Архитектор и инженер Николай Александрович Потураев: к вопросу об атрибуции промышленной архитектуры (2023)
Статья посвящена определению авторства инженера-архитектора Н.А. Потураева, строителя промышленного комплекса фабрики фаянсовых изделий в селе Кузнецово, Тверской губернии (современный город Конаково), принадлежавшей М.С. Кузнецову, характеристике творческого стиля, проявившегося в таких его постройках, как доходный дом, гараж и здание училища в Москве, и здания Электротеатра — «Потураевского замка» в Конаково. В статье рассматриваются отдельные проблемы методики проведения атрибуции промышленных предприятий второй половины XIX века.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 72. Архитектура
В настоящее время все яснее становится необходимость изучения промышленной архитектуры в контексте общего развития русской архитектуры второй половины XIX - начала XX в.
В связи с развитием промышленности во второй половине XIX в. в России началось
интенсивное строительство фабрик и заводов. К созданию проектов привлекались как уже известные архитекторы и инженеры, так и только начинающие творческий путь выпускники высших учебных заведений, обучавших будущих строителей. Среди образовательных учреждений, занимавшихся подготовкой архитекторов и инженеров, наиболее известными были Императорская Академия художеств, Институт гражданских инженеров им.
императора Николая I, Институт инженеров путей сообщения им. императора Александра I в С.‑Петербурге, а в Москве — Училище живописи, ваяния и зодчества, Императорское московское техническое училище, Московский институт инженеров путей сообщения им. императора Николая II. В результате теоретических разработок и практической деятельности, проводившихся преподавателями этих институтов, уже к началу XX в. были сформулированы основные принципы конструкции промышленных зданий, их планировки, принципы зонирования территории промышленного комплекса и прилегающей территории размещения бытовых зданий, разработаны рациональные и декоративные приемы внешнего оформления промышленного здания.
Список литературы
[1] Бубнова Е.А. Конаковский фаянс. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 232 с.
[2] Вдовенко И. Вековая история электротеатра «Синематограф» // Телекон. — URL: https://konakovobiblioteka.ru / index.php / tserkvi-i-pamyatniki-arkhitektury/735‑elektroteatr (дата обращения: 10.11.2017).
[3] Вся Москва. Адресная и справочная книга за 1912 г. — М.: Изд. Т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1912. — 877 с.
[4] Вся Москва. Адресная и справочная книга за 1914 г. XXI год издания. — М.: Изд. Т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1914. — 1013 c.
[5] Коненкова А.К. Фарфорофаянсовая фабрика как градообразующий и художественный центр села Кузнецово // Завидовские чтения. — М.: Изд-во РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. — Вып. 4. — С. 138–155.
[6] Коненкова А.К. Тверская фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий в селе Кузнецово и промышленная архитектура конца XIX — начала XX века // Завидовские чтения. — М.: Изд-во РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. — Вып. 2. — С. 148–164.
[7] Коненкова А.К., Михайлова С.И., Робинов Ю.В. Архитектор и инженер Николай Александрович Потураев. Заметки о творчестве // Вестник славянских культур. — 2021 — Т. 61. — С. 289–307.
[8] Серебряная Н. 200 лет жизни всемирно известного Конаковского фарфорофаянсового производства Бриннера — Ауэрбаха — Кузнецовых — завода им. Калинина: ист. повесть: [в 2 ч.]. — 2‑е изд., перераб. и доп. — СПб.: [б. и.], 2016.
[9] Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга / Правительство Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; [авт.‑сост. М.С. Штиглиц и др.]. — СПб.: Белое и Черное, 2003 (ОАО Иван
Федоров). — 223 с.
[10] Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) / сост. Д.П. Кандауров и сын; под рук. Редакц. комитета, состоящего из членов Совета съездов представителей промышленности и торговли; ред. Ф.А. Шобер. — 2‑е изд. — Петроград, октябрь, 1914. — 1612 с.
[11] Шейкина Г.А. Владения Потураевых по улице Образцова и Новосущевскому переулку // Краеведы СВАО: [сайт]. — URL: http://kraevedsvao.
ru/vladeniyapoturaevyx-po-ulice-obrazcova-i-novosushhevskomu-pereulku/ (дата обращения:
12.09.2019).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время все большее число художников осознает ограниченность цифровых технологий и стремится преодолеть этот барьер. Важность компьютерных игр связана с появлением двух новых ресурсов: Animal Crossing: New Horizons от Nintendo. Каждая из игр предполагает различные режимы вовлеченности, без учета глубоких и захватывающих передышек. Хотя нынешний исход из реального в виртуальное может показаться временным решением как для художественных учреждений, так и для практиков, тем не менее он также ускоряет появление дискурсов и реалий через распространение жизненного опыта и цифрового авторства. Статья исследует аффективные измерения игр и других художественных практик построения виртуального мира, содержит рассуждения о постцифровых возможностях искусства.
