ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТУРГИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА1 (2023)
Первые шаги в исторической литургике были предприняты западными учеными в XVII в. За четыре столетия база исследований литургии византийского обряда пополнилась огромным количеством работ различного характера — от научных статей до полноценных монографий. Многие из таких трудов стали классикой и вызывают немалый научный интерес. Цель настоящей статьи — представить обзор наиболее значимых работ в области вопроса истории изучения византийской литургической традиции, который не только не теряет актуальности, но приобретает все большее значение для междисциплинарных исследований, прежде всего для изучения истории церковного искусства, иконографических особенностей и программных и композиционных построений.
Идентификаторы и классификаторы
Виз антийская литургическая традиция берет свое начало в богослужебной практике храма Святой Софии в Константинополе. На протяжении последующих веков происходило посте-
пенное развитие данной традиции, жизненный цикл которой не завершился даже с прекращением существования самой Византийской империи в результате взятия Константинополя в 1453 г.
Список литературы
1 Арранц М. Историческое развитие Божественной Литургии. Л.: Изд. Ленинградской Ду-
ховной Академии, 1978.
2 Арранц М. История Типикона: (Опыт): 1 курс. Л.: Изд. Ленинградской Духовной Академии, 1978.
3 Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. Л.: Изд. Ленинградской Духовной Академии, 1979.
4 Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях таинств: по рукописям Греческого Евхология. Л.: Изд. Ленинградской Духовной Академии, 1979.
5 Арранц М. Избранные сочинения по Литургике. Т. 1–5. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003–2006.
6 Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (к истории византийской отреченной письменности). Одесса: Экономическая типография, 1901.
7 Алмазов А. И. Чин над бесноватым (Памятник греческой письменности XVII в.). Одесса:
Экономическая типография, 1901.
8 Беляев Д. Ф. Новый список древнего устава константинопольских церквей. СПб.: Тип.
Императорской Академии Наук, 1896.
9 Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. II:
Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их
в храм Св. Софии в IX–X вв. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1893.
10 Беляев Л. А. Бингем // ПЭ. 2002. Т. 5. С. 217.
11 Баумштарк А. Сравнительная литургика. Принципы и методы исторического исследо-
вания христианского богослужения. Омск: Амфора, 2014.
12 Васильев А. А. О греческих церковных песнопениях // Византийский временник. 1896.
Т. 3. С. 582–633.
13 Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей: С описанием таинств, богослужения, храмов, праздников, постов, иерархии,
разных соборных постановлений и всех обрядов и обычаев, бывших в древней христианской церкви. В 5 т. СПб.: Тип. Деп. Нар. Просвещения, 1829–1845.
14 Дебольский Г. С. Дни богослужения православной Греко-Российской церкви. СПб.: Тип.
Деп. внеш. торговли, 1837.
15 Дебольский Г. С. Краткое обозрение Богослужения Православной Церкви. СПб.: Фр. тип.,
1848.
16 Дебольский Г. С. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах.
М.: Отчий дом, 1994.
17 Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы святогробский, иерусалимский
и Великой константинопольской церкви. Критико-библиографическое исследование. Киев: Тип. И. И. Горбунова, 1907.
18 Желтов Михаил, дьякон. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции Русской Правосланой Церкви (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / научн. ред. свящ. Михаил Желтов; отв. за выпуск А. И. Кырлежев. М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009.
19 Желтов Михаил, священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX в. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov/
obzor-istorii-pravoslavnoj-liturgicheskoj-nauki-do-kontsa-xx-veka/ (дата обращения 29. 12. 2021).
20 Здравомыслов К. Я. Долоцкий Василий Иванович // Русский биографический словарь.
СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1905. Т. 6. С. 581.
21 Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (Анафора): опыт историко-литургического
анализа. СПб.: Тип. В. Киршбаума (отд-ние), 1908.
22 Катанский А. Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви // Христианское
чтение. 1868. № 9. C. 345–381; № 10. C. 525–576.
23 Катанский А. Л. Учение свв. Отцев Церкви трёх первых веков о таинствах. СПб.: [б. и.], 1879.
24 Катанский А. Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада // Христиан-
ское чтение. 1869. № 1. С. 17–69; № 2. С. 202–221; № 4. С. 562–614; 1870. № 1. С. 83–
124; № 2. С. 224–256.
25 Кекелидзе Корнелий, прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис: Тип. «Братство», 1908.
26 Киприан (Керн), архим. Евхаристия: (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже). М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.
27 Красносельцев Н. Ф. Патриарх Фотий и византийское богослужение его времени: Речь,
произнесенная в публичном собрании Историко-филол. о-ва 6-го февр. 1891 г., в день тысячелетия кончины святейшего патриарха Фотия. Одесса: Тип. Штаба Одесского воен. окр., 1892.
28 Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований,
в них содержащихся, и с приложениями: Из отчета об ученых занятиях за границей в 1882 г. Казань: Тип. Императорского Университета, 1885.
29 Красносельцев Н. Ф. Типик Церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.). Одесса: Тип. Штаба Одес. воен. окр., 1892.
30 Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста. Вып. 1. Казань: Тип. Ун-та, 1889.
31 Лебедев П. Я. Наука о богослужении православной Церкви: В 2 ч. М.: Кн. маг. В. В. Думнова, 1890.
32 Мансветов И. Д. Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нём памятников. М.: Севастопольск. отд. на Политехн. выставке, 1872.
