АРТЭФАКТ
Архив статей журнала
Статья посвящена характеристике модернизационных процессов в традиционном китайском театре сицюй, которые осуществлялись в условиях взаимодействия культур различных стран с начала ХХ века. Архаичные формы театра (музыкальной драмы) сицюй представляют собой устойчивые культурные традиции различных местностей Китая в более чем 300 различных вариантах, из которых в настоящее время только около 50 имеют сценическое воплощение. Включение в «Список нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО региональных театров цзинцзюй, куньцюй, юэцзюй и цзанси является важным шагом по пути сохранения национального китайского театра и свидетельствует о его мировом признании.
Интернационализация культурной жизни Китая, осуществляемая в ХХ веке в условиях социально-экономических реформ государства, открыла возможности для инокуль- турного опыта развития традиционного китайского театра. Как результаты модернизации традиционного театра рассматриваются драматический театр хуацзюй, современная национальная опера гэцзюй, «образцовая революционная опера», авангардный драматический театр. Анализ процессов модернизации традиционного театра позволяет выявить сохранение таких константных качеств китайского театра, как универсальность и мастерство актера, канонизированные приемы сценической выразительности, зрелищность представления, метафизическая природа действия.
В условиях интенсивных межкультурных контактов авангардные театральные формы в искусстве Китая конца ХХ – начала XXI века демонстрируют продолжение модернизационных процессов и ставят перед искусствоведением новые исследовательские задачи по разработке типологии жанров современного китайского театрального искусства.