ОТ ХАОСА К КОЛЛЕКЦИИ. ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОБРАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО МУЗЕЯ ФИНЛЯНДИИ «РИЗА» (2023)
Публикация посвящена истории создания Православного музея Финляндии РИЗА, формированию его коллекции и ее основным особенностям. Большую часть коллекции музея составляет церковная утварь, эвакуированная в период II Мировой войны из монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского, а также из карельских приходов Финляндской православной церкви. Статья представляет первый опыт освящения вопроса на русском языке.
Идентификаторы и классификаторы
К началу Советской-Финляндской войны 1939–1940 гг. Валаамский Спасо-Преображенский, Коневский Рождество-Богородичный, Печенгский Свято-Троицкий Трифонов монастыри, а также Линтульская женская обитель находились на территории Финляндии и являлись частью Финляндской православной церкви (далее — ФПЦ). В 1918 г.
Список литературы
- Arseni, pappismunkki. Konevitsan luostari. Helsinki, 1993. Husso Katariina. Ikkunoita ikonien ja kirkkoesineiden historiaan. Suomen ortodoksisen kirkon esineellinen kulttuuriperintö 1920–1980-luvuilla. Suomen muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja. Helsinki: Suomen muinaismuistoyhdistys, 2011.
- Kaaoksesta kokoelmaksi. Sodan ja evakuoinnin seurauksena syntynyt Suomen ortodoksinen
kirkkomuseo. Finland: Gummerus Kirjapaino Oy, 2008. - Karjalan ja Petsamon ortodoksiset kirkot ja kirkkotaide. Toim. Kristina Thomenius, Minna
Laukkanen. Jyväskylä: Gummerus Kirjapaino Oy, 1997. - Tuomikoski Paula. Pietarilais-pakolaisesta piispaksi. Arkkipiispa Paavalin (1914–1988) his tori
al li nen elämäkerta. Valamo Kustannus, 2019.
Источники
- Архив Ново-Валаамского монастыря.
- Фотоархив Православного музея Финляндии «РИЗА»
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена важному историческому источнику по истории Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии — машинописным сборникам «Материалы церковно-археологического кабинета», которые на сегодняшний день являются малоизученными. Инициатором их появления стал доцент Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов, впоследствии протоиерей, профессор, заведующий Церковно-археологическим кабинетом с 1955 по 1975 гг. Сборники отражают внутреннюю жизнь музея Академии: этапы формирования его фондов, экспозиций, коллектива, научную деятельность сотрудников. Выпуск сборников продолжился после смерти протоиерея Алексия, но периодичность выпуска очередных сборников была не столь регулярной. Всего, на сегодняшний день, в распоряжении исследователей имеются 16 сборников, последний из которых вышел в 2005 г. В настоящей статье представлен анализ материалов сборников, вышедших в период с 1955 по 1975 гг., а также дана история их появления и краткая историческая справка по всему периоду, который нашел отражение в имеющихся шестнадцати выпусках. При исследовании были использованы как материалы самих сборников, так и литература, источники, отражающие историю их появления: журналы Совета академии, воспоминания, дневники.
Статья посвящена исследованию и атрибуции не известных ранее памятников русского церковного оловянного литья конца XVII–XVIII вв. Качественные оловянные сплавы и готовые изделия из европейского олова появились на Руси с конца XVI в. Оловянные предметы широко использовались не только в быту как питьевая посуда, но и при богослужении в храмах. Благодаря практическим и эстетическим качествам, и относительной дешевизне по сравнению с драгоценными металлами, оловянные изделия нашли свое применение в многочисленных храмах и монастырях. На настоящий момент из всего многообразия церковной утвари из олова в научный оборот введены лишь отдельные предметы из коллекций крупнейших музеев России. Автором статьи проведено комплексное исследование и атрибуция ранее не изученных 14 предметов из собраний Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА) и Музея имени Андрея Рублева ( ЦМИАР). Это потиры, дискосы, кресты, дароносицы и дарохранительницы.
Основная цель статьи — проследить этапы развития иконографии новозаветного Апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в., выделить предпосылки обращения к новой для данного периода теме. В частности, дать систематическое описание сюжетов, обозначить преемственность иконографических форм, а также осмыслить место апокалиптических композиций в общем контексте монументальной живописи этого периода. Рассматриваемое явление в Позднем Средневековье представлено как синтеза восточной иконографии с элементами западной традиции в церковном искусстве. Именно поэтому наиболее важный вопрос в изучении сюжетов, иллюстрирующих Апокалипсис, заключается в выявлении происхождения каждой композиции и характерных ее особенностей.
Первые шаги в исторической литургике были предприняты западными учеными в XVII в. За четыре столетия база исследований литургии византийского обряда пополнилась огромным количеством работ различного характера — от научных статей до полноценных монографий. Многие из таких трудов стали классикой и вызывают немалый научный интерес. Цель настоящей статьи — представить обзор наиболее значимых работ в области вопроса истории изучения византийской литургической традиции, который не только не теряет актуальности, но приобретает все большее значение для междисциплинарных исследований, прежде всего для изучения истории церковного искусства, иконографических особенностей и программных и композиционных построений.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/