УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (2024)
В современных условиях российская студенческая молодёжь становится важным сегментом государственной политики с фокусом на создание условий для развития молодого поколения, в том числе и в рамках университета. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования в 2023 г. По вероятностной квотной выборке было опрошено 490 студентов Саратовского государственного университета. Прослежено влияние специфики объединения на деятельность и качество реализации потенциала студентов. В процессе осуществления деятельности внутри объединения студенты получают огромный практический опыт, который может быть использован для реализации социального капитала в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство же студентов удовлетворены деятельностью в своем объединении, но видят минусы: дефицит времени, помехи в учебе и отчасти в поиске работы. Подтверждено, что целеполагание как проектировочная компетенция студентов слабо сформировано, что требует особого внимания со стороны университета. Девушки больше нацелены на реализацию своих талантов, развитие организационных способностей, инициативности, но чаще отмечают, что эта деятельность мешает учебе. Юноши больше ценят развитие в объединениях таких качеств, как ответственность, креативность и решительность, однако чаще проявляют свою активность за компанию и сильнее ощущают дефицит времени. Не меньшую роль играет возраст студентов. Чем старше студент, тем активнее он реализует полученный в объединении потенциал для поиска работы.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня в условиях всеобщей глобализации и попыток подавления национальных суверенитетов российская молодёжь, а особенно студенчество становится важным сегментом государственной политики, направленной на создание наилучших условий для социального развития, самореализации молодого поколения. Общественные объединения молодёжи и студентов традиционно являются одним из важнейших субъектов государственной молодёжной политики Российской Федерации. Именно здесь молодое поколение на практике осваивает свой субъектный потенциал, развивает навыки работы с различными категориями студентов.
Список литературы
- Селиванов А. А. ДНК молодых россиян: кто мы и в каком будущем хотим жить? Идеология будущего // Общественно-политический, научно-теоретический, экспертно-аналитический журнал. 2023. № 8. С. 143-147.
- 30 лет государственной молодёжной политике Российской Федерации: [сборник] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, МИРЭА - Российский технологический университет. М.: МИРЭА - Российский технол. ун-т, 2022. 340 с. EDN: LYIXEO
- Арсентьев Е. А. Молодежные организации современной России // Преподавание истории в школе. 2005. № 7. С. 16-24.
- Дороги для молодых: [беседа с заместителем Мособлдумы Виктором Егеревым] / Вел беседу Александр Плиско // Закон и право. 2005. № 9. С. 43-46. EDN: OOXPHV
- Шахнович И. С. Молодежная политика и механизм ее реализации // Школа. 2004. № 2. С. 71-76.
- Бегинина И. А. Роль СМИ в политической информированности студентов СГУ (по результатам социологического опроса) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2010. Т. 10. Вып. 3. С. 5-7. EDN: MWEBTB
- Сайганова Е. В. Особенности молодежной политики в условиях общества риска // Материалы научно-практической конференции “Риски в социально-территориальном пространстве современной России”. Саратов: Саратовский источник, 2016. C. 78-80.
- Ситникова С. В. Аксиологические основы религиозности студенческой молодежи // Регионология. 2016. № 1 (94). С. 112-119. EDN: VOHBRT
- Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 384 с. EDN: WQRSQP
-
Кутейников А. Е. Международные межправительственные организации: социологический подход // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 4. С. 79-91. EDN: NBJUNW
-
Радзиховский Л. А. Изучение психологических особенностей неформальных молодёжных объединений // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 182-184.
-
Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит., 1989. 444 с.
-
Запесоцкий А. С. Культура: взгляд из России [2-е изд., доп.]. М.: Наука; СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, 2015. 846 с. EDN: SSVWKI
-
Файн А. П. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. Ленинград: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1989. 18 с.
-
Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012. 527 с. EDN: IHTEJW
-
Калиева Ж. А., Зайцев Д. В. Молодежные объединения в России: институциально-правовые аспекты исследования // Право и глобальный социум. Астрахань. 2016. № 2. С. 60-65.
