С.В. МАКСИМОВ - ТВОРЧЕСКИЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (2024)
В статье на фоне общего обзора творческого наследия писателя-этнографа С.В. Максимова (1831-1901) рассмотрены специфические черты художественно-документальной прозы писателя, связанные с ее жанровыми особенностями, творческая позиция и метод работы этнографа, авторская манера повествования, ее стилистика. Пословицы, поговорки, присловья, фразеологизмы составляют в прозе Максимова культурно-речевой фон, столь необходимый в этнографических зарисовках народного быта. Анализируются собранные и представленные на страницах книг писателя-этнографа редкие образцы народного красноречия, отразившие тесные связи бытового уклада и трудовой деятельности русского народа с его обрядами и поэзией, а также примеры речевого народного этикета, которому Максимов посвятил несколько очерков, адресованных детям и простонародному читателю. Приведены яркие примеры народного языкотворчества. Акцентируется связь творческих устремлений Максимова с большими изменениями и перспективными тенденциями отечественной системы образования 1870-х гг. Отмечается, что в прозе писателя не столько изображалась народная жизнь, сколько воссоздавалось народное мировосприятие.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.34216/1998-0817-2024-30-2-78-83
- eLIBRARY ID
- 68529314
Определяя основное качество ритмической прозы, Флобер подчеркивал, что она остается прозой и даже в высшей степени прозой, а не превращается в стихи. Вероятно, эта же закономерность есть и в определении этнографической прозы: она не превращается в этнографию или другую смежную науку, а остается прозой, и ей присущи важнейшие качества литературы.
Результатом полувековой литературной деятельности С.В. Максимова являются 342 журнальных публикации, а также 84 книжных издания и переиздания. Основной объем творческого наследия составляют главные книги писателя: «Год на Севере», «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Лесная глушь», «Бродячая Русь Христа-ради».
Художественно-документальная проза Максимова имеет свои специфические черты, прямо связанные с ее жанровыми особенностями. Ей присуще обилие материалов современной жизни разных слоев простонародья, этнографические зарисовки, исследовательский характер описаний, чрезвычайная подробность в воссоздании панорамы народной жизни, ретроспективный взгляд в глубину отечественной культуры [Владимиров; Мартынова]. «Кладем в основу откровенность, личные наблюдения, голые факты, целостно взятые из жизни» [Максимов 11: 4], – определял сам писатель особенности своего творчества.
Список литературы
-
Владимиров И. Знаток народной жизни // Максимов С.В. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. М.: Книжный клуб Книговек, 2010. С. 5-10.
-
Гнетнёв К.В. Путешествие странного человека: по следам экспедиции Морского министерства Российской Империи по Белому морю 1856-1857 гг. Петрозаводск: Острова, 2013. 432 с.
-
Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. М.: Русская книга. 1994.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. 700 с.
-
Даль В.И. Пословицы русского народа: в 4 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 640 с.
-
Детский сад. 1873. № 4.
-
Лошиц Ю.М. Слушание земли. М.: Современник, 1988. 331 с.
-
Максимов С.В. Знать сову по полету. В защиту родной речи и родных обычаев // Игрушечка. 1883. № 37. С. 1078-1089.
№ 38. С. 1110-1122.
№ 40. С. 1184-1186. -
Максимов С.В. На привет - ответ. Этнографический очерк // Задушевное слово. Старший возраст. 1887. Т. LII. С. 410-411.
-
Максимов С.В. Собр. соч.: в 20 т. СПб.: Тов. "Просвещение", 1908-1914.
-
Мартынова А.Н. Бытописатель земли русской: (Культ.-ист. очерк о писателе, ученом-этнографе С.В. Максимове). М.: Мол. гвардия, 1987. 77 с.
-
Новое время. 1901. № 9668. 4 июля.
-
Плеханов С.Н. Охота за словом. М.: Вече, 2011. 288 с. EDN: QPTWAH
-
Систематический обзор русской народно-учебной литературы. СПб.: Тип. М.Стасюлевича. 1878. 743 с.
-
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худ. лит., 1928-1958.
-
Федосеева М.С. Экспедиция во Владимирскую губернию 1855 г. в творческой биографии С.В. Максимова // Два века русской классики. 2022. Т. 4, № 4. С. 72-101. DOI: 10.22455/2686-7494-2022-4-4-72-101 EDN: LAZUOE
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена механизму имплементации кодекса корпоративной этики в деятельность корпораций. Автор рассматривает государственное регулирование в сфере экономики и взаимоотношения с корпорациями, а также роль корпораций в союзе с государством и защите нравственно-правовых норм. В статье приводится определение имплементации и рассматривается ее значение для внедрения новых стратегий и технологий в деятельность корпораций. Автор также анализирует содержание кодекса корпоративной этики и его роль в формировании корпоративной идентичности и повышении эффективности корпорации. В заключении автор подчеркивает важность правильной имплементации кодекса этики для формирования корпоративной культуры и нравственного климата в компании.
