В статье рассматриваются отношения между Элладской Православной Церковью и Римско-католической церковью в 2001–2006 гг. Особенное внимание уделяется анализу характера и обстоятельств визита Иоанна Павла II в Афины в мае 2001 г. и архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса) в Ватикан в декабре 2006 г. Среди декларируемых целей и основных направлений взаимодействия Церквей в указанные годы отмечаются: поиск и защита духовных корней единой европейской цивилизации, совместное противостояние общим угрозам человечеству в начале XXI в., сотрудничество в образовательной, научной и культурной сфере. Делается вывод о расширении контактов между двумя Церквами в рассматриваемый период, несмотря на сохранение ряда проблемных вопросов в межцерковных отношениях.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15829/2686-973X-2025-196
Следует заметить, что определенный вклад в развитие контактов между ЭПЦ и РКЦ в рассматриваемое время внесли решения Ватикана о передаче в Грецию мощей святых. 18 июня 2003 г. в Афины прибыла частица мощей св. великомученицы Марины, а 1 октября того же года в дар ЭПЦ была передана частица мощей св. великомученицы Варвары.
Список литературы
1. Андреева, Л. А., Смирнов, М. Ю. и Щербаков, В. П. (2018). Процесс дехристианизации в Европейском Союзе. Современная Европа, 84(5), 120-130. https://doi.org/10.15211/soveurope52018120130.
2. Бредихин, О. Н. (2003). Кипрский конфликт в системе международных отношений. Мировая экономика и международные отношения, 4, 54-62. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2003-4-54-62.
3. Виноградов, А. Ю. и Захарова, А. В. (2004). Василия II Минологий. Православная Энциклопедия. М., 7, 225-229. ISBN: 5-89572-010-2.
4. Волобуев, В. В. (2020). Иоанн Павел II: поляк на Святом престоле. М., 696 с. ISBN: 978-5-4448-1233-4.
5. Звонарёв, С., прот. (2024). “Мост через девятивековую пропасть”: попытки установления диалога Православной и Римско-Католической Церквей в 60-х годах XX века. Богословский вестник, 53 (2), 77-90. https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.004.
6. Илиопулу, А. (2020). Эволюция внешнеполитического курса Греции в 1991-2019 гг. Свободная мысль, 1682 (4), 117-124.
7. Петрушко, В. И. (2010). Папа Иоанн Павел II и украинские униаты. Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке. М., 375-377.
8. Тюшагин, В. В. и Петрушко, В. И. (2010). Иоанн Павел II. Православная энциклопедия. М., 24, 467-499. ISBN: 978-5-89572-044-8.
9. Anastassiadis, Anastassios (2010). An Intriguing True-False Paradox: The Entanglement of Modernization and Intolerance in the Orthodox Church of Greece, Roudometof, Victor, Makrides, Vasilios n. (ed.), Orthodox Christianity in 21st Century Greece. The Role of Religion in Culture, Ethnicity and Politics. Farnham, 2010, 39-60. ISBN: 9781315599137.
10. Anastassiadis, Anastassios (2005). Prise entre 3 Romes: L’Eglise de Grèce et les relations inter- ecclésiastiques dans la nouvelle Europe: Vers un retour d’anciennes problématiques? Balkanologie, 9 (1-2), 255-263. https://doi.org/10.4000/balkanologie.597.
11. Oulis, D., Makris, G. and Roussos, S. (2010). The Orthodox Church of Greece: policies and challenges under Archbishop Christodoulos of Athens (1998-2008). International Journal for the Study of the Christian Church, 10(2-3), 192-210. https://doi.org/10.1080/1474225X.2010.490123.
12. Prodromou, E. H. (2004). Negotiating Pluralism and Specifying Modernity in Greece: Reading Church- State Relations in the Christodoulos Period. Social Compass, 51 (4), 471-485. https://doi.org/10.1177/003776860404787.
13. Raftopoulos, R. (2007). Chiesa cattolica e Chiesa ortodossa di Grecia: le ragioni del dialogo. Rivista di Studi Politici “S. Pio V”. Anno XIX. Roma, 101-136.
14. Homeyer Josef, bishop (2004). Επιστολή προς τον Αρχιεπίσκοπον Αθηνών και πάσης Ελλάδος κ. Χριστόδουλον. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 8, 628.
15. Moisset, J-P. (2011). Iστορία του καθολικισμού. Αθήνα., 496 σ. ISBN: 9789604351961.
16. Απόστολος Παύλος. Ιδρυτής της Εκκλησίας της Ελλάδος (1950). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 13, 209-210.
