В статье рассматривается связь медиаарта с городской средой на основе анализа российских и зарубежных проектов. Определяется, что объекты медиаарта влияют на городское пространство как в фактическом архитектурно-визуальном выражении, так и через репрезентацию культурного кода места. Язык традиционного искусства в медиарте сочетается с современными тенденциями в соответствии с полифонизмом постмодернизма и медиакультуры, осуществляющей диалоги в разных временных и культурных диапазонах.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Строительство
Медиаарт в современной культуре с помощью цифровых технологий открывает новые пути для диалога между разными традициями и форматами художественной демонстрации. Связь медиаарта с архитектурным пространством города расширяет горизонты коммуникации искусства, а его вхождение в социокультурную сферу актуализирует жизненные ценности и новые смыслы, аккумулирует культурные коды.
Список литературы
1. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. - Москва; Жуковский: “Канон-пресс-Ц”; “Кучково поле”, 2003. - 464 с.
Maklyuen, M. (2003). Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Human Extensions] (V. Nikolaeva, Trans). Moscow; Zhukovsky: Canon-press-Ts; Kuchkovo Pole.
2. Волков, В. В. Термин и понятие “медиа”: аспекты герменевтического исследования // Известия Сарат. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2021. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-i-ponyatie-media-aspektygermenevticheskogo-issledovaniya (дата обращения: 5.06.2025).
Volkov, V. V. (2021). The term and concept of ‘media’: The aspects of hermeneutics of research. Izvestiya of Saratov University. New series: Philology. Journalism, 21(1), 20-24. Retrieved June 5, 2025, from https://cyberleninka.ru/article/n/termin-i-ponyatie-media-aspektygermenevticheskogo-issledovaniya.
3. Федотова, Н. Г. Культурный код города // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2022. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-kod-goroda (дата обращения: 7.06.2025).
Fedotova, N. G. (2022). Kulturnyy kod goroda [The cultural code of the city]. Word.ru: Baltic accent. Retrieved June 7, 2025, from https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-kod-goroda.
4. Наумова, М. Свет, звук и никаких глухих заборов: как город становится местом для медиаарта // Enter. - 2024. - URL: https://entermedia.io/weekend/svet-zvuk-i-nikakih-gluhih-zaborov-kak-gorodstanovitsya-mestom-dlya-mediaarta/ (дата обращения: 28.10.2024).
Naumova, M. (2024). Svet, zvuk I nikakih gluhih zaborov: kak gorod stanovitsya mestom dlya mediaarta [Light, Sound and No Blank Fences: How the City Becomes a Place for Media Art]. Retrieved October 28, 2024, from https://entermedia.io/weekend/svet-zvuk-i-nikakihgluhihzaborov-kak-gorod-stanovitsya-mestom-dlya-mediaarta/.
5. Гущин, А. Н., Дивакова, М. Н. Умный ландшафт для “умного города” // Урбанистика. - 2022. - № 1. - С. 38-53.
Gushchin, A. N., & Divakova, M. N. (2022). Smart Landscape for a “Smart City”. Urban Studies, 1, 38-53. DOI: 10.7256/2310-8673.2022.1.36917
6. Евстратова, Т. А., Кулеева, Л. М., Куприянов, В. Н., Малахов, С. А., Михайлов, С. М. Современные тенденции в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города // Известия КГАСУ. - 2023. - № 2 (64). - С. 101-112.
Evstratova, T. A., Kuleeva, L. M., Kupriyanov, V. N., Malahov, S. A., & Mihaylov, S. M. (2023). Modern trends in the field of artistic synthesis inarchitecture and design of the city. News KSUAE, 2(64), 101-112. DOI: 10.52409/20731523_2023_2_101
7. Никифорова, А. А., Воронова, Н. И. Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт) // Философия и культура. - 2023. - № 5. - С. 60-73.
Nikiforova, A. A., & Voronova, N. I. (2023). Immersive practices in the modern cultural space (world and domestic experience). Philosophy and culture, 5, 60-73. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40731
8. Шапинская, Е. Н. Культура в эпоху “Цифры”: культурные смыслы и эстетические ценности // Культура культуры. - 2015. - № 3 (7). - С. 8-98.