Статья посвящена роли и значению юридических принципов в правотворческой стратегии. Правотворческая стратегия рассматривается как перспективная коммуникативная модель, направленная на достижение желаемого состояния общественных отношений посредством ряда последовательных, эффективных и легитимных правотворческих решений, в ходе которых происходит оптимальное замещение элементов настоящего элементами конструируемого будущего. Автор выделяет несколько структур правотворческой стратегии, каждая из которых имеет свои особенности и взаимосвязи. Особое внимание уделяется роли юридических принципов в формировании и реализации правотворческой стратегии. Они представлены как ключевые элементы, обеспечивающие системную взаимосвязь между различными структурами стратегии и служащие основой для ограничения дискреции законодателя и легитимации проектируемого регулирования.
Авторами дана характеристика понятия «цифровое пространство», описано его значение и параметры распространения. Рассмотрены периоды истории зарождения и формирования цифрового пространства в ходе информационно-технологической революции. Выделены основные группы процессов, происходящих в цифровом пространстве и оказывающих наиболее сильное влияние на устойчивое развитие государства. Описаны риски для устойчивого развития государства в условиях использования высокоэффективных средств обработки и передачи информации, формирования «цифрового общества», а также использования искусственного интеллекта в государственном управлении. Методологической базой работы служат общенаучные методы логического, сравнительно-правового, нормативно-правового анализа. Использованы возможности междисциплинарного подхода к исследованию. Сформулировано авторское определение понятия «цифрового пространства» и сформулированы основные концептуальные положения к предлагаемому авторами законопроекту Федерального закона «Об использовании цифровых технологий в системе органов государственной власти Российской Федерации».
Право как языковой феномен редко становится предметом исследования в российской цивилистике, да и в юриспруденции в целом, а попытки системного описания свойств и видов семантического взаимодействия правовых систем почти не предпринимаются. При этом сами по себе случаи такого взаимодействия, казалось бы, лежат на поверхности. В статье исследуются общие свойства такого взаимодействия, выделяются существенные признаки его основных видов, предлагаются описания и решения наиболее интересных проблем в рамках каждого из этих видов, причём с использованием модельных ситуаций. Наряду с известными случаями семантического взаимодействия, такими как проблема квалификации понятий и применение иностранного права в международном частном праве, компаративистика и инкорпорация, обсуждается взаимопроникновение различных схем означивания в пределах одной юрисдикции. Все явления рассматриваются в контексте языковой проблемы и в свете теоретических представлений автора о сущности частного права. Научным итогом работы можно было бы считать попытку создания общей теории семантического взаимодействия правовых систем, основанную на его общих свойствах и на раскрытии содержания отдельных его видов.
Подвластная дочь в римской семье эпохи Республики и Принципата, как правило, не имела личного имени, но носила родовое имя отца, стоящее в женском роде. В замужестве женщина сохраняла за собой отцовское родовое имя, но если в результате брака переходила под власть мужа и становилась членом его рода, то прежнее отцовское родовое имя становилось ее личным именем, к которому добавлялось родовое имя мужа, стоящее в именительном или родительном падеже. В современной историко-правовой науке традиционно принято считать, что данный обычай строго соблюдался в республиканском Риме. Однако с постепенным отмиранием браков cum manu (confarreatio, coemptio, usus) во II-I вв. до н. э. данный обычай исчез. Автор статьи, опираясь на тезис Теодора Моммзена о родовом имени замужних женщин, анализирует данные источников классического римского права I-III вв. н. э. и приходит к выводу о продолжении существования браков confarreatio и coemtio и власти мужа над женой в течение всего Принципата. Кроме того, автором выдвинута гипотеза о том, что традиция присоединять имя мужа к родовому имени отца замужней женщины также продолжала существовать в классический период римского права.
