АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ (2024)
В статье проводится анализ развития теории и практики шахматной игры начиная с классической позиционной школы В. Стейница и Эм. Ласкера, основанной в Х1Х веке до наших дней.
Раскрываются идеи гипермодернизма, направления развития шахматной игры, возникшее в начале ХХ века.
В данной статье представлены основные положения системы подготовки шахматистов М.М. Ботвинника.
Сделан вывод, что в настоящее время развитие теории и практики игры в шахматы во многом опирается на применение инновационных технологий, однако при всех глобальных изменениях в шахматах, связанных с появлением компьютера, общие принципы игры в шахматы остаются неизменными.
Идентификаторы и классификаторы
Шахматы - древнейшая игра, пришедшая к нам из Индии. Распространение шахмат на Руси датируется XII-XIV вв.
Об этом свидетельствуют шахматные фигуры, найденные при раскопках во многих русских городах.
Список литературы
- Ботвинник, М. М. Аналитические и критические работы. Статьи и воспоминания / М. М. Ботвинник. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 558 с.
- Ласкер, Эм. Учебник шахматной игры / Эм. Ласкер. - М. : Russian Chess House / Русский Шахматный дом, 2017. - 409 с.
- Нейштадт, Я. И. Стейниц искатель истины / Я. И. Нейштадт. - М. : РИПОЛ Классик, 2004. - 368 с.
- Нимцович, А. И. Моя система / А. И. Нимцович. - М. : ФиС, 1984. - 576 с.
- Рети, Р. Современный учебник шахматной игры / Р. Рети. - М. : Эксмо, 2021. - 352 с.
- Сафиуллин, Р. К. Шахматное творчество Пола Морфи / Р. К. Сафиуллин. - М. : Russian Chess House / Русский Шахматный дом, 2016. - 192 с.
- Федерация шахмат России : официальный сайт. - Москва. - URL : https://ruchess. ru/?ysclid=lmepbhhgya859749779 (дата обращения : 03.10.2023).
- URL : https://lichess.org/Lichess.org. - Шахматный интернет-сайт.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе рассматривается и научно обосновывается изучение динамики времени оптимальной методики тренировок для повышения эффективности движений и достижения максимальных результатов в единоборствах.
Кроме того, подвижность локтевого сустава также требует особого внимания при изучении динамики двигательного действия. Она определяет гибкость и мобильность верхней конечности, что важно не только для спортсменов, но и для обычных людей.
В статье рассматриваются правовые основы физического воспитания и спорта военнослужащих с ограниченными возможностями, дается оценка и перспективы модернизации нормативно-правовой базы в этой сфере.
Рекомендованы специфические средства развития вестибулярной устойчивости учащихся образовательных организаций с первоначальной летной подготовкой.
Для развития вестибулярной устойчивости и компонентов координационных способностей применялись средства в водной среде с вращением тела в трех осях: вертикальной, фронтальной и сагиттальной.
В статье рассматриваются некоторые вопросы психологической подготовки военнослужащих горных подразделений, целью которой являлось формирование у личного состава адаптированной к психотравмирующим факторам деятельности психики, в том числе и возможному участию в современном бою.
Предложены формы психолого-педагогического воздействия на военнослужащих, разрабатываемые в рамках научно-исследовательской работы. Рассмотрены особенности психоакцентированного обучения, предполагающего моделирование факторов, которые по своему влиянию на психологическое состояние специалистов приближены или аналогичны факторам, действующим в период выполнения задач в горной местности.
В статье рассматривается предлагаемый перечень физических упражнений для военнослужащих с повреждениями (ампутациями) верхних/нижних конечностей, с целью рассмотрения данного перечня для включения в контрольно-проверочный комплекс для проверки уровня физической подготовленности военнослужащих, получивших повреждения, перенесшие ампутации в ходе выполнения задач в зоне боевых действий.
В статье описан алгоритм оценки и прогнозирования психофизической готовности военных специалистов.
Статья посвящена анализу укрепления мышц запястья и пальцев рук курсантами системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для эффективного применения техники кюшо-дзюцо (kyusho-jutsy; искусство концентрированного удара) при исполнении служебных обязанностей.
В статье рассматриваются некоторые вопросы технологии и психологических механизмов переговоров, знание и использование которых на практике может выступать основой успешности в переговорном взаимодействии с противостоящей стороной в районах проведения специальных военных операций.
