Архив статей журнала
Предметом статьи являются организационно-педагогические условия формирования soft-компетенций в корпоративном вузе. Исследование направлено на решение проблемы систематизации подходов и педагогического инструментария для реализации процесса формирования soft компетенций в рамках основных образовательных программ высшего образования в корпоративном вузе. В основу методологии проведенного исследования положены компетентностный, системно-деятельностный подходы. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования и использован метод моделирования.
Результаты. Разработана педагогическая модель формирования soft-компетенций в корпоративном вузе, состоящая из пяти блоков: целевого, методологического, процессуального, оценочного и результативного. В каждом блоке выделены траектории наибольшей привязки к soft-компетенциям, неразрывно связанные с поэтапным формированием общекультурных, профессиональных и профильно-специализированных компетенций, присущих программам высшего образования. Спроектированы компоненты педагогического процесса, которые детализируются в контексте потребностей компании и реализуются при участии студентов в проектной деятельности и в рамках специально разработанного корпоративного курса. Завершающий этап формирования компетенций включает демонстрацию наличия опыта выполнения трудовых функций, готовности к коммуникациям в производственном процессе и к участию в корпоративных мероприятиях по развитию и внедрению инноваций. Результаты трудоустройства выпускников и их продвижение по карьерной лестнице свидетельствует о целесообразности применения предложенной модели при корпоративном обучении.
В статье рассматриваются ценностно-смысловые ориентиры обучения взрослых, а именно: обучение как образ жизни, обучение как инструмент для улучшения качества жизни, обучение родителей для развития детей. Целью статьи является исследование вопроса ценностно-смысловых характеристик взрослых обучающихся. Ключевыми методами исследования являются анализ научной литературы, опрос целевой аудитории, обобщение результатов и их систематизация. Особое внимание в статье уделено особенностям обучения взрослых, подходам и мотивации обучающихся. Первичным в ходе обучения взрослых становится не приобретение конкретных знаний и навыков, а умение самостоятельно себя организовать, выявить потребности в обучении, самоопределиться в развитии конкретного направления и определить ключевые смыслы в своей образовательной траектории.
Под обучением как образе жизни, мы понимаем систематический и целенаправленный процесс приобретения новых компетенций в рамках повышения квалификации, освоения онлайн-курсов, а также образовательный процесс за пределами какой-либо организации.
Ключевым направлением при обучении как инструменте улучшения жизни является процесс выявления имеющихся пробелов в знаниях и их последующая корректировка. То есть процесс обучения должен быть спланирован в нужное время для человека и его дальнейшего развития. Рассмотрены понятия «бюджетный менталитет», «социальный капитал семьи», «неблагополучная семья».
Третьим ориентиром авторы выделили обучение родителей для развития детей, понимая под этим выбор таких образовательных программ, которые позволят повысить социальный капитал конкретной семьи и продемонстрировать детям наглядный пример по внедрению обучения во в свои рутинные задачи. В ходе исследования было выявлено, что уровень образования родителей, материальный уровень семьи напрямую влияет на развитие детей и объем знаний, которые они приобретают в раннем возрасте, а также личный пример получения знаний на ежедневной основе небольшими модулями по методу регулярного повторения.
Значимость данного исследования заключается в выявлении основных ценностносмысловых ориентиров при выборе образовательной траектории. В процессе исследования было установлено, что один взрослый обучающийся может в себе успешно сочетать несколько выделенных нами ценностей одновременно или на разных этапах своей жизни. Перечень ценностно-смысловых ориентиров, которыми взрослые обучающиеся наделяют свой процесс познания расширяется. Они включают профилактику различных заболеваний, повышение когнитивных способностей, нетворкинг в новой для себя или привычной сфере деятельности и т. д. Ключевым в вопросе обучения взрослых и их мотивации к получению знаний будет целенаправленность и значение обучения, понимание результатов и ценности для самого себя.
В последнее время и в органах государственной власти, и в прессе, и среди научного сообщества все острее ставятся вопросы, связанные с мигрантами, их интеграции в российское общество. Одной из наиболее острых дискуссий является проблема учащихся российских школ, не владеющих русским языком, что затрудняет усвоение школьной программы.
