ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКОГО ПАРЛАМЕНТСКОГО ДИСКУРСА 2010-2022 ГГ.) (2024)
За последние годы личность политика и его коммуникативное поведение нередко становились предметом лингвистических исследований в связи с существовавшим запросом на прогнозирование развития политической коммуникации. Это становится возможным при подходе к личности политического деятеля с позиции лингвопрагматики. Целью данной статьи является разработка нового подхода к типологизации коммуникативной личности современного британского политика и анализ коммуникативного поведения личности политического деятеля на материале парламентских выступлений премьер-министров Дэвида Кэмерона, Терезы Мэй, Бориса Джонсона и лидеров оппозиционной партии лейбористов Джереми Корбина и Кира Стармера. Общность внутриполитических задач, стоящих перед политиками, а именно выход Великобритании из Европейского Союза, экологическая повестка, миграционная реформа, развитие системы здравоохранения, обусловливает выбор определенного типа коммуникативной личности и лексических средств, используемых политиком в ходе парламентских дебатов. Алгоритм типологизации коммуникативного поведения политиков включает в себя создание корпуса высказываний и работу с ним при помощи программы контент-анализа «Sketch Engine». Сопоставление наиболее частотных лексических единиц, используемых политиком в заданных коммуникативных ситуациях, позволяет определить превалирующие типы коммуникативной личности и ведущие интенции, реализуемые в ходе политической коммуникации.
Идентификаторы и классификаторы
В последние годы на стыке политической лингвистики, лингвоперсонологии и теории языковой личности развивается современное научное направление – лингвополитическая персонология. Ее исследовательское поле направлено на «профессиональную коммуникативную деятельность в политической сфере» и изучение «соотношения институционального и индивидуального в профессиональной коммуникативной деятельности политика» [1, с. 12]. Лингвополитическая персонология позволяет «охарактеризовать представления о задачах их политической риторики, специфике повестки дня и целевой аудитории, а также описывать речевые модели, на которые опирается их политический дискурс» [2, с. 102].
Список литературы
- Лингвополитическая персонология: методология и коммуникативные портреты политических лидеров: моногр. / Н. Б. Руженцева, Е. Н. Иванова, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2021. 192 с. EDN: HMPQNG
- Стрелец И. Э. Лингвостилистические особенности коммуникативного поведения Д. Трампа в кризисный период 2020 г. // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 6. С. 100-114. EDN: KQRVIL
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Изд. ЛКИ, 2010. 264 с. EDN: RTDQLX
- Красных В. В. “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? М.: ИТДГК “Гнозис”, 2003. 375 с.
- Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с. EDN: QCWHPH
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004. 326 с. EDN: QODCTF
- Мухортов Д. С., Жовнер Е. А. Коммуникативная личность политика на материале парламентских выступлений лейбористов Джереми Корбина и Кира Стармера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Том 14, № 1. С. 53-69. EDN: QGMMWR
- Темиргазина З. К. Количество участников как фактор коммуникативной ситуации: типология ситуаций с тремя участниками // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Том 10, № 1. С. 108-120. EDN: MRUYKS
- Антонова Л. Г., Конева Е. В. Целеполагание и реализация коммуникативных целей при передаче интернет-контента в сетевой деловой переписке // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Том 9, № 4. С. 418-429. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-4-418-429 EDN: PEMFIR
-
Стрелец И. Э. Языковая личность и билингвизм: от лингвоперсонологии к лингводидактике. М.: Печатный салон Плоттер-Плюс, 2020. 328 с. EDN: PDKIGO
-
Руженцева Н. Б. Портреты политиков: типология и речевая организация // Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 57-63. EDN: HWZPAG
-
Никифорова М. В., Чудинов А. П. Лингвополитическая персонология: методологические основы и методики анализа // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 1. С. 22-29. EDN: YIOLZR
-
Жовнер Е. А. Коммуникативная личность современного британского политика (по материалам парламентских выступлений Дэвида Кэмерона и Бориса Джонсона) // Политическая лингвистика. 2022. № 4. С. 41-50. EDN: AVXXUR
-
Vine V., Boyd R. L., Pennebaker J. W. Natural emotion vocabularies as windows on distress and well-being // Nature communications. 2020. № 11. Р. 4525. EDN: YHFVPK
-
Скубиёва Е. Н., Шпильная Н. Н. Модель языковой личности как носителя диалогической языковой способности // Филология и человек. 2022. № 1. С. 37-52. EDN: KAQMJJ
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2016-06-29/debates/16062966000001/EUCouncil (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2014-09-01/debates/282e4716-49e2-43e4-83c0-231b847e6982/CommonsChamber (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2015-02-04/debates/15020466000020/Engagements (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2014-07-16/debates/14071650000018/Engagements (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-01-14/debates/B9AD9CDC-0B9C-44B8-A468-45B38CD3B2A2/LeavingTheEU (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2017-09-06/debates/7FC771C4-3D86-4591-A8CB-5FEE951FC7A2/Engagements (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2018-03-14/debates/5BAA7D11-174C-4670-BBFA-37DD3FA1B521/Engagements (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-02-12/debates/F97FBC77-3E4E-4284-B693-094FB427F4AF/LeavingTheEU (дата обращения: 15.01.2024).