Материал содержит необходимые практические пояснения, некоторые исторические ссылки на предшествующий опыт переговоров, проводимых представителями силовых структур в экстремальных условиях.
В обобщенном виде уделено внимание наиболее характерным, часто повторяющимся переговорным ситуациям в условиях вооруженного конфликта, хотя каждая из них имеет свою неповторимую специфику.
Обосновывается необходимость внутренней готовности представителей силовых структур различного предназначения к ведению переговоров с противостоящей стороной.
В данной статье рассматривается обзор международных программ реабилитации ветеранов боевых действий с использованием средств и методов физической культуры и спорта, проанализированы различные аспекты их эффективности.
Статья рассматривает научные публикации, посвященные данной тематике, включая исследования о влиянии спорта и физической активности на благополучие боевых ветеранов, опыт организации спортивных мероприятий для ветеранов, а также программы реабилитации и социальной адаптации.
В результате анализа выявлены эффективные подходы и методы, которые могут служить основой для разработки и развития программ реабилитации ветеранов боевых действий в России.
Исследование показывает значимость физической активности и спорта в процессе реабилитации, а также необходимость поддержки и развития подобных программ для повышения качества жизни и социальной интеграции ветеранов боевых действий.
Авторами впервые рассмотрены основные проблемы организации физической подготовки офицеров. Обозначены направления путей решения указанных проблем с помощью спортивной методики в настольном теннисе.
Бег, по сравнению с велоспортом (педалированием), — это «локомотивное движение» всего тела, способное на улучшение психического здоровья благодаря сильной стимуляции мозга.
Бег оказывает влияние на психическое здоровье, но находящиеся в его основе мозговые механизмы еще предстоит определить, так как практически все механические исследования проводились с педалированием.
Таким способом стремились к определению острого влияния одного занятия бегом средней интенсивности, наиболее популярного вида спорта, на настроение и исполнительную функцию, а также на их нейронные субстраты в префронтальной коре.
В статье раскрывается содержание элементов «тактической медицины» и возможности их использования на учебно-тренировочных занятиях по преодолению препятствий в целях более качественного развития профессиональных навыков военнослужащих.
Представлено содержание экспериментальной комплексной тренировки с элементами тактической медицины на учебно-тренировочных занятиях по преодолению препятствий.
По мнению авторитетных военных аналитиков и опыту специальной военной операции на территории Украины можно заключить, что в современных условиях без наземной группировки войск, основную структуру которой составляют сухопутные войска, достичь поставленных целей невозможно.
Социально-демографические процессы современности привели к появлению огромных урбанизированных районов, в которых сосредоточено население, политические органы власти и объекты экономики.
В этой связи военные действия в будущих конфликтах и войнах будут происходить в городах и на урбанизированной местности.
В статье, на основе проведенного анализа организации боевой и физической подготовки военнослужащих подразделений штурма и разграждения инженерных войск раскрыты проблемные вопросы физической подготовки военнослужащих при подготовке их к действиям на урбанизированной местности и определены направления совершенствования их подготовки.
В данной статье рассматривается организация физической подготовки военнослужащих Сил самообороны Японии, а также представлены нормативы физических упражнений для проверки и оценки уровня развития физических качеств и двигательных навыков военнослужащих.
В статье идет речь об оценке основных физических качеств военнослужащих сухопутных войск Вооруженных сил Италии.
Описана структура тестов, которые включают обязательные и необязательные упражнения, а также указаны минимальные показатели, которых необходимо достичь для получения итоговой оценки.
В статье проведен анализ опыта применения военнослужащих подразделений штурма и разграждения инженерных войск в специальной военной операции.
Изучено влияние темного времени суток на эффективность и качество выполнения боевых задач военнослужащими подразделений штурма и разграждения.
Изучены подходы к организации физической подготовки военнослужащих к действиям в условиях ограниченной видимости и ночью, а также предложены возможные направления повышения уровня военно-профессиональной подготовленности военнослужащих подразделений штурма и разграждения к действиям в условиях ограниченной видимости и ночью средствами и методами специально направленной физической подготовки.
