ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ ИЗ ОЛОВА XVII–XVIII ВВ. В СОБРАНИЯХ МУЗЕЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И МУЗЕЯ ИМЕНИ А НДРЕЯ РУБЛЕВА (2023)
Статья посвящена исследованию и атрибуции не известных ранее памятников русского церковного оловянного литья конца XVII–XVIII вв. Качественные оловянные сплавы и готовые изделия из европейского олова появились на Руси с конца XVI в. Оловянные предметы широко использовались не только в быту как питьевая посуда, но и при богослужении в храмах. Благодаря практическим и эстетическим качествам, и относительной дешевизне по сравнению с драгоценными металлами, оловянные изделия нашли свое применение в многочисленных храмах и монастырях. На настоящий момент из всего многообразия церковной утвари из олова в научный оборот введены лишь отдельные предметы из коллекций крупнейших музеев России. Автором статьи проведено комплексное исследование и атрибуция ранее не изученных 14 предметов из собраний Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА) и Музея имени Андрея Рублева ( ЦМИАР). Это потиры, дискосы, кресты, дароносицы и дарохранительницы.
Идентификаторы и классификаторы
Публикуемые в этой статье памятники двух российских музейных собраний1, рассмотренные в широком контексте, призваны дополнить наше представление о развитии отечественного
оловянного ремесла и предоставить новый материал для дальнейшего изучения и атрибуций в этой области прикладного искусства2.
Список литературы
- Герасимова Н. В. Дарохранительница из олова середины XVIII в. в собрании музея имени Андрея Рублева. К вопросу об использовании иконного литья в декорации дарохранительниц и дароносиц в Москве во второй трети XVIII в. (в печати).
- Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX вв. // Филевские
чтения: Сб. ст. / [отв. ред. О. Р. Хромов]. Вып. V. М.: [Б. и.], 1994. С. 68–86. - Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI —
начала XX вв. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: Альбом. М.: Интебрук-бизнес, 2000. - Горбачева Н. И. Олово в собрании Ярославского музея-заповедника // Художественный
металл России: Материалы конференции памяти Г. Н. Бочарова / Рос. гос. гуманит. ун-т и др.; ред.-сост.: С. В. Гнутова и др. М.: Изд-во РГГУ, 2001. С. 310–317. - Гордеев В. А. Русское церковное олово из собрания музея-заповедника Коломенское. Состав и художественные особенности коллекции // Искусство Христианского мира:
Сб. ст. / отв. ред. А. А. Воронова. Вып. 3. М.: Издательство ПСТБИ, 1999. С. 123–133. - Гормина Н. В. Храмовая утварь из олова XVII–XIX вв. в собрании Новгородского музея-заповедника // Новгородский исторический сборник: Сб. ст. / [редкол.: В. Л. Янин (отв. ред.) и др.]. Вып 9 (19). СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 424–434.
- Дары Российского Императорского Дома Историческому музею / авт.-сост. И. Н. Палту-
сова. М.: Гос. ист. музей, 2014. - Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–
XV вв. / ред.-сост. И. А. Стерлигова. М.: Наука, 1996. - Елькова Е. Ю. «Посол желательный», или «Символы и Емблемата» русской оловянной по-
суды XVIII в. // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 11 (22) (ноябрь). С. 13–23. - Елькова Е. Ю. Художественное олово в контексте русской культуры XVII–XVIII вв.: Дис. …
канд. искусствоведения: 17.00.04. М.: [Б. и.], 2004. - Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь, иконы и вещи личного благочестия русской работы XVI–XVII вв. в Греции // Искусствознание: журнал по теории и истории ис-
кусства. 2013. № 1–2. С. 38–67. - Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI–XVIII вв. М.: Модус граффити, 1997.
- Из новых поступлений. 2004–2018: New arrivals. 2004–2018. Каталог выставки / сост. Т. Н. Нечаева, О. В. Смирнова. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, 2020.
- Кирилло-Белозерский музей-заповедник: Альбом-путеводитель по коллекциям / сост.
С. Митурич. М.: Три квадрата, 2017. - Лихачёва Л. Д. Работы оловянишника Егора Иванова в собрании Русского музея // Па-
мятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1988. М.: Наука, 1989. С. 346–351. - Маханько М. А. Дарохранительница // ПЭ. 2007. Т. 14. С. 202–205.
- Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. Каталог выставки /
Сост. Т. М. Кольцова. М.: СканРус, 2006. - Русское олово XVIII в. Мастера. Клейма: Слов.-кат. / Е. Ю. Елькова, Т. А. Лобанева. М.:
Изд. центр ГИМ «Эпифания», 1995. - Русское художественное олово XVII–XIX вв. в собрании Московского государственного
объединенного музея-заповедника Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино / сост. В. А. Гордеев. М.: Изд.-полигр. отд. МГОМЗ, 2012. - Рындина А. В. Проблемы изучения древнерусской мелкой пластики (медное литье) //
Русское медное литье: сборник статей / сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. М.: Сол Систем, 1993. Вып. 2. С. 6–7. - Тысяча лет русского паломничества: Каталог выставки / сост. и науч. ред. Е. М. Юхимен-
ко. М.: Гос. исторический музей, 2009. - Художественное олово в России XVII в.: Из собрания Эрмитажа. Научный каталог / А. С. Косцова. Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1982.
- Художественный металл в России XVII — начала XX вв.: Каталог выставки / [сост. З. А. Бернякович и др.]. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1981.
- Cazalet L. Notes on Russian Pewter // «Connoisseur». 1916. Vol. XLV. № 177–180. Р. 83–93.
Gahlnback J. Russische Zinn. Zinn und Zinngiesser in Moskau. Leipzig: Karl W. Hiersemann, 1928.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена важному историческому источнику по истории Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии — машинописным сборникам «Материалы церковно-археологического кабинета», которые на сегодняшний день являются малоизученными. Инициатором их появления стал доцент Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов, впоследствии протоиерей, профессор, заведующий Церковно-археологическим кабинетом с 1955 по 1975 гг. Сборники отражают внутреннюю жизнь музея Академии: этапы формирования его фондов, экспозиций, коллектива, научную деятельность сотрудников. Выпуск сборников продолжился после смерти протоиерея Алексия, но периодичность выпуска очередных сборников была не столь регулярной. Всего, на сегодняшний день, в распоряжении исследователей имеются 16 сборников, последний из которых вышел в 2005 г. В настоящей статье представлен анализ материалов сборников, вышедших в период с 1955 по 1975 гг., а также дана история их появления и краткая историческая справка по всему периоду, который нашел отражение в имеющихся шестнадцати выпусках. При исследовании были использованы как материалы самих сборников, так и литература, источники, отражающие историю их появления: журналы Совета академии, воспоминания, дневники.
Публикация посвящена истории создания Православного музея Финляндии РИЗА, формированию его коллекции и ее основным особенностям. Большую часть коллекции музея составляет церковная утварь, эвакуированная в период II Мировой войны из монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского, а также из карельских приходов Финляндской православной церкви. Статья представляет первый опыт освящения вопроса на русском языке.
Основная цель статьи — проследить этапы развития иконографии новозаветного Апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в., выделить предпосылки обращения к новой для данного периода теме. В частности, дать систематическое описание сюжетов, обозначить преемственность иконографических форм, а также осмыслить место апокалиптических композиций в общем контексте монументальной живописи этого периода. Рассматриваемое явление в Позднем Средневековье представлено как синтеза восточной иконографии с элементами западной традиции в церковном искусстве. Именно поэтому наиболее важный вопрос в изучении сюжетов, иллюстрирующих Апокалипсис, заключается в выявлении происхождения каждой композиции и характерных ее особенностей.
Первые шаги в исторической литургике были предприняты западными учеными в XVII в. За четыре столетия база исследований литургии византийского обряда пополнилась огромным количеством работ различного характера — от научных статей до полноценных монографий. Многие из таких трудов стали классикой и вызывают немалый научный интерес. Цель настоящей статьи — представить обзор наиболее значимых работ в области вопроса истории изучения византийской литургической традиции, который не только не теряет актуальности, но приобретает все большее значение для междисциплинарных исследований, прежде всего для изучения истории церковного искусства, иконографических особенностей и программных и композиционных построений.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/