В работе выполнен анализ известных изобретательских методик, на основе ранжирования определены три наиболее значимые из них. В зависимости от сложности решаемых отрас-левых задач для каждой значимой методики оценен ее «уровень работоспособности», позво-ляющий применять ее на практике. Показано, что возможности значимых изобретательских методик неравноценны, но все они обладают необходимым потенциалом для эффективного использования в процессе разработки патентоспособных решений в архитектуре и строи-тельстве. Сформулированы рекомендации по формированию профессиональной компе-тентности для изобретательской деятельности в архитектурно-строительной сфере.
Высоким потенциалом для экспертной оценки объекта и проекта в дизайне среды обладает концептуальное моделирование как важный компонент проектной деятельности. Однако высокая системная сложность среды как объекта дизайна, изменчивость потребностей целе-вой аудитории, а также недостаточная укорененность методики моделирования в обще-научную методологию приводят зачастую к его низкой эффективности. Анализ ценностных установок, места и технологии включения концептуального моделирования в дизайн среды позволят полнее раскрыть потенциал исследуемого явления, а также систематизировать его сущностные характеристики.
Рассматривается опыт формирования компетентности дизайнеров среды. Цель статьи
заключается в апробации системы концептуальных моделей, полученной на предыдущих этапах исследования. Предполагается, что баланс уникальных и универсальных качеств в проектах комфортной среды для жизни может быть обеспечен с помощью учета профиля компетентности дизайнера среды. Использованы категориально-системные методы, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. Получены моде- ли формирования компетентности как эволюционного процесса, система тестирования на их основе и экспериментальное подтверждение результативности этой системы для выявления индивидуального профиля компетентности дизайнера. Представлены положительные отзывы участников эксперимента.
Статья посвящена рассмотрению деятельности живописной мастерской Хелены Вольфсон — одного из дрезденских предприятий второй половины XIX века по росписи фарфора, яркого представителя эпохи историзма в европейской художественной промышленности. Впервые на русском языке приводятся сведения о деятельности мастерской, анализируется вводимое в научный оборот произведение фирмы, представленное в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Приводимые данные позволяют сделать вывод об историзме как одном из важных факторов, способствовавших расширению спектра художе-ственно-промышленных предприятий в Европе.
Статья посвящена попытке сформулировать основные критерии анализа современного искусства, включающие сакральное изображение Будды, с позиций искусствоведческой науки. Выработка экспертного подхода в данной области является необходимым шагом, поскольку в основном произведения современного искусства, содержащие в себе различные религиозные или сакральные образы, большинством исследователей либо художественно описываются, либо анализируются исключительно из общекультуроло-гических позиций. В качестве критериев авторы предлагают несколько вопросов, ответы на которые помогут сформировать искусствоведу свою позицию при анализе подобных произведений: какова цель создания изображения? какую роль в формировании художественного образа играет выбранный мастером новый материал? проявляется ли бытийная многомерность смыслов в художественном образе произведения? существует ли в произведении феномен «non-finite»? В ходе раскрытия этих вопросов в статье анализируются работы Пема Намдол Тхае, Климента Брие, Нам Джун Пайка, Еше Гомбо и др.
В статье рассматриваются стилевые трансформации в работах Юрия Грачёва (1937– 2000), русского художника третьей волны эмиграции. Автор сравнивает особенности советского и американского периодов творчества Грачёва, характеризует его контакты и художественную среду в Нью-Йорке, а также оценивает степень их влияния на развитие и сдвиги в стилевых предпочтениях художника. Биография и творческая стратегия Юрия Грачёва, вписанные в общий контекст третьей волны русской эмиграции в Нью-Йорке, раскрывают не только механизмы адаптации художника к новым условиям, но и особенности советско- американского межкультурного диалога.
В статье рассмотрены проблемы, возникшие при определении качества возводимого бортового экрана карьерной выемки в связи с отсутствием специально изготовленных при торкретировании конструкции контрольных участков бетона. Рассмотрена возможность определения ориентировочной прочности торкрет-бетона в конструкции бортового экрана неразрушающими методами и определение прочности торкрет-бетона на образцах малого размера, отобранных из конструкции. Определена возможность сделать заключение о качестве торкрет-бетонного экрана, о его гидроизоляционных свойствах, при получении
показателей прочности бетона на отдельных участках.