В статье представлен анализ особенностей функционирования, расположения, организации деятельности и взаимодействия центров (баз, школ) горной подготовки стран НАТО:
Австрийский цент горных боёв, Бельгийский учебный центр коммандос, Центр передовых боевых действий Канадской армии, Французская высокогорная военная школа, Немецкая учебная база (школа) подготовки к горным и зимним боевым действиям, Итальянский альпийский центр подготовки, Норвежская школа зимних боевых действий, Объединенный центр компетенций по военным операциям в экстремальных условиях, Тренировочная база горных войск Румынии, Словенский многонациональный центр передового опыта ведения войны в горах, Испанская школа горных и специальных военных операций, Швейцарский центр передового опыта армейской горной подготовки, Шведский центр по подготовке ведения наземных боевых действий, огневой, горной и технической подготовке, Армейская школа ведения боевых действий в горах.
Современное состояние военно-политической обстановки в начале 2024 года по-прежнему характеризуется как крайне напряженное.
Несмотря на существенное сокращение финансирования, западная коалиция продолжает поставки вооружения и наемников на Украину.
Палестино-израильский конфликт, бомбардировки США со своими союзниками Йемена грозят перерасти в третью мировую войну.
В данных условиях защита суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации выступает в качестве важнейшей задачи, возложенной на Вооруженные силы.
Опыт проведения специальной военной операции на территории Украины свидетельствует о том, что в современных условиях тактика действий сухопутных формирований претерпела коренные изменения, повысилась значимость применения относительно самостоятельных тактических единиц - небольших штурмовых подразделений.
В статье рассмотрено современное состояние уровня физической подготовленности военнослужащих штурмовых подразделений и показаны возможные направления совершенствования физической подготовки с учетом опыта специальной военной операции.
В статье представлен материал по разработке методики оценки комплексных физических способностей военнослужащих, которая позволила установить последовательность включения в комплексный тест по физической подготовке контрольных упражнений для определения их уровня физической подготовленности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при реализации комплексных способностей восстановление различных систем организма происходит разновременно (ЧСС восстанавливается), а военнослужащий при этом субъективно ощущает не довосстановление мышечной системы. Более объективно устанавливать нормативы по тем или иным контрольным упражнениям и определять доминирующие двигательные задания (упражнения) в комплексном тесте помогает применение кластерного анализа.
В статье представлен анализ фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками Федеральной службы исполнения наказания России в период с 2012 по 2021 годы, выделены экстремальные ситуации служебной деятельности, в которых эта стрельба осуществлялась, указана ее результативность.
В статье рассматриваются научно-методические подходы к организации обучения рукопашному бою и боевым приемам борьбы будущих командиров подразделений военной полиции с учетом требований НФП-2023.
Выявлены противоречия между условиями проведения, критериями оценки учебных схваток и положениями Устава военной полиции ВС РФ, регламентирующими порядок и условия применения физической силы. Предложены пути разрешения возникших противоречий.
Организация подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях, требует нового методического подхода.
Цель статьи - проанализировать и обобщить результаты интервьюирования участников специальной военной операции, на системном уровне изучить организационно-педагогические условия боевой (специальной) подготовки военнослужащих (сотрудников) отечественных и зарубежных силовых структур, конкретизировать компонентную базу перспективной структурно-функциональной модели педагогической деятельности в системе профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях.
Одним из источников развития любой деятельности, в том числе и физической подготовки, являются результаты сопоставительных исследований состояния, закономерностей и тенденций развития теории и практики в различных странах.
Исходя из сказанного, основная цель статьи заключается в изучении современного состояния физической подготовки военнослужащих женского пола Вооруженных сил Соединенных Штатов Америки (далее - ВС США), выявлении характеризующих ее современное состояние и перспектив развития особенностей, что позволит учесть конструктивные элементы зарубежного опыта для решения задач физической подготовки военнослужащих женского пола в органах федеральной службы безопасности, поскольку на основании выводов, полученных в ходе анализа, можно сделать выводы о состоятельности того или иного подхода в решении задач по совершенствованию системы физической подготовки военнослужащих женского пола органов федеральной службы безопасности.
В статье рассматриваются вопросы комплексирования физической и тактико-специальной подготовки военнослужащих в системе боевой подготовки в условиях полевой выучки.
В данной статье проводится анализ горно-полевого (полевого) выхода за период с 2021 по 2023 гг. Рассматриваются проблемы качества освоения учебной дисциплины «Горная, горнолыжная подготовка» и пути ее решения.
