В начале XXI века в России появляются примеры интеграции объектов культурного наследия в пространственно-планировочную структуру современных архитектурно-ландшафтных комплексов. Примером современной музеефикации вляется интеграция вновь выявленных объектов культурного наследия в структуру музейного комплекса в городе Севастополе, пространственно взаимодействующие с «парящей архитектурой» деконструктивизма В. Д. Прикса - автора музейного комплекса. Музеефикация рассматривается как метод интеграции объектов культурного наследия в структуру современных градостроительных, архитектурно-ландшафтных и архитектурных комплексов через ландшафтную организацию территории с целью создания устойчивых элементов культурного ландшафта города.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Строительство
настоящее время восприятие города как ландшафта – одна из современных экоориентированных концепций градостроительного развития городов. Мы находимся на стадии переосмысления подходов к формированию новых эстетических и экологических качеств современных городов, ориентированных на сохранение их идентичности, а также образного и ментального восприятии города как культурного ландшафта. Природная среда и культурное наследие – элементы культурного ландшафта Севастополя, которые определяют его отличительные черты в зависимости от исторических и социокультурных особенностей динамики формирования. Это напрямую связано с процессом формированием национальной идентичности, которая создается на основе восприятия и запоминания конкретного места, знакомства с его историей, традициями и культурой. Поэтому в настоящее время музеефикация объектов культурного наследия (ОКН) активно содействует органичному отождествлению памятника с регионом, городом, обществом, окружающей средой, историческим городским ландшафтом [1].
Список литературы
1. ЮНЕСКО. Рекомендация по историческому городскому ландшафту. 2011. - URL: https://whc.unesco.org/en/hul/ (дата обращения: 21.07.2025).
UNESCO. Retrieved July 21, 2025, from https://whc.unesco.org/en/hul.
2. Худин, А. А. Иконические знаки в теории архитектуры постмодернизма // Аcademia. Архитектура и строительство. - 2021. - № 3. - С. 34-38. - URL: 10.22337/2077-9038-2021-3-34-40 (дата обращения: 27.07.2025). DOI: 10.22337/2077-9038-2021-3-34-40(
Khudin, A. (2021). Iconic signs in the theory of postmodernism architecture. Academia. Architecture and Construction, 3, 34-38. DOI: 10.22337/2077-9038-2021-3-34-40
3. Приказ Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 20.03.2024 № 48 “О внесении изменений в приказ Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 01.03.2019 № 100 “Об утверждении перечней выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя”. - URL: https://uookn.sev.gov.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya/perechen-vyyavlennykhobektov-kulturnogo-naslediya-raspolozhennykh-na-territorii-gorodasevastopolya/ (дата обращения: 24.07.2025).
Order of the Department for the Protection of Cultural Heritage Sites of the City of Sevastopol dated March 20, 2024 No. 48 “On Amendments to the Order of the Department for the Protection of Cultural Heritage Sites of the City of Sevastopol dated March 1, 2019 No. 100 “On Approval of the Lists of Identified Cultural Heritage Sites Located on the Territory of the City of Sevastopol”. (2024). Retrieved July 24, 2025, from https://uookn.sev.gov.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya/perechenvyyavlennykh-obektov-kulturnogo-naslediya-raspolozhennykh-naterritorii-goroda-sevastopolya.
4. Panosa, M. I. Musealizing Archaeological Sites. Considerations on Research, Conservation, and Dissemination: A Case Study from the Gavà Mines Archaeological Park // Conservation and Management of Archaeological Sites. - 2015. - № 7 (2). - P. 159-174. - URL: 10.1080/13505033.2015.1124181 (дата обращения: 30.07.2025). DOI: 10.1080/13505033.2015.1124181(
Panosa, M. I. (2015). Musealizing Archaeological Sites. Considerations on Research, Conservation, and Dissemination: A Case Study from the Gavа Mines Archaeological Park. Conservation and Management of Archaeological Sites, 7(2), 159-174. DOI: 10.1080/13505033.2015.1124181
5. Gotta, F. The Archaeological Sites: from excavation to “open-air” museum Cultural uses, preservation, environments // Proceedings of the 2nd ICAUD International Conference in Architecture and Urban Design. - Tirana: Epoka University. - 2014. - Pp. 172-1-172-12.
Gotta, F. (2014). The Archaeological Sites: from excavation to “openair” museum Cultural uses, preservation, environments. Proceedings of the 2nd ICAUD International Conference in Architecture and Urban Design (pp. 172-1-172-12). Tirana: Epoka University.