В статье рассматривается комплекс социокультурных факторов и художественных тенденций второй половины XVI века, повлиявших на формирование архитектурного
окружения Эскориала — монастыря, дворца и резиденции короля Испании Филиппа II.
Архитекторами Хуаном де Эррера (1527–1598) и Франсиско де Мора (1552–1610), были
привнесены элементы, послужившие основой для планировочной структуры ансамбля, завершенного во второй половине XVIII века представителем классицизма Хуаном
де Вильянуэва (1739–1811).
В статье рассмотрена проблема развития территорий и объектов бывшей индустриальной территории промышленного и специального назначения в малых городах, а именно, неэксплуатируемого по назначению здания автоматической телефонной станции (АТС). Обоснована необходимость учета этой проблемы при определении направлений и решения вопросов развития комфортной и безопасной городской среды. Изучен и представлен для трансформации и модификации лучший отечественный опыт редевелопмента бывших промышленных зданий с прилегающей территорией в больших и крупных городах.
В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с анало-гичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господст-вующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах пре обладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».
В статье на основе обширного фактического материала и с привлечением большого числа проектов и построек рассматривается деятельность приглашенных в Россию при Петре I архитекторов из Италии. Описывается их участие в строительстве Москвы и Подмосковья, С.‑Петербурга и его пригородов. Анализируются художественно-стилевые особенности ими созданного в контексте различных направлений петровского зодчества, роль для развития русского барокко.
В статье выведены основные принципы реновации на основе выявленных проблем северной части соцгорода Уралмаш (г. Екатеринбург). На базе проведенного анализа мирового опыта трансформации промышленных территорий определены социально-культурные проблемы депрессивных и мало востребованных территорий Уралмаша для формирования общего представления о существующих проблемах и возможных путях их решения. В качестве результата исследования предложено пять принципов разработки социально-ориентированной концепции реновации городской инфраструктуры, среди которых: достаточное количество зеленых зон, подробное предварительное изучение территории для выявления существующих проблем, сохранение историчности территории и др.
Статья исследует возможные методики промышленного редевелопмента чугунолитейного завода в городе Сысерть. Опираясь на идеи Е.С. Шапиной и команды «FLACON-X», автор выбирает варианты развития чугунолитейного завода, являющегося памятником
федерального значения. На примере города Свердловской области сделаны выводы о наиболее оптимальных методиках, учитывающих признаки креативного кластера.
В статье рассмотрен отечественный и мировой опыт определения границ городских
агломераций, т.е. структур нижнего уровня в составе территориальной системы расселения. Показана важность такой задачи для теории и практики современного градостроительства. Рассмотрены основные подходы к этому вопросу, сформировавшиеся в различных странах, включая их научно-методическую базу. С привлечением зарубежного опыта обоснована необходимость включения понятия «городская агломерация» в современную правовую систему Российской Федерации и связь этой задачи с проблемой установления границ агломераций.
В первой части статьи, предваряемой аннотацией Н. Салингароса, был представлен ряд паттернов организации дружелюбного городского пространства. В данной, второй, части город рассмотрен как сетевое образование, качество организации и связей которого влияет на состояние человека, находящегося в нем. Особое внимание Н. Салингарос обращает на наличие разных масштабов и деталей, препятствующих информационной монотонности и минималистичности городской ткани. В тексте даны рекомендации по созданию
дружелюбных городских сред и упоминания авторов, более подробно разрабатывающих эти вопросы.
В статье рассматривается развитие в истории градостроительства компактных городов с круглой формой плана. Показаны истоки возникновения круглой формы от неолитических графем и протоградостроительных структур. Компактная круглая форма градостроительных объектов развивалась и усложнялась, став в современном градостроительстве радиально-кольцевой. Компактные круглые города постоянно присутствуют в градостроительной практике с древнейших времен до настоящего времени. Это самая ранняя форма
пространственной организации города.
Издательство
- Издательство
- УРАЛНИИПРОЕКТ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620075, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 50а
- Юр. адрес
- 119331, г. Москва, проспект Вернадского, дом 29
- ФИО
- Козьмодемьянский Вадим Германович (Директор)
- E-mail адрес
- mail@uniip.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2148099
- Сайт
- https://uniip.ru