НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПАБЛИКАХ ГЛАВ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ) (2024)
В статье выявляются основные нарративные стратегии коммуникации российских региональных политиков в визуальном сторителлинге. В качестве методов исследования выступают дискурс-анализ в интерпретации Н. Фэркло и подход П. Штомпки. Объектом исследования выступают 15 наиболее популярных пабликов глав регионов России в социальной сети ВКонтакте. Предметом - публикации, которые содержат иконографические материалы. Хронологические рамки определяются периодом с 01 марта 2023 года по 01 ноября 2023 года. Результаты исследования позволили выделить четыре ключевые нарративные стратегии, используемые при ведении паблика глав регионов. Ими являются «путь героя», «стабильность», «свои-чужие» и «планы на будущее». В статье делается вывод о том, что в каждом из рассмотренных пабликов так или иначе задействован каждый из этих нарративов. Наиболее популярным является «путь героя». Представление каждой из стратегий в визуальном сторителлинге отличается во всех рассмотренных нами случаев. Это позволяет сделать предположение о том, что демонстрация той или иной стратегии зависит как от целевой аудитории паблика (в данном случае жителей региона), так и от личностных особенностей, присущих самим политикам.
Идентификаторы и классификаторы
Появление термина «нарратив» в научном обороте связано с концепцией «нарративной истории» А. Тойнби [1], согласно которой исторические события рассматриваются в контексте рассказа об этих событиях, тесно связанного с их интерпретацией. Возникновение во второй половине XX века «нарративного поворота» [2] связывают с кризисом позитивистской философии в гуманитарных науках, а также с осознанием того, что рассказы представляют собой форму, с помощью которой люди структурируют память, формируют жизненные истории, определяют идентичность и выражают намерения [3]. В основе теории нарративов лежат идеи постмодернизма и структурализма. В работах К. Леви-Стросса [4], Ж. Ф. Лиотара [5], Г. Гадамера [6], Р. Барта [7; 8] утверждается, что рассказы и повествования являются неотъемлемой частью человеческого опыта и способом организации знания, а нарративы пронизывают все сферы жизни человека.
Список литературы
- Toynbee A. Mankind and Mother Earth. A Narrative History of the World. New York: Oxford University Press, 1976. 641 p.
- Kreisworth M. Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences // New Literary History. Vol. 23, No. 3. 1992. P. 629-657.
- Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H. A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
- Гадамер Х.-Г. Что такое истина? // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. № 1. С. 30-37.
- Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Моск. гос. ун-т, 1987. С. 387-422.
- Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1994. 616 c.
- Homo Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life // Journal of Communication. 1985. Vol. 35, No. 4. Р. 90-108.
-
Fisher W. R. Narration as a Human Communication Paradigm: The Case of Public Moral Argument // Communication Monographs. 1984. Vol. 51, No. 1. P. 1-22.
-
Jahn М. Narratology 2.3: a guide to the theory of narrative. English Department, University of Cologne. 2021. URL: https://www.uni-koeln.de/~ame02/pppn.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
-
Bennett W. L., Edelman M. Toward a New Political Narrative // Journal of Communication. 1985. Vol. 35, No. 4. Р. 156-171.
-
The Sociology of Storytelling / F. Polletta, P. Chen, B. Gardner, A. Motes // Annual Review of Sociology. 2011. Vol. 37. P. 109-130.
-
Armstrong D. Managing by Storying Around: A New Method of Leadership. New York: Crown Business, 1992. 272 p.
-
Shenhav S. R. Thin and thick narrative analysis // Narrative Inquiry. 2005. Vol. 15, No. 1. P. 75-99. DOI: 10.1075/ni.15.1.05she
-
Downs J. S. Prescriptive scientific narratives for communicating usable science // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111, No. S4. P. 13627-13633. DOI: 10.1073/pnas.1317502111
-
Escalas J. E. Imagine yourself in the product: mental stimulation, narrative transportation, and persuasion // Journal of Advertising. 2004. Vol. 33, No. 2. P. 37-48.