-
Королева И. В. Целеполагание как проектировочная компетентность современной молодежи // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 130 (6). С. 3-13.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается номинативная составляющая конструирования авторитета личности в срезе трёх её компонентов: непосредственно имени, должностного функционального наименования и оценочной характеристики. На материале текстов новостных сообщений, опубликованных в Telegram-каналах популярных русскоязычных изданий, доказывается, что в новостном дискурсе наиболее частотными оказываются случаи номинаций упоминаемого субъекта, содержащие компонент должности или её эквивалент (квазидолжностные номинации). Выявленные случаи номинации разбиваются на четыре типологические группы: должность и непосредственно имя (Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал…); должность без имени (Президент Израиля призвал…); должность, имя и характеристика (Знаменитый шведский футболист Златан Ибрагимович объявил…); а также частные случаи номинаций анонимного субъекта, где в качестве опорного компонента наименования используется должность (Медик из Коммунарки рассказал…). Наиболее частотными оказываются номинации, содержащие имя и должностную составляющую: на них приходится свыше 90 % выявленных случаев употребления; они же являются наиболее вариативными. Все виды номинации рассматриваются с точки зрения возможных конфигураций компонентов, прагматических установок автора новостного сообщения. В сегменте обсуждения очерчиваются перспективные направления дальнейшего изучения научной проблемы.
Объектом исследования явился лексический материал первого тома «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Цель исследования заключалась в проведении комплексного анализа имён существительных, именующих лицо женского пола. Результаты исследования позволят в перспективе выявлять особенности и тенденции изменения способов именования лиц женского пола, статику и динамику их употребления в речи с точки зрения стилистической нормы, а также определять их статус в русском литературном языке. В результате проведённого семантического, стилистического, этимологического, сравнительного лексического анализа имён существительных, именующих лицо женского пола было выделено 15 лексико-семантических групп существительных, именующих лицо женского пола по профессии, национальности /народности, месту проживания, религиозным убеждениям, титулу и т.д. Установлено, что в словарь было включено большое количество устаревших слов, особое место занимают диалектные и разговорно-просторечные именования женщины. Этимологический анализ показал, что большая часть именований лиц женского пола исконно русского происхождения, образованных словообразовательным способом с помощью суффиксов, частично метафорическим способом. Некоторые слова являются заимствованными полностью из французского, латинского и др. языков, другая часть имеет заимствованный корень, но само слово образовано в русском языке с помощью русских суффиксов. Утверждается, что часть существительных, именующих лицо женского пола по профессии, должности, роду занятий, не фиксируется в современных толковых словарях по причине их статуса в СРЛЯ - «устаревшие» - или по причине ненормированности (диалектизмы, просторечия).
В условиях депопуляции, суженного режима воспроизводства особенно остро стоит вопрос реализации репродуктивного потенциала населения, который детерминируется демографическим поведением. Создание семьи в молодом возрасте, с одной стороны, может стимулировать рост рождаемости, что весьма важно в условиях депопуляции, с другой - решает целый ряд социальных и психологических проблем молодого человека, противодействует распространению эпидемии одиночества. Соответственно, можно выделить студенческую семью как отдельный социальный феномен. Это особая группа, которая, в силу особенностей своего положения, нуждается в государственной поддержке. В этой связи актуальным является анализ мер государственной поддержки студенческой семьи в современном российском обществе. Авторы обращают внимание на необходимость установления правового статуса студенческой семьи на федеральном уровне и принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на формирование и развитие института студенческой семьи в Российской Федерации. Между тем существуют региональные меры поддержки студенческих семей, эффективность которых нуждается в оценке. Тиражируются практики поддержки студенческих семей в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, однако их финансирование не носит системный характер и осуществляется в основном за счет расходов образовательной организации на воспитательную работу.
Одним из основных ресурсов современного общества являются информация и цифровые технологии ее обработки. Доступ к информации, цифровым продуктам и услугам способствует снижению барьеров при взаимодействии индивида с государством, организациями, другими индивидами, дает возможности для личностного развития, активного участия в решении социальных вопросов. Вместе с тем неравномерность распространения информационной инфраструктуры, различия в умениях и навыках пользователей при работе с цифровыми продуктами, а также различия в степени мотивации индивидов к работе в Интернете формируют цифровое неравенство. На основе ключевых концепций цифрового неравенства в сентябре 2022 года - апреле 2023 года авторами проведено социологическое исследование, в котором приняли участие жители Свердловской области. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что возраст является одним из ключевых факторов воспроизводства цифрового неравенства, в связи с чем актуально цифровое неравенство между поколениями современного российского социума. Результаты исследования продемонстрировали ведущую роль молодежи в преодолении цифрового неравенства поколенческих групп, поскольку молодые пользователи Интернета имеют более развитые цифровые навыки, а представители старшего поколения готовы приобретать эти навыки при взаимодействии с молодежью.
