№ 18 (2022)
Статьи в выпуске: 15
В настоящее время назрели и требуют решения проблемы формирования визуальной культуры городской среды, архитектурно-пространственной структуры города. В статье анализируются формы взаимной связи дизайна и рекламы, как важной составляющей дизайна городской среды, с формами современного искусства. Выявляются направления и приёмы актуального искусства, которые участвуют сегодня в формировании городской среды и маркируют городскую территорию для жителей и гостей. Основной объект исследования – выход дизайна за пределы предназначенных для него поверхностей и пространств, «расширение языка дизайна» для освоения новой среды, появление арт-объектов как основной интерпретации искусства в городском пространстве, использование нестандартных материалов, внедрение новых форм пластики, создание неожиданных проектов в неожиданных местах. Изучаются различные примеры перформансов, рекламных инсталляций, стрит-арта. Особому вниманию и анализу подвергается интерактивная городская реклама. Приводятся различные примеры применения актуального искусства в пространстве городов с разными культурными особенностями, архитектурой, инфраструктурой. Делается вывод, что арт-объекты помогают сохранить дизайн-код города, избежать экстенсивного расширения рекламного воздействия и дают толчок для брендирования городского пространства.
В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, имеющие высокую значимость при формировании художественного образа экстерьера легкового автомобиля на сегодняшний день. Перечислены основные элементы экстерьера, их свойства и значимость при формировании художественного образа. Выполнен краткий исторический экскурс, показывающий поэтапное насыщение экстерьера новыми элементами и их трансформацию. Уделено внимание фирменному стилю и композиционным приемам, используемым дизайнерами.
Отмечено влияние развития технологий, изменения функционального наполнения легкового автомобиля, глобальным социокультурным процессам, которые существенно меняют художественный образ экстерьера легкового автомобиля. Приведены распространённые стратегии привлечения и удержания потребителей к внешнему легкового автомобиля, используемые в настоящее время, такие как: новая разработка, модернизация и копирование популярных решений, интерпретация популярных решений конкурентов. Указывается на собирательный характер художественного образа экстерьера легкового автомобиля, требующий учета значительного количества факторов, системности и профессионализма дизайнера.
В статье рассматривается выставочный стенд, как многосоставное смысловое пространство, направленное на эстетическую коммуникацию, воплощающий замысел в диалоге проектировщика с посетителем экспозиции. Взаимодействуя друг с другом они выстраиваться связи между собой, в которых выставочный стенд выступает, как носитель семантической, эстетической и пластической информации.
В создании промышленных стендов в современном мире большую роль играют технологические новации, которые во взаимодействии с дизайном создают особое выразительное пространство, отражающее в себе синтез науки и культуры, где сам выставочный стенд предстает перед посетителем выставки как самодостаточное, мультимедийное пространство. В статье затрагивается тема синтеза искусств в создании цельного законченного дизайн-решения выставочного стенда, включающего элементы театрализации, орнаментики, основанной на национальной традиции. В совокупности с достижениями новейших разработок в области компьютерной графики, создает гармоничное дизайн-решение выставочного стенда, отвечающего всем современным требованиям.
В статье при помощи мотивного анализа рассматривается связь восьми основных сюжетов тибетского театра аче лхамо с культурной традицией буддизма, объединяющей философию этого учения и его литературное наследие. Для большинства сценариев выявляются и систематизируются первоисточники в канонических буддистских писаниях. Сюжеты рассматриваются сквозь призму таких основополагающих понятий учения Будды, как Четыре благородные истины, Пять добродетелей, Восьмеричный путь, бодхичитта, доктрины анатмана и взаимозависимого происхождения. Как наиболее распространенные выделяются мотивы страдания и избавления от него, самопожертвования и следования по пути бодхичитты, мудрого и добродетельного буддистского правителя, любви и верности, раскаяния и прощения, наказания зла. Драмы классифицируются по степени укорененности буддистских мотивов на те, где буддизм выступает самим текстом, интертекстом и контекстом. Подчеркивается, что в половине сюжетов лхамо просветленными выступают женщины. Отличные от западного театра принципы построения художественного времени и пространства, обилие фантастических эпизодов даже в бытовых историях также интерпретируются как влияние буддистской культуры. Автор приходит к заключению, что тибетская драма аче лхамо пропитана буддийской мыслью не менее, чем религиозные мистерии цам.