-
Brechman J. M., Purvis S. C. Narrative, transportation and advertising // International Journal of Advertising. 2015. Vol. 34, No. 2. P. 366-381.
-
Рафиков А. И. Рекламные коммуникации в политической сфере России: опыт президентских кампаний 2010-х годов: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2022. 314 с.
-
Скорченко Ю. А. Политический сторителлинг: анализ софтформинга // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 4-2. С. 32-39. EDN: RXPBIZ
-
Steffan D. Visual Self-Presentation Strategies of Political Candidates on Social Media Platforms: A Comparative Study // International Journal of Communication. 2020. Vol. 14. P. 3096-3118.
-
Peng Y. What Makes Politicians' Instagram Posts Popular? Analyzing Social MediaStrategies of Candidates and Office Holders with Computer Vision // The International Journal of Press/Politics. 2021. Vol. 26, No. 1. P. 143-166.
-
Walby K., Wilkinson B. The visual politics of public police Instagram use in Canada // New media & Society. 2021. Vol. 25, No. 5. P. 1-23.
-
Подшибякина Т. А. Когнитивная нарратология: возможности использования в политической науке // Политическая наука. 2023. № 3. С. 81-97. EDN: IVHXIH
-
Терещенко Л. В. Коммуникативные особенности визуального сторителлинга // Актуальные проблемы взаимодействия науки и бизнеса. Саратов: ЦПМ "Академия Бизнеса", 2020. С. 45-49. EDN: VBCJZL
-
Walter E. The Power of Visual Storytelling. Mc Graw Hill Education, 2014. 222 P.
-
Williams W. Attending to the visual aspects of visual storytelling: using art and design concepts to interpret and compose narratives with images // Journal of Visual Literacy. 2019. Vol. 38, No. 1-2. P. 66-82.
-
Sammer P., Heppel U. Visual Storytelling: Visuelles Erzählen in PR & Marketing. Heidelberg: O'Reilly, 2015. 344 p.
-
Crilley R., Manor I., Bjola C. Visual narratives of global politics in the digital age: an introduction // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Vol. 33, No. 5. P. 628-637.
-
Bjola C., Papadakis K. Digital propaganda, counterpublics and the disruption of the public sphere: the Finnish approach to building digital resilience // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Vol. 33, No. 5. P. 638-666. EDN: NGYYXK
-
Van Noort C. Strategic narratives, visuality and infrastructure in the digital age: the case of China's Maritime Silk Road Initiative // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Vol. 33, No. 5. P. 734-751.
-
Sykes M., Nicklas Malik A., West M. D. Stories that Move Mountains: Storytelling and Visual Design for Persuasive Presentations. Wiley, 2013. 259 p.
-
Simorangkir D. Strategic political communication through storytelling: A case study of the "Democreative Tales of Jokowi's Blusukan" comics // Public Relations Journal (Special Issue). 2017. P. 1-22.
-
Dawson P., Mäkelä M. The Routledge companion to narrative theory. New York: Taylor & Francis, 2022. 596 p.
-
Winter C. Framing war: visual propaganda, the Islamic State, and the battle for east Mosul // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Vol. 33, No. 5. Р. 667-689.
-
Schmid J. (Captain) America in crisis: popular digital culture and the negotiation of Americanness // Cambridge Review of International Affairs. 2020. Vol. 33, No.5. P. 690-712.
-
The image and the vote: The effect of candidate presentation on voter preference / S. W. Rosenberg, L. B. Bohan, P. McCafferty, K. Harris // American Journal of Political Science. 1986. Vol. 30, No. 2. P. 123.
-
Lim H., Childs M. Visual storytelling on Instagram: branded photo narrative and the role of telepresence // Journal of Research in Interactive Marketing. 2020. Vol. 14, No. 1. P. 33-50.
-
Schill D. The Visual Image and the Political Image: A Review of Visual Communication Research in the Field of Political Communication // Review of Communication. 2012. Vol. 12, No. 2. P. 118-142.
-
АНО "Диалог".Company profile. 07.10.2020, 00:20. // Коммерсантъ. 07.10.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4520852 (дата обращения: 01.12.2023).
