Социальные и гуманитарные знания
Архив статей журнала
В статье рассматривается номинативная составляющая конструирования авторитета личности в срезе трёх её компонентов: непосредственно имени, должностного функционального наименования и оценочной характеристики. На материале текстов новостных сообщений, опубликованных в Telegram-каналах популярных русскоязычных изданий, доказывается, что в новостном дискурсе наиболее частотными оказываются случаи номинаций упоминаемого субъекта, содержащие компонент должности или её эквивалент (квазидолжностные номинации). Выявленные случаи номинации разбиваются на четыре типологические группы: должность и непосредственно имя (Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал…); должность без имени (Президент Израиля призвал…); должность, имя и характеристика (Знаменитый шведский футболист Златан Ибрагимович объявил…); а также частные случаи номинаций анонимного субъекта, где в качестве опорного компонента наименования используется должность (Медик из Коммунарки рассказал…). Наиболее частотными оказываются номинации, содержащие имя и должностную составляющую: на них приходится свыше 90 % выявленных случаев употребления; они же являются наиболее вариативными. Все виды номинации рассматриваются с точки зрения возможных конфигураций компонентов, прагматических установок автора новостного сообщения. В сегменте обсуждения очерчиваются перспективные направления дальнейшего изучения научной проблемы.
Объектом исследования явился лексический материал первого тома «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Цель исследования заключалась в проведении комплексного анализа имён существительных, именующих лицо женского пола. Результаты исследования позволят в перспективе выявлять особенности и тенденции изменения способов именования лиц женского пола, статику и динамику их употребления в речи с точки зрения стилистической нормы, а также определять их статус в русском литературном языке. В результате проведённого семантического, стилистического, этимологического, сравнительного лексического анализа имён существительных, именующих лицо женского пола было выделено 15 лексико-семантических групп существительных, именующих лицо женского пола по профессии, национальности /народности, месту проживания, религиозным убеждениям, титулу и т.д. Установлено, что в словарь было включено большое количество устаревших слов, особое место занимают диалектные и разговорно-просторечные именования женщины. Этимологический анализ показал, что большая часть именований лиц женского пола исконно русского происхождения, образованных словообразовательным способом с помощью суффиксов, частично метафорическим способом. Некоторые слова являются заимствованными полностью из французского, латинского и др. языков, другая часть имеет заимствованный корень, но само слово образовано в русском языке с помощью русских суффиксов. Утверждается, что часть существительных, именующих лицо женского пола по профессии, должности, роду занятий, не фиксируется в современных толковых словарях по причине их статуса в СРЛЯ - «устаревшие» - или по причине ненормированности (диалектизмы, просторечия).
В условиях депопуляции, суженного режима воспроизводства особенно остро стоит вопрос реализации репродуктивного потенциала населения, который детерминируется демографическим поведением. Создание семьи в молодом возрасте, с одной стороны, может стимулировать рост рождаемости, что весьма важно в условиях депопуляции, с другой - решает целый ряд социальных и психологических проблем молодого человека, противодействует распространению эпидемии одиночества. Соответственно, можно выделить студенческую семью как отдельный социальный феномен. Это особая группа, которая, в силу особенностей своего положения, нуждается в государственной поддержке. В этой связи актуальным является анализ мер государственной поддержки студенческой семьи в современном российском обществе. Авторы обращают внимание на необходимость установления правового статуса студенческой семьи на федеральном уровне и принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на формирование и развитие института студенческой семьи в Российской Федерации. Между тем существуют региональные меры поддержки студенческих семей, эффективность которых нуждается в оценке. Тиражируются практики поддержки студенческих семей в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, однако их финансирование не носит системный характер и осуществляется в основном за счет расходов образовательной организации на воспитательную работу.
Одним из основных ресурсов современного общества являются информация и цифровые технологии ее обработки. Доступ к информации, цифровым продуктам и услугам способствует снижению барьеров при взаимодействии индивида с государством, организациями, другими индивидами, дает возможности для личностного развития, активного участия в решении социальных вопросов. Вместе с тем неравномерность распространения информационной инфраструктуры, различия в умениях и навыках пользователей при работе с цифровыми продуктами, а также различия в степени мотивации индивидов к работе в Интернете формируют цифровое неравенство. На основе ключевых концепций цифрового неравенства в сентябре 2022 года - апреле 2023 года авторами проведено социологическое исследование, в котором приняли участие жители Свердловской области. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что возраст является одним из ключевых факторов воспроизводства цифрового неравенства, в связи с чем актуально цифровое неравенство между поколениями современного российского социума. Результаты исследования продемонстрировали ведущую роль молодежи в преодолении цифрового неравенства поколенческих групп, поскольку молодые пользователи Интернета имеют более развитые цифровые навыки, а представители старшего поколения готовы приобретать эти навыки при взаимодействии с молодежью.