-
De Landtsheer C., Hollander Sh., Maene P. Brexit and Political Personality: The Psychological Profiles of Boris Johnson and Jeremy Corbyn // Polis. Political Studies. 2021. № 6. P. 122-136. EDN: NRVNFW
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-09-25/debates/AD2A07E5-9741-4EBA-997A-97776F80AA38/PrimeMinisterSUpdate (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2020-02-26/debates/3A855EF2-48B4-468B-B4F6-53EFDFA1015C/PrimeMinister (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2021-01-06/debates/F28A020C-8CF9-4D5E-9C9A-CC75D540D7C8/Covid-19 (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-07-25/debates/0aea87f0-a4ee-4281-ac91-2d565165aa1f/CommonsChamber (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2016-02-22/debates/16022210000001/EuropeanCouncil (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2019-01-16/debates/D130C27B-C328-48F8-B596-03F05BF2EF8A/NoConfidenceInHerMajesty%E2%80%99SGovernment (дата обращения: 15.01.2024).
-
Ананьева Е. В. Кир Стармер - новый лидер британских лейбористов // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 69-75. EDN: AWZROF
-
Webb N. Labour's Politics of Anti-Neoliberalism from Corbyn to Starmer // The Political Quarterly. 2023. 27 September. Р. 1-8.
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2020-12-09/debates/B62126B2-4224-4830-9347-4174775A88E7/Engagements (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2021-09-06/debates/9BD7C4E5-F7DB-462A-BD17-655081EB04F5/Afghanistan (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2021-01-27/debates/6775A7DF-70AE-4198-8F00-57D12516675D/Covid-19Update?highlight=ivermectin (дата обращения: 15.01.2024).
-
Hansard // UK Parliament. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2022-09-08/debates/6911DA71-90B4-466D-8B51-DF427AB29B53/UKEnergyCosts (дата обращения: 15.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются средства архаизации художественного текста на фонетическом, морфологическом, лексическом и грамматическом (синтаксическом) уровнях языка. Архаизация, или историческая стилизация, как комплексное преобразование языка, не ограничивается уровнем лексики - архаизмами. В качестве материала исследования выбран фэнтези - роман Уильяма Морриса «Child Christopher and Goldilind the Fair» как пример кропотливой архаизации художественного текста. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в романе У. Морриса язык - это, скорее, самоценный объект творчества, нежели средство создания сеттинга. Архаизация в «Child Christopher and Goldilind the Fair» весьма условна, поскольку роман в жанре фэнтези не имеет цели воссоздать какой - либо исторический период, а архаизация несет главным образом эстетическую функцию и переносит действие романа в «прекрасное абстрактное прошлое». В результате исследования выделены разнообразные средства архаизации художественного текста на английском языке. Фонетические особенности передаются с помощью архаичной орфографии; на морфологическом уровне применяются устаревшие принципы словообразования; архаизация на лексическом уровне представлена архаизмами (в том числе семантическими) и историзмами; на уровне грамматики это устаревшая глагольная парадигма, архаичные грамматические конструкции и особый синтаксис.
Состав, семантика и функционирование слов с цветовым значением - колоративов - представляет интерес для исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. Актуальность изучения этой группы слов определяется важной тенденцией: описать факты культуры, закрепленные в единицах языка, а также выделить в них культурно значимую информацию. Данная тенденция проявляется при изучении языка писателя. Анализ колоративов, их состав и роль в разножанровых произведениях И. А. Бунина ведется активно, но зачастую строится без ориентации на конкретное художественное произведение. В статье анализируются колоративы, функционирующие в тексте рассказа «Генрих» (цикл «Темные аллеи»), который называют сумрачным, или сумеречным, рассказом. Проведенный анализ показал, что в тексте рассказа писатель использует около 120 колоративов, большая часть из которых обозначает яркие («дневные») цвета: лиловый, индиго, янтарно-коричневый, цвета луковой шелухи. Характер отбора слов, называющих основные цвета спектра и их оттенки, в тексте рассказа показывает авторские симпатии и антипатии. Семантический, лексикографический и лингвокультурологический анализ пейзажных и портретных описаний осуществляется на фоне материалов Национального корпуса русского языка (основной и поэтический подкорпусы). Проведенный анализ показал, что колоративы становятся для автора не только средством точного и образного описания окружающего мира, но и способом выражения состояния героя и его отношения к России и Европе.