В данной статье выявляются особенности таких лингвокультурологических явлений, как пиджинизация и креолизация, на примере африканской лингвокультуры. Научная проблема обусловлена влиянием глобализации на состояние языков и культур в рамках межкультурного и межъязыкового взаимодействия, с одной стороны, и потребностью сохранения родных языков и культур, с другой стороны. Целью статьи является определение ключевых свойств такого гибридного образования, как пиджин английского языка, функционирующего в самой крупной стране Западной Африки - Нигерии. Исследование базируется на сочетании методов лингвокультурологического анализа, с помощью которого были выявлены особенности языка и культуры в процессе исторического развития, и сравнительно- сопоставительного анализа, на основе которого были установлены ключевые сходные и различительные свойства пиджина английского языка в преломлении к британскому английскому языку. В исследовании были систематизированы ключевые исторические и лингвокультурные факторы, повлиявшие на становление и развитие пиджина английского языка Нигерии, а в дальнейшем и креолизованного английского языка, выявлены их ключевые характеристики. Было установлено, что английский язык представляет собой универсальное средство межэтнической коммуникации в Нигерии для всех социальных групп, но именно пиджин обладает простой структурой на всех языковых уровнях: фонетическом, грамматическом, лексическом. Адаптируясь к местным реалиям, пиджин английского языка Нигерии на фонетическом уровне подвержен ассимиляции и диссимиляции согласных звуков, количественной и качественной редукции гласных. Грамматический строй отличается максимальной симплификацией, для этого уровня характерно: опущение артиклей, употребление абстрактных существительных в форме множественного числа, формирование степеней сравнения прилагательных и наречий по принципу односложного прилагательного, употребление простых временных форм глагола. Для лексического строя свойственно функционирование высокочастотных лексем автохтонных языков, что обусловлено желанием следовать нормам родной культуры. Все отклонения от британского английского языка объясняются необходимостью минимальными языковыми средствами создать доступный вид коммуникации для всех социальных групп.
Актуальность изучения художественного образа, его онтологического статуса и комплекса функций в парадигме современной лингвистики обусловливается необходимостью понимания специфики художественного текста как результата речемыслительной деятельности автора и рецептивно-интерпретативной деятельности читателя в процессе эстетической коммуникации. Художественный образ воплощает основные качества художественного текста - его концептуальную неспособность к отражению объективной действительности в рамках стратегий условности или жизнеподобия. Художественный текст апеллирует к сети ассоциативных связей, которые возникают у адресата эстетического высказывания в процессе восприятия такого текста на основе обыденного и духовного опыта, фоновых знаний, в том числе и тех, которые обусловливаются общекультурным кругозором личности. В процессе исследования доказано, что художественный образ возникает в процессе абстрагирования и в художественном тексте может быть реализован посредством метафор, в результате чего читатель получает возможность декодировать имплицитные смыслы с помощью наглядных представлений и вербализовать их. На материале текстов романов В.В. Орлова «Альтист Данилов», «Аптекарь» и «Шеврикука, или Любовь к привидению» установлено, что когнитивная организация художественного образа определяется метафорическим фреймингом, который составляет фундамент художественного вымысла: происходит перенос по сходству в отношении ситуаций, событий, характеристик персонажей, репрезентированных в художественном тексте, и знаний, ценностей и смыслов, которые составляют фундамент картины мира адресата.
В работе рассматриваются риторические коды, которые реализует перифраза в лирике И.А. Бродского. Понимание риторического кода связано с символьным восприятием художественных образов, создаваемых в поэтическом тексте. Исследование риторического кода предполагает анализ воздействующего потенциала стилистических средств с учетом жанровых особенностей текстового материала. Выразительно-изобразительные возможности, которыми обладают риторические приемы, обусловлены также тематическим фактором, коммуникативной ситуацией: политическое событие, любовная перипетия, историческое действо. Интерпретация кода способствует установлению опосредованной связи автора и читателя, благодаря чему постигается прагматический смысл произведения речи. В лирике И.А. Бродского, насыщенной аллюзиями и реминисценциями, перифраза становится смысловым, трансмиссионным и преобразующим буфером, расширяющим культурологическое пространство произведения. Риторические коды усиления, замещения и обособления помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. Дешифровка этих кодов объясняет причины фрустрации, потерянности и чувства сиротства. В статье подчеркивается, что основу риторического кода составляют национальная ментальность и языковая личность автора произведения, поэтому при считывании кода учитывается контекст истории, когда создавались стихи. Риторический код является частью культурного кода. Свободные перифразы, которые часто используются в стихах И.А. Бродского, позволяют читателю увидеть уникальную, особую картину мира поэта.