В современных условиях российская студенческая молодёжь становится важным сегментом государственной политики с фокусом на создание условий для развития молодого поколения, в том числе и в рамках университета. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования в 2023 г. По вероятностной квотной выборке было опрошено 490 студентов Саратовского государственного университета. Прослежено влияние специфики объединения на деятельность и качество реализации потенциала студентов. В процессе осуществления деятельности внутри объединения студенты получают огромный практический опыт, который может быть использован для реализации социального капитала в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство же студентов удовлетворены деятельностью в своем объединении, но видят минусы: дефицит времени, помехи в учебе и отчасти в поиске работы. Подтверждено, что целеполагание как проектировочная компетенция студентов слабо сформировано, что требует особого внимания со стороны университета. Девушки больше нацелены на реализацию своих талантов, развитие организационных способностей, инициативности, но чаще отмечают, что эта деятельность мешает учебе. Юноши больше ценят развитие в объединениях таких качеств, как ответственность, креативность и решительность, однако чаще проявляют свою активность за компанию и сильнее ощущают дефицит времени. Не меньшую роль играет возраст студентов. Чем старше студент, тем активнее он реализует полученный в объединении потенциал для поиска работы.
В статье представлены данные теоретического анализа и прикладного исследования, раскрывающие специфику представления делинквентного экономического поведения молодёжи в средствах массовой информации. На примере междисциплинарной оценки структуры и функционирования феномена рассмотрены основные характеристики экономической активности в целом и её деструктивной формы в частности. Представлен анализ отечественных и зарубежных взглядов на мотивацию и механизм реализации экономических действий в зависимости от совокупности внутренних и внешних факторов. Рассмотрены базовые характеристики молодёжной активности, её рисковые и потенциальные зоны роста и продуктивности. Взаимодействие совокупности условий и элементов экономической деятельности представлено в виде комплексной модели, демонстрирующей причины дивергенции социально одобряемых и предпочитаемых стратегий в молодёжном сообществе. Авторы на примере количественного и качественного контент-анализа описали специфику отображения деструктивной экономической активности в её взаимосвязи с рефлексией целевой аудитории и гендерной спецификой восприятия информации. Наличие высокой заинтересованности (и частоты публикации) контента, рассматривающего противоправные действия как своеобразный способ самореализации, в свою очередь, отражает наиболее весомый рисковый потенциал медиасреды, характеризующейся низким ресурсом реализации эффективного социального контроля.
В связи с развитием украинского кризиса и, как следствие, изменением международной обстановки французским руководством были предприняты шаги по изменению внешнеполитического курса в том числе в отношении России. Вопросы, связанные с осмыслением стратегической культуры Франции, являются ключевыми при выработке внешнеполитического курса в отношении нашей страны, что требует современного реагирования. Однако стратегическая культура как понятие еще мало изучена и продолжает служить предметом исследования ученых. Стратегическая культура Франции формировалась на протяжении большого количества лет, и сейчас французская стратегическая культура имеет свое воплощение в позиционировании государства за рубежом, имеет свой стиль и специфические особенности. Сложившаяся в современных международных отношениях ситуация относительно ухудшения отношений России и Франции требует теоретической проработки, направленной на выявлении основ стратегической культуры Франции и ее влияния с целью формирования внешней политики Российской Федерации. В этом отношении изучение программных документов в области безопасности и обороны Франции может служить опорой при выборе соответствующих путей реализации внешнеполитических интересов РФ. В данной работе была изучена стратегическая культура во внешней политике Франции, а также ее влияние на отношения с Россией.
Целью статьи выступает исследование тенденций и особенностей развития гражданского общества Российской Федерации в процессе Специальной военной операции в регионах исторической Новороссии. Отмечается, что влияние СВО на функционирование российской модели «третьего сектора» ведет к принципиальным трансформациям характера государственно-гражданского диалога. Аргументируется, что приоритетной сферой взаимодействия общества и государства в современной России становится область военно-гражданских отношений. В качестве доказательства приводятся примеры увеличение состава негосударственных структур как по направленности их деятельности, так и в распространении на самый низовой уровень территориально-политической организации. Обосновывается, что приоритетной задачей подавляющего большинства вновь возникших и существовавших ранее общественных субъектов становится оказание той или иной поддержки подразделениям и частям российской армии на театрах вооруженной борьбы, а также социальная защита военнослужащих и членов их семей. На протяжении весьма ограниченного временного срока институционализированные и сетевые объединения в массовом порядке включают в себя все новые социальные агрегации и территориальные сообщества, которые стали организующим звеном народного патриотического подъема в период СВО. Прогнозируется, что те субъекты, которые смогли проявить себя в качестве связующего звена между армией и народом, способны в обозримом будущем выступать стержневым компонентом гражданского общества в России ХХI столетия.