6. Roter-Blagojević, M. Milošević, G., Radivojević, A. A new approach to renewal and presentation of an archaeological site as unique cultural landscape // Spatium. - 2009. - № 20. - P. 36-40. - URL: https://doiserbia.nb.rs/img/doi/1450-569X/2009/1450-569X0920035R.pdf (дата обращения: 30.07.2025).
Roter-Blagojevi.., M. Miloљevi.., G., Radivojevi.., A. (2009). A new approach to renewal and presentation of an archaeological site as unique cultural landscape. Spatium, 20, 36-40. Retrieved July 30, 2025, from https://doiserbia.nb.rs/img/doi/1450-569X/2009/1450-569X0920035R.pdf.
7. Швидковский, Д., Ревзина, Ю. Архитектурная классика будущего // Проект Байкал. - 2025. - № 83. - С. 12-17. -. DOI: 10.51461/issn.2309-3072/83.2472
Shvidkovsky, D., & Revzina, Yu. (2025). Architectural classics of the future. Project Baikal, 22(83). 12-17. DOI: 10.51461/issn.2309-3072/83.2472
8. Красильникова, Э., Ермолина, А., Долганова, С., Масликова, И. Вторая жизнь усадьбы Кокораки // Проект Байкал. - 2025. - № 83. - С. 42-47. -. DOI: 10.51461/issn.2309-3072/83.2477
Krasilnikova, E., Ermolina, A., Dolganova, S., & Maslikova, I. (2025). The second life of the Kokoraki estate. Project Baikal, 22(83). 42-47. DOI: 10.51461/issn.2309-3072/83.2477
9. Приказ Министерства культуры РФ от 11 января 2016 г. № 2 “О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь”. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/19002?items=1&page=2 (дата обращения: 30.07.2025).
Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of January 11, 2016 No. 2 “On the inclusion of the city of Sevastopol in the list of historical settlements of federal significance, approval of the boundaries of the territory and the subject of protection of the historical settlement of the city of Sevastopol”. (2016), Retrieved July 30, 2025, from https: https://minjust.consultant.ru/documents/19002?items=1&page=2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается связь медиаарта с городской средой на основе анализа российских и зарубежных проектов. Определяется, что объекты медиаарта влияют на городское пространство как в фактическом архитектурно-визуальном выражении, так и через репрезентацию культурного кода места. Язык традиционного искусства в медиарте сочетается с современными тенденциями в соответствии с полифонизмом постмодернизма и медиакультуры, осуществляющей диалоги в разных временных и культурных диапазонах.
В потоке информации, который представляет собой культура, содержатся элементы, обладающие непреходящей (инвариантной) ценностью. Одним из таких элементов является отношение к воде, сформированное культурами «засушливого пояса» на Ближнем Востоке, в Средней и Восточной Азии. Глобализация угрожает утратой традиции бережливого отношения к воде и заменой его на расточительное перепотребление воды. В арабском мире эти процессы усиливаются за счет растущего населения и неравномерного развития стран региона. Анализ кампаний по пропаганде бережливого отношения к воде, проходящих в Иордании, показал их ошибочное таргетирование. Предложены более эффективные направления в работе с общественным восприятием с опорой на культурное наследие.
Настоящее исследование направлено на выявление и обоснование взаимосвязи цифровых технологий и архитектурно-планировочных решений как интегрированного подхода, соответствующего требованиям современных умных городов. В условиях активной трансформации пространственной среды города Алма-Аты (Алматы) особенно актуален поиск эффективных методов организации безопасных дворовых пространств. В результате проведенного сравнительного анализа и изучения опыта про ектирования безопасных дворовых территорий в современных умных городах разработана матрица интегрированного подхода организации безопасного двора, сочетающая принципы CPTED третьего поколения.
Городская среда – предмет сложный и многогранный. В нашей подборке статей собраны разнообразные подходы и трактовки понятия среды, взгляды на ее необходимые качества, процессы ее развития и трансформаций. В материалах пересекаются исторические подходы, опирающиеся на средневековые традиции отношения к воде в странах арабского «засушливого пояса», и влияние новейших технологий медиаарта, вопросы безопасности дворовых пространств в Бахрейне и Казахстане, средообразующие мемориалы Астаны и маргинальные среды российского Дальнего Востока…
Рассматривается феномен городского европейского сада, выявляется его символическое и социально-нормативное содержание, взаимосвязь общественной системы, модели взаимодействия человека с миром и социумом в урбанистическом дискурсе. Дается анализ социально-утопической концепции города-сада Э. Говарда как общественного движения, градостроительной практики и метода социального реформирования. На основе материалов о принципах создания, истории развития и современном положении нижегородского города-сада «Красный просвещенец» раскрывается исследовательский, общественный и культурный потенциал данного объекта для развития города.
