ПЕРИОД ДИСТАНТА ВО ВРЕМЯ КОРОНАВИРУСА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД (2024)
Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.
Идентификаторы и классификаторы
Резкий вынужденный переход на дистанционный формат обучения явился сильным фактором стресса как для учителей, так и для обучающихся на всех уровнях образования, о чём свидетельствуют многие исследования [1; 2; 3; 4; 5]. В период пандемии люди с нетерпением ждали возвращения к нормальному формату обучения, рассматривая дистант как вынужденную меру, выражая (ещё в 2020-м году) такие чаяния, что «пройдёт время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали!» [3]. Однако возврат к очному формату, в свою очередь, явился фактором стресса, поскольку за длительное время пандемии все уже успели привыкнуть к дистанту, и пусть далеко не всех устраивающий, но «устоявшийся образ жизни неожиданно и резко изменился» [5, с. 145]. Таким образом, несмотря на степень осознания этого, «резкий возврат к старому порядку оказался травмирующим как для учителей, так и для студентов» [4, с. 189].
Список литературы
- Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID 19 / А. В. Петракова, Т. Н. Канонир, А. А. Куликова, Е. А. Орел // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114 EDN: JYFVZN
- Schonfeld I. S., Bianchi R., Luehring-Jones P. Consequences of Job Stress for the Mental Health of Teachers // T. McIntyre, S. McIntyre, D. Francis (eds) Educator Stress. Aligning Perspectives on Health, Safety and Well-Being. Springer. 2017. P. 55-75. DOI: 10.1007/978-3-319-53053-6_3
- Барило Т. М. Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе. Мончегорск // Детская музыкальная школа им. М. М. Сакадынца [2020]. URL: https://monch-dmsh.murm.muzkult.ru/media/2020/11/23/1245112155/Doklad_Barilo_noyabr_2020.pdf?ysclid=lutycbbioo172818911 (дата обращения: 30.12. 2023).
- Ненюк Е. А. Новая нормальность. Переход к очному обучению после пандемии. Проблемы, выводы, рекомендации // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94) С. 188-191. EDN: TAZEGL
- Ivanov S. S., Zolotova M. V., Sidneva T. B. Teacher’s Identity in Online ESP and Music Education. Teacher’s Primus Inter Pares Factor // In: Rumyantseva A., Plotnikov V., Minin A., Anyigba H. (eds) Challenges and Solutions in the Digital Economy and Finance. Springer Proceedings in Business and Economics. Springer, Cham. 2022. P. 145-154. DOI: 10.1007/978-3-031-14410-3_16
- Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1992. № 2. С. 8-15.
- Griffiths M. D. Does Internet and Computer “Addiction” Exist? Some Case Study Evidence // CyberPsychology & Behavior. 2000. Vol. 3, № 2. P. 211-218. DOI: 10.1089/109493100316067
- Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с немецкого А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
- Казаринова Е. Ю., Холмогорова А. Б. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13, № 2. C. 123-139. DOI: 10.17759/psyedu.2021130208 EDN: YDJKEY
-
Легостаева И. В. Отношение студенческой молодежи к дистанционному формату обучения в условиях пандемии: социологический анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Том 12, № 2. С. 1-12. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK221.pdf (дата обращения: 18.03.2024). EDN: ITGJPS
-
Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 122 с. EDN: QXODKX
-
Зенцова Н. И. Когнитивные факторы психосоциальной адаптации у лиц, зависимых от алкоголя и героина: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 25 с. EDN: NKSKSZ
-
Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. В. Синяков, А. А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228-251. DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.11 EDN: GGPMUI
-
Проблемы уровня психологического здоровья учителей в постковидный период / Г. М. Ракишева, Д.В. Лепешев, Д. С. Сабитова, М. Б. Жантемирова // Наука и реальность. 2022. № 1. С. 7-28. EDN: BNKNQS
-
Миронов И. П., Белозёрова Т. А. Адаптация студентов вуза к учебному процессу в посткарантинный период обучения // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Том. 28, № 2. С. 200-212. DOI: 10.15826/izv1.2022.28.2.039 EDN: VEXXEI
-
Maushart S. The winter of our disconnect: how three totally wired teenagers (and a mother who slept with her iPhone) pulled the plug on their technology and lived to tell the tale. London: Profile, 2011. 278 p.
-
Ward Adrian F., Duke K., Gneezy A., W. Bos M. Brain Drain: The Mere Presence of One's Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity // Journal of the Association for Consumer Research. University of Chicago Press. 2017. Vol. 2. P. 140-154.
