Социальные и гуманитарные знания
Архив статей журнала
В условиях депопуляции, суженного режима воспроизводства особенно остро стоит вопрос реализации репродуктивного потенциала населения, который детерминируется демографическим поведением. Создание семьи в молодом возрасте, с одной стороны, может стимулировать рост рождаемости, что весьма важно в условиях депопуляции, с другой - решает целый ряд социальных и психологических проблем молодого человека, противодействует распространению эпидемии одиночества. Соответственно, можно выделить студенческую семью как отдельный социальный феномен. Это особая группа, которая, в силу особенностей своего положения, нуждается в государственной поддержке. В этой связи актуальным является анализ мер государственной поддержки студенческой семьи в современном российском обществе. Авторы обращают внимание на необходимость установления правового статуса студенческой семьи на федеральном уровне и принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на формирование и развитие института студенческой семьи в Российской Федерации. Между тем существуют региональные меры поддержки студенческих семей, эффективность которых нуждается в оценке. Тиражируются практики поддержки студенческих семей в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, однако их финансирование не носит системный характер и осуществляется в основном за счет расходов образовательной организации на воспитательную работу.
Одним из основных ресурсов современного общества являются информация и цифровые технологии ее обработки. Доступ к информации, цифровым продуктам и услугам способствует снижению барьеров при взаимодействии индивида с государством, организациями, другими индивидами, дает возможности для личностного развития, активного участия в решении социальных вопросов. Вместе с тем неравномерность распространения информационной инфраструктуры, различия в умениях и навыках пользователей при работе с цифровыми продуктами, а также различия в степени мотивации индивидов к работе в Интернете формируют цифровое неравенство. На основе ключевых концепций цифрового неравенства в сентябре 2022 года - апреле 2023 года авторами проведено социологическое исследование, в котором приняли участие жители Свердловской области. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что возраст является одним из ключевых факторов воспроизводства цифрового неравенства, в связи с чем актуально цифровое неравенство между поколениями современного российского социума. Результаты исследования продемонстрировали ведущую роль молодежи в преодолении цифрового неравенства поколенческих групп, поскольку молодые пользователи Интернета имеют более развитые цифровые навыки, а представители старшего поколения готовы приобретать эти навыки при взаимодействии с молодежью.
Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.