Статья посвящена характеристике модернизационных процессов в традиционном китайском театре сицюй, которые осуществлялись в условиях взаимодействия культур различных стран с начала ХХ века. Архаичные формы театра (музыкальной драмы) сицюй представляют собой устойчивые культурные традиции различных местностей Китая в более чем 300 различных вариантах, из которых в настоящее время только около 50 имеют сценическое воплощение. Включение в «Список нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО региональных театров цзинцзюй, куньцюй, юэцзюй и цзанси является важным шагом по пути сохранения национального китайского театра и свидетельствует о его мировом признании.
Интернационализация культурной жизни Китая, осуществляемая в ХХ веке в условиях социально-экономических реформ государства, открыла возможности для инокуль- турного опыта развития традиционного китайского театра. Как результаты модернизации традиционного театра рассматриваются драматический театр хуацзюй, современная национальная опера гэцзюй, «образцовая революционная опера», авангардный драматический театр. Анализ процессов модернизации традиционного театра позволяет выявить сохранение таких константных качеств китайского театра, как универсальность и мастерство актера, канонизированные приемы сценической выразительности, зрелищность представления, метафизическая природа действия.
В условиях интенсивных межкультурных контактов авангардные театральные формы в искусстве Китая конца ХХ – начала XXI века демонстрируют продолжение модернизационных процессов и ставят перед искусствоведением новые исследовательские задачи по разработке типологии жанров современного китайского театрального искусства.
В статье определено значение грима и костюма в построении образа героя постановки на примере спектаклей минской сцены. Автор рассматривает разные виды грима и театрального костюма и выделяет среди них наиболее характерные для белорусского театра. Проводит анализ основных типов грима и костюма. Выявляет характерные особенности условно-метафорического, псевдоисторического и бытового костюмов. Рассматривает особенности национального, исторического, характерного и портретного гримов. Выделяет основные направления условного грима, жанрового гротескного и сказочного. Автор рассматривает малоизученную тему, где несмотря на многочисленные научные труды посвящённые деятельности театров страны практически никто не обращался к изучению проблем в области сценографического образа персонажа. Поднимает необходимость выявления тенденций и особенностей существования современного сценографического образа. Формирует ряд проблем в создании образов для белорусской сцены. Разбирает наиболее распространённые виды костюмов драматических постановок Минска. Выявляет популярные тенденции в белорусских образах. Создает систематизацию в гримерных образах на основе выбранных постановок.
Формирует основные концептуальные принципы в художественном решении персонажа для полноценного визуального образа спектакля. Изучает проблемы в области сценографического образа персонажа в визуальном решении спектакля. Автором рассмотрена терминологическая база и выбраны наиболее запоминающиеся примеры постановок последних лет. Рассмотрен исторический контекст формирования театрального образа в мировом и белорусском контексте. В кратком виде выделены основные типы персонажей и принципы их создания. Зависимость цветового и стилистического решения костюма и света на сцене с гримом персонажа.
Анализ искусствоведческих и философско-культурологических научных работ по проблематике электронного искусства показывает, что наряду со определенными достигнутыми в этих исследованиях результатами, отсутствует единство и целостное представление о генезисе электронного искусства на раннем этапе его развития.
Восполнение создавшегося вакуума и решение связанных с этим проблем требует комплексного научного подхода и глубокой проработки документальных первоисточников для выявления роли и значения как отдельных творческих личностей, так и достигнутых ими результатов, а также характеристики факторов, определивших условия последующего развития электронного искусства.
В статье рассмотрен генезис электронного искусства на раннем этапе его развития, и впервые, в одной профильной работе сведены и представлены документальные первоисточники, на основании которых определена роль К. Е. Барнетта (Burnett Carlos E.) в качестве пионера электронного искусства.
Цель публикации анализ основных особенностей света как носителя образно-смыслового содержания в произведениях белорусских живописцев периода 1960–1980х гг. Воплощение образа в живописи происходит путём использования художественно-выразительных средств, одним из которых является свет. Он выполняет несколько функций при создании картины: точная фиксация световых характеристик окружающей действительности при изображении источников света и освещённости предметов, формообразующее начало света в композиционной организации живописного полотна, технология и техника достижения эффекта свечения. Содержательная функция света – это фактор обобщенияитога работы всех его функций. В качестве терминологического эквивалента содержательной функции света в данном исследовании будет использоваться понятие «содержание света». На примере творчества художников А. Бархаткова, Ю. Гаврина, Н. Чурабо, М. Савицкого, Б. Казакова, В. Мудрогина, Ф. Барановского и других – раскрываются подходы, приёмы, методы реализации авторского поиска художниками содержания света при создании художественного образа в живописи Беларуси. Поиск светового содержания в живописи указанного периода осуществлялся в направлениях, заданных взаимосвязью сюжета и физической природы света, религиозной христианской и мистической тенденциями светоизображения, воплощением образов на грани реального/ирреального.