Подробно изучены причины непрохождения обучения по учебной дисциплине «Горная, горнолыжная подготовка», взаимосвязь причин низкого качества освоения программы с низким уровнем физической подготовленности и недостаточной мотивацией курсантов.
Использование в процессе обучения упражнений с введением дополнительных тренировочных элементов, прежде всего, предполагает моделирование различных ситуаций с повышенными условиями сложности выполнения упражнений.
Такой подход позволяет значительно повысить степень подготовки сотрудников не только в плане освоения элементов техники стрельбы, но что еще немаловажно, способствует психологической подготовке сотрудников к условиям, связанным с применением огнестрельного оружия.
Очевидно, что стрелок способный выполнять упражнения повышенной сложности, уверен в своих возможностях значительно сильнее, чем его коллега, которому с большим трудом удается выполнять обычное упражнение контрольных стрельб, на положительную оценку.
В статье рассматривается начальный этап непрерывного профессионального образования - общеобразовательная деятельность высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и их место в системе образовательных процессов.
В работе отражены основные проблемы правового режима высших учебных заведений при осуществлении общеобразовательной деятельности, а также выдвинуты предложения по их решению.
В статье описана военно-профессиональная деятельность военнослужащих ремонтных подразделений, роль физической подготовки в процессе профессионального обучения военнослужащих ремонтных подразделений.
На основе опроса военнослужащих постоянного и переменного состава учебного центра (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы) доказана важность и необходимость в занятиях физической подготовкой в период профессионального обучения младших специалистов автобронетанковой службы.
В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития шахмат как массового вида спорта в России. Проведен анализ показателей развития вида спорта шахматы в период с 2019 по 2022 годы.
Спортом №1 в России остается футбол.
В первую тройку вошли футбол, волейбол и плавание за рассматриваемый период.
Установлено, что шахматы на протяжении последних лет стабильно входят в десять самых популярных видов спорта из 171 представленных.
Отмечается стремительный рост, на 26% за период 2019-2022 годов, количества женщин, занимающихся шахматами.
Выявлены следующие проблемы развития шахмат: дефицит квалифицированных тренеров, тренеров-преподавателей; недостаточное количество судей первой и высшей категорий, необходимых для проведения соревнований различного уровня.
В статье обозначены направления решения выявленных проблем: совершенствование системы подготовки шахматных тренеров и судей.
Сделан вывод, что шахматы в настоящее время имеют большой потенциал для развития и их можно считать массовым видом спорта.
Анализ результатов исследования уровней физической и спортивной подготовленности выпускников Михайловской военной артиллерийской академии (далее -МВАА) выпуска 2021-2022 гг. позволил установить определенную зависимость между физической подготовленностью выпускников МВАА и боевой готовностью подразделений ракетных войск и артиллерии с учетом современных требований к военно-профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются требования к уровню физической подготовленности выпускников для повышения боевой выучки военнослужащих.
В статье рассматривается система ежегодного мониторинга физической подготовленности военнослужащих, призванных на военную службу; кандидатов, поступающих в военно-учебные заведения, выпускников военно-учебных заведений и довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, ее исторические аспекты возникновения и развития, а также перспективы ее интеграции в общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
Цель работы заключается в рассмотрении и анализе явления конверсии применительно к сфере физического воспитания.
Речь идет о направлении, связанном с использованием спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном и воспитательном процессе для решения задач физического воспитания и формирования личностной физической культуры человека.
В последствии описываемое явление получает статус спортивно-ориентированного направления физического воспитания и, в конечном счете, воспринимается как самостоятельная система физического воспитания.
Учитывая, что профессионально-прикладная физическая подготовка является одной из составных частей физического воспитания людей, в теории физической культуры стали рассматривать возможности подготовки людей, в том числе и к военной деятельности, на основе применения спортивно-ориентированного направления физического воспитания, используя термин «военно-прикладная спортивно-ориентированная физическая подготовка», под которым следует понимать процесс реализации задач военно-прикладной физической подготовки с применением средств, методов, принципов и ценностей спорта.
В статье рассматривается проблема оценки силовых характеристик двуглавой мышцы плеча у учащихся старших классов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Анализируются результаты исследований на основе педагогического тестирования.
Результаты: оценка сиkовых характеристик двуглавой мышцы плеча у учащихся старших классов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации тестированием силовой работоспособности более информативна, чем посредством применения контрольного упражнения «Подтягивание на перекладине обратным узким хватом».
