ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИКОНОГРАФИИ АПОКАЛИПИСА В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ РУСИ XVI ВЕК А: ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОКИ (2023)
Основная цель статьи — проследить этапы развития иконографии новозаветного Апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в., выделить предпосылки обращения к новой для данного периода теме. В частности, дать систематическое описание сюжетов, обозначить преемственность иконографических форм, а также осмыслить место апокалиптических композиций в общем контексте монументальной живописи этого периода. Рассматриваемое явление в Позднем Средневековье представлено как синтеза восточной иконографии с элементами западной традиции в церковном искусстве. Именно поэтому наиболее важный вопрос в изучении сюжетов, иллюстрирующих Апокалипсис, заключается в выявлении происхождения каждой композиции и характерных ее особенностей.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование иконографии Апокалипсиса в монументальной живописи Руси через призму исторического развития Позднего Средневековья предполагает взаимовлияние искусства русского и западноевропейского, а также маркирует общие истоки раннехристианского и византийского искусства.
Список литературы
- Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона «Апокалипсис»
Успенского собора Московского Кремля. М.: Искусство, 1964. - Алексеев А. А., Лихачев О. П. К текстологической истории древнеславянского Апокалипсиса // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР, 1985. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. Вып. 3.
- Анкудинова Е. А. Живопись святых ворот ярославского Спасского монастыря // Краеведческие записки / Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Ярос-
лавль, 1984. Вып. 5/6. С. 82–88. - Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX век / сост. Ф. И. Буслаев. М.: Синодальная типография, 1884.
- Бузыкина Ю. Н. Персонификации в «Апокалипсисе» в паперти Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о классических мотивах в древнерусском искусстве // XXII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сб. ст. Ярославль: Ярославский худож. музей, 2018. С. 15–30.
- Журавлева И. А. Благовещенский собор Московского Кремля / под ред. И. А. Журавлевой
М.: Художник и книга, 2012. - Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры / И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. М.: Искусство, 1990.
- Качалова И. Я. Апокалипсис в стенописи Благовещенского собора // Благовещенский
собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 30–53. - Качалова И. Я. Икона «Апокалипсис» в Успенском соборе Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия: [Сб. статей]. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 240–253.
- Квливидзе Н. В., Турилов А. А. Иллюстрации к Библии // Православная энциклопедия.
М., 2002. Т. 5. С. 119. - Квливидзе Н. В. Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария // Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 28–47.
- Косякова В. А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света /
Валерия Косякова. М.: АСТ, 2018. - Крылов А. К. Особенности росписи первой половины XVI века в Рождественском соборе можайского Лужецкого монастыря // Вопросы археологии и истории Верхнего
Поочья. Калуга: [Б. и.], 1989. С. 41–44. - Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII–XIV веков. Каталог коллекции Гос. Эрмита-
жа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. - Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
- Небольсин А. С., Ианнуарий (Ивлев), ариманрит, Никитина Т. Л., Грибов Ю. А., Качалова И. Я. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. М., 2010 Т. 24. С. 705–745..
- Гиппиус А. А. Новые данные о пономаре Тимофее — новгородском книжнике середины
XIII век // Информационный бюллетень Международнаой ассоциации по изучению и распространению славянских культур (МАИРСК). Вып. 25. М., 1992. С. 59–86. - Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки / под ред. А. А. Турилова. Составители Т. В. Анисимова и др.; Авторы статей С. П. Бавин, Г. В. Попов. М.: Индрик, 1995.
- Подковырова В. Г. Проблема описания лицевых старообрядческих Апокалипсисов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи» 25–29 июня 2001 г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2001. С. 297–303.
- Подковырова В. Г. Стенопись монастырей Афона и иконография русских лицевых Апокалипсисов // Афон и славянский мир. Сборник 1. Материалы международной научной
конференции, посвящённой 1000-летию присутствия русских на Святой горе. Святая
гора Афон : Изд-во. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2014. С. 292–314. - Подковырова В. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века: научный каталог / В. Г. Подковырова; Библиотека РАН. M.; CПб.: Альянс-Архео, 2016.
(Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10. Вып. 2). - Послания Иосифа Волоцкого / подг. текста А. А. Зимина, Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
- Сарабьянов В. Д. Росписи собора Рождества Богородицы можайского Лужецкого монастыря и их место в искусстве эпохи Ивана Грозного // Искусство христианского мира:
сборник статей. Вып. 9. М.: ПСТГУ, 2005. С. 113–133. - Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
- Словарь русских иконописцев XI–XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009.
- Соколова Г. С. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. Фрески Феодосия
1508 г. Л.: Аврора, 1969. - Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М.: РГГУ, 2011.
- Турилов А. А. Древнейший южнославянский письмовник третьей четверти XIV в. // Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI в. (РФА). М., 1987. Вып. 3. С. 556–559.
- Флайер М. К. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля// Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.:
Изд. «Дмитрий Буланин», 2003. С. 178–187. - Чилингиров А. А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства / пер. с болг. Г. В. Попова // ДРИ: Зарубежные
связи. М.: Наука, 1975. Т. 9. С. 325–342. - Чинякова Г. П. О развитии иконографии русского лицевого Апокалипсиса XVI века // Традиции и современность. М., 2013. №14. С. 119–135.
- Чинякова Г. П. К вопросу о сложении иконографии русского лицевого Апокалипсиса
в XVI веке // Герменевтика древнерусской литературы. М.: [Б. и.], 2014. Вып. 16– - С. 1032–1064.
- Чинякова Г. П., Николай (Погребняк), епископ, Гамлицкий А. В. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись: альбом-каталог. М.: БуксМАрт, 2018.
- Эко У. Эволюция средневековой эстетики / пер. с ит. Ю. Н. Ильина в обраб. и под ред.
Е. Ю. Козиной и И. А. Доронченкова; пер. с лат. А. С. Струковой. СПб.: Азбука-классика, 2004. - Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.
Castelfranchi L. Giusto de’ Menabuoi. Milano, 1966. - Giusto de’ Menabuoi nel battistero di Padova / A cure di A. M. Spiazzi. Trieste, 1989.
- Heinsius M. Der Paradies garten der Herrad von Landsberg: ein Zeugnismittelterlicher Kulturund Geis-tesgeschichtein im Elsass. P.: Alsati, 1968.
- Richard Laufner, Peter K Klein, Gunther Franz Die Trierer Apokalypse: Codex 31. Stadtbibliothek Trier / Stadtbibliothek Trier. Graz: Akademische Druck-und Verlagsanstalt, 2001.
(Glanzlichter der Buchkunst, Bd. 10). - The Elizabeth Day McCormick Apocalypse / ed. H. R. Willoughby, E. C. Colwell. Vol. 1. A Greek
corpus of revelation iconography / H. R. Willoughby. Chicago: University of Chicago Press, 1940.
Источники
- Апокалипсис (л.), сер. XIII в. // Библиотека РАН. Собр. Н. К. Никольского. 1.
- Апокалипсис с толкованием, 1422 г. // Национальная библиотека Франции, Paris. Vod. gr. 239.
- Лицевой Апокалипсис, IX в. // Городская библиотека Трира, Ms. 31.
- Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ГИМ. ОР. Хлуд. №7д.
- Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РНБ. Солов. № 58.
- Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 98 (Егоров). № 1844–
- Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 466 (Егерев). № 6.
- Лицевой Апокалипсис, XVII в. // Библиотека Чикагского университета, Ms. 931 (Elizabeth
Day McCormick Apocalypse). - Отчет о реставрации живописи XVII в. в западной паперти Успенского собора Московского Кремля. 1978 г. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1980. Д. 24.
- Отчет о реставрационных работах, выполненных в Грозненской галерее Благовещенского собора Московского Кремля. 1950 г. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1950. Д. 30.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена важному историческому источнику по истории Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии — машинописным сборникам «Материалы церковно-археологического кабинета», которые на сегодняшний день являются малоизученными. Инициатором их появления стал доцент Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов, впоследствии протоиерей, профессор, заведующий Церковно-археологическим кабинетом с 1955 по 1975 гг. Сборники отражают внутреннюю жизнь музея Академии: этапы формирования его фондов, экспозиций, коллектива, научную деятельность сотрудников. Выпуск сборников продолжился после смерти протоиерея Алексия, но периодичность выпуска очередных сборников была не столь регулярной. Всего, на сегодняшний день, в распоряжении исследователей имеются 16 сборников, последний из которых вышел в 2005 г. В настоящей статье представлен анализ материалов сборников, вышедших в период с 1955 по 1975 гг., а также дана история их появления и краткая историческая справка по всему периоду, который нашел отражение в имеющихся шестнадцати выпусках. При исследовании были использованы как материалы самих сборников, так и литература, источники, отражающие историю их появления: журналы Совета академии, воспоминания, дневники.
Статья посвящена исследованию и атрибуции не известных ранее памятников русского церковного оловянного литья конца XVII–XVIII вв. Качественные оловянные сплавы и готовые изделия из европейского олова появились на Руси с конца XVI в. Оловянные предметы широко использовались не только в быту как питьевая посуда, но и при богослужении в храмах. Благодаря практическим и эстетическим качествам, и относительной дешевизне по сравнению с драгоценными металлами, оловянные изделия нашли свое применение в многочисленных храмах и монастырях. На настоящий момент из всего многообразия церковной утвари из олова в научный оборот введены лишь отдельные предметы из коллекций крупнейших музеев России. Автором статьи проведено комплексное исследование и атрибуция ранее не изученных 14 предметов из собраний Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА) и Музея имени Андрея Рублева ( ЦМИАР). Это потиры, дискосы, кресты, дароносицы и дарохранительницы.
Публикация посвящена истории создания Православного музея Финляндии РИЗА, формированию его коллекции и ее основным особенностям. Большую часть коллекции музея составляет церковная утварь, эвакуированная в период II Мировой войны из монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского, а также из карельских приходов Финляндской православной церкви. Статья представляет первый опыт освящения вопроса на русском языке.
Первые шаги в исторической литургике были предприняты западными учеными в XVII в. За четыре столетия база исследований литургии византийского обряда пополнилась огромным количеством работ различного характера — от научных статей до полноценных монографий. Многие из таких трудов стали классикой и вызывают немалый научный интерес. Цель настоящей статьи — представить обзор наиболее значимых работ в области вопроса истории изучения византийской литургической традиции, который не только не теряет актуальности, но приобретает все большее значение для междисциплинарных исследований, прежде всего для изучения истории церковного искусства, иконографических особенностей и программных и композиционных построений.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/