МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЙ КОМАНД В ЦИФРОВОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ МЧС РОССИИ (2024)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием влияния стейкхолдеров на эффективность (устойчивость) командной работы в Центрах управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности чрезвычайных ситуаций социального характера (далее - ЧССХ). Проблема рассматривается с позиции использования в моделировании нелинейного подхода в виде уравнения Ферхюльста, позволяющего анализировать сложные социальные процессы. Моделируется влияние разных групп стейкхолдеров при различных значениях параметра «а» его интенсивности - слабое, среднее, сильное. Приводятся результаты практических исследований оценки влияния стейкхолдеров, прежде всего внешних, на эффективность (устойчивость) работы команд ЦУКС при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности ЧССХ. Дается определение ЧССХ как аттрактора, сложившегося вследствие неразрешенных социальных противоречий, вызвавших разбалансировку общественных отношений. Работа команд ЦУКС осуществляется в цифровой сетевой среде центров, что вносит определенную специфику в ее деятельность. Показана общая схема реализации стейкхолдерского подхода в управлении командами при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности ЧССХ. Приводятся результаты нелинейного моделирования эффективности (устойчивости) работы команд ЦУКС в зависимости от интенсивности влияния стейкхолдеров на принимаемые командой решения. Предлагается система показателей, характеризующих регрессионную модель коэффициента «а» влияния стейкхолдеров, конкретные значения которого можно измерить в процессе полевых исследований. Изучаются три режима (три типа аттрактора) работы команды. Ключевой целью исследования является разработка предпосылок формирования цифрового двойника работы команд ЦУКС МЧС России в ЧССХ
Идентификаторы и классификаторы
ЧССХ представлена в виде аттрактора, локализованного в социальном пространстве (в том числе виртуальном), образовавшегося вследствие неразрешенных социальных противоречий различного характера (экологических, духовных, политико-идеологических, этноконфессиональных, правовых, экономических, технико-технологических и психофизиологических), вызвавших разбалансировку общественных отношений и повлекших за собой социально-экономические и политические потери. Общая схема реализации стейкхолдерского подхода в управлении дежурными сменами и оперативным штабом приведена на рис. 1. В данную схему входят: социальная среда; пространство ЧС различных видов (техногенных, природных, социальных и т.д.); собственно пространство ЧССХ; цифровое сетевое пространство (далее – ЦСП) Центров управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС), которое включает в себя модель ЧССХ, а также информационно-аналитический образ работы команды ЦУКС, в том числе управление развитием команд в ЦСП ЦУКС.
Список литературы
-
Белоусов К.Ю. Эволюция взглядов на роль управления заинтересованными сторонами в системе устойчивого развития компании: проблема идентификации стейкхолдеров. Проблемы современной экономики. 2013;4:418-422. EDN: SAZOCZ
-
Бутусов Д.В. Методика аналитического обоснования бизнес-моделей операторов автомобильного рынка в рамках стейкхолдерского подхода. Российский экономический интернет-журнал. 2016;2:8. EDN: WHKMIZ
-
Добреньков В.И. Американская социологическая мысль: тексты. М.: Московский государственный университет; 1994. 496 с.
-
Климкин Ю.Н. Особенности формирования механизма разработки стратегических решений с учетом интересов стейкхолдеров. Муниципальная Академия. 2016;2:96-101. EDN: WGHPYF
-
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее: монография. М.: КомКнига; 2006. 232 с. EDN: QZOJHD
-
Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. Пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб.: Наука; 2007. 641 с. EDN: QOHQND
-
Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Управление в социально-экономических системах. 2005;3:30-38. EDN: HSQVXJ
-
Малков С.Ю., Коротаев А.В., Исаев Л.В., Кузьминова Е.В. О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности: опыт количественного анализа событий Арабской весны. Полис. Политические исследования. 2013;4:137-162. EDN: QIVPOP
-
Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. Нелинейные политические процессы. М.: МГИМО-Университет; 2009. 204 с.
-
Ритцер Дж. Современные социологические теории. Пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицыной. 5е изд. СПб.: Питер; 2002. 686 с.
-
Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. М.: ИСПИ РАН; 2012. 360 с. EDN: QVJJIV
-
Синюк В.Г., Шевырев А.В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений: учебное пособие. М.: Экзамен; 2003. 157 с.
-
Скаченко М.И. Использование стейкхолдерского подхода при разработке стратегии развития российской компании. Via scientiarum - Дорога знаний. 2015;4:203-207. EDN: WAKLLZ
-
Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий. Экономика региона. 2013;2:17-27. EDN: QCNEKT
-
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. (а) Управление отношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному (часть 1). Управление проектами и программами. 2015;2(42):138-156. EDN: TQAJSH
-
Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. (б) Управление отношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному (часть 2). Управление проектами и программами. 2015;3(43):218-228. EDN: VCMOYV
-
Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород: ЛитКараВан; 2007. 215 с.