33 Мансветов И. Д. Полный месяцеслов Востока. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1878.
34 Мансветов И. Д. Церковный устав (типик) его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885.
35 Мансветов И. Д. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской
Синодальной библиотеки № 437 / изд. архим. Амфилохия // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 2. С. 482–503 (1-я пагин.).
36 Мансветов И. Д. Византийский материал для сказания о двенадцати трясавицах // Древности. Труды Имп. Московского археологического общества. 1881. Т. 9. Вып. 1. С. 24–36.
37 Мансветов И. Д. К материалам для истории церковного устава // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1884. Ч. 33. Кн. 2. С. 700–710 (1-я пагин.)
38 Матеос Х. Служение слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск: Изд.
Голованова, 2010.
39 Муретов Сергий, прот. К материалам для истории чинопоследования литургии. Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1885.
40 Муретов Сергий, прот. Чин проскомидии в Греческой церкви с XII до половины XIV в.
(до патриарха Филофея) // ЧОЛДП. 1894. Февраль. С. 192–216.
41 Муретов Сергий, прот. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: опыт историко-литургического исследования. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1895.
42 Нестеровский Е. Г. Литургика или наука о богослужении православной Церкви. Ч. 1–2.
Курск: Тип. бр. Н. и И. Ваниных, 1895–1900.
42 Орлов Михаил, протоиерей. Литургия святого Василия Великого. 1-е крит. изд. СПб.: Си-
нод. тип., 1909.
43 Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы //
ЖМП. 2001. № 4. С. 70–78.
44 Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5.
С. 69–80.
45 Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в византийских Евхологиях VIII–XII вв. // Византийский временник. 2002. Вып. 61 (86). С. 118–132.
46 Пентковский А. М. Антиохийская литург. традиция в IV–V ст. // ЖМП. 2002. № 7. С. 73–87.
47 Пентковский А. М. Иерусалимский устав в Константинополе в Палеологовский период //
ЖМП. 2003. № 5. С. 77–87.
48 Пентковский А. М. Ктиторские Типиконы и богослужебные Синаксари Евергетидской
группы // Богословские труды. 2003. Вып. 38. С. 321–355.
49 Пентковский А. М. Византийское богослужение // ПЭ. 2004. Т. 8. С. 380–388.
50 Родосский А. Ветринский Иродион Яковлевич // Православная богословская энциклопедия. Петроград: Духовн. журнал «Странник», 1902. Т. 3. Стб. 1169–1170.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена важному историческому источнику по истории Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии — машинописным сборникам «Материалы церковно-археологического кабинета», которые на сегодняшний день являются малоизученными. Инициатором их появления стал доцент Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов, впоследствии протоиерей, профессор, заведующий Церковно-археологическим кабинетом с 1955 по 1975 гг. Сборники отражают внутреннюю жизнь музея Академии: этапы формирования его фондов, экспозиций, коллектива, научную деятельность сотрудников. Выпуск сборников продолжился после смерти протоиерея Алексия, но периодичность выпуска очередных сборников была не столь регулярной. Всего, на сегодняшний день, в распоряжении исследователей имеются 16 сборников, последний из которых вышел в 2005 г. В настоящей статье представлен анализ материалов сборников, вышедших в период с 1955 по 1975 гг., а также дана история их появления и краткая историческая справка по всему периоду, который нашел отражение в имеющихся шестнадцати выпусках. При исследовании были использованы как материалы самих сборников, так и литература, источники, отражающие историю их появления: журналы Совета академии, воспоминания, дневники.
Статья посвящена исследованию и атрибуции не известных ранее памятников русского церковного оловянного литья конца XVII–XVIII вв. Качественные оловянные сплавы и готовые изделия из европейского олова появились на Руси с конца XVI в. Оловянные предметы широко использовались не только в быту как питьевая посуда, но и при богослужении в храмах. Благодаря практическим и эстетическим качествам, и относительной дешевизне по сравнению с драгоценными металлами, оловянные изделия нашли свое применение в многочисленных храмах и монастырях. На настоящий момент из всего многообразия церковной утвари из олова в научный оборот введены лишь отдельные предметы из коллекций крупнейших музеев России. Автором статьи проведено комплексное исследование и атрибуция ранее не изученных 14 предметов из собраний Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА) и Музея имени Андрея Рублева ( ЦМИАР). Это потиры, дискосы, кресты, дароносицы и дарохранительницы.
Публикация посвящена истории создания Православного музея Финляндии РИЗА, формированию его коллекции и ее основным особенностям. Большую часть коллекции музея составляет церковная утварь, эвакуированная в период II Мировой войны из монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского, а также из карельских приходов Финляндской православной церкви. Статья представляет первый опыт освящения вопроса на русском языке.
Основная цель статьи — проследить этапы развития иконографии новозаветного Апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в., выделить предпосылки обращения к новой для данного периода теме. В частности, дать систематическое описание сюжетов, обозначить преемственность иконографических форм, а также осмыслить место апокалиптических композиций в общем контексте монументальной живописи этого периода. Рассматриваемое явление в Позднем Средневековье представлено как синтеза восточной иконографии с элементами западной традиции в церковном искусстве. Именно поэтому наиболее важный вопрос в изучении сюжетов, иллюстрирующих Апокалипсис, заключается в выявлении происхождения каждой композиции и характерных ее особенностей.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/