-
DИАЛОГ о нас // DИАЛОГ: сайт [2023]. URL: https://dialog.info/about/ano-dialog/(дата обращения: 01.12.2023).
-
DИАЛОГ цифровые коммуникации. Методические материалы по госпабликам // DИАЛОГ: сайт [2023]. URL: https://dialog.info/metodicheskie-materialy-po-gospablikam (дата обращения: 01.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются средства архаизации художественного текста на фонетическом, морфологическом, лексическом и грамматическом (синтаксическом) уровнях языка. Архаизация, или историческая стилизация, как комплексное преобразование языка, не ограничивается уровнем лексики - архаизмами. В качестве материала исследования выбран фэнтези - роман Уильяма Морриса «Child Christopher and Goldilind the Fair» как пример кропотливой архаизации художественного текста. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в романе У. Морриса язык - это, скорее, самоценный объект творчества, нежели средство создания сеттинга. Архаизация в «Child Christopher and Goldilind the Fair» весьма условна, поскольку роман в жанре фэнтези не имеет цели воссоздать какой - либо исторический период, а архаизация несет главным образом эстетическую функцию и переносит действие романа в «прекрасное абстрактное прошлое». В результате исследования выделены разнообразные средства архаизации художественного текста на английском языке. Фонетические особенности передаются с помощью архаичной орфографии; на морфологическом уровне применяются устаревшие принципы словообразования; архаизация на лексическом уровне представлена архаизмами (в том числе семантическими) и историзмами; на уровне грамматики это устаревшая глагольная парадигма, архаичные грамматические конструкции и особый синтаксис.
Состав, семантика и функционирование слов с цветовым значением - колоративов - представляет интерес для исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. Актуальность изучения этой группы слов определяется важной тенденцией: описать факты культуры, закрепленные в единицах языка, а также выделить в них культурно значимую информацию. Данная тенденция проявляется при изучении языка писателя. Анализ колоративов, их состав и роль в разножанровых произведениях И. А. Бунина ведется активно, но зачастую строится без ориентации на конкретное художественное произведение. В статье анализируются колоративы, функционирующие в тексте рассказа «Генрих» (цикл «Темные аллеи»), который называют сумрачным, или сумеречным, рассказом. Проведенный анализ показал, что в тексте рассказа писатель использует около 120 колоративов, большая часть из которых обозначает яркие («дневные») цвета: лиловый, индиго, янтарно-коричневый, цвета луковой шелухи. Характер отбора слов, называющих основные цвета спектра и их оттенки, в тексте рассказа показывает авторские симпатии и антипатии. Семантический, лексикографический и лингвокультурологический анализ пейзажных и портретных описаний осуществляется на фоне материалов Национального корпуса русского языка (основной и поэтический подкорпусы). Проведенный анализ показал, что колоративы становятся для автора не только средством точного и образного описания окружающего мира, но и способом выражения состояния героя и его отношения к России и Европе.
В статье рассматриваются региональные особенности номинации в области эргонимов салонов красоты на примере наименований города Ярославля. В анкету социолингвистического опроса были включены вопросы, позволяющие оценить эргонимы салонов красоты города Ярославля по следующим критериям: соответствие названия сфере деятельности организации; степень привлекательности исследуемых эргонимов для респондентов; причины привлекательности/непривлекательности эргонимов для респондентов; варианты преобразования номинации для удобства использования ее в речи; степень важности названия заведения для потребителя товара/услуги в процессе выбора организации для посещения. В результате анализа ответов респондентов были получены следующие выводы. Названия большинства исследуемых эргонимов соответствуют бьюти-сфере. Наиболее привлекательным названием салона красоты для ярославцев стало название Beauty Territory, которое характеризуется соответствием сфере деятельности организации и «красотой звучания». Нельзя однозначно определить важность названия салона красоты при выборе заведения для посещения: ответы опрошенных распределились примерно поровну, при этом 13,2 % опрошенных не обращают внимание на название при выборе салона красоты. При использовании эргонимов в речи горожане наиболее часто используют эллиптизацию, универбацию, употребление только идентификатора.