-
Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Системная аналитика в управлении: введение в научно-исследовательскую программу. Белгород: ЛитКараВан; 2016. 384 с.
-
D'Anselmi P. Values and stakeholders in an era of social responsibility: cut-throat competition? Basingstoke: Palgrave Macmillan; 2011. 252 p.
-
Fassin Y. The stakeholder model refined. Journal of Business Ethics. 2008;84:113-135. DOI: 10.1007/s10551-008-9677-4 EDN: YCWVYY
-
Freeman R.E., Moutchnik A. Stakeholder management and CSR: questions and answers. Uwf Umwelt Wirtschafts Forum. 2013;21:5-9. DOI: 10.1007/s00550-013-0266-3
-
Giddens A. The constitution of society. Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press; 1984. 402 p.
-
Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Cambridge: Harvard University Press; 1974. 586 p.
-
Leisyte L., Westerheijden D.F. Stakeholders and quality assurance in higher education. In: Drivers and barriers to achieving quality in higher education. Rotterdam: Sense Publishers; 2014. Pp. 83-98. DOI: 10.1007/978-94-6209-494-9_7
-
Lin T.C.W. Incorporating social activism. Temple University Legal Studies Research Paper. 2019;1.
-
Mansell S.F. Capitalism, corporations and the social contract: a critique of stakeholder theory. Cambridge: Cambridge University Press; 2015. 198 p.
-
Miles S. Stakeholders: essentially contested or just confused? Journal of Business Ethics. 2012;3(108):285-298. EDN: CNWOAS
-
Puyt R.W., Lie F.B., Graaf de F.J. Contagious ideas and cognitive artefacts: the SWOT analysis evolution in business. In: British Academy of Management 2017 Conference: Proceedings, Coventry, September 5-7, 2017. Coventry: University of Warwick; 2017. Pp. 2-19.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка анализа промежуточных итогов цифровизации системы российского высшего образования в период постпандемии. Методами исследования выступили анализ нормативно-правовой документации, статистический анализ данных Федеральной службы государственной статистики, вторичный анализ результатов исследовательских центров Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и др. Основные результаты связаны с анализом динамики показателей трансформации социального пространства в системе высшего образования в процессе цифровизации. Авторы рассматривают цифровизацию высшей школы как фактор, который поддерживает социальное неравенство и стимулирует развитие его новых форм. Авторы приходят к выводу, что сохранение дистанционных форм обучения в вузах закрепляет коммуникативные барьеры как внутри студенческой среды, так и между студенческим и преподавательским сообществами. Особый акцент делается на замедленной скорости повышения уровня цифровой грамотности преподавателей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что трансформация высшей школы через цифровизацию процесса все еще идет достаточно сдержанными темпами вследствие медленного оснащения вузов необходимыми для перехода на «цифру» финансовыми, техническими, кадровыми ресурсами. Новизна работы состоит в фиксировании итогов трансформации социальных отношений в рамках системы высшего образования в условиях цифровизации и определения ее характерных особенностей, в том числе уровня готовности участников образовательного процесса к реализации определенных государством векторов трансформации высшей школы России
В статье приведены сведения о приоритетных направлениях развития информационного общества в Российской Федерации. На основе анализа данных Федеральной службы государственной статистики о показателях инновационной деятельности организаций и затратах на нее за период с 2010 г. по настоящее время выделены наиболее и наименее активные сферы инновационных организаций, что подчеркивает неравномерность инновационных процессов, протекающих на территории страны. Отмечается ключевая роль инвестирования в инновационное развитие страны в обеспечении устойчивого экономического развития и социальной стабильности России. Анализ современных тенденций на рынке труда зафиксировал рост значимости стабильности компании на рынке, вида занятости в качестве критериев выбора работодателя. Вторичный анализ результатов исследований рекрутинговой компании Get Experts и службы исследований российской платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter позволил обозначить проблемы удовлетворенности трудом в современных условиях, причины и проявления хронической усталости у работников и работодателей, причины выгорания на рабочем месте. На основе полученных данных сделан вывод о том, что удовлетворение трудом в условиях инновационного развития общества зависит от того, насколько работники могут использовать новые технологии и инструменты для улучшения своей работы, развивать свои навыки и знания, а также быть вовлеченными в принятие решений и разработку новых идей
