Архив статей журнала

Канонические сюжеты тибетской драмы как отражение культурной традиции буддизма (2022)
Выпуск: № 18 (2022)
Авторы: Цзань Хуамэйцо

В статье при помощи мотивного анализа рассматривается связь восьми основных сюжетов тибетского театра аче лхамо с культурной традицией буддизма, объединяющей философию этого учения и его литературное наследие. Для большинства сценариев выявляются и систематизируются первоисточники в канонических буддистских писаниях. Сюжеты рассматриваются сквозь призму таких основополагающих понятий учения Будды, как Четыре благородные истины, Пять добродетелей, Восьмеричный путь, бодхичитта, доктрины анатмана и взаимозависимого происхождения. Как наиболее распространенные выделяются мотивы страдания и избавления от него, самопожертвования и следования по пути бодхичитты, мудрого и добродетельного буддистского правителя, любви и верности, раскаяния и прощения, наказания зла. Драмы классифицируются по степени укорененности буддистских мотивов на те, где буддизм выступает самим текстом, интертекстом и контекстом. Подчеркивается, что в половине сюжетов лхамо просветленными выступают женщины. Отличные от западного театра принципы построения художественного времени и пространства, обилие фантастических эпизодов даже в бытовых историях также интерпретируются как влияние буддистской культуры. Автор приходит к заключению, что тибетская драма аче лхамо пропитана буддийской мыслью не менее, чем религиозные мистерии цам.

Сохранить в закладках