В статье рассматриваются региональные особенности номинации в области эргонимов салонов красоты на примере наименований города Ярославля. В анкету социолингвистического опроса были включены вопросы, позволяющие оценить эргонимы салонов красоты города Ярославля по следующим критериям: соответствие названия сфере деятельности организации; степень привлекательности исследуемых эргонимов для респондентов; причины привлекательности/непривлекательности эргонимов для респондентов; варианты преобразования номинации для удобства использования ее в речи; степень важности названия заведения для потребителя товара/услуги в процессе выбора организации для посещения. В результате анализа ответов респондентов были получены следующие выводы. Названия большинства исследуемых эргонимов соответствуют бьюти-сфере. Наиболее привлекательным названием салона красоты для ярославцев стало название Beauty Territory, которое характеризуется соответствием сфере деятельности организации и «красотой звучания». Нельзя однозначно определить важность названия салона красоты при выборе заведения для посещения: ответы опрошенных распределились примерно поровну, при этом 13,2 % опрошенных не обращают внимание на название при выборе салона красоты. При использовании эргонимов в речи горожане наиболее часто используют эллиптизацию, универбацию, употребление только идентификатора.
В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление репродуктивных установок молодых людей, а именно на изучение желания и готовности молодых людей иметь детей, представлений об идеальном, желаемом и ожидаемом количество детей в семье, выявление барьеров, влияющих на принятие решения о рождении ребенка. Определено место репродуктивных установок в системе жизненных ценностей молодежи. Описаны факторы, влияющие на репродуктивные установки молодежи. Эмпирической базой выступили результаты авторского социологического исследования, проведенного методом интернет-анкетирования, на целевой выборке (n= 200). Опрошены респонденты 18-35 лет. По результатам исследования установлено, что молодежь преимущественно позитивно воспринимает рождение детей: мысли о детях и беременности вызывают приятные чувства, а материнство не ассоциируется с материальными сложностями. Вместе с тем большинство респондентов разделяет установку на рождение не более двоих детей, а появление первого ребенка откладывает до 25-29 лет. Среди факторов, определяющих репродуктивные установки молодежи: брачный статус, модель родительской семьи и уровень образования. Среди трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди после рождения детей: социальное самочувствие молодых родителей, а также материальное положение. На основе результатов исследования предложены рекомендации для оптимизации мер социально-демографической политики в области рождаемости и поддержки семьи.
Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.
В условиях быстро меняющегося мира, ситуации внешнеполитической напряженности, информатизации и технологизации во всех сферах жизнедеятельности именно рынок труда является своеобразным социальным индикатором, отражающим актуальные проблемы, запросы и тенденции развития российского общества. Рынок труда позволяет оценить численность и структуру населения страны, дать характеристики работающего населения, оценить уровень безработицы, здоровья и достатка каждой семьи. Активное использование цифровых технологий и применение искусственного интеллекта создают новые условия жизни и труда человека, при этом определяя и новые требования к нему. Рынок труда чутко реагирует на эти изменения. Статья посвящена анализу современного состояния рынка труда, обусловленного изменениями внешних и внутренних условий жизни российского государства. Целью исследования является выявление и обоснование направлений трансформации российского рынка труда как социального и экономического инструмента развития экономики и социальной сферы. Представлен количественный и качественный анализ статистических информационно-аналитических показателей рынка труда за последние 33 года (с 1990 по 2023 гг.), а также обобщены и обоснованы актуальные проблемы и трудности в развитии трудовой сферы в сегодняшних непростых реалиях. Значимость исследования заключается в возможности использования результатов количественного и качественного анализа современного состояния рынка труда, его запросов и новых трендов развития для подготовки качественно нового персонала, повышения конкурентоспособности работников и работодателей, а значит, и для снижения социальной напряженности в обществе и экономического роста России.