Shapinskaya, E. N. (2015). Culture in Digital Epoch: Cultural Meanings and Aesthetic Values. Culture of culture, 3(7), 88-98.
9. Цзя Чаочао. Этапы становления и развития паблик-арта в Китае // Искусство и культура. - 2022. - № 4 (48). - С. 39-43.
Tszya Chaochao. (2022). Etapy stanovleniya i razvitiya pablik-arta v Kitae [Stages of Shaping and Development of Public Art in China]. Art and Culture, 4(48), 39-43.
10. “Под куполом”: Digital-проект к 1000-летию Суздаля // Mydecor. - 2024. - URL: https://mydecor.ru/news/art/pod-kupolomdigital-proekt-k-1000-letiyu-suzdalya/ (дата обращения: 20.10.2024).
“Pod kupolom”: Digital-proekt k 1000-ti letiyu Suzdalya [“Under the Dome”: Digital project for the 1000th anniversary of Suzdal]. (2024, May 15). Mydecor. Retrieved October 20, 2024 from https://mydecor.ru/news/art/pod-kupolom-digital-proekt-k-1000-letiyu-suzdalya.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В потоке информации, который представляет собой культура, содержатся элементы, обладающие непреходящей (инвариантной) ценностью. Одним из таких элементов является отношение к воде, сформированное культурами «засушливого пояса» на Ближнем Востоке, в Средней и Восточной Азии. Глобализация угрожает утратой традиции бережливого отношения к воде и заменой его на расточительное перепотребление воды. В арабском мире эти процессы усиливаются за счет растущего населения и неравномерного развития стран региона. Анализ кампаний по пропаганде бережливого отношения к воде, проходящих в Иордании, показал их ошибочное таргетирование. Предложены более эффективные направления в работе с общественным восприятием с опорой на культурное наследие.
В начале XXI века в России появляются примеры интеграции объектов культурного наследия в пространственно-планировочную структуру современных архитектурно-ландшафтных комплексов. Примером современной музеефикации вляется интеграция вновь выявленных объектов культурного наследия в структуру музейного комплекса в городе Севастополе, пространственно взаимодействующие с «парящей архитектурой» деконструктивизма В. Д. Прикса - автора музейного комплекса. Музеефикация рассматривается как метод интеграции объектов культурного наследия в структуру современных градостроительных, архитектурно-ландшафтных и архитектурных комплексов через ландшафтную организацию территории с целью создания устойчивых элементов культурного ландшафта города.
Настоящее исследование направлено на выявление и обоснование взаимосвязи цифровых технологий и архитектурно-планировочных решений как интегрированного подхода, соответствующего требованиям современных умных городов. В условиях активной трансформации пространственной среды города Алма-Аты (Алматы) особенно актуален поиск эффективных методов организации безопасных дворовых пространств. В результате проведенного сравнительного анализа и изучения опыта про ектирования безопасных дворовых территорий в современных умных городах разработана матрица интегрированного подхода организации безопасного двора, сочетающая принципы CPTED третьего поколения.
Городская среда – предмет сложный и многогранный. В нашей подборке статей собраны разнообразные подходы и трактовки понятия среды, взгляды на ее необходимые качества, процессы ее развития и трансформаций. В материалах пересекаются исторические подходы, опирающиеся на средневековые традиции отношения к воде в странах арабского «засушливого пояса», и влияние новейших технологий медиаарта, вопросы безопасности дворовых пространств в Бахрейне и Казахстане, средообразующие мемориалы Астаны и маргинальные среды российского Дальнего Востока…
Рассматривается феномен городского европейского сада, выявляется его символическое и социально-нормативное содержание, взаимосвязь общественной системы, модели взаимодействия человека с миром и социумом в урбанистическом дискурсе. Дается анализ социально-утопической концепции города-сада Э. Говарда как общественного движения, градостроительной практики и метода социального реформирования. На основе материалов о принципах создания, истории развития и современном положении нижегородского города-сада «Красный просвещенец» раскрывается исследовательский, общественный и культурный потенциал данного объекта для развития города.