В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием социальных процессов управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) на примере результатов работы учебных ЦУКС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (Москва), Академии гражданской защиты МЧС России (Химки) и Главного управления МЧС России по г. Севастополю. Приводится краткая характеристика цифровой среды ЦУКС (типовая схема). Данная проблема рассматривается с позиции активного использования в моделировании концепции интегративного компетентностного подхода, ориентированного на действия (структурно-функциональный подход Т. Парсонса). Предлагается схема параметров знания, используемая при анализе компетенций. Социология управления и социология малых групп позволяют изучать процессы, обеспечивающие устойчивость социальных систем-общностей, в виде рабочих команд со специфическими социальными отношениями и состояниями, проявляющимися прежде всего в форме «когнитивных блокад», психологических выгораний и т.п. Приводятся результаты социологического анализа по формированию системы показателей, характеризующих эффективность работы команд ЦУКС при рассмотрении, прогнозе развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также показаны результаты практического моделирования оценки влияния уровня компетенций на результативность и продуктивность работы команд ЦУКС с использованием когнитивных моделей, формирование которых проводится в соответствии с концепцией структурно-целевого анализа. Подобные когнитивные модели характеризуют индивидуальные паттерны поведения дежурных смен в чрезвычайных ситуациях и являются одним из элементов разработки цифровых двойников команд
В статье подводятся итоги эксперимента по формированию доверия к процедуре семейной медиации - мирному разрешению семейных споров через внедрение технологии первой информационно-разъяснительной встречи. Проведен анализ статистики брачно-семейных отношений, количества разводов в России, Москве, странах мира за 5 лет, в том числе во время пандемии COVID-19, статистики исполнительных производств по семейным отношениям и порядку общения за несколько лет, а также социологических исследований 2022-2023 гг. Приведены результаты экспериментальной супервизии с использованием технологий двух нейронных сетей. Проанализированы особенности семейной медиации как наиболее эффективного внесудебного способа разрешения семейных споров. Показано, что достижению результата, мирного урегулирования семейных споров, способствовала экспериментальная разработка и реализация Центром медиации и социально-правовой помощи, совместно с управлениями социальной защиты населения города Москвы, новой для России процедуры - первой информационно-разъяснительной встречи. Приведены первые результаты: эффективность 98 %, почти все семейные пары по итогам встречи дали согласие на медиацию, и первые медиации успешно проведены. Выявлены одни из главных причин малой распространенности досудебного урегулирования семейных конфликтов - нормативная необязательность процедуры семейной медиации для семейных пар с несовершеннолетними детьми при подаче заявления на развод, неинформированность семейных пар о преимуществах и выгодах обращения к семейной медиации. Приведены аргументы, доказывающие, что первая информационно-разъяснительная встреча является успешной стратегией построения доверия и первым шагом к медиации и сохранению семьи, семейной идентичности, духовных ценностей для последующей передачи их следующему поколению в непрерывной цепи социокультурной идентичности
В статье проанализировано понятие фриланса (временная, проектная занятость) в рамках новых подходов к занятости и изменения восприятия обществом и бизнесом удаленной и гибридной форм занятости сотрудников после пандемии COVID-19. Рассмотрены такие сегменты рынка тру да, где наиболее часто встречается фриланс: копирайтинг, деятельность юристов, разработка программного обеспечения, проектирование зданий и сооружений, создание графического, аудио- и видеоконтента, консалтинг, предоставление экспертных услуг, репетиторство. Подробно рассмотрен портрет фрилансера по таким характеристикам, как регион проживания, половая принадлежность, средний возраст, доля «чистых» фрилансеров и доля совместителей, опыт взаимодействия с фриланс-платформами, налоговый статус, одиночки и командные игроки, причины выбора фриланса как формы занятости, наиболее ценная составляющая фриланса, недостатки фриланса как формы занятости и мотивация фрилансеров. Изучены основные методы продвижения услуг фрилансера в цифровой среде: сайт-портфолио, активное ведение профессионального профиля в социальных сетях и его реклама, регистрация на сайтах-агрегаторах, фриланс- и human-cloud платформах. Выделен главный элемент сайта-портфолио, которым являются выполненные фрилансером работы (тексты, фотографии, графика и подобные материалы), а также ключевые факторы, которые необходимо учесть фрилансеру при создании и поддержании сайта-портфолио, и самые распространенные ошибки