-
Терещенко С. Ю., Смольникова М. В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы // Социальная психология и общество. 2020. Том 11, № 1. С. 55-71. DOI: 10.17759/sps.2020110104 EDN: OVINVQ
-
Швабауэр А. В. Цифровизация образования: правовое регулирование, цели и риски, направления совершенствования законодательства // Криминологические отрасли. Криминология науки и образования. Основной доклад беседы "Преступность сферы науки и образования" от 21 мая 2021 г. № 4 (59) 2020. С. 73-88. [2020]. URL: https://ouzs.ru/upload/iblock/da3/da37eae25448e5c5cebb72c6661dc214.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
-
Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь. 2014. № 12. URL: https://hij.ru/read/issues/2014/december/5210/(дата обращения: 04.12.2020).
-
Alterations in functional networks during cue-reactivity in Internet gaming disorder / S. S. Ma, P. D. Worhunsky, J. S. Xu et al. // Journal of behavioral addictions. June 2019. Vol. 8, No. 2. P. 277-287. DOI: 10.1556/2006.8.2019.25
-
Weinstein A., Livny A., Weizman A. New developments in brain research of internet and gaming disorder // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. April 2017. Vol. 75. P. 314-330. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2017.01.040
-
Лукша П., Песков Д. Будущее образования: глобальная повестка // Вклад в будущее [2013]. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (дата обращения: 01.01.2024).
-
Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева, Н. П. Нарбут, Н. Е. Савина // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 120-137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137 EDN: QVFEFV
-
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с. EDN: KBQMGG
-
Постнов В. В. Расстройства адаптации у больных алкоголизмом в ремиссии: автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2003. 28 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются средства архаизации художественного текста на фонетическом, морфологическом, лексическом и грамматическом (синтаксическом) уровнях языка. Архаизация, или историческая стилизация, как комплексное преобразование языка, не ограничивается уровнем лексики - архаизмами. В качестве материала исследования выбран фэнтези - роман Уильяма Морриса «Child Christopher and Goldilind the Fair» как пример кропотливой архаизации художественного текста. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в романе У. Морриса язык - это, скорее, самоценный объект творчества, нежели средство создания сеттинга. Архаизация в «Child Christopher and Goldilind the Fair» весьма условна, поскольку роман в жанре фэнтези не имеет цели воссоздать какой - либо исторический период, а архаизация несет главным образом эстетическую функцию и переносит действие романа в «прекрасное абстрактное прошлое». В результате исследования выделены разнообразные средства архаизации художественного текста на английском языке. Фонетические особенности передаются с помощью архаичной орфографии; на морфологическом уровне применяются устаревшие принципы словообразования; архаизация на лексическом уровне представлена архаизмами (в том числе семантическими) и историзмами; на уровне грамматики это устаревшая глагольная парадигма, архаичные грамматические конструкции и особый синтаксис.
Состав, семантика и функционирование слов с цветовым значением - колоративов - представляет интерес для исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. Актуальность изучения этой группы слов определяется важной тенденцией: описать факты культуры, закрепленные в единицах языка, а также выделить в них культурно значимую информацию. Данная тенденция проявляется при изучении языка писателя. Анализ колоративов, их состав и роль в разножанровых произведениях И. А. Бунина ведется активно, но зачастую строится без ориентации на конкретное художественное произведение. В статье анализируются колоративы, функционирующие в тексте рассказа «Генрих» (цикл «Темные аллеи»), который называют сумрачным, или сумеречным, рассказом. Проведенный анализ показал, что в тексте рассказа писатель использует около 120 колоративов, большая часть из которых обозначает яркие («дневные») цвета: лиловый, индиго, янтарно-коричневый, цвета луковой шелухи. Характер отбора слов, называющих основные цвета спектра и их оттенки, в тексте рассказа показывает авторские симпатии и антипатии. Семантический, лексикографический и лингвокультурологический анализ пейзажных и портретных описаний осуществляется на фоне материалов Национального корпуса русского языка (основной и поэтический подкорпусы). Проведенный анализ показал, что колоративы становятся для автора не только средством точного и образного описания окружающего мира, но и способом выражения состояния героя и его отношения к России и Европе.
В статье рассматриваются региональные особенности номинации в области эргонимов салонов красоты на примере наименований города Ярославля. В анкету социолингвистического опроса были включены вопросы, позволяющие оценить эргонимы салонов красоты города Ярославля по следующим критериям: соответствие названия сфере деятельности организации; степень привлекательности исследуемых эргонимов для респондентов; причины привлекательности/непривлекательности эргонимов для респондентов; варианты преобразования номинации для удобства использования ее в речи; степень важности названия заведения для потребителя товара/услуги в процессе выбора организации для посещения. В результате анализа ответов респондентов были получены следующие выводы. Названия большинства исследуемых эргонимов соответствуют бьюти-сфере. Наиболее привлекательным названием салона красоты для ярославцев стало название Beauty Territory, которое характеризуется соответствием сфере деятельности организации и «красотой звучания». Нельзя однозначно определить важность названия салона красоты при выборе заведения для посещения: ответы опрошенных распределились примерно поровну, при этом 13,2 % опрошенных не обращают внимание на название при выборе салона красоты. При использовании эргонимов в речи горожане наиболее часто используют эллиптизацию, универбацию, употребление только идентификатора.