17. Γεωργιάδου, Β. (2009). Διευρύνοντας την ορατότητα της εκκλησίας στη δημόσια σφαίρα: σχέσεις ορθόδοξης εκκλησίας και ελληνικής κοινωνίας επί αρχιεπισκόπου Χριστόδουλου. Επιστήμη και Κοινωνία: Επιθεώρηση Πολιτικής και Ηθικής Θεωρίας, 21, 129-156. https://doi.org/10.12681/sas.455.
18. Εκκλησία Γεωργίας. Εκκλησιαστικά χρονικά. (1999). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 12, 765.
19. Επίσκεψη των υποτρόφων του Θεολογικού Οικοτροφείου της Αποστολικής Διακονίας στη Ρώμη και συνάντηση με τον Πάπα Ρώμης Βενέδικτο 16ο (24-28 Φεβρουαρίου 2006). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 3, 193-197.
20. Η ειρηνική Επίσκεψις του Μακαριωτάτου Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος κ.κ. Χριστόδουλου εις την Εκκλησίαν της Ρωσίας (2001). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 6, 455-494.
21. Η Κοινή Δήλωση των Προκαθημένων στη Λέσβο (2016). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 5, 494-496.
22. Η παρουσίαση του μηνολογίου του Αυτοκράτορος Βασιλείου Β› (16. 11. 2005). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 11, 910-913.
23. Η προσκυνηματική Επίσκεψη του Ρωμαίου Ποντίφικος στην Ελλάδα (2001). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 5, 377-394.
24. Θεωδόρος, Ε. Δ. (2001). Αρνητικές και θετικές επισημάνσεις στον απολογισμό της επισκέψεως του Πάπα Ιωάννου- Πάυλου Β› στην Αθήνα. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 5, 429-431.
25. Ιερά Σύνοδος της Εκκλησίας της Ελλάδος. Τα πεπραγμένα της Διαρκής Ιερά Σύνοδος μηνος Μαρτιου (2005). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 4, 319.
26. Κεντικελένης, αρχιμανδρίτης Πολυκάρπος (2022). Η Επίσκεψη του Πάπα Ιωάννου Παύλου Β΄ στην Αθήνα επί Αρχιεπισκοπίας Χριστοδούλου (Μάϊος 2001). Αθήνα, 102 σ.
27. Οι επαφές της Εκκλησίας της Ελλάδος με τη Ρωμαιοκαθολική Εκκλησία (10. 12. 2006). Μακεδόνια, 11.
28. Οικουμενική κίνησις. Εκκλησιαστικά χρονικά (1999). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 6, 381-382.
29. Παρασκευάς, πρωτοπρεσβύτερος Παύλος (2018). Η επίσημη επίσκεψη του Πάπα Ρώμης Βενέδικτου 16 στο Οικουμενικό Πατριαρχείο το 2006 και του Πάπα Ιωάννη Παύλου 2 στην Αθήνα το 2001. Συνοπτική ιστορική καταγραφή των γεγονότων - συμβολή στην Εκκλησιαστική Εθιμοτυπία. Θεσσαλονίκη, 150 σ.
30. Προλογικόν (2021). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 11, 932.
31. Προσφώνησις του Μακαριωτάτου Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος κ. Χριστοδούλου προς τον εκλαμπρότατον Καρδινάλιον κ. Walter Kasper (2003). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 3, 196-198.
32. Πρώτο Πανευρωπαικό Συνέδριο της Εκκλησίας της Ελλαδός με θέμα “Αρχές και αξίες για την οικοδόμηση της Ευρώπης” (Αθήνα 4-6 Μαΐου 2003). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 5, 336-340.
33. Τρεις Συμφωνίες Πάπα- Χριστόδουλου (15.12.2006). Το θέμα των Γλυπτών του Παρθενώνα έθεσε στον Ποντίφικα ο Αρχιεπίσκοπος. Το Βήμα, 13.
34. Τσιμέρης, αρχιμανδρίτης Μακάριος (2018). Η επίσημη επίσκεψη της Α.Θ.Μ. του Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος κυρού Χριστοδούλου στο Βατικανό τον Δεκέμβριο του 2006. Θεσσαλονίκη, 191 σ.
35. Φειδάς, Β. Ι. (1994). Εκκλησιάστηκη ιστορία. Τομος Β›. Από την Εικονομαχία μέχρι τη Μεταρρύθμιση. Αθήνα., 768 σ.
36. Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), αρχιεπίσκοπος (2007 α). Απάντηση στην Ανακοίνωση της Ιεράς Κοινότητος του Αγίου Όρους. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 3, 184-185.
37. Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), αρχιεπίσκοπος (2005). Ευχετήριον τηλεγράφημα προν τον νέον Πάπαν Ρώμης Βενέδικτον ΙΣΤ›. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 4, 270.
38. Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), αρχιεπίσκοπος (2001). Η Προσφώνησις κατά την επίσκεψιν του Πάπα εις την Αρχισπισκοπήν Αθηνών. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 5, 380-384.
39. Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), αρχιεπίσκοπος (2003). Ομιλία στους ευρωβουλευτές του Ευρωπαϊκού Λαϊκού Κόμματος. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 10, 694-696.
40. Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), αρχιεπίσκοπος (2007 β). Σχετικά με την επίσκεψιν μου εις Ρώμην. Απάντησις σε σχόλια θρησκευτηκών περιοδικών. Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 3, 221-224.
41. Χρονικόν επίσημου επισκέψεως του Μακαριωτάτου Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος κ. Χριστόδουλου στο Βατικανό (13.-16. 12. 2006) (2007). Εκκλησία. Επίσημον Δελτίον της Εκκλησίας της Ελλάδος, 1, 19-49.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена изучению роли просвещенного художника, академика живописи К. П. Степанова (1854–1910) в сохранении традиций древнерусской живописи. По его личной инициативе была создана иконописная палата при Донском монастыре, где изначально обучали молодых художников из владимирских иконописных сел. Эта школа церковной живописи была создана на проценты в размере 100 тыс. руб. благотворительного капитала рода Селезнёвых, вложенных на помин души статского советника Н. Д. Селезнёва. Школа была открыта в сентябре 1908 г. на Остоженке, в здании Совета детских приютов, где работал Селезнёв, пригласивший известных иконописцев, и уже первые ученики успешно выполнили ряд престижных заказов.
Редакционная статья для выпуска журнала “Том 6, № 2”
Целью статьи является исследование малоизученных страниц в истории получения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.
В статье отмечается роль советского и чехословацкого правительств в препятствии признания Кипрской Архиепископией автокефалии Православной Церкви в Чехословакии в 1951 г. Дается оценка усилиям предстоятелей Православной Церкви в Чехословакии, а также патриарха Алексия (Симанского) убедить архиепископа Кипрского Макария (Макариоса) признать автокефалию Православной Церкви в Чехословакии. Результаты исследования могут быть использованы для изучения межцерковных отношений между Кипрской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, а также роли архиепископа Макария в мировом православии в XX в.
В статье рассмотрены причины трансформации ряда этнически ирландских святых в шотландцев в трактате об англо-шотландской унии, написанном шотландским юристом Томасом Крейгом. Доказывается, что этот ход не изобретение автора, а дань устоявшейся традиции в шотландском историописании c XIV в. Делается вывод, что обращение Крейга к истории Кельтской церкви обусловлено влиянием Реформации и протестантской идеи объединенной Великобритании.
Статья посвящена историческому обзору переводов Библии на валлийский язык и их влиянию на формирование национальной идентичности Уэльса в контексте религиозных, политических и социальных изменений. Начиная с предположительных ранних переводов XII–XIII вв., статья прослеживает ключевые этапы развития переводческой традиции, уделяя особое внимание первым полным протестантским переводам Уильяма Сэйлсбери (1567) и Уильяма Моргана (1588). Эти переводы не только заложили основы литературного валлийского языка, но и стали инструментом сохранения национальной культуры в условиях английского доминирования. В статье рассматривается роль валлийских библейских переводов в борьбе против ассимиляции, их значение в эпоху индустриализации и культурных трансформаций XIX–XX вв., а также современные адаптации, отражающие актуальные тенденции в развитии языка и религиозности.
Новизна работы заключается в комплексном охвате всей истории валлийского библейского перевода, включая ранее не изучавшиеся диалектные и упрощённые версии XX–XXI вв.
Результаты подтверждают, что переводы Библии на валлийский язык служили не только религиозным, но и политико- и социокультурным целям, в итоге поспособствовав развитию и укреплению национального самосознания.
Публикация представляет первый перевод на русский язык жития святого Беуно (Buchedd Beuno) — одного из наиболее почитаемых местночтимых праведников средневекового Уэльса. Житие дополнено подробным историческим комментарием, а также вступительной статьей, повествующей об истории культа святого Беуно — от наиболее ранних упоминаний в письменных источниках до постепенного угасания в Позднем Средневековье, а также традиции бытования текста жития. В завершение автор описывает историю предшествующих изданий рассматриваемого текста.
В статье рассматривается образ святого Мак Ниссе — легендарного сподвижника святого Патрика. Подробно проанализирована его генеалогия и образ в “Трёхчастном житии” святого Патрика. Статья сопровождается переводом позднего латинского жития Мак Ниссе, ранее не переводившегося.
Издательство
- Издательство
- Силицея-Полиграф
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Каширское ш., 24
- Юр. адрес
- Каширское ш., 24
- ФИО
- Боброва Елена Анатольевна (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (985) 768-43-18