За последние годы личность политика и его коммуникативное поведение нередко становились предметом лингвистических исследований в связи с существовавшим запросом на прогнозирование развития политической коммуникации. Это становится возможным при подходе к личности политического деятеля с позиции лингвопрагматики. Целью данной статьи является разработка нового подхода к типологизации коммуникативной личности современного британского политика и анализ коммуникативного поведения личности политического деятеля на материале парламентских выступлений премьер-министров Дэвида Кэмерона, Терезы Мэй, Бориса Джонсона и лидеров оппозиционной партии лейбористов Джереми Корбина и Кира Стармера. Общность внутриполитических задач, стоящих перед политиками, а именно выход Великобритании из Европейского Союза, экологическая повестка, миграционная реформа, развитие системы здравоохранения, обусловливает выбор определенного типа коммуникативной личности и лексических средств, используемых политиком в ходе парламентских дебатов. Алгоритм типологизации коммуникативного поведения политиков включает в себя создание корпуса высказываний и работу с ним при помощи программы контент-анализа «Sketch Engine». Сопоставление наиболее частотных лексических единиц, используемых политиком в заданных коммуникативных ситуациях, позволяет определить превалирующие типы коммуникативной личности и ведущие интенции, реализуемые в ходе политической коммуникации.
В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление репродуктивных установок молодых людей, а именно на изучение желания и готовности молодых людей иметь детей, представлений об идеальном, желаемом и ожидаемом количество детей в семье, выявление барьеров, влияющих на принятие решения о рождении ребенка. Определено место репродуктивных установок в системе жизненных ценностей молодежи. Описаны факторы, влияющие на репродуктивные установки молодежи. Эмпирической базой выступили результаты авторского социологического исследования, проведенного методом интернет-анкетирования, на целевой выборке (n= 200). Опрошены респонденты 18-35 лет. По результатам исследования установлено, что молодежь преимущественно позитивно воспринимает рождение детей: мысли о детях и беременности вызывают приятные чувства, а материнство не ассоциируется с материальными сложностями. Вместе с тем большинство респондентов разделяет установку на рождение не более двоих детей, а появление первого ребенка откладывает до 25-29 лет. Среди факторов, определяющих репродуктивные установки молодежи: брачный статус, модель родительской семьи и уровень образования. Среди трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди после рождения детей: социальное самочувствие молодых родителей, а также материальное положение. На основе результатов исследования предложены рекомендации для оптимизации мер социально-демографической политики в области рождаемости и поддержки семьи.
Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.
В условиях быстро меняющегося мира, ситуации внешнеполитической напряженности, информатизации и технологизации во всех сферах жизнедеятельности именно рынок труда является своеобразным социальным индикатором, отражающим актуальные проблемы, запросы и тенденции развития российского общества. Рынок труда позволяет оценить численность и структуру населения страны, дать характеристики работающего населения, оценить уровень безработицы, здоровья и достатка каждой семьи. Активное использование цифровых технологий и применение искусственного интеллекта создают новые условия жизни и труда человека, при этом определяя и новые требования к нему. Рынок труда чутко реагирует на эти изменения. Статья посвящена анализу современного состояния рынка труда, обусловленного изменениями внешних и внутренних условий жизни российского государства. Целью исследования является выявление и обоснование направлений трансформации российского рынка труда как социального и экономического инструмента развития экономики и социальной сферы. Представлен количественный и качественный анализ статистических информационно-аналитических показателей рынка труда за последние 33 года (с 1990 по 2023 гг.), а также обобщены и обоснованы актуальные проблемы и трудности в развитии трудовой сферы в сегодняшних непростых реалиях. Значимость исследования заключается в возможности использования результатов количественного и качественного анализа современного состояния рынка труда, его запросов и новых трендов развития для подготовки качественно нового персонала, повышения конкурентоспособности работников и работодателей, а значит, и для снижения социальной напряженности в обществе и экономического роста России.