В статье характеризуется семантическое поле «Власть» в романе известного русского прозаика 2-й пол. ХХ в. Владимира Максимова (1930-1995). Целью исследования является комплексный анализ структурно-семантических особенностей поля, определение своеобразия текстового функционирования его ядерных компонентов, которые выступают смысловыми доминантами произведения и активно участвуют в организации повествования, в художественном изображении исторических событий и создании образов литературных персонажей. Определяются теоретические понятия семантического поля и семантического пространства текста, которые объединяют его концептуальные, денотативные и эмотивные смыслы. Лингвистическое моделирование полевой структуры основывается на принципах дискурсивного анализа текста и обусловлено спецификой языковой личности писателя, жанрово-стилистическими и сюжетно-композиционными особенностями произведения. Характеризуются компонентный состав поля, его ядро, центр и периферия, микрополя. Определяются семантические связи и пересечения компонентов поля, раскрываются контекстуальная синонимия и антонимия. К ядру поля относятся ключевые лексемы власть, сила, вождь, воля. Семантическое поле объединяет пять микрополей: в центральную часть полевой структуры входят микрополя «Белогвардейская власть Колчака» и «Советская власть Ленина», к периферийной зоне относятся микрополя «Власть социальной стихии», «Военная сила иностранной интервенции» и «Сила самоотверженной и бескорыстной любви». Смысловые доминанты текста, являясь ключевыми компонентами поля, способствуют динамике повествования, создают художественный хронотоп, отражают авторскую позицию, транслируют яркие черты языковой личности писателя.
Настоящая работа посвящена исследованию семантики глагольных единиц, входящих в словообразовательное гнездо - структурную составляющую лексико-фразеологического комплекса с вершиной соль. В статье анализируется роль вершинного слова при формировании комплекса, выявляются причины различий объема и семантического наполнения частных словообразовательных гнезд, мотивированных разными лексико-семантическими вариантами полисеманта соль. Исследованы факторы, оказывающие значительное влияние на развитие комплекса: экстралингвистические, системно-языковые и внутрисловные. Изучены причины диспропорции рассматриваемых частных словообразовательных гнезд: факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на словообразовательную активность лексико-семантических вариантов полисеманта. В статье систематизированы лексические единицы разной ступени деривации, восходящие к двум лексико-семантическим вариантам полисеманта соль, а также единицы с затемненной внутренней формой, находящиеся на периферии общего словообразовательного гнезда. Выдвинуты предположения о семантической связи данных единиц с лексико-семантическими вариантами полисеманта соль. Указаны вероятные причины возникновения переносных значений. Рассмотрены семантические сдвиги, выявленные в значениях некоторых дериватов. Сделан вывод об актуальности обозначаемой реалии для носителей языка и особенностях развития и продолжения значений слова соль в соответствующей глагольной лексике.
Современная коммуникационная среда насыщена мультимодальной информацией, с которой человек активно взаимодействует в повседневной жизни. Исследователями мультимодальных текстов было доказано, что восприятие данных текстов отличается от восприятия линейных мономодальных текстов, так как семантическая нагрузка в мультимодальном тексте распределена между вербальным и невербальным модусами. Однако помимо собственно свойства мультимодальности такие тексты могут обладать другими свойствами, например нарративностью. В настоящее время довольно мало работ посвящено изучению нарративных мультимодальных текстов в целом как вида мультимодальных текстов. В нашей работе мы обратим внимание на тексты, являющиеся не только мультимодальными, но и нарративными. В статье анализируется понятие нарративного мультимодального текста, приводится классификация данных текстов. Рассматриваются особенности взаимодействия нарративности и мультимодальности в рамках одного текста, выявляется влияние нарративности на корреляцию модусов текста, а также влияние двух данных свойств на восприятие таких текстов. Актуализируется вопрос дальнейшего исследования способов взаимодействия нарративности и мультимодальности в рамках одного текста.
Цель данной статьи состоит в рассмотрении феноменов «памяти», «потерянного поколения», а также «национальной идентичности» в творчестве современного немецкого писателя Бернхарда Шлинка на примере романа «Внучка». Роман «Внучка», как и большинство произведений Шлинка, (трилогия про детектива Зельба, «Чтец», «Возвращение», «Ольга» и др.) посвящен отношению немцев к непростому прошлому своей страны. В статье раскрывается череда глубоких психологических, общественных, политических проблем, затрагиваемых автором, в числе которых особое внимание уделяется проблеме возникновения нового «потерянного поколения», а также коллективной памяти об исторических событиях прошлого и националистических взглядах настоящего времени. Особое внимание в исследовании уделено существованию на территории ГДР исправительных колоний для несовершеннолетних, что впервые упоминается Шлинком в рамках его творчества. В статье показана особая художественная и историческая ценность романа для литературы Германии.