В статье впервые выявляется творческий характер и художественные особенности ряда первых выставок китайского изобразительного искусства в Беларуси во второй половине 1990-х гг. после установления дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. Дается искусствоведческая оценка выставке уникального «искусства тхейхуа», которое в металле воспроизводит известные произведения традиционной живописи. Впервые в Беларуси были экспонированы живописные произведения китайской масляной живописи в новом реалистическом стиле, в стиле локального реализма и др., которые связаны с политикой реформ и открытости после преодоления идеологических ограничений «культурной революции». Белорусские зрители могли оценить творческую свободу и профессиональное мастерство в выборе актуальной тематики таких известных мастеров, как Чэнь Дангтин, Ай Сюань, Яо Шаньи и др. Большое познавательное значение сыграли выставки китайской традиционной живописи «го хуа» в Национальном художественном музее Республики Беларусь в конце 1990-х гг. Здесь демонстрировались этапные произведения эпохи Средневековья и многочисленные произведения великих реформаторов «го хуа» ХХ века. Среди них произведения Чжэнь Баньцяо, Жэнь Баояня, Ци Байши, Сюй Бейхуна, Ли Кэжаня и др. На основании искусствоведческого анализа этих этапных выставок делаются выводы о том, что они стали важной основой для дальнейшего развития белорусско-китайских художественных связей, которые привели к плодотворному и многогранному взаимодействию в сфере изобразительного искусства между КНР и Республики Беларусь в начале ХХI века.
Статья подготовлена автором в рамках исследования пространственно-временного континуума станковой живописи и художественной фотографии Беларуси 1960–1991 гг. Цель данной статьи – анализ пространственно-временного своеобразия в станковой живописи Беларуси 1970-х годов во взаимосвязи хронотопа живописных произведений и социокультурной составляющей очерченного исторического периода.
Немалую лепту в обогащении пространственно-временных характеристик произведений внесли художники-«семидесятники». Они стремились «высвободить» хронотоп из-под доминанты сюжета, подчеркнуть его самостоятельные выразительные возможности [10]. В станковых живописных произведениях художники моделируют неоднозначное пространство, в котором теряется определенность в местонахождении объекта, а привычные координаты физического мира преображаются. Монтаж разновременных и разнопространственных характеристик, планов и масштабов, определенная мера пространственной условности, совмещение реального и ирреального – все это признаки поисков новых свойств в хронотопе станковой живописи 1970-х годов.
Художники-«семидесятники» стремились к психологизму, метафизике, к проникновению в человеческое подсознание через ассоциации и символизм обогащали свои про- изведения философскими смыслами. Если художники предшествующего десятилетия отображали натуру «в упор», то художники 1970-х ставили своей целью воплотить в произведениях собственное мировоззрение. Можно говорить о своеобразном интеллектуальном романтизме «семидесятников».
Статья включает в себя анализ художественных произведений, которые в разной степени отображают формы пространства и времени. Картины мастеров рассматриваются с точки зрения пространственно-временного континуума, который являет собой наиболее глубокое и многоаспектное их осмысление.
Статья посвящена особенностям интерпретации образа Родины в со- временных живописных работах студентов Белорусской государственной академии искусств.
В Белорусской государственной академии искусств сложилась своя уникальная система по формированию патриотизма у молодых художников. Традиционно, тема Родины находит отражение в дипломных и курсовых работах студентов БГАИ, но современные социокультурные условия предполагают новые подходы в репрезентации образа Родины в живописных произведениях, требуют свою специфику, которая даст возможность донести идею автора до современного поколения людей. В живописных работах современных студентов в отличии от предыдущих десятилетий, где главное место занимала тема, на первый план выходят метафора и концепция. Как и большинство художников современного периода, студенты БГАИ в своих работах уходят от тематики, связанной с военным и революционным прошлым страны, от изображения трудовых будней. Всё чаще молодые художники обращаются к национальной истории, ее героям, легендам, символам, придавая им романтическую окраску
Статья посвящена анализу феномена праздника, основных черт его типологии и семантики в ХХ веке, ключевых этапов в развитии темы праздника в искусстве этого периода, поэтико-семантических и образно-художественных особенностей живопись ких произведений белорусских художников на данную тему.
Общеизвестно, что отражение празднований встречается в изобразительном масстатстве еще с древних времен, и в разные периоды эта тема трактовалась по-разному: от отображения массовых сцен веселья до выявления психологизма и внутраных характеристик в отдельных образах.