В апреле 2024 года в Уфе прошел Евразийский молодежный форум «Образование. Наука. Карьера». В этом году он проводится в Акмуллинском университете в седьмой раз и объединяет одаренных студентов, магистрантов и молодых ученых, проявляющих активный интерес к проблемам современной науки и педагогического образования.
В статье исследуется динамика актуальности предметного поля единства и многообразия в современных педагогических исследованиях, представлена качественная и количественная характеристика развития исследовательской проблематики в сфере изучения данных феноменов.
Цель статьи – исследование тенденций изменения научного интереса к категориям «единство» и «многообразие» в педагогических исследованиях на основе комплексного изучения частоты использования соответствующих ключевых слов в научных работах за последние 10 лет.
Опираясь на библиометрический подход, проведен анализ и квантификация научных материалов по характеристикам частоты исследовательского представления категорий единства и многообразия. В соответствии с целью работы для изучения научных публикаций в области образования и педагогической науки основными методами исследования были выбраны контент-анализ и библиометрический анализ.
Исследовательские вопросы, поиску ответов на которые посвящена данная статья, связаны с обоснованием изменения и трансформации научного интереса педагогов-исследователей к изучению категорий «единство» и «многообразие» как парных и императивно присущих многим социальным феноменам, в том числе в контексте изучения образовательного пространства. В работе определены тенденции повышения внимания к изучению исследуемых категорий применительно к различным педагогическим явлениям и процессам в современных исследованиях в области педагогики и образования, представлены обоснование динамических изменений, качественная характеристика проявляемого интереса, выявлены количественные показатели, фиксирующие уровень внимания ученых к обсуждаемым категориям.
Исследование позволяет сделать вывод, что интерес педагогов-исследователей к изучению категории «единство» существенно выше, чем к изучению категории «многообразие», что, на наш взгляд, является отражением приоритетов государственной политики в сфере образования, их обращенности к формированию суверенитета, ключевой характеристикой которого является единство.
Статья посвящена описанию маркеров рискового поведения подростков в системе его профилактики. Целью статьи стало определение содержания понятия рискового поведения подростков и описание маркеров его первичной диагностики. Методологию предпринятого исследования составили положения системного, аксиологического и деятельностного подхода, выступившие необходимым регулятивом построения стратегии социально-педагогической профилактики рискового поведения на основе выявленных маркеров, к которым относятся: специфическая лексика, участие подростков в специальных сообществах, появление в социальных сетях подростка специфических фото и видеоматериалов, специфические элементы одежды, избегание обсуждения с педагогами вопросов досуговой занятости.
Анализ источников позволил определить рисковое поведение подростков как добровольное поведение, направленное на достижение определенной цели, связанное с экспериментированием с собственными возможностями и различными видами опытов и переживаний, а также формированием самоидентичности и отношения к жизни в активном формате, начинающееся как экспериментирование на фоне проявленной готовности подростков к риску, содержащее неочевидный для подростка баланс положительных и отрицательных исходов в отношении его жизни и здоровья.
Рассмотрение маркеров рискового поведения подростков позволило сделать вывод о том, что маркеры выступают элементом целостной системы социально-педагогической профилактики рискового поведения на основе анализа объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и целей профилактической работы, во главе которой стоит ценностная ориентация на сохранение жизни и здоровья подростков, позволяющая определить направленность исследования, описывающая специфику выявления рискового поведения подростков, предполагающая проектирование траектории профилактической работы с позиции деятельности.
В постоянно изменяющемся мире учитель вынужден систематически познавать новое и адаптировать цифровые и педагогические технологии к современным условиям организации обучения. Авторы предлагают поэтапную методику адаптации учителя в цифровой образовательной среде, которая начинается с осознания необходимости изменений и заканчивается достижением экспертного уровня в использовании цифровых инструментов.
Целью статьи является представление авторской методики адаптации учителя к работе в цифровой образовательной среде как ключевому компоненту современного образовательного процесса.
Использование комплекса теоретических и эмпирических методов исследования позволило авторам разработать структуру поэтапной методики, на каждом этапе выделить формы работы и планируемый результат.