Статья посвящена комиксам-адаптациям трагедии «Гамлет» и комедии «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира. Объектом изучения стали особенности комикса как текста, востребованного носителями клипового сознания, которое формируется под влиянием IT-технологий. Предметом изучения стали особенности трансформации текста-источника в комиксах-адаптациях XX-XXI вв. Исследование выполнено на материале двух адаптаций трагедии «Гамлет» и трех адаптаций комедии «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира. В задачи исследователя входило: определить связь жанра комикса и клипового сознания; выделить характерные черты жанра комикса; проанализировать отражение черт жанра в конкретных произведениях; описать изменения исходного текста в зависимости от характера аудитории. Исследование показало, что популярность комикса как жанра неразрывно связана с возникновением клипового сознания. Отдельные признаки жанра комикса соотносятся с характерными чертами клипового сознания: фрагментарность соответствует усвоению информации небольшими порциями, акцент на визуальной подаче информации связан с восприятием мира посредством зрительных образов.
В статье производится сравнительный анализ нарративной структуры романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» и романа Т. Рошака «Воспоминания Элизабет Франкенштейн». Выдвигается предположение о том, что в романе Шелли «концентрическая» композиция, при которой три главных нарратива - капитана Уолтона, Виктора Франкенштейна и Создания - помещались один внутрь другого, была вариацией на тему популярного в готической литературе мотива «обретенной рукописи» и служила цели усилить эмоциональное воздействие на читателя, размыв границу между правдой и вымыслом. Рошак в целом воспроизводит эту структуру, однако наделяет первичного повествователя Уолтона аукториальной функцией, выводя его за пределы рамочной конструкции и значительно расширяя его «присутствие» в основной части текста, представленной дневником Элизабет Франкенштейн. Преследуя ту же художественную цель, что и его литературная предшественница, Рошак создает более сложную систему, при которой каждое из основных действующих лиц выступает в нескольких функциональных ролях, а также включает в текст многочисленные дополнительные вставные нарративы; такая организация повествования значительно труднее для восприятия, чем изящная композиция романа Шелли, однако с точки зрения эмоционального воздействия она оказывается более эффективной: переплетая вымысел и реальность, Рошак разрушает саму ткань художественного мира, вторгается в экстрадиегетическую реальность читателя и таким образом многократно усиливает эмоциональное воздействие повествуемых событий.
Статья посвящена одноактной пьесе Артура Шницлера «Зеленый попугай». Особенности жанра одноактной пьесы, пружиной драматического действия которой является диалог, и создание «театра в театре» позволило автору поставить множество вопросов в рамках небольшого по объему произведения. Структурным элементом драмы является параллелизм сюжетных линий, благодаря чему всесторонне освещаются магистральные для творчества писателя темы любви и смерти, реальности и иллюзии, правды и вымысла, игры и действительности. Доказывается, что смешение реальности и иллюзии способствует раскрытию образов персонажей, которые мыслятся как существа исключительно театрального дискурса, не могущие реализовать себя вне сцены. Эстетическое наслаждение от игры получает негативную коннотацию и приводит к самообману и неспособности определить свое место в реальной жизни. Смещение планов реального и театрального также сокращает дистанцию между сценой и зрительным залом, в результате чего на первый план выходит проблема рецепции пьесы реальным зрителем. Данный подход к созданию драматической формы становится все более актуальным в литературе XX в.
В статье на примере рассказа А.К. Дойля «Серебряное зеркало» исследуется влияние немецкого писателя-романтика Э.Т.А. Гофмана на английский неоромантизм. Поднимается вопрос об актуальности проблемы преемственности немецкой романтической традиции в английском неоромантизме. Черты гофмановской поэтики в рассказе Дойля рассматриваются в виде присущего творчеству Гофмана идейно-тематического комплекса («гофмановский комплекс»), который проявляется в осмыслении следующих проблем: двоемирие (мир реальный - мир ирреальный), механизация человека и общества (реализуется в романтической оппозиции неживое (прагматическое мировосприятие) - живое (романтическое мировосприятие)), двойничество (представлено «зеркальным комплексом» (зеркало, глаза)) и психологизм (анализ психического состояния, которое возникает в момент сильного эмоционального напряжения («разумное» безумие)). В заключение статьи делается вывод о том, что гофмановская традиция преломляется в творчестве Дойля: вместо героя с романтическим мировосприятием в центре неоромантического текста - герой-прагматик, который лишен творческого видения и способен познать новый мир только в состоянии «разумного» безумия.