В статье представлены результаты серии фокус-групп со студентами Пермского государственного университета (n=36) по теме «Поиск оптимальных практик продвижения семейных ценностей в студенческой среде». Среди прочего анализ показал, что 1) в связи с ростом недоверия студентов к государству, а также школе и вузу как проводникам государственной политики происходит ослабление воспитательной функции данных институтов, однако 2) именно от школы и вуза студент ждет действенной помощи в плане полового воспитания, а от государства - пресечения «цифровой безнадзорности», порождающей сексуальную распущенность и бескультурье; 3) от взрослых агентов социализации требуется чаще привлекать студента к общественно значимым мероприятиям, что в итоге повысит уровень его ответственности за своих близких и в перспективе за своих детей; 4) необходимо разрабатывать игровые подходы к решению психологических проблем, причем путем привлечения к работе с подростками и студенческой молодежью выпускников театральных вузов и психологических факультетов, 5) все мероприятия в школе, включая учебные дисциплины гуманитарного цикла, должны постепенно влиять на сознание подростка в плане выработки успешных моделей межличностных и особенно межполовых отношений; 6) необходимо всемерно поддерживать проекты блогеров-лидеров студенческого мнения и активно включать блогеров в разработку государственных инициатив. Данная статья вносит вклад в намечаемый аксиологами и правительством курс на выработку эффективных методов регулирования семейных отношений в студенческой среде и поддержание традиционных ценностей в обществе.
Понятие легитимности власти как одна из актуальных проблем в области государственного управления было впервые упомянуто немецким правоведом Г. Еллинеком конца XIX - начала XX века, затем оно получило глубокую разработку в теории политического господства М. Вебера. Осознав важность данной проблематики, ученые из разных стран так или иначе обращались к ней и дорабатывали разные ее аспекты. В данной статье проведен критический анализ базовых концепций легитимности власти, основанный на вкладе в развитие данной проблематики М. Вебера, Д. Истона, И. Сировача, Дж. Ролза, Д. Эстлунда и Ю. Хабермаса. Поскольку проблема легитимности власти напрямую связана с поддержанием демократического режима, то заявленные концепции рассматриваются в контексте разновидностей демократии, для характеристики которых они создавались. Целью данного исследования является не только анализ последовательно сменяющих друг друга концепций легитимности политической власти, но и выявление их взаимосвязи с господствующими в период появления концепции представлениями о демократии в науке и обществе. Исследование выполнено в рамках системного подхода с использованием общетеоретических методов анализа и синтеза, систематизации и классификации, а также метода кейс-стади для странового анализа.
Рассмотрены аспекты транспортной политики России на современном этапе в условиях ужесточения санкционного прессинга Запада. Описан проект международного транспортного коридора «Север-Юг» как транспортный ответ на попытки оттеснить Россию от глобального Юга. Особое внимание уделено политическим и технологическим аспектам формирования международного транспортного коридора проекта «Север-Юг», показаны негативные последствия введенных западными странами санкций против транспортной отрасли России. Дана оценка действий США и партнеров по противодействию созданию международного транспортного коридора «Север-Юг» путем формирования альтернативных транспортных проектов - «Лазуритового коридора» и Зангезурского сухопутного транспортного коридора. Показаны действия Правительства РФ по отстаиванию проекта «Север-Юг». Чтобы противостоять угрозам со стороны Англии и Великобритании, России и ее партнерам по формированию МТК «Север-Юг» необходимо сохранить суверенитет в международных отношениях, противодействовать вмешательству третьих стран в их планы и укреплять коллективную военную безопасность своих стран. Важно не поддаваться на провокации, проявлять гибкость и обоюдную готовность к сотрудничеству. Это поможет не только преодолеть преграды на пути к реализации проекта МТК «Север - Юг», но и продвинуться в вопросах интеграции странам-участникам, укрепив их отношения.
Издательство
- Издательство
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- Юр. адрес
- 150003, Ярославль, Советская, 14,
- ФИО
- Иванчин Артем Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@uniyar.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (485) 2797702