За последние годы личность политика и его коммуникативное поведение нередко становились предметом лингвистических исследований в связи с существовавшим запросом на прогнозирование развития политической коммуникации. Это становится возможным при подходе к личности политического деятеля с позиции лингвопрагматики. Целью данной статьи является разработка нового подхода к типологизации коммуникативной личности современного британского политика и анализ коммуникативного поведения личности политического деятеля на материале парламентских выступлений премьер-министров Дэвида Кэмерона, Терезы Мэй, Бориса Джонсона и лидеров оппозиционной партии лейбористов Джереми Корбина и Кира Стармера. Общность внутриполитических задач, стоящих перед политиками, а именно выход Великобритании из Европейского Союза, экологическая повестка, миграционная реформа, развитие системы здравоохранения, обусловливает выбор определенного типа коммуникативной личности и лексических средств, используемых политиком в ходе парламентских дебатов. Алгоритм типологизации коммуникативного поведения политиков включает в себя создание корпуса высказываний и работу с ним при помощи программы контент-анализа «Sketch Engine». Сопоставление наиболее частотных лексических единиц, используемых политиком в заданных коммуникативных ситуациях, позволяет определить превалирующие типы коммуникативной личности и ведущие интенции, реализуемые в ходе политической коммуникации.
В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление репродуктивных установок молодых людей, а именно на изучение желания и готовности молодых людей иметь детей, представлений об идеальном, желаемом и ожидаемом количество детей в семье, выявление барьеров, влияющих на принятие решения о рождении ребенка. Определено место репродуктивных установок в системе жизненных ценностей молодежи. Описаны факторы, влияющие на репродуктивные установки молодежи. Эмпирической базой выступили результаты авторского социологического исследования, проведенного методом интернет-анкетирования, на целевой выборке (n= 200). Опрошены респонденты 18-35 лет. По результатам исследования установлено, что молодежь преимущественно позитивно воспринимает рождение детей: мысли о детях и беременности вызывают приятные чувства, а материнство не ассоциируется с материальными сложностями. Вместе с тем большинство респондентов разделяет установку на рождение не более двоих детей, а появление первого ребенка откладывает до 25-29 лет. Среди факторов, определяющих репродуктивные установки молодежи: брачный статус, модель родительской семьи и уровень образования. Среди трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди после рождения детей: социальное самочувствие молодых родителей, а также материальное положение. На основе результатов исследования предложены рекомендации для оптимизации мер социально-демографической политики в области рождаемости и поддержки семьи.
В условиях быстро меняющегося мира, ситуации внешнеполитической напряженности, информатизации и технологизации во всех сферах жизнедеятельности именно рынок труда является своеобразным социальным индикатором, отражающим актуальные проблемы, запросы и тенденции развития российского общества. Рынок труда позволяет оценить численность и структуру населения страны, дать характеристики работающего населения, оценить уровень безработицы, здоровья и достатка каждой семьи. Активное использование цифровых технологий и применение искусственного интеллекта создают новые условия жизни и труда человека, при этом определяя и новые требования к нему. Рынок труда чутко реагирует на эти изменения. Статья посвящена анализу современного состояния рынка труда, обусловленного изменениями внешних и внутренних условий жизни российского государства. Целью исследования является выявление и обоснование направлений трансформации российского рынка труда как социального и экономического инструмента развития экономики и социальной сферы. Представлен количественный и качественный анализ статистических информационно-аналитических показателей рынка труда за последние 33 года (с 1990 по 2023 гг.), а также обобщены и обоснованы актуальные проблемы и трудности в развитии трудовой сферы в сегодняшних непростых реалиях. Значимость исследования заключается в возможности использования результатов количественного и качественного анализа современного состояния рынка труда, его запросов и новых трендов развития для подготовки качественно нового персонала, повышения конкурентоспособности работников и работодателей, а значит, и для снижения социальной напряженности в обществе и экономического роста России.