Статья посвящена осмыслению эстетического феномена французской словесности XVII в., заключающегося в тесной связи фрагментарной формы с этическим содержанием художественного дискурса. В качестве объекта исследования избирается корпус афористических текстов, созданных в 1656-97 гг. и представленных книгами «Мысли» Б.Паскаля, «Максимы» Ф. де Ларошфуко, а также «Характеры, или Нравы нынешнего века» Ж. де Лабрюйера. В процессе анализа систематизируются методы анализа указанного феномена в западной и отечественной традиции: «кратилистский» подход (Ж.Р. Дерби и Ж.Старобинский), «медицинский» метод (Л. Ван Дельфт, М.С. Неклюдова), «эдиционный» (Э.Бюри), а также «светский» (Р.Гарапон). Отмечается влияние топики, утвердившейся как метод научного дискурса и гномических жанров дидактического характера. На основе проведенного исследования показывается, что французские афористические тексты XVII в. отчетливо отличаются от предшествующей традиции установкой на эстетизм и отсутствием дидактической направленности.
Статья посвящена особенностям сформировавшегося в начале 1920-х гг. в Праге литературного центра русской эмиграции. Подчеркивается, что благодаря правительственной поддержке, оказанной в рамках «Русской акции помощи», были основаны десятки эмигрантских учреждений и организаций, которые своей главной задачей считали удовлетворение культурных, в том числе литературных запросов эмигрантов. С Прагой непосредственно связано зарубежное творчество литераторов, критиков, историков и публицистов, чье наследие составило весомый вклад не только в российскую, но и в мировую культуру. Здесь обосновались многие писатели, значительная часть которых оставалась в Чехословакии до конца жизни. Среди них А.Т. Аверченко, А.Л. Бём, В.Ф. Булгаков, Б.А. Евреинов, Д.М. Ратгауз, П.А. Кожевников, В.И. Немирович-Данченко, М.И. Цветаева, Е.Н. Чириков, К.А. Чхеидзе, Р.О. Якобсон. Президент Масарик, знаток творчества Достоевского, не сомневался, что советская власть уйдет в прошлое, поэтому в среде эмиграции необходимо сохранить русскую интеллигенцию, которую он считал главным носителем и распространителем демократических идей.
В статье аналитически осмысляется роль усадебного топоса Ясной Поляны в романе Б.Ш. Окуджавы «Похождения Шипова, или Странный водевиль». Отмечается, что характеристика композиции, стилистики романа, ключевых принципов организации художественного текста немыслимы без оценки роли усадебного топоса. В художественном мире произведения существуют два образа Ясной Поляны - вымышленный и реальный. Первый появляется сразу и существует до финальной поездки жандармов с обыском в имение Толстого, реальный образ Ясной Поляны реализован в тексте за счет небольших по объему выдержек из писем самого Толстого к родным и друзьям. В работе применительно к роману характеризуется семантика усадебного сверхтекста и описываются его уровни. Топос Ясной Поляны способствует гармоничному сочетанию жанров исторического и авантюрно-психологического романов, позволяет Окуджаве выстроить целую систему оппозиций героев, точек зрения, отношения к событиям.
В статье предлагается первый опыт изучения рецепции творческой личности С.А. Есенина одним из видных представителей русского религиозного космизма, философом, поэтом, публицистом Александром Константиновичем Горским (1886-1943), наследие которого лишь недавно стало общедоступным для исследователей. Прослеживаются основные вехи творческой биографии Горского, становление и ключевые аспекты его философского учения; поясняются причины интереса Горского к поэзии Есенина, несмотря на отсутствие личных контактов между ними, эксплицируются и комментируются обращения философа, зафиксированные в его трудах и письмах, к избранным страницам жизнетворчества поэта. Указывается, что в философских построениях Горского значительное место занимает критика смертобожнической (смертопоклоннической) установки как в литературе, так и в религии. Особое внимание авторов статьи сосредоточено на анализе мемориального стихотворения А.К. Горского «Есенин», где отчетливо проявляется эта установка. Показывается, что в этом произведении философ создает неоднозначный образ покойного поэта, который не только бездумно растратил богоданный талант, но и всю силу его подчинил идее самоуничтожения. Оспаривается авторская датировка мемориального текста - 1925 г. - из-за присутствия в содержании лирической эпитафии реминисценций из поэмы «Черный человек», опубликованной только в январе 1926 г. Устанавливается, что в поздних трудах Горского обращения к творчеству Есенина потенциально могут свидетельствовать о переоценке философом прежних суждений о поэте. Материалы настоящей статьи будут востребованы при подготовке раздела «Есенин и его современники» в «Есенинской энциклопедии».
