ISSN 2221-3007 · EISSN 2542-2243
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕВЬЯНСКИХ ИКОН ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ "НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА" (2024)

Статья посвящена экспертизе восьми памятников из крупнейшего в России собрания старообрядческой уральской иконописи. Впервые предметом изучения стала материально-структурная составляющая невьянских икон первой половины XVIII в. На их примере авторы публикации определяют живописные приемы и художественные материалы, которые применяли первые иконописцы горнозаводского Урала. Ставящееся под сомнение некоторыми современными исследователями явление иконного дела этого региона в указанный период времени подтверждается благодаря совпадению технологических особенностей датированной невьянской иконы «Богоматерь Египетская» 1734 г. и остальных произведений (идентичны: обработка деревянных основ, состав красочных колеров, приемы исполнения личнόго и доли`чного письма, стратиграфия живописи). Иконы очевидно написаны в одной очень малочисленной мастерской. Такой технологический фактор, как использование ангидрита в качестве наполнителя грунта, говорит об уральском происхождении этих памятников. А техника личнόго письма (чередование слоев белил и охры при построении объема, нанесение первого слоя моделировки (белил) непосредственно по санкирю) свидетельствует о вероятном знакомстве иконописцев с приемами мастеров Оружейной палаты. Последнее, в свою очередь, согласуется с историческими фактами о том, что начиная с 20-30-х годов XVIII в. на горнозаводском Урале работали мастера - выходцы с Волги, ранее привлекавшиеся к работам в Оружейной палате. Важным признаком, подтверждающим датировку памятников первой половиной XVIII столетия, является использование определенных синих пигментов: в авторском красочном слое икон идентифицированы искусственный азурит, индиго и смальта, полностью отсутствует берлинская лазурь. Применение цветных лаков и разнообразие техник золочения также характерны для русской иконописи заявленного времени.

Тип: Статья
Автор (ы): Лаврентьева Елена Валерьевна, Кадикова Ирина Фанисовна
Ключевые фразы: НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА, УРАЛЬСКАЯ ИКОНА, СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНОПИСЬ, ПИГМЕНТЫ ИКОНОПИСИ, ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРАСОК, МИКРОСКОПНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИВОПИСИ, ТЕХНИКА РУССКОЙ ИКОНОПИСИ, МАТЕРИАЛЫ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ, ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОПИСИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
75.03. История живописи. Творческие методы, направления, стили и влияния
Текстовый фрагмент статьи