ФЕНОМЕН КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ: ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДВОАНИЙ НА ОСНОВАНИИ ШИРОКОЙ НЕКЛИНИЧЕСКОЙ ВБЫОРКИ (2024)
Статья посвящена изучению феномена когнитивных искажений. Рассматривается определение данного конструкта, приводятся некоторые примеры и направления исследований когнитивных искажений, имеющиеся на данный момент. Описаны результаты исследования когнитивных искажений на широкой неклинической выборке (участниками стали 861 человек - 392 мужчины и 469 женщин). Получены данные об отсутствии различий в наличии когнитивных искажений у мужчин и женщин. Однако, выявлены значимые различия в степени выраженности некоторых когнитивных искажений, присущих и мужчинам и женщинам: Катастрофизация, Персонализация, Максимализм, Преувеличение опасности и Морализация. У женщин показатели по когнитивным искажениям оказались значимо выше. Делается вывод, что ошибочному мышлению подвержены как мужчины, так и женщины. Но имеющиеся когнитивные искажения у женщин выражены сильнее и проявляются намного ярче, чем у мужчин. Предложены направления для дальнейших исследований.
Идентификаторы и классификаторы
Открытие Аароном Беком когнитивных искажений (КИ) положило начало многочисленным исследованиям в этом направлении. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает когнитивные искажения как важнейший фактор, влияющий на эмоциональные состояния и на поведение. Важность исследования когнитивных искажений обусловлена необходимостью разработки эффективных методов терапии, помогающих справляться с негативными эмоциональными состояниями, с эмоциональными и поведенческими расстройствами, а также для улучшения адаптации и повышения качества жизни людей.
Список литературы
- Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. Oxford: International Universities Press, 1976.
- Beck А.Т. Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects. New York: Harper & Row, 1967.
- Beck J.S., Beck A.T. Cognitive behavior therapy: Basics and beyond. New York: The Guilford Press, 2011.
- Beck A.T. et al. Factor analysis of the dysfunctional attitude scale in a clinical population // Psychological Assessment: A Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1991. № 3. P. 478.
- Abela J.R., D’Alessandro D.U. Beck’s cognitive theory of depression: A test of the diathesis-stress and causal mediation components // The British Journal of Clinical Psychology. 2002. № 41 (2). P. 111–128.
- Alatiq Y. et al. Dysfunctional beliefs in bipolar disorder: hypomanic vs. depressive attitudes // Journal of Affective Disorders. 2010. № 122 (3). P. 294–300.
- Ingram R.E. et al. Comparative data on child and adolescent cognitive measures associated with depression // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2007. № 75 (3). P. 390–403.
- Демидова Л.Ю. Роль когнитивных искажений в поддержании паттерна сексуального насилия // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 1. С. 89–99.
- Коломыцев Д.Ю., Дроздовский Ю.В. Особенности когнитивных искажений при пограничных психических расстройствах у подростков, совершивших суицидальную попытку // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 5 (74). С. 39–43.
- Колганова К.А. Методы работы с когнитивными искажениями для людей, имеющих пограничное расстройство личности // Аллея науки. 2017. Т. 2, № 16. С. 449–453.
- Aydın G., Özdinç K.N., Aksu M. The relationship between cognitive distortions and forgiveness in romantic relationships // International Journal of Human Sciences. 2015. Vol. 12, № 1. P. 1338–1349.
- Hamamcı Z. Dysfunctional relationship beliefs in marital conflict // Journal of RationalEmotive & Cognitive–Behaviour Therapy. 2005. № 23. P. 245–261.
- Кутянова И.П., Сарапина О.Е. Изучение когнитивных искажений, смысложизненных ориентаций и рисков развития пищевых аддикций у девушек-подростков 14-18 лет // Ученые записки российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 3 (142). С. 69–78.
- Башкатов С.А., Шахов А.А., Прудников В.Б. Личностные особенности студентов, склонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12 (104). С. 107–115.