В начале третьего десятилетия XXI в. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) рассматриваются в Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве неотъемлемого фактора процесса развития. В данной статье представлен анализ событий, связанных с началом обращения ООН к указанному фактору на рубеже 1980-90-х гг. и на протяжении 1990-х гг. Выделены важнейшие мероприятия, инициированные в главных и вспомогательных органах универсальной международной организации, направленные на изучение ИКТ в качестве фактора развития и мобилизацию политической воли международного сообщества по расширению их внедрения и применения. В ходе обозначенного периода предложены три этапа повышения вовлеченности ООН в проблематику ИКТ: от привлечения общего внимания к их значению в процессе развития к определению рекомендаций для международного сообщества по сокращению цифровой пропасти. В статье показано, что такие рекомендации, как и в целом деятельность ООН в области содействия развитию в 1990-е гг., являлись проводником процесса глобализации и в значительной степени отражали неолиберальную экономическую парадигму. Однако при этом они выступали противовесом в отношении сторонников рыночного фундаментализма и служили обоснованием для необходимости как оказания международной помощи развивающимся странам, так и гарантирования социальной направленности национальной политики в области ИКТ.
Средневековые университеты были сосредоточением интеллектуальной мысли своей эпохи. Они оставили глубокий след в культурной жизни стран. Большинство университетов возникали или рядом с городом, или внутри муниципальных стен. Это заставляло город и университет выстраивать свою систему отношений, а «ученое сообщество» - предъявлять определенные требования к учащимся, в частности к внешнему виду, поведению, форме занятий. Исследование показало, что своеобразным идеалом для университета выступало монашеское общежитие, скромность студентов, стремление к знаниям. Так, одежда должна была отражать статус учащегося, принадлежность к определенному факультету или землячеству. Запрещалось носить заостренные туфли, оружие, демонстрировать богатство, достаток. Форма и механизм проведения занятий также регламентировались со стороны администрации университетов. Особые отношения складывались у школяров с окружающей их городской средой. Важно было контролировать пришлых людей в городе, регулировать плату студентов за наемные квартиры, закрепление их за магистрами. В большинстве конфликтов между сторонами королевская власть принимала позицию университетов. В итоге, в частности, в Кембридже сформировалась модель «Кембридж - город в университете».
Одной из малоизученных тем истории Великой Отечественной войны является участие в борьбе против Красной армии и советских партизан на стороне гитлеровцев граждан стран-союзников Третьего рейха и представителей ряда народов СССР; их роль в военных преступлениях против советского населения. Одним из подвергавшихся оккупации регионов СССР, где такое сотрудничество гитлеровцев и их союзников имело место в широких масштабах, стала Брянщина. Здесь в составе прогитлеровских формирований действовали такие союзники гитлеровцев, как французы, итальянцы, финны, испанцы, румыны, греки, хорваты, русины, а также ряд коллаборационистских формирований. В данной статье на основе архивных документов из брянских архивов, включая недавно рассекреченные документы из архива УФСБ по Брянской области, воспоминаний участников боевых действий и выживших очевидцев, изучено участие в геноциде мирного советского населения наиболее жестоких соратников гитлеровцев - подразделений венгров и украинских коллаборационистских формирований. Основное внимание сосредоточено на выяснении мотивов и целей соратников гитлеровцев, того, какие военные преступления они совершили и какова была их истинная роль в установлении и поддержании на Брянщине гитлеровского «нового порядка».
Целью статьи является анализ формирования в 1941-1942 гг. стрелковых, кавалерийских дивизий, бригад, полков и батальонов на территории Казахской ССР и их роль в 1-м периоде Великой Отечественной войны. Актуальность исследования определялась необходимостью изучения истории воинских формирований из Казахской республики со дня издания приказов Ставки ВГК СССР, выполнения этих приказов руководством Казахской ССР, организации ими взаимодействия с командованием Сталинградского, Уральского, Южноуральского, Среднеазиатского военных округов и боевого пути воинских формирований из Казахстана в первые годы Великой Отечественной войны. Изучением темы в разные годы занимались авторы советского периода и современного Казахстана и России. В работе использованы коллективные труды исследователей, посвященные истории Великой Отечественной войны, исторические документы Архива Президента Республики Казахстан, Российского государственного архива социально-политической истории и боевые документы воинских формирований из Казахской ССР, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Приводятся особенности проводимой работы по формированию частей, соединений, обнаруживаются тенденции комплектования воинских частей дивизии начальствующим, младшим командным и рядовым составом подразделений. Раскрывается боевой путь казахстанских дивизий, бригад в первые годы войны, устанавливаются отдельные страницы героизма бойцов и командиров на полях сражений. Делается вывод, что воинские формирования из Казахстана внесли весомый вклад в остановку немецко-фашистских войск на подступах к Москве, Ленинграду, в оборону Сталинграда для создания условий коренного перелома в Великой Отечественной войне.