В статье представлены результаты серии фокус-групп со студентами Пермского государственного университета (n=36) по теме «Поиск оптимальных практик продвижения семейных ценностей в студенческой среде». Среди прочего анализ показал, что 1) в связи с ростом недоверия студентов к государству, а также школе и вузу как проводникам государственной политики происходит ослабление воспитательной функции данных институтов, однако 2) именно от школы и вуза студент ждет действенной помощи в плане полового воспитания, а от государства - пресечения «цифровой безнадзорности», порождающей сексуальную распущенность и бескультурье; 3) от взрослых агентов социализации требуется чаще привлекать студента к общественно значимым мероприятиям, что в итоге повысит уровень его ответственности за своих близких и в перспективе за своих детей; 4) необходимо разрабатывать игровые подходы к решению психологических проблем, причем путем привлечения к работе с подростками и студенческой молодежью выпускников театральных вузов и психологических факультетов, 5) все мероприятия в школе, включая учебные дисциплины гуманитарного цикла, должны постепенно влиять на сознание подростка в плане выработки успешных моделей межличностных и особенно межполовых отношений; 6) необходимо всемерно поддерживать проекты блогеров-лидеров студенческого мнения и активно включать блогеров в разработку государственных инициатив. Данная статья вносит вклад в намечаемый аксиологами и правительством курс на выработку эффективных методов регулирования семейных отношений в студенческой среде и поддержание традиционных ценностей в обществе.
Понятие легитимности власти как одна из актуальных проблем в области государственного управления было впервые упомянуто немецким правоведом Г. Еллинеком конца XIX - начала XX века, затем оно получило глубокую разработку в теории политического господства М. Вебера. Осознав важность данной проблематики, ученые из разных стран так или иначе обращались к ней и дорабатывали разные ее аспекты. В данной статье проведен критический анализ базовых концепций легитимности власти, основанный на вкладе в развитие данной проблематики М. Вебера, Д. Истона, И. Сировача, Дж. Ролза, Д. Эстлунда и Ю. Хабермаса. Поскольку проблема легитимности власти напрямую связана с поддержанием демократического режима, то заявленные концепции рассматриваются в контексте разновидностей демократии, для характеристики которых они создавались. Целью данного исследования является не только анализ последовательно сменяющих друг друга концепций легитимности политической власти, но и выявление их взаимосвязи с господствующими в период появления концепции представлениями о демократии в науке и обществе. Исследование выполнено в рамках системного подхода с использованием общетеоретических методов анализа и синтеза, систематизации и классификации, а также метода кейс-стади для странового анализа.
Рассмотрены аспекты транспортной политики России на современном этапе в условиях ужесточения санкционного прессинга Запада. Описан проект международного транспортного коридора «Север-Юг» как транспортный ответ на попытки оттеснить Россию от глобального Юга. Особое внимание уделено политическим и технологическим аспектам формирования международного транспортного коридора проекта «Север-Юг», показаны негативные последствия введенных западными странами санкций против транспортной отрасли России. Дана оценка действий США и партнеров по противодействию созданию международного транспортного коридора «Север-Юг» путем формирования альтернативных транспортных проектов - «Лазуритового коридора» и Зангезурского сухопутного транспортного коридора. Показаны действия Правительства РФ по отстаиванию проекта «Север-Юг». Чтобы противостоять угрозам со стороны Англии и Великобритании, России и ее партнерам по формированию МТК «Север-Юг» необходимо сохранить суверенитет в международных отношениях, противодействовать вмешательству третьих стран в их планы и укреплять коллективную военную безопасность своих стран. Важно не поддаваться на провокации, проявлять гибкость и обоюдную готовность к сотрудничеству. Это поможет не только преодолеть преграды на пути к реализации проекта МТК «Север - Юг», но и продвинуться в вопросах интеграции странам-участникам, укрепив их отношения.
В статье выявляются основные нарративные стратегии коммуникации российских региональных политиков в визуальном сторителлинге. В качестве методов исследования выступают дискурс-анализ в интерпретации Н. Фэркло и подход П. Штомпки. Объектом исследования выступают 15 наиболее популярных пабликов глав регионов России в социальной сети ВКонтакте. Предметом - публикации, которые содержат иконографические материалы. Хронологические рамки определяются периодом с 01 марта 2023 года по 01 ноября 2023 года. Результаты исследования позволили выделить четыре ключевые нарративные стратегии, используемые при ведении паблика глав регионов. Ими являются «путь героя», «стабильность», «свои-чужие» и «планы на будущее». В статье делается вывод о том, что в каждом из рассмотренных пабликов так или иначе задействован каждый из этих нарративов. Наиболее популярным является «путь героя». Представление каждой из стратегий в визуальном сторителлинге отличается во всех рассмотренных нами случаев. Это позволяет сделать предположение о том, что демонстрация той или иной стратегии зависит как от целевой аудитории паблика (в данном случае жителей региона), так и от личностных особенностей, присущих самим политикам.
Издательство
- Издательство
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- Юр. адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- ФИО
- Иванчин Артем Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@uniyar.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (485) 2797702