Автор обращает внимание на новизну подхода Славиной, подчеркивает диалог с читателем и принцип архитектурного наследования. Славина рассматривает историю архитектуры в контексте истории России, подчеркивая роль личностей в культуре и недопустимость политического вмешательства в развитие архитектурных стилей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Строительство
Книга написана академиком Т. А. Славиной – архитектором не только профессиональным, высококультурным, но страстно радеющим за Архитектуру. Она постоянно в диалоге читателем, автору небезинтересно его мнение.
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается связь медиаарта с городской средой на основе анализа российских и зарубежных проектов. Определяется, что объекты медиаарта влияют на городское пространство как в фактическом архитектурно-визуальном выражении, так и через репрезентацию культурного кода места. Язык традиционного искусства в медиарте сочетается с современными тенденциями в соответствии с полифонизмом постмодернизма и медиакультуры, осуществляющей диалоги в разных временных и культурных диапазонах.
В потоке информации, который представляет собой культура, содержатся элементы, обладающие непреходящей (инвариантной) ценностью. Одним из таких элементов является отношение к воде, сформированное культурами «засушливого пояса» на Ближнем Востоке, в Средней и Восточной Азии. Глобализация угрожает утратой традиции бережливого отношения к воде и заменой его на расточительное перепотребление воды. В арабском мире эти процессы усиливаются за счет растущего населения и неравномерного развития стран региона. Анализ кампаний по пропаганде бережливого отношения к воде, проходящих в Иордании, показал их ошибочное таргетирование. Предложены более эффективные направления в работе с общественным восприятием с опорой на культурное наследие.
В начале XXI века в России появляются примеры интеграции объектов культурного наследия в пространственно-планировочную структуру современных архитектурно-ландшафтных комплексов. Примером современной музеефикации вляется интеграция вновь выявленных объектов культурного наследия в структуру музейного комплекса в городе Севастополе, пространственно взаимодействующие с «парящей архитектурой» деконструктивизма В. Д. Прикса - автора музейного комплекса. Музеефикация рассматривается как метод интеграции объектов культурного наследия в структуру современных градостроительных, архитектурно-ландшафтных и архитектурных комплексов через ландшафтную организацию территории с целью создания устойчивых элементов культурного ландшафта города.
Настоящее исследование направлено на выявление и обоснование взаимосвязи цифровых технологий и архитектурно-планировочных решений как интегрированного подхода, соответствующего требованиям современных умных городов. В условиях активной трансформации пространственной среды города Алма-Аты (Алматы) особенно актуален поиск эффективных методов организации безопасных дворовых пространств. В результате проведенного сравнительного анализа и изучения опыта про ектирования безопасных дворовых территорий в современных умных городах разработана матрица интегрированного подхода организации безопасного двора, сочетающая принципы CPTED третьего поколения.
Городская среда – предмет сложный и многогранный. В нашей подборке статей собраны разнообразные подходы и трактовки понятия среды, взгляды на ее необходимые качества, процессы ее развития и трансформаций. В материалах пересекаются исторические подходы, опирающиеся на средневековые традиции отношения к воде в странах арабского «засушливого пояса», и влияние новейших технологий медиаарта, вопросы безопасности дворовых пространств в Бахрейне и Казахстане, средообразующие мемориалы Астаны и маргинальные среды российского Дальнего Востока…
Рассматривается феномен городского европейского сада, выявляется его символическое и социально-нормативное содержание, взаимосвязь общественной системы, модели взаимодействия человека с миром и социумом в урбанистическом дискурсе. Дается анализ социально-утопической концепции города-сада Э. Говарда как общественного движения, градостроительной практики и метода социального реформирования. На основе материалов о принципах создания, истории развития и современном положении нижегородского города-сада «Красный просвещенец» раскрывается исследовательский, общественный и культурный потенциал данного объекта для развития города.