- Кондрашихина О.А. Метакогниции и когнитивные искажения у студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология (электронный журнал). 2023. Т. 11, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN123.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
- Глух К.Ю., Пономарев А.С. Феномен когнитивных искажений и их влияние на студентов высших образовательных учреждений // Вестник науки. 2023. Т. 1, № 6 (63). С. 714–725.
- Валуйская Т.Л., Радивило Е.А. Взаимосвязь перфекционизма и когнитивных искажений у студентов гуманитарных специальностей // Вестник минского государственного лингвистического университета. 2023. № 1 (43). С. 40–49.
- Семеняк И.В., Новаков А.В., Корж Е.М. Когнитивные искажения и их коррекция при зависимом поведении // Мир Психологии. 2022. № 2 (109). С. 25–33.
- Малкина С.А. Когнитивные ошибки у созависимых, состоящих и не состоящих в браке // Проектирование. Опыт. Результат. 2021. № 3. С. 24–27.
- Артемцева Н.Г., Малкина С.А. Когнитивные ошибки созависимых как способ защиты от неопределенности // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 153–166.
- Малкина С.А. Когнитивные ошибки у женщин, имеющих нарушения пищевого поведения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 3. С. 74–78.
- Легостаева Е.С. Когнитивные ошибки у лиц, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями: 5 // Современные проблемы науки и образования (научный журнал). 2018. № 5. С. 94–101.
- Freeman A., DeWolf R. The 10 dumbest mistakes smart people make and how avoid them. NY, USA: William Morrow and company, 1993. 320 p.
- Бобров А.Е., Файзрахманова Е.В. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги // Неврология. Психиатрия. 2017. № 8 (137). С. 59–65.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается актуальная проблема эмоционального интеллекта в современном мире. В настоящее время в системе образования активно пересматривается отношение к обучению специалистов управленческого звена, особое внимание отводится освоению вновь открытых технологий, влияющих на процесс коммуникации между людьми. В свете последних аналитических исследований факторов, оказывающих действие на уровень успешности компаний, оказалось, что эмоциональная составляющая переговорного процесса внутри коллектива, либо на внешнем периметрии взаимодействия представителей организации, обладает большим ресурсом воздействия при умелом обращении и постоянной практики сотрудников в межличностном общении.
Данная работа отражает специфику процесса управления временными ресурсами в контексте организации трудовой деятельности. Автор изучает особенности процесса планирования и проектирования управления организацией трудовой деятельности с учетом ее потенциальной эффективности.
В данном случае акцент делается на процесс управления как способность руководителя, специалиста определять стратегии результативного поведения, ставить цели, задачи и конкретизировать пути их достижения. Говоря об использовании различных ресурсов, необходимо понимать, что они ориентированы на оптимальную организацию рабочего процесса, который имеет производственные цели. При этом основными участниками трудовой деятельности являются специалисты, которые наделены определенными свойствами и качествами, иногда препятствующими реализации профессиональных функций. К числу таких качеств возможно отнести тревожность, отражающую личностное отношение специалиста к рабочему процессу, выполнению своих обязанностей. Здесь необходимо отметить, что тревожность может являться следствием неэффективной организации рабочего процесса и как результат, в свою очередь, зачастую мешает выполнению непосредственных функций специалиста.
Исходя из этого, нами определена цель работы- изучить процесс управления временными ресурсами, который характеризуется как фактор снижения тревожности. В качестве объекта возможно выделить управленческий процесс в трудовой деятельности, предметом необходимо назвать проявления личностной тревожности в работе.