Ботанические сады XXI века трансформируются из традиционных хранилищ растительного разнообразия в стратегически важные парковые элементы экогородов будущего, становясь многофункциональными экосистемами, объединяющими наукоемкие технологии, социальные практики и антикризисные функции, принципы циркулярной экономики. Они становятся факторами городской среды благодаря участию в преодолении экологических, климатических и социальных вызовов. Особое значение имеет их вклад в выполнение Целей устойчивого развития - 2030 ООН, обеспечивая экологическую безопасность, просвещение и устойчивость городов.
Описывается центр города Йошкар-Олы с ее уникальным, но местами проблематичным архитектурным обликом, который в свое время поспособствовал развитию туризма. В ответ на назревшие проблемы местный бизнес инициировал проект, получивший название «Город-лес». Концепция направлена на интеграцию марийской идентичности и возвращение лесных мотивов в городскую среду. Одной из ключевых особенностей проекта является предпринимательская модель развития территории.
В начале ХХ века «болезни» крупных городов с длинной историей были признаны неизлечимыми. Город-сад как новый тип поселения виделся выходом из сложившегося положения. Жизнь Ins Grüne, на лоне природы, имела особый смысл и означала принятие простоты как эстетической категории, что сказалось на архитектуре домов в многочисленных городах-садах, где был представлен весь спектр стилистических направлений начала ХХ века. Для заказчика выбор архитектора для строительства дома в городе-саде означал демонстрацию своего статуса в обществе, а также приверженность соответствующей идеологии. Архитектура дома была своеобразным манифестом.
Формирование «зеленых каркасов» городов в XXI веке становится актуальной темой для определения их перспективного развития с позиции эколого-ориентированного подхода. Однако существующее неудовлетворительное эколого-гигиеническое состояние городов обусловлено рядом причин, вызванных процессами урбанизации: высокая плотность населения, большая площадь застройки и т. д. Эти проблемы в основном являются следствием архитектурно-градостроительных решений. В исследовании проводится анализ архитектурно-градостроительного процесса в проектировании рекреационных зон и выявляются проблемы в данной отрасли.
Точечное преобразование территории и ее эстетический облик оказывают положительное влияние на окружающую среду, способствуя повышению качества жизни населения в масштабе всего города. В последние годы наблюдается растущий интерес к формированию городской среды как особого направления архитектурной, художественной и дизайнерской деятельности. Настоящее исследование посвящено разработке проектной концепции реновации парка в городе Актау, утратившего свои социальные и эстетические функции. Методология исследования включает предпроектный анализ территории, выполнение эскизных проработок, фотосъемку и проведение интервью с жителями. Результатом работы стала теоретическая модель и графическая интерпретация обновленного городского общественного пространства — парка «Акбота»
В условиях дефицита площадей японские мегаполисы развивают новые формы садово-паркового искусства. Микросады возрождаются в жилой застройке, сохраняя философию единения с природой. Сады на крышах зданий (торговых центров, офисов) приобретают новые функции: рекреацию, брендинг, агрокультуру. Можно наблюдать и возрождение исторических типов садов, и актуальность сухих садов. Парки эволюционируют в многофункциональные общественные пространства: ландшафтные музеи и уникальные экопарки на болотах, сочетающие сохранение природы, туризм и просвещение. В целом сады и парки до сих пор остаются ключевым элементом экосознания и культурной идентичности Японии.
Концепция бизнес-парка, имеющая семидесятилетнюю историю, успешно реализовавшись в разных странах, не потеряла актуальности и сегодня. Рассмотренные примеры мирового опыта демонстрируют основные подходы к проектированию бизнес-парков в разные периоды, позволяют судить о том, как расширялся спектр их функций, как они адаптировались к нуждам общества, отражая тенденции современной градостроительной деятельности и ландшафтной архитектуры. Особое внимание уделено парковой составляющей исследуемого объекта, содержательная часть которой сфокусирована на устойчивом развитии территории, сохранении и увеличении биоразнообразия. Рассмотрен пример бизнес-парка в Красноярске.