В статье представлены данные теоретического анализа и прикладного исследования, раскрывающие специфику представления делинквентного экономического поведения молодёжи в средствах массовой информации. На примере междисциплинарной оценки структуры и функционирования феномена рассмотрены основные характеристики экономической активности в целом и её деструктивной формы в частности. Представлен анализ отечественных и зарубежных взглядов на мотивацию и механизм реализации экономических действий в зависимости от совокупности внутренних и внешних факторов. Рассмотрены базовые характеристики молодёжной активности, её рисковые и потенциальные зоны роста и продуктивности. Взаимодействие совокупности условий и элементов экономической деятельности представлено в виде комплексной модели, демонстрирующей причины дивергенции социально одобряемых и предпочитаемых стратегий в молодёжном сообществе. Авторы на примере количественного и качественного контент-анализа описали специфику отображения деструктивной экономической активности в её взаимосвязи с рефлексией целевой аудитории и гендерной спецификой восприятия информации. Наличие высокой заинтересованности (и частоты публикации) контента, рассматривающего противоправные действия как своеобразный способ самореализации, в свою очередь, отражает наиболее весомый рисковый потенциал медиасреды, характеризующейся низким ресурсом реализации эффективного социального контроля.
В связи с развитием украинского кризиса и, как следствие, изменением международной обстановки французским руководством были предприняты шаги по изменению внешнеполитического курса в том числе в отношении России. Вопросы, связанные с осмыслением стратегической культуры Франции, являются ключевыми при выработке внешнеполитического курса в отношении нашей страны, что требует современного реагирования. Однако стратегическая культура как понятие еще мало изучена и продолжает служить предметом исследования ученых. Стратегическая культура Франции формировалась на протяжении большого количества лет, и сейчас французская стратегическая культура имеет свое воплощение в позиционировании государства за рубежом, имеет свой стиль и специфические особенности. Сложившаяся в современных международных отношениях ситуация относительно ухудшения отношений России и Франции требует теоретической проработки, направленной на выявлении основ стратегической культуры Франции и ее влияния с целью формирования внешней политики Российской Федерации. В этом отношении изучение программных документов в области безопасности и обороны Франции может служить опорой при выборе соответствующих путей реализации внешнеполитических интересов РФ. В данной работе была изучена стратегическая культура во внешней политике Франции, а также ее влияние на отношения с Россией.
Целью статьи выступает исследование тенденций и особенностей развития гражданского общества Российской Федерации в процессе Специальной военной операции в регионах исторической Новороссии. Отмечается, что влияние СВО на функционирование российской модели «третьего сектора» ведет к принципиальным трансформациям характера государственно-гражданского диалога. Аргументируется, что приоритетной сферой взаимодействия общества и государства в современной России становится область военно-гражданских отношений. В качестве доказательства приводятся примеры увеличение состава негосударственных структур как по направленности их деятельности, так и в распространении на самый низовой уровень территориально-политической организации. Обосновывается, что приоритетной задачей подавляющего большинства вновь возникших и существовавших ранее общественных субъектов становится оказание той или иной поддержки подразделениям и частям российской армии на театрах вооруженной борьбы, а также социальная защита военнослужащих и членов их семей. На протяжении весьма ограниченного временного срока институционализированные и сетевые объединения в массовом порядке включают в себя все новые социальные агрегации и территориальные сообщества, которые стали организующим звеном народного патриотического подъема в период СВО. Прогнозируется, что те субъекты, которые смогли проявить себя в качестве связующего звена между армией и народом, способны в обозримом будущем выступать стержневым компонентом гражданского общества в России ХХI столетия.
В условиях интенсивного международного противостояния проблема институционализации политического лидерства становится ключевой. Сегодня очень важно определиться с тем, каким должен быть руководитель государства, чтобы обеспечить стране не только выживание, независимость, но и стабильность, устойчивое развитие. В настоящее время обострение борьбы Востока и Запада достигло своей кульминации, и мировой политический кризис требует максимально безболезненного решения. Вместе с тем ядерная угроза становится гораздо более ощутимой, чем когда бы то ни было в истории. Кризисный характер международных отношений все чаще проявляется в повышении уровня конфронтации между основными политическими акторами и возглавляемыми ими политическими блоками. Роль политических лидеров в этих условиях стремительно возрастает, о чем можно судить хотя бы по тому, какое место в нынешних политических дискуссиях занимают личности российского президента В. В. Путина, американского - Дж. Байдена, а также лидеров ФРГ, Франции, Турции и других мировых центров политической силы. Данная статья посвящена изучению правовых основ институционализации политического лидерства в современных условиях, выяснению факторов, определяющих авторитет и эффективность современного руководителя страны.
Издательство
- Издательство
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- Юр. адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- ФИО
- Иванчин Артем Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@uniyar.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (485) 2797702