ISSN 2221-3007 · EISSN 2542-2243
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МУДРОСТЬ ВАКХА: ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ АЛЛЮЗИИ В ЭРМИТАЖНОЙ КАРТИНЕ П. П. РУБЕНСА (2024)

Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) неоднократно привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. В настоящей статье выражено сомнение относительно интерпретации картины как аллегории осени, праздника сбора урожая винограда и производства молодого вина. Вакхические сюжеты со времен Античности были нагружены дополнительными смыслами, связанными как с регенерацией, так и с творческими интенциями. Последний аспект был подхвачен и развит художниками Ренессанса. Названной традиции часто следовал и Рубенс. Л. Д. Дэвис увидела в эрмитажной картине метафору творческого метода фламандского живописца, более доверявшего интуитивным порывам, чем жестким правилам. Отчасти разделяя эту точку зрения, мы предлагаем рассматривать эрмитажное произведение в более широком ключе, чем это сделала исследовательница. Нам кажется, что Рубенс представил в «Вакхе» свой аллегорический автопортрет, акцентируя свое жизнелюбие и раскрепощенность во взглядах на мир. Тем самым фламандский художник выразил свое противостояние морализирующим и упрощенным интерпретациям в современной ему культуре и продемонстрировал желание вернуться к широте видения Ренессанса. Вследствие этого представляются неслучайными содержащиеся в произведении аллюзии на картину Тициана «Андрийцы», эмблемы Андреа Альчато, а также новая рубенсовская трактовка Комоса, античного персонажа, образ которого за несколько лет до появления эрмитажной работы Джон Мильтон использовал в своей нравоучительной маске. Изображенный на картине тучный Вакх представлен как владыка земного многообразия и бескрайнего изобилия, одновременно он является мудрым наставником-судьей, указывающим как правильно обращаться со всем открытым для человека богатством. Понятие о благе как о правильном распоряжении своей свободой и желаниями, нашедшее отражение в иконографической системе эрмитажной картины, оказывается созвучным идеям платоновского диалога «Пир».

Тип: Статья
Автор (ы): ДЕМИДОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Ключевые фразы: ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС, АНДРЕА АЛЬЧАТО, ТРАДИЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВАКХА, ЭМБЛЕМЫ, "КАРТИНЫ" ФИЛОСТРАТА, "СТАТУИ" КАЛЛИСТРАТА, PUER MINGENS, КОМОС, АЛЛЕГОРИЯ НЕВОЗДЕРЖАННОСТИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
75.01. Теория и философия живописи Например,
Текстовый фрагмент статьи