В ХХ веке феномен праздника неоднократно привлекал внимание белорусских живописцев. В зависимости от этапов развития общества в художественных образах праздник восставал то идеально-романтичным, то патриотически-возвышенным, то оптимистично-радостным, то камерно-интимным.
Усиление интереса людей в 70-е-начале 80-х годов к традиционной праздничной культуры, к истории, традициям и обычаям белорусского народа, представила художникам довольно широкое поле для творчества. Переосмысление обрядово-ритуального комплекса традиционных праздников становится ключевым элементом создания образности и фармирования праздничного хронотопа. Персонификация художественных образов праздника связана в первую очередь с интересом живописцев к торжествам родового, семейного плана, с индивидуальным контекстом их восприятия.
В широком смысле образы праздников в произведениях белорусских художников в ХХ веке спала- чают христианство и язычество, Крестьянскую и городскую культуру, духовно-возвышенное и бытовое. И вместе с тем, чрезвычайно часто праздник на живописных полотнах предстает как живое культурное событие, как праздничная стихия, что ведет художника по пути игры с образами, свободной импровизации и эксперимента.
В статье исследуются идеи Марсилио Фичино оказавшие влияние на формирование эзотеризма и развитие европейской философии. Обосновывается ключевая роль Фичино в возникновении современных течений западного эзотеризма и радикальной трансформации западной философии. Доказывается, что сущностью эзотерического ренессанса, начатого итальянским философом, было возобновление ряда течений античного эзотеризма в контексте нового понимания человека. Показывается, что на становление эзотеризма оказали влияние три главные идеи Фичино: особая интерпретация неоплатонизма в духе герметизма и ренессансного гуманизма, концепция «древней теологии» и философская теория магии. Иерархический живой космос Фичино, наполненный видимыми и невидимыми взаимосвязями, аналогиями и соответствиями, стал основой для развития эзотерических представлений. Доказывается, что неоплатонизм был использован Фичино для нового понимания человека, которое соответствовало идеям ренессансного гуманизма. Раскрывается значение концепции «древней теологии», которая породила идею единой традиции знания в западном эзотеризме и способствовала возникновению новых представлений об истории философии. Особое внимание уделяется магической теории Фичино, раскрывается её влияние на становление философии и современных течений западного эзотеризма. Показывается, что магия сыграла значительную, нередко противоречивую роль, в формировании современного философского и научно-технического мышления.
Сегодня диалог трансформировался в некую модель языка, истории, культуры, общества, личности, сознания и мысли, которые появляются на рубеже «другости». Подобная концепция диалога послужила своеобразным толчком в развитии интеграции социально-философского направления: возникновение диалогической антропологии, педагогики и эстетики; появление социологических изысканий в сфере диалогического устройства общества; становление диалогической семантики в лингвистической науке и т. д. Соответственно, личность в научной реальности стала пониматься в качестве «диалогического Я», а диалог стал основным методом и методологией как всех гуманитарных направлений науки, так и социальной философией в частности. В настоящее время диалог, осмысленный изначально как универсальное пространство, постепенно наполнился новым смыслом. Следствием этого стало осознание того, что само диалогическое пространство и есть поле человеческого ресурса. В социальной философии диалог позволяет обнаружить человеческий ресурс, расширять его, интегрировать в соответствии с поставленной задачей и через актуализацию новых смыслов жизнедеятельности формировать новые реальности пространства.
Таким образом, адекватным современности считается диалогическое сознание, которое позволяет охватить быстро протекающие изменения в обществе и мире, понять все многообразие быстро появляющихся новых форм и структур в жизнедеятельности человека. Диалог признается новой культурной призмой, позволяющей не только увидеть и оценить новое, но и по новому посмотреть на давно известное и привычное.
В статье анализируются многопрофильные тенденции в практике изобразительного искусства последнего десятилетия советской эпохи.
1980-е годы стали логическим продолжение лучших традиций изобразительного искусства Беларуси предыдущих этапов. О новом качественном уровне развития изобразительного искусства начала 1980-х годов свидетельствуют выставочная активность, острая полемика между представителями разных направлений, расширение международного обмена в области культуры и т. д. В 1980-х годах можно отметить разнообразие стилистических и образно-пластических решений. Кроме классических видов искусства и доминирующих академических принципов создания произведений, определенное место на культурной сцене занимают фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций и др. Активно формировались новые атрибуты художественной среды, создавались творческие группы и общественные объединения, организовывались международные пленэры. Более заметными стали проявления социальных функций искусства, освобождение его от идеологической регламентации художественной жизни. Вместе с тем начиналась коммерциализация в искусстве с вытекающими трудностями становления процесса.