Статья посвящена началу становления русской шахматной школы в период середины XIX - начала XX веков. Рассматриваются первые шахматные издания русских шахматистов: И.Г. Бугримова, А.Д. Петрова, К.А. Яниша.
Основоположником отечественной шахматной школы считается М.И. Чигорин, сильнейший шахматист России на рубеже XIX-XX веков, который первым из русских шахматистов участвовал в матче за звание чемпиона мира с В. Стейницем.
Приведены дебюты, названные именами авторов: защита Петрова, гамбит Яниша, защита Чигорина.
Основанная в конце XIX века отечественная шахматная школа продолжила свое динамичное развитие и привела к выдающимся победам российских, советских шахматистов.
Статья посвящена вопросу типичных ошибок, возникающих при переводе военно-профессиональных текстов с использованием электронных переводчиков сети Интернет.
Анализируются лексические, грамматические и стилистические ошибки, с которыми сталкиваются курсанты Военного института физической культуры при переводе специальных текстов и статей по горной подготовке с английского языка на русский.
В статье рассматриваются некоторые аспекты применения методологии комплексного подхода в практике физической подготовки войск.
Изложены основные понятия комплексного подхода как общенаучного метода познания.
Проведен анализ и определены основные направления комплексирования форм, средств и методов физической подготовки в руководящих документах довоенного, военного и послевоенного периодов функционирования вооруженных сил.
В статье анализируются факторы и условия развития личности курсанта военной образовательной организации. Раскрываются механизмы социализации личности. Формулируются личностные противоречия курсантов.
Цель написания статьи - раскрытие механизмов социализации курсантов и выдача рекомендаций воспитателям и преподавателям военного вуза по развитию личности будущих офицеров.
В статье рассматривают вопросы применения обучающей игры как средства оптимизации иноязычного обучения в военном вузе.
Представлены примеры использования обучающих игр на разных курсах обучения соответственно учебной программе. Обучающая игра в ее разновидностях способствует реализации главной целевой установки - коммуникативной направленности обучения.
В статье приводится обоснование для внедрения в образовательную деятельность комбинированного специального курса «Организационно-управленческая деятельность» в рамках основ учебной дисциплины «Управление подразделениями в мирное время», включающего в себя организации мероприятий по противодействию терроризму и изучение приемов и способов действия террористических и диверсионных групп, их вооружения, сущности и психологии терроризма, практических навыков противодействия террористическим и диверсионным группам на современном этапе и в ходе проведения специальной военной операции, мероприятия по организации и повышению качества несения гарнизонной и караульной служб; поддержанию правопорядка; обеспечению безопасности военной службы.
В статье показан анализ реализации программ дополнительного профессионального образования для специалистов физической подготовки и спорта военнослужащих в Военном институте физической культуры за 2022/23 учебный год.
В статье рассмотрены основные этапы разработки модели поверки и оценки физической подготовленности военнослужащих, показаны методические направления использования моделирования для решения практических задач физической подготовки.
Предварительное изучение модели спроектированного варианта проверки и оценки физической подготовленности позволит избежать затрат на проведение экспериментальной работы и установить оптимальный вариант проверки, где основной задачей моделирования будет выявление слабых мест в организации контроля за физической подготовленностью.
Целью проведения исследования явилось теоретическое изучение технологии моделирования системы проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих.
В статье рассмотрена краткая история штурмовых формирований российской армии;
-показано зарождение штурмовых частей и подразделений, их роль в Первой мировой войне;
-раскрывается историческая необходимость возрождения штурмовых формирований в Рабоче-крестьянской Красной армии в годы Великой Отечественной войны и их структурные формы;
-отмечаются попытки воссоздания штурмовых формирований на постоянной основе во время боевых действий российской армии в Сирийской Арабской Республике;
-анализируется опыт действий штурмовых формирований армии России в ходе специальной военной операции на Украине в период с февраля 2022 года по настоящее время.
В статье раскрываются основные этапы становления и развития органов управления физической подготовкой и спортом в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание наградной системы Управления.
Издательство
- Издательство
- ВИФК
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194044, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Большой Сампсониевский пр-кт, д 63
- Юр. адрес
- 194044, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Большой Сампсониевский пр-кт, д 63
- ФИО
- Боцман Олег Станиславович (НАЧАЛЬНИК ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
- E-mail адрес
- vifk_14@mil.ru