Ботанические сады XXI века трансформируются из традиционных хранилищ растительного разнообразия в стратегически важные парковые элементы экогородов будущего, становясь многофункциональными экосистемами, объединяющими наукоемкие технологии, социальные практики и антикризисные функции, принципы циркулярной экономики. Они становятся факторами городской среды благодаря участию в преодолении экологических, климатических и социальных вызовов. Особое значение имеет их вклад в выполнение Целей устойчивого развития - 2030 ООН, обеспечивая экологическую безопасность, просвещение и устойчивость городов.
Описывается центр города Йошкар-Олы с ее уникальным, но местами проблематичным архитектурным обликом, который в свое время поспособствовал развитию туризма. В ответ на назревшие проблемы местный бизнес инициировал проект, получивший название «Город-лес». Концепция направлена на интеграцию марийской идентичности и возвращение лесных мотивов в городскую среду. Одной из ключевых особенностей проекта является предпринимательская модель развития территории.
В начале ХХ века «болезни» крупных городов с длинной историей были признаны неизлечимыми. Город-сад как новый тип поселения виделся выходом из сложившегося положения. Жизнь Ins Grüne, на лоне природы, имела особый смысл и означала принятие простоты как эстетической категории, что сказалось на архитектуре домов в многочисленных городах-садах, где был представлен весь спектр стилистических направлений начала ХХ века. Для заказчика выбор архитектора для строительства дома в городе-саде означал демонстрацию своего статуса в обществе, а также приверженность соответствующей идеологии. Архитектура дома была своеобразным манифестом.
Формирование «зеленых каркасов» городов в XXI веке становится актуальной темой для определения их перспективного развития с позиции эколого-ориентированного подхода. Однако существующее неудовлетворительное эколого-гигиеническое состояние городов обусловлено рядом причин, вызванных процессами урбанизации: высокая плотность населения, большая площадь застройки и т. д. Эти проблемы в основном являются следствием архитектурно-градостроительных решений. В исследовании проводится анализ архитектурно-градостроительного процесса в проектировании рекреационных зон и выявляются проблемы в данной отрасли.
Точечное преобразование территории и ее эстетический облик оказывают положительное влияние на окружающую среду, способствуя повышению качества жизни населения в масштабе всего города. В последние годы наблюдается растущий интерес к формированию городской среды как особого направления архитектурной, художественной и дизайнерской деятельности. Настоящее исследование посвящено разработке проектной концепции реновации парка в городе Актау, утратившего свои социальные и эстетические функции. Методология исследования включает предпроектный анализ территории, выполнение эскизных проработок, фотосъемку и проведение интервью с жителями. Результатом работы стала теоретическая модель и графическая интерпретация обновленного городского общественного пространства — парка «Акбота»
В условиях дефицита площадей японские мегаполисы развивают новые формы садово-паркового искусства. Микросады возрождаются в жилой застройке, сохраняя философию единения с природой. Сады на крышах зданий (торговых центров, офисов) приобретают новые функции: рекреацию, брендинг, агрокультуру. Можно наблюдать и возрождение исторических типов садов, и актуальность сухих садов. Парки эволюционируют в многофункциональные общественные пространства: ландшафтные музеи и уникальные экопарки на болотах, сочетающие сохранение природы, туризм и просвещение. В целом сады и парки до сих пор остаются ключевым элементом экосознания и культурной идентичности Японии.
Концепция бизнес-парка, имеющая семидесятилетнюю историю, успешно реализовавшись в разных странах, не потеряла актуальности и сегодня. Рассмотренные примеры мирового опыта демонстрируют основные подходы к проектированию бизнес-парков в разные периоды, позволяют судить о том, как расширялся спектр их функций, как они адаптировались к нуждам общества, отражая тенденции современной градостроительной деятельности и ландшафтной архитектуры. Особое внимание уделено парковой составляющей исследуемого объекта, содержательная часть которой сфокусирована на устойчивом развитии территории, сохранении и увеличении биоразнообразия. Рассмотрен пример бизнес-парка в Красноярске.