Реализация Водно-ландшафтного парка в г. Ачинске на реке Чулым началась уже в этом сезоне. В поиске решений авторы охватывают масштаб от использования методологических и интуитивных моделей до масштаба дизайна узлов и архитектурных деталей. В качестве базового ориентира формирования города как органичного устойчивого механизма авторы подчер кивают, что ЧЕЛОВЕК, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРИРОДНОГО ЕСТЕСТВА - главный принцип проектирования.
Описываются идеи проекта «Парк-театр» в городе Черемхово Иркутской области, победившего во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды - 2022. Ключевая идея концепции - ревитализация центрального городского парка, основанная на культурном коде города и энергии местных сообществ. Представлена краткая ретроспектива города, являющаяся обоснованием выбранной темы концепции, а также результаты реализации спустя два сезона работы парка.
Рассматривается история создания парка «Ермаково поле», его объемно-пространственные сюжеты, планировка, символическое наполнение. Архитектурные объекты, инженерные сооружения (пешеходные мосты) и парковая скульптура представляются элементами единой системы.
Подчеркивается значение принципа многовариантности прогулочных маршрутов как базового для планировочной структуры парка. Скульптурные мемориальные объекты представлены как самостоятельные, так и доминирующие, центральные акценты в архитектурных сооружениях. Тематическая связка Ермак – Тобольск – Сибирь – Россия стала главной для парка «Ермаково поле».
Рассматриваются взаимодействие и различие двух типологий сада, в общем виде понимаемых прежде всего как пространство для массового отдыха и развлечений, альтернатива повседневному существованию в мегаполисе. Первая типология ориентирована на чувственное, тактильное восприятие природной формы, нередко естественного происхождения, ассоциируемой с райским садом (Эдемом), проиллюстрированным художникамибарокко. Вторая - определяется заданным сценарием придуманного ритуала (перформанса) и поэтому конструируется на основе общественно признанных норм. Выдвигается концепция Нового Эдема - сада постиндустриального типа, актуализирующего персональное медитативное взаимодействие субъекта с проектным сценарием сада.
Парк рассматривается как результат диалога человека с природой, такой же продукт урбанизации, как и город. Его природа амбивалентна и по отношению к городу, и в отношении стихии, что делает его инструментом коммуникации природы и культуры, средством их примирения. В настоящее время городские культура и образ жизни уходят в город-парк, сабербию, и идея города-сада становится доминантной идеей градостроительной практики. Мегасооружение и город-сад создают сбалансированную систему, которая является образцом архитектуры будущего.
В серии заметок автор рассуждает о взаимоотношении архитектуры, природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды городов. Архитектура мыслится как продолжение ландшафта. В городах природа утрачивает свои естественных качества и в виде парков и газонов попадает в разряд организованных удобств. Искусственная среда городов, претендующая на роль второй природы, пока является лишь неуклюжим подражанием естественной среде. Однако и в искусственной среде, созданной человеком, он не ощущает себя комфортно.
В монографии представлена модель эволюции принципов формообразования, а также изменения основных понятий и категорий профессионального сознания в архитектуре конца XIX - первой четверти XX века. Многообразие противоречивых явлений показано как результат взаимодействия двух полярных архитектурно-художественных парадигм. Книга предназначена искусствоведам, историкам архитектуры и широкому кругу читателей.
Информация содержит обзор архитектурных вузов, которые предоставили выпускные работы студентов на выставку, приуроченную к Общему собранию РААСН.
Характеризуется выставка памяти Ю. П. Гнедовского, подготовленная архитекторами, ее разделы: проекты, научные статьи, графика, общественная деятельность.
Автор обращает внимание на новизну подхода Славиной, подчеркивает диалог с читателем и принцип архитектурного наследования. Славина рассматривает историю архитектуры в контексте истории России, подчеркивая роль личностей в культуре и недопустимость политического вмешательства в развитие архитектурных стилей.
В разделе новостей говорится о теме Всемирного дня архитектуры 2025 года, назначении бывшего президента МСА Гаэтана Сью послом Маврикия в Китае, а также представлены победители конкурса Kaira Looro-2025.
Летний номер пб – самое время поговорить о взаимоотношениях природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды города.
Издательство
- Издательство
- ВОСТОКСИБАКАДЕМЦЕНТР
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- ФИО
- Григорьева Елена Ивановна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______