Ботанические сады XXI века трансформируются из традиционных хранилищ растительного разнообразия в стратегически важные парковые элементы экогородов будущего, становясь многофункциональными экосистемами, объединяющими наукоемкие технологии, социальные практики и антикризисные функции, принципы циркулярной экономики. Они становятся факторами городской среды благодаря участию в преодолении экологических, климатических и социальных вызовов. Особое значение имеет их вклад в выполнение Целей устойчивого развития - 2030 ООН, обеспечивая экологическую безопасность, просвещение и устойчивость городов.
Описывается центр города Йошкар-Олы с ее уникальным, но местами проблематичным архитектурным обликом, который в свое время поспособствовал развитию туризма. В ответ на назревшие проблемы местный бизнес инициировал проект, получивший название «Город-лес». Концепция направлена на интеграцию марийской идентичности и возвращение лесных мотивов в городскую среду. Одной из ключевых особенностей проекта является предпринимательская модель развития территории.
В начале ХХ века «болезни» крупных городов с длинной историей были признаны неизлечимыми. Город-сад как новый тип поселения виделся выходом из сложившегося положения. Жизнь Ins Grüne, на лоне природы, имела особый смысл и означала принятие простоты как эстетической категории, что сказалось на архитектуре домов в многочисленных городах-садах, где был представлен весь спектр стилистических направлений начала ХХ века. Для заказчика выбор архитектора для строительства дома в городе-саде означал демонстрацию своего статуса в обществе, а также приверженность соответствующей идеологии. Архитектура дома была своеобразным манифестом.
Формирование «зеленых каркасов» городов в XXI веке становится актуальной темой для определения их перспективного развития с позиции эколого-ориентированного подхода. Однако существующее неудовлетворительное эколого-гигиеническое состояние городов обусловлено рядом причин, вызванных процессами урбанизации: высокая плотность населения, большая площадь застройки и т. д. Эти проблемы в основном являются следствием архитектурно-градостроительных решений. В исследовании проводится анализ архитектурно-градостроительного процесса в проектировании рекреационных зон и выявляются проблемы в данной отрасли.
Точечное преобразование территории и ее эстетический облик оказывают положительное влияние на окружающую среду, способствуя повышению качества жизни населения в масштабе всего города. В последние годы наблюдается растущий интерес к формированию городской среды как особого направления архитектурной, художественной и дизайнерской деятельности. Настоящее исследование посвящено разработке проектной концепции реновации парка в городе Актау, утратившего свои социальные и эстетические функции. Методология исследования включает предпроектный анализ территории, выполнение эскизных проработок, фотосъемку и проведение интервью с жителями. Результатом работы стала теоретическая модель и графическая интерпретация обновленного городского общественного пространства — парка «Акбота»
В условиях дефицита площадей японские мегаполисы развивают новые формы садово-паркового искусства. Микросады возрождаются в жилой застройке, сохраняя философию единения с природой. Сады на крышах зданий (торговых центров, офисов) приобретают новые функции: рекреацию, брендинг, агрокультуру. Можно наблюдать и возрождение исторических типов садов, и актуальность сухих садов. Парки эволюционируют в многофункциональные общественные пространства: ландшафтные музеи и уникальные экопарки на болотах, сочетающие сохранение природы, туризм и просвещение. В целом сады и парки до сих пор остаются ключевым элементом экосознания и культурной идентичности Японии.
Концепция бизнес-парка, имеющая семидесятилетнюю историю, успешно реализовавшись в разных странах, не потеряла актуальности и сегодня. Рассмотренные примеры мирового опыта демонстрируют основные подходы к проектированию бизнес-парков в разные периоды, позволяют судить о том, как расширялся спектр их функций, как они адаптировались к нуждам общества, отражая тенденции современной градостроительной деятельности и ландшафтной архитектуры. Особое внимание уделено парковой составляющей исследуемого объекта, содержательная часть которой сфокусирована на устойчивом развитии территории, сохранении и увеличении биоразнообразия. Рассмотрен пример бизнес-парка в Красноярске.