В своем исследовании авторы обращают внимание на важность постоянного обновления знаний и навыков учителя в области цифровых технологий для повышения качества образовательного процесса. Представленная методика позволяет в более короткие сроки адаптироваться молодому учителю к новым условиям работы.
Самостоятельное изучение материалов для освоения основных цифровых навыков также является ключевым элементом успешного применения методики.
Кроме того, статья обращает внимание на необходимость поддержки со стороны руководства школы и предоставления необходимых ресурсов для обучения и применения цифровых технологий. Это помогает учителям успешно адаптироваться к новой образовательной среде и использовать ее преимущества для улучшения качества образования.
Разработанная авторская методика адаптации является ценным ресурсом для учителей, которые стремятся эффективно внедрить цифровые технологии в свою работу и создать интерактивную и доступную образовательную среду для своих учеников.
Проблема формирования финансовой грамотности особенно остро возникает при подготовке студентов высшей школы – будущих преподавателей экономических дисциплин. Финансовая культура может служить прологом-введением в их будущую профессиональную подготовку. Ее формирование осуществляется посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий.
В исследовании был проведен анализ технологий, способствующих развитию финансовой культуры у студентов – будущих преподавателей экономических дисциплин. Было осуществлено научно-экспериментальное обоснование целесообразности использования цифровых технологий (digital technologies) в высшей школе. Показано, что для организации учебного процесса в современном вузе используется арсенал образовательных технологий, которые позволяют повысить качество образования, рационально использовать время учебных занятий, снизить репродуктивную деятельность студентов на выполнение самостоятельных работ. В условиях реализации требований новых образовательных стандартов в высшей школе наиболее актуальными являются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Проведенное анкетирование студентов показало, что, несмотря на верность большинства педагогов высшей школы традиционным образовательным технологиям, реалии современности настойчиво указывают на необходимость обновления технологической составляющей образовательного процесса с учетом современных достижений и инноваций в области компьютерных, информационных и цифровых технологий (digital technologies). Поэтому развитие финансовой культуры у студентов высшей школы – будущих преподавателей экономических дисциплин – следует осуществлять целенаправленно, используя весь арсенал современных образовательных технологий.
Основные направления подготовки кадров аграрного профиля сосредоточены в двух укрупненных группах: 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния. Однако наблюдается отсутствие проактивной модернизации содержания АгроБиоТех-образования с формированием цифровых компетенций, учетом научно-технического прогнозирования и макротенденциями развития АПК. В статье разработаны новые методы в образовательной политике с формированием цифровых компетенций в области использования пакетов зеленой агробиотехнологии, генетики и селекции животноводства, которые будут внедрены в аграрные вузы страны. Предложена реализация на «цифровых кафедрах» не менее 7 микромодулей по цифровым компетенциям в образовательные программы по программам дополнительного образования для обучающихся. Представлена концепция единой образовательной программы, которая включает внедрение образовательного трека «школа (агроклассы) – СПО – вуз – агропредприятия» и индивидуализацию обучения с выбором профиля подготовки после второго курса, включая дополнительную квалификацию. Новая модель позволит освоить академический трек или академический и исследовательский треки на уровне бакалавриата, после окончания бакалавриата выбрать экспериментальный трек и научно-исследовательский трек магистратуры и аспирантуры, что увеличит вовлеченность обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность по научным фронтирам. Приведена модернизация развития академической среды через разработку модели ускоренной подготовки специалистов в агропромышленной сфере на «цифровой кафедре» посредством получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю. В Республике Башкортостан 38% населения живет на селе, сельское хозяйство – лидер в России по ряду позиций. Модернизация системы АгроБиоТех-образования позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для поддержания передовых позиции по производству продукции АПК. Материалы, представленные в статье, получены в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация агрообразования с формированием цифровых компетенций и активной гражданской позиции обучающихся» ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Проблема совершенствования воинского мастерства и профессиональной культуры офицера занимает особое место среди проблем военного образования. Ее особенность обусловлена тем, что профессиональная культура будущего офицера напрямую связана с его будущей профессиональной деятельностью. Это наглядно видно у офицеров авиационного профиля.