В данной статье исследуется процесс реализации Народным комиссариатом легкой промышленности СССР постановлений Государственного комитета обороны о производстве для действующей армии вещевого имущества и снаряжения. При этом охватывается сложнейший для советского государства период - 2-е полугодие 1941 г. Постановления исследуются в хронологическом порядке, по мере их принятия, что позволяет постигнуть поступательность формирования опыта государственного управления экономикой различных отраслей, и прежде всего легкой промышленности. Более того, они позволяют получить представление о потребностях Красной армии в этот период, государственных мерах, направленных не только на восполнение утраченных в первые месяцы сражений военного имущества, но и наращивании производства по выпуску обмундирования, и в первую очередь зимнего. В статье отражены проблемы, возникавшие при выполнении постановлений ГКО, их преодолении, а также первых действиях, направленных на объединение усилий наркоматов по решению первоочередных задач. В ней также на примере Украинской СССР приводятся сведения об утрате легкой промышленностью страны в результате оккупации значительного хозяйственного потенциала, который предстояло заместить предприятиям Центральной России и восточных регионов страны. В статье представлены итоги работы Наркомата легкой промышленности СССР за 2-е полугодие 1941 г. Статья адресована специалистам в области истории легкой промышленности, аспирантам, магистрантам и студентам высших учебных заведений.
Статья посвящена малоизученной теме - консервному производству «Желрыбы». В качестве источниковой базы выступают материалы периодической печати 1923-1929 гг. и неопубликованные материалы центральных и местных архивов. В статье предпринята попытка выявить экономические и технические особенности, связанные с производством консервов предприятия «Желрыба». На обширном архивном материале изучается специфика производства консервов на предприятии, связанном с колонизацией Кольского полуострова, ассортимент производимой продукции, а также экономические показатели эффективности консервного производства предприятия. Приводятся данные о возможных вариантах иного географического размещения производств предприятия, с экономическим обоснованием плюсов и минусов тех или иных местностей. Автор приходит к выводу, что «Желрыба» смогла с нуля начать промышленное производство консервов высокого качества и одновременно способствовать экономическому развитию тех районов, где находились её производства.
В статье рассмотрено отражение доктрины воздушной войны итальянского военного теоретика Джулио Дуэ (1869-1930) в военной, научной, научно-популярной и художественной литературе в СССР в 1920-30-е гг., ее критика советскими специалистами, дискуссии о роли авиации в войнах будущего. Согласно концепции Дуэ, исход целой войны мог быть решен авиацией, прежде всего - бомбардировщиками. Многие советские руководители в 1920-е гг. видели в авиации грозную военную силу и своеобразный «локомотив», способный увлечь промышленность, науку, культуру. Закономерно, что доктрина Дуэ вызвала у них большой интерес. Труды Дуэ и связанные с его доктриной произведения других иностранных авторов неоднократно печатались в СССР. В их публикации и обсуждении участвовали видные военачальники, специалисты в области авиации. Эти споры переплетались с дискуссиями о роли авиации в войнах будущего. Часть авторов считала, что в доктрине Дуэ есть рациональное зерно, и авиация может поставить противника на грань поражения в сжатые сроки. Другие настаивали на необходимости готовиться к затяжной войне, в которой авиация сыграет важную роль, но лишь как одно из средств борьбы. В целом обсуждение теории Дуэ в СССР в 1920-30-е гг. отразило существенные аспекты в развитии взглядов на задачи военно-воздушного флота.
Данная статья посвящена выяснению роли земских учреждений в реализации аграрной реформы П.А. Столыпина. Работа написана в русле региональной истории и базируется на материалах Владимирской губернии в тех границах, которые она имела в начале ХХ в. Опираясь на анализ широкого круга источников, в том числе архивных, автор показывает, что многие земские гласные и представители «третьего элемента» не сразу поддержали правительственные начинания, но к началу второго этапа реформы, в конце 1909-1910 гг., они активно включились в ее проведение и внесли неоценимый вклад в организацию землеустроительных работ и оказание агрономической помощи как единоличным крестьянским хозяйствам, так и общинникам. Важнейшее значение имели проводимые агрономическими службами сельскохозяйственные курсы, чтения и беседы. Земские агрономические службы сыграли очень большую роль в достижении успехов аграрной реформы, хотя и незавершенной, и способствовали переводу российского сельского хозяйства на новый технологический уровень.
Издательство
- Издательство
- КГУ
- Регион
- Россия, Кострома
- Почтовый адрес
- 156005, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Дзержинского, дом 17/11
- Юр. адрес
- 156005, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Дзержинского, дом 17/11
- ФИО
- Чайковский Денис Витольдович (И.О. РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@ksu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (494) 2634900
- Сайт
- https://ksu.edu.ru