Проблема одиночества является предметом разнообразных научных исследований во многих гуманитарных науках. Существующие различия между типами одиночества требуют особого внимания и тщательного анализа любых его проявлений, поскольку большинство физических зависимостей (алкоголь, наркотики) имеют психологическую основу. Исходя из этого, нам следует рассматривать не столько физиологический аспект возникновения аддиктивного поведения, сколько психологический. В статье представлены результаты определения роли субъективного чувства одиночества в формировании алкогольной зависимости. В ходе эмпирического исследования было установлено, что люди с алкогольной зависимостью характеризуются высокими показателями субъективного одиночества, которые существенно отличаются от показателей людей без алкогольной зависимости. Наиболее выраженными для лиц с алкогольной зависимостью являются «диффузное» и «диссоциированное» одиночество и зависимость от общения. Различия в значениях понятий «отчуждающее» и «позитивное» одиночество незначительны. Существует прямая положительная связь между алкогольной зависимостью и субъективным чувством одиночества. Наиболее опасными с точки зрения формирования алкогольной зависимости являются диффузные и диссоциированные состояния.
В статье рассматривается вопрос целесообразности специальной работы учителя по развитию как репродуктивного, так и творческого мышления обучающегося. На основе экспериментального исследования продемонстрирована возможность взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления младших школьников: первоклассников и четвероклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников и 64 четвероклассника. В рамках эксперимента были разработаны предметно-творческие задачи, которые составили авторскую программу для каждой экспериментальной группы. Данные задачи включались систематически в образовательной процессе детей экспериментальных групп. В контрольных группах учебный процесс осуществлялся без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами в своей возрастной категории.
Проблема соотношения локализации локус контроля и психоэмоциональных состояний редко освещается в современной психологической литературе. В нашем исследовании традиционный подход о выделении двух типов интернальности: внешний (экстернальный) и внутренний (интернальный) был дополнен выделением как особого вида амбинального локус контроля, включающего в себя средние показатели по методике УСК. Распределение результатов выраженности типа локус контроля в выборке студентов 1-2 курса: амбинальный тип встречается чаще, далее по распространенности – выраженный экстернальный и на последнем месте – выраженный интернальный тип локус контроля. Установлено наличие значимых корреляционных связей между общим уровнем интернальности, интернальности в области достижений, неудач, профессиональной деятельности и здоровья (с одной стороны) и показателями активности, самочувствия и настроения. Интернальность в области семейных отношений имеет положительную корреляцию с активностью и настроением.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что субъективная локализация контроля может являться предиктором психоэмоциональных состояний студентов.
Распространенность такого заболевания, как остеоартрит среди населения неумолимо растет. Пациенты, поступающие на операцию, как правило обращаются за помощью несвоевременно, что усугубляет не только течение самого заболевания, но и качество жизни, и сильно влияет на психоэмоциональное состояние. Период госпитализации, сбор анализов и обследований, поступление в стационар всегда сопряжено с психологическим дискомфортом. В этот период пациенты подвержены разного рода негативным психологическим реакциям: страх перед операцией, боязнь наркоза или неблагоприятного исхода оперативного вмешательства, беспокойство за состояние здоровья и длительный восстановительный период, неизвестность перед будущим. Тревога, депрессия, сильные боли, удрученность своей болезнью-это то, что наиболее распространено среди больных. Часто пациенты не могут совладать со своим психологическим состоянием, и прибегая к неадаптивным копинг-стратегиям только усугубляют стрессовую ситуацию. Поэтому пациенты, поступающие на оперативное лечение по эндопротезированию крупных суставов, нуждаются не только в помощи врачей, но, так же и в психологической поддержке и психокоррекции.
В данной статье рассматривается важность темы медико-психологической помощи пациентам с остеоартритом. Так как данная тема в области травматологии и ортопедии изучена недостаточно, освящение ее становится наиболее актуальным. В статье рассмотрены психологические особенности и состояния пациентов, поступающих на оперативное лечение, отражены этапы сопровождения пациентов медицинским психологом, приведены основные направления и методы психокоррекции, показано проведенное исследование пациентов в периоперационный период, которым оказывалась медико-психологическая помощь на разных этапах лечения.
