Статьи в выпуске: 13

ЭГОЦЕНТРИЗМ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)
Авторы: ПАШУКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

В статье представлены результаты исследования эгоцентризма студентов лингвистического университета, их коммуникативных склонностей и успеваемости. В ходе исследования применялись методы анкетирования, проективный тест эгоцентрических ассоциаций, опросник коммуникативных склонностей и показатели успеваемости. Статистическая обработка данных позволила установить обратную связь величины эгоцентризма с величиной показателей коммуникативных склонностей и показателями успеваемости студентов.

Сохранить в закладках
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ДЛЯ ЖИЗНИ? (2025)
Авторы: ЯСТРЕБОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА, КРЯЧКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье исследуется потенциал обучения иностранному языку в вузе как подготовки к непрерывному языковому образованию в его гуманистическом понимании. На основе теоретического анализа и изучения лучших практик Московского государственного института международных отношений определены оптимальное сочетание универсальных и специальных умений, а также совокупность условий, обеспечивающих их взаимосвязанное развитие. В работе также рассмотрены возможности искусственного интеллекта, технологически изменяющего среду обучения.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИИ ВЫРАЖЕНИЯ РЕАГИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ В РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2025)
Авторы: ЮДИЦКАЯ АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В статье исследуются стратегии, которые используют преподаватели английского языка для выражения реагирующей функции во время онлайн-занятий для взрослых. С помощью методов наблюдения, классификации и сопоставления были проанализированы транскрипции записей видеоуроков. В результате были выявлены стратегии, которые помогают преподавателям, представляющим две различные лингвокультуры, выразить реакцию на слова студента.

Сохранить в закладках
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕХНОЛОГИЧНО ОРГАНИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (2025)
Авторы: ХРИСТОФОРОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА

В статье представлены эмпирические исследования технологично организованного развития интеллектуальных умений на занятиях по иностранному языку студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». По результатам анализа эмпирического материала было выявлено, что последовательное применение на занятиях группы методов проблемной постановки и решения задач, разбора / анализа конкретных ситуаций / кейсов в рамках деловой игры повышает качество иноязычной подготовки обучающихся.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2025)
Авторы: ФРОЛОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

В статье рассматривается роль педагогического дискурса в создании ситуаций реального иноязычного общения, определяются функции и характеристики профессионального педагогического общения, выявляются типичные ошибки, которые допускают будущие и начинающие преподаватели иностранного языка в ходе осуществления педагогического взаимодействия с учащимися.

Сохранить в закладках
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ) (2025)
Авторы: ХАРЛАМОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, ИВАНКИНА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье комплексно рассматривается когнитивная компетенция как методическое понятие профессионально ориентированного образования в области социально-политических наук. Авторы дают определение когнитивной компетенции, обосновывают ее важность для будущей профессиональной деятельности, обозначают стратегии и алгоритмы обучения когнитивной компетенции, освещают инновационные методы формирования когнитивной компетенции на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Московского государственного лингвистического университета.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ (2025)
Авторы: РУЦКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвящена формированию лексической компетенции студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Перевод и переводоведение». В статье представлен обзор исследований по теме, уточнено понятие лексической компетенции применительно к обучению студентов-переводчиков. Автор рассматривает факторы, определяющие особенности развития лексической компетенции при обучении речевой деятельности аудирования, подробно характеризует этапы формирования компетенции, приводит примеры инструкций к упражнениям.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ МЕССЕНДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (2025)
Авторы: Морозова Марина Александровна

В статье рассматривается применение мессенджеров в обучении студентов английскому языку. Анализ научно-методических публикаций показал, что теоретические обоснования интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс недостаточно представлены в научной литературе. Необходимо обосновать принципы выбора содержания, методов и формата введения ресурсов в обучение. Эффективность использования мессенджеров в образовательной деятельности обоснована на примере интеграции телеграм-канала в образовательный процесс Ульяновского института гражданской авиации.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОЙ МНОГОРЕСУРСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2025)
Авторы: МЕЛЬНИКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, Соболева Александра Владимировна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по созданию иноязычной профессионально ориентированной смешанной многоресурсной образовательной среды. Предложены дидактические принципы, учитывающие интеграцию физического и цифрового пространств и их ресурсов при обучении иностранному языку. Анкетирование подтвердило эффективность данного подхода для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также их критического мышления, цифровых компетенций и навыков научной коммуникации.

Сохранить в закладках
РЕСУРСЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В «РОТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (2025)
Авторы: МАЦАЛАК ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, Обдалова Ольга Андреевна

В статье выявлены особенности модели ротации станций как способа организации учебной деятельности, способствующей ее индивидуализации. Рассмотрены разные форматы смешанного обучения и выявлены их особенности. Выявлена сущность понятия «ротация станций» с точки зрения организационно деятельностного и событийного методов в русскоязычном педагогическом дискурсе. Описан пилотный эксперимент и его результаты. Определены и систематизированы ресурсы индивидуализации при обучении студентов устной иноязычной коммуникации. Представлен опыт организации индивидуализированного формата обучения иноязычной коммуникации в профессиональной сфере на примере четырех учебных постов.

Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ДВУЯЗЫЧНЫХ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ У СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ (2025)
Авторы: ДАМИНОВА СОФИЯ ОСКАРОВНА

В статье решается вопрос формирования иноязычной лексической компетенции у студентов-нефилологов на основе иллюстративных терминологических словарей. Выявляются лексикографические, лексические и лексико-когнитивные навыки работы с иноязычными терминологическими словарями. Предлагается методика обучения студентов-нефилологов профессиональной лексике с использованием иллюстративного двуязычного словаря терминов.

Сохранить в закладках
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИНГАФОННЫХ КЛАССОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ (2025)
Авторы: ГРУЗДЕВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ, МАКАРЕНКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ШЕШИН ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

В статье рассматриваются способы специализации компьютерных лингафонных классов для подготовки переводчиков. Авторы отмечают ориентированность современных лингафонных решений на экстенсивный путь развития функциональных возможностей для охвата более широкой номенклатуры предметов обучения, в том числе точных. Ввиду отсутствия готового специализированного решения для переводчиков авторы разрабатывают программное обеспечение (ПО). Оно дополняет функционал компьютерных лингафонных классов, способствует выработке методических рекомендаций по подготовке комплексов заданий с использованием решений ИИ (искусственного интеллекта) и современных возможностей по редактированию аудио и видео, а также проведению анализа результатов работы.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ-ИНВАРИАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)
Авторы: ВОРОНИНА АННА ИГОРЕВНА

В статье представлены методологические основы модели-инварианта педагогического взаимодействия в образовательном пространстве современного университета. По результатам анализа структурно-функциональных характеристик моделей педагогического взаимодействия были выявлены сильные стороны и возможные ограничения их применения. Обоснованы принципы создания полиперспективной модели, способствующей гармонизации образовательного процесса в вузе.

Сохранить в закладках