ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (2024)
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Авторы: Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

© Скударева Г. Н., Бенин В. Л., 2024

Сохранить в закладках
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2024)
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Авторы: Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

Сохранить в закладках