ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И РИТОРИЧЕСКИХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Авторы: Феоктистова Олеся Владимировна

В статье представлены результаты исследования вопросов использования приемов обучения риторике при подготовке обучающихся к итоговому устному собеседованию по русскому языку. В ней обоснована необходимость применения риторического анализа, риторической задачи и риторической игры, предложены примеры заданий, соответствующие разным этапам подготовки.

Методологической основой стали работы о специфике речевой деятельности, её структуре (Н. А. Жинкин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя), об особенностях реализации коммуникативно-деятельностного подхода в области теории и практики обучения речи (М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов). Особое значение было уделено концепции предмета «Риторика общения», разработанной под руководством Т. А. Ладыженской.

Для разработки методики использования риторических приемов были проанализированы различные источники по вопросам обучения русскому языку, организованы наблюдения за учебным процессом и коммуникативной деятельностью обучающихся, проведены беседы и анкетирование с учителями-словесниками. Это дало возможность выявить особенности подготовки к итоговому устному собеседованию, определить типичные ошибки, допускаемые обучающимися, установить характер трудностей, которые возникают у педагогов, охарактеризовать место и роль риторического анализа, риторической задачи и риторической игры в системе подготовки к итоговому устному собеседованию.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют: данные приемы являются эффективными, поскольку требуют от учеников осмысления особенностей речевой ситуации собеседования, выявления необходимых условий для организации речевой деятельности на экзамене и разработки ориентировочной основы для выполнения заданий.

Сохранить в закладках