В результате проведенного исследования выявлена структура профессиональной культуры будущего офицера-инженера, выпускника военного учебного центра Уфимского университета науки и технологий, которая состоит из военно-специальной культуры, технической культуры и педагогической культуры. Показано, что данные элементы взаимодополняют друг друга и обеспечивают профессиональную культуру будущего офицера авиационного профиля. Определены критерии и показатели, необходимые для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих офицеров:
- мотивационно-ценностный (наличие профессионального интереса и мотивация к овладению будущей профессией, стремление к профессиональному саморазвитию, набор ценностей, определяющих отношение курсанта к дальнейшей профессиональной деятельности);
- когнитивный (наличие специальных знаний связанных с исполнением прямых должностных обязанностей авиационного-инженера);
- технический (имеющиеся у будущего офицера знания в будущей военной специальности, наличие умения ставить и решать основные задачи согласно боевому предназначению, навыки офицера в постановке и решении педагогических задач, уровень развития педагогической техники, результаты военно-педагогической деятельности);
- личностный (сформированность личностных качеств: профессиональная ответственность, готовность к профессиональному саморазвитию).
Перечисленные критерии и показатели позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной культуры будущих офицеров, которые могут развиваться от низкого к высшему в образовательном процессе военного учебного центра. Достижение этих уровней будет определяться на основе мотивационно-ценностного, когнитивного, технического и личностного критериев.
Статья представляет собой обзор современного состояния инженерной и инженерно-педагогической подготовки в системе высшего и профессионально-педагогического образования в РФ. В статье обозначена проблема подготовки инженерных кадров, решение которой может быть достигнуто за счет развития системы инженерно-педагогического образования в высшей школе. В материалах статьи упоминается история инженерно-педагогической подготовки в России и CCCР и описывается современная структура системы инженерно-педагогического и профессионально-педагогического образования. Отмечены проблемы, возникшие в данной системе в последние годы, сформулированы задачи по их преодолению. Среди перспективных задач можно выделить необходимость ориентации на инновационные достижения в научно-технической и педагогической сфере и обеспечение непрерывности инженерно-педагогического образования, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса, связанного с целесообразностью восстановление квалификации «инженер-педагог» при подготовке соответствующих специалистов и разработки соответствующей компетентностной модели.
Результаты. На примере специализированного ВУЗа - РГППУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета) - показаны существующие в современной высшей школе практики и форматы в сфере инженерно- и профессионально-педагогической подготовки. Отмечена необходимость системных подходов в решении задач по развитию инженерно-педагогического образования. Статья носит постановочный характер, авторы приглашают коллег к дискуссии и развитию сформулированных идей.
В статье рассматриваются факторы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях трансформации образовательной среды исторических регионов России.
Автором определено, что адаптация является целостным биологическим, физиологическим и психологическим процессом и она, в свою очередь, требует различных форм поведения личности в зависимости от социальной ситуации, в которой она находится. Рассматривается, что адаптация будущих педагогических работников напрямую связана со средой, воспитательными возможностями образовательной среды, а также активностью субъектов образовательного процесса.
Отмечено, что в условиях интеграции педагогических вузов исторических регионов в общероссийское образовательное пространство важно определить объективные и субъективные факторы, которые влияют на формирование личности будущих педагогических работников. Обозначенные в статье факторы объединены в три группы: социокультурная среда вуза, особенности организации образовательного процесса и психологические особенности личности студентов.
Компоненты социокультурной среды позволяют создать благоприятную социальную ситуацию развития личности будущих педагогических работников и включают учебно-воспитательные события, создание единого воспитательного пространства и реализацию психолого-педагогических программ.
Рассматривается, что одним из компонентов социокультурной среды педагогических вузов Российской Федерации является переход на Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) и подготовка будущих педагогических работников в едином образовательном пространстве по УГСН 44.00.00 с учетом концепции «Ядро высшего педагогического образования».
Отмечено, что к психологическим особенностям личности студентов следует отнести: процесс перестройки ценностей, мотивационную зрелость и успешность овладения навыками будущей профессиональной деятельности.
В статье делается вывод, что личность будущего педагога настолько успешна, насколько она адаптивна, поскольку за каждой социальной ролью стоят определенные нормативы, а нормативы и пространство социальных ролей и социальных отношений – среда, в которой личность адаптируется.