В условиях интенсивного международного противостояния проблема институционализации политического лидерства становится ключевой. Сегодня очень важно определиться с тем, каким должен быть руководитель государства, чтобы обеспечить стране не только выживание, независимость, но и стабильность, устойчивое развитие. В настоящее время обострение борьбы Востока и Запада достигло своей кульминации, и мировой политический кризис требует максимально безболезненного решения. Вместе с тем ядерная угроза становится гораздо более ощутимой, чем когда бы то ни было в истории. Кризисный характер международных отношений все чаще проявляется в повышении уровня конфронтации между основными политическими акторами и возглавляемыми ими политическими блоками. Роль политических лидеров в этих условиях стремительно возрастает, о чем можно судить хотя бы по тому, какое место в нынешних политических дискуссиях занимают личности российского президента В. В. Путина, американского - Дж. Байдена, а также лидеров ФРГ, Франции, Турции и других мировых центров политической силы. Данная статья посвящена изучению правовых основ институционализации политического лидерства в современных условиях, выяснению факторов, определяющих авторитет и эффективность современного руководителя страны.
В статье исследуются средства архаизации художественного текста на фонетическом, морфологическом, лексическом и грамматическом (синтаксическом) уровнях языка. Архаизация, или историческая стилизация, как комплексное преобразование языка, не ограничивается уровнем лексики - архаизмами. В качестве материала исследования выбран фэнтези - роман Уильяма Морриса «Child Christopher and Goldilind the Fair» как пример кропотливой архаизации художественного текста. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в романе У. Морриса язык - это, скорее, самоценный объект творчества, нежели средство создания сеттинга. Архаизация в «Child Christopher and Goldilind the Fair» весьма условна, поскольку роман в жанре фэнтези не имеет цели воссоздать какой - либо исторический период, а архаизация несет главным образом эстетическую функцию и переносит действие романа в «прекрасное абстрактное прошлое». В результате исследования выделены разнообразные средства архаизации художественного текста на английском языке. Фонетические особенности передаются с помощью архаичной орфографии; на морфологическом уровне применяются устаревшие принципы словообразования; архаизация на лексическом уровне представлена архаизмами (в том числе семантическими) и историзмами; на уровне грамматики это устаревшая глагольная парадигма, архаичные грамматические конструкции и особый синтаксис.
Состав, семантика и функционирование слов с цветовым значением - колоративов - представляет интерес для исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. Актуальность изучения этой группы слов определяется важной тенденцией: описать факты культуры, закрепленные в единицах языка, а также выделить в них культурно значимую информацию. Данная тенденция проявляется при изучении языка писателя. Анализ колоративов, их состав и роль в разножанровых произведениях И. А. Бунина ведется активно, но зачастую строится без ориентации на конкретное художественное произведение. В статье анализируются колоративы, функционирующие в тексте рассказа «Генрих» (цикл «Темные аллеи»), который называют сумрачным, или сумеречным, рассказом. Проведенный анализ показал, что в тексте рассказа писатель использует около 120 колоративов, большая часть из которых обозначает яркие («дневные») цвета: лиловый, индиго, янтарно-коричневый, цвета луковой шелухи. Характер отбора слов, называющих основные цвета спектра и их оттенки, в тексте рассказа показывает авторские симпатии и антипатии. Семантический, лексикографический и лингвокультурологический анализ пейзажных и портретных описаний осуществляется на фоне материалов Национального корпуса русского языка (основной и поэтический подкорпусы). Проведенный анализ показал, что колоративы становятся для автора не только средством точного и образного описания окружающего мира, но и способом выражения состояния героя и его отношения к России и Европе.
В статье рассматриваются региональные особенности номинации в области эргонимов салонов красоты на примере наименований города Ярославля. В анкету социолингвистического опроса были включены вопросы, позволяющие оценить эргонимы салонов красоты города Ярославля по следующим критериям: соответствие названия сфере деятельности организации; степень привлекательности исследуемых эргонимов для респондентов; причины привлекательности/непривлекательности эргонимов для респондентов; варианты преобразования номинации для удобства использования ее в речи; степень важности названия заведения для потребителя товара/услуги в процессе выбора организации для посещения. В результате анализа ответов респондентов были получены следующие выводы. Названия большинства исследуемых эргонимов соответствуют бьюти-сфере. Наиболее привлекательным названием салона красоты для ярославцев стало название Beauty Territory, которое характеризуется соответствием сфере деятельности организации и «красотой звучания». Нельзя однозначно определить важность названия салона красоты при выборе заведения для посещения: ответы опрошенных распределились примерно поровну, при этом 13,2 % опрошенных не обращают внимание на название при выборе салона красоты. При использовании эргонимов в речи горожане наиболее часто используют эллиптизацию, универбацию, употребление только идентификатора.