В проведенном исследовании авторами описываются особенности продвижения брендов при помощи инструментов интернет-маркетинга. Приводятся описание ключевых видов интернет-рекламы, их отличия, а также данные о рынке интернет-рекламы и его специфике. Цель исследования заключалась в определении особенностей продвижения брендов с помощью интернет-рекламы. Для ее достижения были поставлены следующие задачи: рассмотреть имеющиеся виды интернет-рекламы; провести анализ кейсов 5 российских компаний; определить отличительные черты продвижения компаний посредством рекламы в интернете. Методология исследования опиралась на рассмотрение работ, посвященных интернет-маркетингу и продвижению брендов. Авторы проанализировали 5 кейсов крупных российских компаний, относящихся к интернет-маркетингу: Aviasales, Yota, «Додо Пицца», «Тинькофф Банк», «Самокат». В частности, были отмечены эффективный influence-маркетинг (англ. influence - влиять) Aviasales и интеграция бренда с «Яндексом»; использование Yota контекстной и таргетированной рекламы для повышения узнаваемости, а также необычной рекламы; особенности ведения SMM (англ. social media marketing - маркетинг в социальных сетях) «Додо Пиццей»; эффективные рекламные кампании «Тинькофф Банка»; рекламные ролики, основанные на исследовании целевой аудитории бренда «Самокат». Были выделены следующие характеристики продвижения брендов при помощи интернет-рекламы: интерактивность, возможность тестирования рекламных креативов, простота подсчета результатов, необходимость создания ярких рекламных кампаний в целях повышения конкурентоспособности бренда
В настоящей статье предпринята попытка упорядочить существующие социологические подходы к изучению культуры цифрового общества. В первую очередь характеризуется феномен цифрового общества. Данному понятию дается определение. Выявляется его специфика. Затем осуществляется переход непосредственно к феномену культуры цифрового общества. Главная задача данной статьи - показать связь понятия культуры цифрового общества и социологических теорий культуры. Для ее реализации в статье делается обзор социологических теорий культуры. В частности, во внимание берутся теории П.А. Сорокина, Т. Парсонса и М.С. Арчер. В статье демонстрируется специфика культуры цифрового общества, рассматриваются исторические стадии развития данного феномена, выявляется тенденция диджитализации общественной жизни. Далее рассматриваются непосредственно сами концепции культуры цифрового общества. Заключительная часть статьи подчеркивает связи феномена культуры цифрового общества и общих социологических теорий культуры. В конце статьи также ставятся новые исследовательские вопросы относительно дальнейшего изучения и концептуализации культуры цифрового общества. Делается обобщающий вывод о необходимости проведения эмпирических исследований частных и общих кейсов, связанных с изучаемым понятием.
Статья посвящена байесовскому моделированию простых сравнительных биномиальных экспериментов с двоичными наборами данных (формата «успех» и «неудача») в социологии и других социальных науках. Кратко рассмотрены основные методологические основы применения байесовского подхода в статистике: применение априорных установок в анализе, особенности байесовского статистического вывода, различия частотных и байесовских доверительных интервалов, особенности проверки гипотез в байесовской статистике. Построена байесовская модель сравнительного биномиального эксперимента, поддерживающая сравнение независимых и зависимых выборок биномиальных переменных, а также допускающая различия в размерах сравниваемых выборок. Возможности модели, а также принципы байесовской проверки гипотез были продемонстрированы на тестовых данных с применением современных свободных пакетов байесовского моделирования и анализа - PyMC и ArviZ. Использование указанных инструментов позволяет реализовывать прямые тензорные операции с получаемыми апостериорными распределениями, предоставляя исследователю результативный способ расчета размера эффекта при сравнении двух биномиальных выборок без необходимости прибегать к усложненным формам вычисления данного параметра. Показаны возможности и ограничения байесовского подхода в контексте сравнительного анализа результатов биномиальных экспериментов в социальных науках путем расчета вероятности гипотез посредством вычисления и сравнения площади интервалов апостериорных распределений
Статья посвящена исследованию социокультурной специфики процессов цифровизации системы государственного управления, экономики и образования Китая. С помощью историко-философского, компаративного и герменевтического методов, а также анализа вторичных источников и статистической информации авторы рассматривают, в чем заключаются социокультурные особенности стратегии китайского цифрового прорыва и какое влияние эта стратегия может оказать на глобальный мир. Обозначены проблемные области цифровизации: соответствующая духу времени и востребованная населением прозрачность системы государственного управления против жесткого государственного контроля различных сфер жизни; глобальный интернет против кибернетического суверенитета; соблюдение баланса интернационализации и локализации китайского образования. Выявлен ряд потенциальных сфер влияния на международное сообщество: стандартизация мирового уровня; востребованность китайского образования (в том числе в области государственного управления) на мировом рынке образовательных услуг; развитие технологий искусственного интеллекта благодаря национальным особенностям Китая (огромный объем внутринациональных данных, возможность массового внедрения разработок, финансовые средства страны). Отдельное внимание уделяется проблеме кибернетического суверенитета. В ее рамках проанализированы три основных вида безопасности, на которые ориентирована информационная сфера Китая: компьютерная, когнитивная и информационно-психологическая
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru