ОТНОШЕНИЕ К КОМИЧЕСКОМУ В ИСЛАМЕ (2024)

В статье анализируется проблема отношения к комическому в исламе. Автор исходит из того, что в основе комического лежит фиксация несоответствия или противоречия между нормами и догматами ислама и различными проявлениями социальной жизни, поведением отдельных верующих. Анализируются различия между двумя основными жанрами комического в исламской арабской культуре: юмором и сатирой. Установлено, что в основе комического лежит тезис о божественном происхождении человеческой способности смеха. Поэтому ислам не запрещает комическое как таковое, но ограничивает его, разделяя разрешенные и запрещенные для смеха предметы. К запрещенным предметам относится все сакральное, связанное с вероучением и религиозными нормами поведения. Доказано, что различные жанры комического выполняют в исламе различные функции. Юмор выступает как средство популяризации и гуманизации религиозного вероучения, как мягкий инструмент нравственного совершенствования мусульманина (в том числе и смех над собой). Сатира же выступает как средство острой критики несовершенного общества, борьбы с глубокой порочностью и верооступничеством некоторых мусульман, а также как средство защиты вероучения от агрессивных нападок атеистов и иноверцев.

Тип: Статья
Автор (ы): Поломошнов Андрей Федорович
Ключевые фразы: ислам, КОМИЧЕСКОЕ, ЮМОР, САТИРА, СМЕХ, МУСУЛЬМАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ, АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
297. Ислам. Мусульманство. Сунниты: ханафиты, шафииты, маликиты, ханбалиты. Шииты. Ваххабиты. Исмаилиты. Ибадиты
Текстовый фрагмент статьи