательный к соблюдению. Новое поколение итальянских католиков (Ромоло Мурри, Луиджи Стурцо, Эрнесто Буонаюти и др.) пытается нащупать новый путь развития церковной политики, стремясь примирить исторические реалии с зашедшими в тупик церковно-государственными отношениями. В Италии складывается благоприятная среда для распространения идей христианского модернизма, что делает ситуацию более сложной, так как модернисты выводят на новый, более высокий эпистемологический уровень герменевтику кризисных явлений в церковногосударственных отношениях. В этих условиях Церковь Пия X беспощадно обрушивается на модернистов, ставших собирательным образом всех прогрессивных сил католического мира. Прибегая к “non expedit”, Св. Престол отлучает от церкви Ромоло Мурри и вводит обязательность “антимодернистской клятвы”. Однако провозглашение в 1912 г. всеобщего мужского избирательного права вынуждает Церковь пойти на компромисс и заключить т. н. “пакт Джентилони” между либералами и католиками. Это означает переход к этапу реальной политики, когда Римская католическая церковь, осознавая необратимость свершившихся перемен, начинает выстраивать новые стратегические сценарии, пытаясь активно осваивать политическое пространство страны.

Сохранить в закладках
Православные братства на Балканах в XX в.: отношения с Церковью (2024)
Выпуск: Том 5, № 4 (2024)
Авторы: Зоитакис Афанасий Георгиевич, Тимонина Екатерина Сергеевна

Статья посвящена изучению взаимоотношений Православной Церкви и внецерковных религиозных движений на Балканах в XX в. Греческое братство богословов «Зои», румынское «Войско Господне» и сербское богомольческое движение возникли в похожих условиях, однако их отношения с священноначалием и приходским духовенством складывались по-разному. Цель статьи состоит в проведении сравнительного анализа и выявлении различий в отношениях с официальной Церковью и характеристике последствий выбранного курса для православных братств с исторической перспективы. В отечественной историографии данная тема незаслуженно обойдена вниманием и мало изучена. Статья призвана пролить свет на основные вехи развития рассматриваемых движений и стратегии выстраивания отношений с высшим духовенством и приходскими священниками.

Сохранить в закладках
Диссертация протоиерея М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого» и результаты ее обсуждения в контексте развития историко-литургической науки в России в начале ХХ века (2024)
Выпуск: Том 5, № 3 (2024)
Авторы: Дашевская Зоя Михайловна, Симонов Вениамин Владимирович

Предметом исследования является малоизученный вопрос — академическая дискуссия в связи с защитой профессором Санки- Петербургской духовной академии (СПбДА) протоиереем Михаилом Ивановичем Орловым диссертации на степень доктора богословия, предметом рассмотрения которой были греческий и славянский тексты литургии св. Василия Великого. Диссертация прот. М. И. Орлова представляла собой попытку критического издания текста этой литургии с учетом разночтений в рукописном и печатном материале; ее текст обсуждался в СПбДА во время процедуры публичной защиты, рецензентами проф. Н. В. Покровским и и. д. доцента И. А. Карабиновым были высказаны критические замечания по существу представленной работы. На публикацию текста диссертации также откликнулся и. д. доцента Киевской духовной академии Д. Прилуцкий, а через несколько лет диссертация была выдвинута на соискание премии им. М. Н. Ахматова, что стало поводом для острой научной дискуссии в церковной академической печати между рецензентом А. А. Дмитриевским и автором работы. Дискуссия по итогам публикации, затронувшая членов преподавательской корпорации не только СПбДА, но и других духовных школ, позволяет рассматривать историко- литургические исследования в России в начале ХХ в. в контексте общего состояния академической науки и реконструировать тенденции в развитии этого научного направления. Дается характеристика приоритетных направлений развития литургики и требований к стандарту академического литургического исследования в начале ХХ в.

Сохранить в закладках
«Новая географическая карта Северных земель Великого царства Московского» Н. Виссхера 1720 г. как источник по истории северных монастырей (2024)
Выпуск: Том 5, № 3 (2024)
Авторы: Гувакова Елена Витальевна

В статье рассматривается карта, напечатанная в Амстердаме в 1720г. Пискатором-младшим. Она представляет значительный интерес с точки зрения исторической географии для изучения густонаселенного Русского Севера с огромным количеством городов и сел, храмов и монастырей, многие из которых сейчас утрачены. Основная тема работы — изучение богатого фактологического материала и уточнение ряда топонимов, которые голландские мастера нередко записывали, значительно искажая русские названия.

Сохранить в закладках
Практика и традиция палестинской сакральной татуировки среди русских православных паломников во 2-й половине XIX – начале XX вв. (2024)
Выпуск: Том 5, № 3 (2024)
Авторы: Бокатов Алексей Юрьевич

В статье впервые в истории изучения русского православного паломничества рассматривается традиция паломнической татуировки в Иерусалиме у православных паломников и путешественников из России. Изучена практика татуирования русских православных паломников в Палестине, а также вектор складывания традиции нанесения паломнической татуировки во 2-й пол. XIX – нач. ХХ вв. Анализируются каналы распространения информации о паломнической татуировке среди потенциальных паломников, упоминания об этой традиции в периодической печати и в травелогах. Исследователем привлекается корпус малоизвестных источников, в которых описываются места встречи русских путешественников и паломников с татуировщиками, процесс нанесения татуировок и варианты таких татуировок. Делаются выводы, насколько массовой была практика сакральной татуировки, освящаются признаки трансформации практики в традицию в нач. ХХ в., анализируются умолчания о бытовании такой традиции в русскоязычной литературе. Также в работе приводится обзор упоминаний о практике татуирования русских православных паломников в исследованиях по истории татуировки.

Сохранить в закладках
Антииудейская полемика в польской печати XVI века (2024)
Выпуск: Том 5, № 3 (2024)
Авторы: Басов Иван Михайлович

В статье анализируется характер, особенности и основные направления дискуссии, в рамках которой в польских печатных текстах на протяжении XVI в. возникала еврейская тема. На основании анализа польских печатных книг XVI в., наиболее явно апеллировавших к еврейской теме, автор статьи демонстрирует, что как духовные, так и светские писатели в этот период использовали в своих нарративах религиозную логику, аргументацию и мотивировку. Вопреки встречающимся в литературе оценкам, это свидетельствует не об “антиеврейском” или “антисемитском” (этногенетическом) характере полемики, а о её антииудейской направленности. При этом, хотя еврейский вопрос занимал значимое место в польской литературе (сочинения С. Ф. Клёновича, М. Рея, П. Скарги, М. Бельского и др.), печатные тексты, прямо апеллировавшие к еврейской читательской аудитории с прозелитскими целями, довольно малочисленны: большинство антииудейских сочинений, публиковавшихся в XVI в. на территории Польского королевства, полемизировали не с евреями, а с оппонентами иной христианской конфессии (памфлеты католиков против протестантов, лютеран и кальвинистов против антитринитариев, и т. д.; исключение — дискуссия М. Чеховича с Якубом из Белжиц). К такого рода сочинениям относятся труды Б. Гербеста, Я. Гурского, В. Неотебеля, Гжегожа Павла из Бжезин и др. Таким образом, на основании историко- системного анализа можно заключить, что главным выражением еврейской темы в польской печати XVI в. являлась внутрихристианская полемика, в рамках которой апелляция к иудаизму либо прямо проистекала из дискуссионного вопроса (как, например, вопрос соотношения Ветхого и Нового Заветов), либо использовалась как риторический приём в критике оппонента.

Сохранить в закладках