Реализация Водно-ландшафтного парка в г. Ачинске на реке Чулым началась уже в этом сезоне. В поиске решений авторы охватывают масштаб от использования методологических и интуитивных моделей до масштаба дизайна узлов и архитектурных деталей. В качестве базового ориентира формирования города как органичного устойчивого механизма авторы подчер кивают, что ЧЕЛОВЕК, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРИРОДНОГО ЕСТЕСТВА - главный принцип проектирования.
Описываются идеи проекта «Парк-театр» в городе Черемхово Иркутской области, победившего во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды - 2022. Ключевая идея концепции - ревитализация центрального городского парка, основанная на культурном коде города и энергии местных сообществ. Представлена краткая ретроспектива города, являющаяся обоснованием выбранной темы концепции, а также результаты реализации спустя два сезона работы парка.
Рассматривается история создания парка «Ермаково поле», его объемно-пространственные сюжеты, планировка, символическое наполнение. Архитектурные объекты, инженерные сооружения (пешеходные мосты) и парковая скульптура представляются элементами единой системы.
Подчеркивается значение принципа многовариантности прогулочных маршрутов как базового для планировочной структуры парка. Скульптурные мемориальные объекты представлены как самостоятельные, так и доминирующие, центральные акценты в архитектурных сооружениях. Тематическая связка Ермак – Тобольск – Сибирь – Россия стала главной для парка «Ермаково поле».
Рассматриваются взаимодействие и различие двух типологий сада, в общем виде понимаемых прежде всего как пространство для массового отдыха и развлечений, альтернатива повседневному существованию в мегаполисе. Первая типология ориентирована на чувственное, тактильное восприятие природной формы, нередко естественного происхождения, ассоциируемой с райским садом (Эдемом), проиллюстрированным художникамибарокко. Вторая - определяется заданным сценарием придуманного ритуала (перформанса) и поэтому конструируется на основе общественно признанных норм. Выдвигается концепция Нового Эдема - сада постиндустриального типа, актуализирующего персональное медитативное взаимодействие субъекта с проектным сценарием сада.
Парк рассматривается как результат диалога человека с природой, такой же продукт урбанизации, как и город. Его природа амбивалентна и по отношению к городу, и в отношении стихии, что делает его инструментом коммуникации природы и культуры, средством их примирения. В настоящее время городские культура и образ жизни уходят в город-парк, сабербию, и идея города-сада становится доминантной идеей градостроительной практики. Мегасооружение и город-сад создают сбалансированную систему, которая является образцом архитектуры будущего.
В серии заметок автор рассуждает о взаимоотношении архитектуры, природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды городов. Архитектура мыслится как продолжение ландшафта. В городах природа утрачивает свои естественных качества и в виде парков и газонов попадает в разряд организованных удобств. Искусственная среда городов, претендующая на роль второй природы, пока является лишь неуклюжим подражанием естественной среде. Однако и в искусственной среде, созданной человеком, он не ощущает себя комфортно.
В монографии представлена модель эволюции принципов формообразования, а также изменения основных понятий и категорий профессионального сознания в архитектуре конца XIX - первой четверти XX века. Многообразие противоречивых явлений показано как результат взаимодействия двух полярных архитектурно-художественных парадигм. Книга предназначена искусствоведам, историкам архитектуры и широкому кругу читателей.
Информация содержит обзор архитектурных вузов, которые предоставили выпускные работы студентов на выставку, приуроченную к Общему собранию РААСН.
Характеризуется выставка памяти Ю. П. Гнедовского, подготовленная архитекторами, ее разделы: проекты, научные статьи, графика, общественная деятельность.
В разделе новостей говорится о теме Всемирного дня архитектуры 2025 года, назначении бывшего президента МСА Гаэтана Сью послом Маврикия в Китае, а также представлены победители конкурса Kaira Looro-2025.
Летний номер пб – самое время поговорить о взаимоотношениях природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды города.
Издательство
- Издательство
- ВОСТОКСИБАКАДЕМЦЕНТР
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- ФИО
- Григорьева Елена Ивановна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______