Статья посвящена изучению влияния когнитивных способностей на нервно-психическую устойчивость у военнослужащих. Обследовано 1822 курсантов Военно-морского политехнического института в возрасте от 18 до 26 лет. Уровень нервно-психической устойчивости определяли с помощью методики МЛО «Адаптивность». Когнитивные способности оценивали с помощью методики КР – 3 – 85. Предикторами нервно-психической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей когнитивного развития: способность к установлению логических взаимоотношений между понятиями на основе операций анализа и синтеза, уровень развития вербально-логического мышления; темповые характеристик мыслительной деятельности, уровень развития оперативного мышления и оперативной памяти, а также характеристик внимания; способность к преобразованию зрительных образов в пространстве, уровень развития пространственно-образного мышления. Получена модель прогноза уровня нервно-психической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,95595 прибл. F (6,3634)=13,799 p<0,0001, прогностическая способность 68%, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.
Cтатья посвящена анализу семейного контекста проблемы наркозависимости молодежи. В ней представлены результаты специального эмпирического исследования взаимосвязи психологических особенностей личности наркозависимых юношей в период ремиссии и родительско-детских взаимоотношений в семье. На основе анализа эмпирических данных, полученных путем анкетирования и тестирования, дана клинико-психологическая и социальная характеристика наркозависимых юношей в период ремиссии, выделены группы мотивов употребления ими наркотиков, выявлены личностные особенности наркозависимых, их смысложизненные ориентации. Кластерный анализ эмпирических данных позволил выделить три типа наркозависимых юношей в период ремиссии, по отношению к которым в дальнейшем исследовался характер родительско-детских взаимоотношений в их семьях. Определены структурно – содержательные составляющие семейных факторов зависимого поведения, и путем качественного соотнесения эмпирических данных установлена взаимосвязь между типами наркозависимых юношей в период ремиссии с семьями, реализующими неправильные стили воспитания. Полученные результаты исследования позволили прийти к заключению о необходимости разработки и внедрения специальной программы психологического сопровождения семей наркозависимых в период ремиссии.
Нарушения нейрокогнитивных функций, наряду с положительными и отрицательными симптомами, считаются обязательными для постановки диагноза шизофрении. Целью работы является изучение нейрокогнитивного функционирования пациентов, перенесших первый эпизод шизофрении, путем изучения фиксированной выборки с определением различий с учетом депрессивного статуса. Материал и методы: было обследовано 60 пациентов, перенесших первый психотический эпизод; они были разделены в зависимости от количества приступов (первый/второй, третий), разделены на две группы по 30 человек, применялись клинико-психологические, клинико-психопатологические методы с использованием шкалы CDSS (выявление депрессии при шизофрении), экспериментально-психологический метод (шкала BAC-S, методика изучения фиксированной отношение Д.Н. Узнадзе), статистический метод (методы описательной статистики, параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок). Выводы: У пациентов, перенесших первый психотический эпизод шизофрении, наблюдается снижение основных показателей нейрокогнитивного функционирования (двигательные навыки, внимание, вербальная память, рабочая память, беглость речи), а также специфических особенностей фиксированного набора. Пациенты ощущают либо несформировавшуюся и хрупкую установку, либо ее жесткость (сформированная фиксированная установка не разрушается при повторных критических воздействиях). В зависимости от типа возникающих иллюзий, у большинства пациентов возникает сильная иллюзия, т.е. при всех критических воздействиях испытуемые отмечали один тип иллюзии (либо контрастирующие, либо ассимилирующие иллюзии). У первично госпитализированных пациентов фиксированная установка формируется быстрее и разрушается дольше (t = 2,066; p≤0,05), т.е. она более грубая (ригидная). У пациентов с депрессией была снижена эффективность внимания (t = 2,177; p≤0,05) и двигательной активности (t = 3,342; p≤0,01). Также у повторно госпитализированных пациентов с депрессией наблюдаются трудности в двигательной деятельности в виде снижения скорости и точности движений рук (t = 2,960; p≤0,01).
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/