В статье представлены результаты серии фокус-групп со студентами Пермского государственного университета (n=36) по теме «Поиск оптимальных практик продвижения семейных ценностей в студенческой среде». Среди прочего анализ показал, что 1) в связи с ростом недоверия студентов к государству, а также школе и вузу как проводникам государственной политики происходит ослабление воспитательной функции данных институтов, однако 2) именно от школы и вуза студент ждет действенной помощи в плане полового воспитания, а от государства - пресечения «цифровой безнадзорности», порождающей сексуальную распущенность и бескультурье; 3) от взрослых агентов социализации требуется чаще привлекать студента к общественно значимым мероприятиям, что в итоге повысит уровень его ответственности за своих близких и в перспективе за своих детей; 4) необходимо разрабатывать игровые подходы к решению психологических проблем, причем путем привлечения к работе с подростками и студенческой молодежью выпускников театральных вузов и психологических факультетов, 5) все мероприятия в школе, включая учебные дисциплины гуманитарного цикла, должны постепенно влиять на сознание подростка в плане выработки успешных моделей межличностных и особенно межполовых отношений; 6) необходимо всемерно поддерживать проекты блогеров-лидеров студенческого мнения и активно включать блогеров в разработку государственных инициатив. Данная статья вносит вклад в намечаемый аксиологами и правительством курс на выработку эффективных методов регулирования семейных отношений в студенческой среде и поддержание традиционных ценностей в обществе.
Понятие легитимности власти как одна из актуальных проблем в области государственного управления было впервые упомянуто немецким правоведом Г. Еллинеком конца XIX - начала XX века, затем оно получило глубокую разработку в теории политического господства М. Вебера. Осознав важность данной проблематики, ученые из разных стран так или иначе обращались к ней и дорабатывали разные ее аспекты. В данной статье проведен критический анализ базовых концепций легитимности власти, основанный на вкладе в развитие данной проблематики М. Вебера, Д. Истона, И. Сировача, Дж. Ролза, Д. Эстлунда и Ю. Хабермаса. Поскольку проблема легитимности власти напрямую связана с поддержанием демократического режима, то заявленные концепции рассматриваются в контексте разновидностей демократии, для характеристики которых они создавались. Целью данного исследования является не только анализ последовательно сменяющих друг друга концепций легитимности политической власти, но и выявление их взаимосвязи с господствующими в период появления концепции представлениями о демократии в науке и обществе. Исследование выполнено в рамках системного подхода с использованием общетеоретических методов анализа и синтеза, систематизации и классификации, а также метода кейс-стади для странового анализа.
Рассмотрены аспекты транспортной политики России на современном этапе в условиях ужесточения санкционного прессинга Запада. Описан проект международного транспортного коридора «Север-Юг» как транспортный ответ на попытки оттеснить Россию от глобального Юга. Особое внимание уделено политическим и технологическим аспектам формирования международного транспортного коридора проекта «Север-Юг», показаны негативные последствия введенных западными странами санкций против транспортной отрасли России. Дана оценка действий США и партнеров по противодействию созданию международного транспортного коридора «Север-Юг» путем формирования альтернативных транспортных проектов - «Лазуритового коридора» и Зангезурского сухопутного транспортного коридора. Показаны действия Правительства РФ по отстаиванию проекта «Север-Юг». Чтобы противостоять угрозам со стороны Англии и Великобритании, России и ее партнерам по формированию МТК «Север-Юг» необходимо сохранить суверенитет в международных отношениях, противодействовать вмешательству третьих стран в их планы и укреплять коллективную военную безопасность своих стран. Важно не поддаваться на провокации, проявлять гибкость и обоюдную готовность к сотрудничеству. Это поможет не только преодолеть преграды на пути к реализации проекта МТК «Север - Юг», но и продвинуться в вопросах интеграции странам-участникам, укрепив их отношения.
В статье выявляются основные нарративные стратегии коммуникации российских региональных политиков в визуальном сторителлинге. В качестве методов исследования выступают дискурс-анализ в интерпретации Н. Фэркло и подход П. Штомпки. Объектом исследования выступают 15 наиболее популярных пабликов глав регионов России в социальной сети ВКонтакте. Предметом - публикации, которые содержат иконографические материалы. Хронологические рамки определяются периодом с 01 марта 2023 года по 01 ноября 2023 года. Результаты исследования позволили выделить четыре ключевые нарративные стратегии, используемые при ведении паблика глав регионов. Ими являются «путь героя», «стабильность», «свои-чужие» и «планы на будущее». В статье делается вывод о том, что в каждом из рассмотренных пабликов так или иначе задействован каждый из этих нарративов. Наиболее популярным является «путь героя». Представление каждой из стратегий в визуальном сторителлинге отличается во всех рассмотренных нами случаев. Это позволяет сделать предположение о том, что демонстрация той или иной стратегии зависит как от целевой аудитории паблика (в данном случае жителей региона), так и от личностных особенностей, присущих самим политикам.
Издательство
- Издательство
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- Юр. адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- ФИО
- Иванчин Артем Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@uniyar.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (485) 2797702