Реализация Водно-ландшафтного парка в г. Ачинске на реке Чулым началась уже в этом сезоне. В поиске решений авторы охватывают масштаб от использования методологических и интуитивных моделей до масштаба дизайна узлов и архитектурных деталей. В качестве базового ориентира формирования города как органичного устойчивого механизма авторы подчер кивают, что ЧЕЛОВЕК, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРИРОДНОГО ЕСТЕСТВА - главный принцип проектирования.
Описываются идеи проекта «Парк-театр» в городе Черемхово Иркутской области, победившего во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды - 2022. Ключевая идея концепции - ревитализация центрального городского парка, основанная на культурном коде города и энергии местных сообществ. Представлена краткая ретроспектива города, являющаяся обоснованием выбранной темы концепции, а также результаты реализации спустя два сезона работы парка.
Рассматривается история создания парка «Ермаково поле», его объемно-пространственные сюжеты, планировка, символическое наполнение. Архитектурные объекты, инженерные сооружения (пешеходные мосты) и парковая скульптура представляются элементами единой системы.
Подчеркивается значение принципа многовариантности прогулочных маршрутов как базового для планировочной структуры парка. Скульптурные мемориальные объекты представлены как самостоятельные, так и доминирующие, центральные акценты в архитектурных сооружениях. Тематическая связка Ермак – Тобольск – Сибирь – Россия стала главной для парка «Ермаково поле».
Рассматриваются взаимодействие и различие двух типологий сада, в общем виде понимаемых прежде всего как пространство для массового отдыха и развлечений, альтернатива повседневному существованию в мегаполисе. Первая типология ориентирована на чувственное, тактильное восприятие природной формы, нередко естественного происхождения, ассоциируемой с райским садом (Эдемом), проиллюстрированным художникамибарокко. Вторая - определяется заданным сценарием придуманного ритуала (перформанса) и поэтому конструируется на основе общественно признанных норм. Выдвигается концепция Нового Эдема - сада постиндустриального типа, актуализирующего персональное медитативное взаимодействие субъекта с проектным сценарием сада.
Парк рассматривается как результат диалога человека с природой, такой же продукт урбанизации, как и город. Его природа амбивалентна и по отношению к городу, и в отношении стихии, что делает его инструментом коммуникации природы и культуры, средством их примирения. В настоящее время городские культура и образ жизни уходят в город-парк, сабербию, и идея города-сада становится доминантной идеей градостроительной практики. Мегасооружение и город-сад создают сбалансированную систему, которая является образцом архитектуры будущего.
В серии заметок автор рассуждает о взаимоотношении архитектуры, природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды городов. Архитектура мыслится как продолжение ландшафта. В городах природа утрачивает свои естественных качества и в виде парков и газонов попадает в разряд организованных удобств. Искусственная среда городов, претендующая на роль второй природы, пока является лишь неуклюжим подражанием естественной среде. Однако и в искусственной среде, созданной человеком, он не ощущает себя комфортно.
В монографии представлена модель эволюции принципов формообразования, а также изменения основных понятий и категорий профессионального сознания в архитектуре конца XIX - первой четверти XX века. Многообразие противоречивых явлений показано как результат взаимодействия двух полярных архитектурно-художественных парадигм. Книга предназначена искусствоведам, историкам архитектуры и широкому кругу читателей.
Информация содержит обзор архитектурных вузов, которые предоставили выпускные работы студентов на выставку, приуроченную к Общему собранию РААСН.
Характеризуется выставка памяти Ю. П. Гнедовского, подготовленная архитекторами, ее разделы: проекты, научные статьи, графика, общественная деятельность.
Автор обращает внимание на новизну подхода Славиной, подчеркивает диалог с читателем и принцип архитектурного наследования. Славина рассматривает историю архитектуры в контексте истории России, подчеркивая роль личностей в культуре и недопустимость политического вмешательства в развитие архитектурных стилей.
В разделе новостей говорится о теме Всемирного дня архитектуры 2025 года, назначении бывшего президента МСА Гаэтана Сью послом Маврикия в Китае, а также представлены победители конкурса Kaira Looro-2025.
Летний номер пб – самое время поговорить о взаимоотношениях природы, ландшафта, пейзажа и искусственной среды города.
Издательство
- Издательство
- ВОСТОКСИБАКАДЕМЦЕНТР
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, Черемховский пер, д 1 к а
- ФИО
- Григорьева Елена Ивановна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______