Франсиско де Мора и градостроительная программа Эскориала (2023)
В статье рассматривается комплекс социокультурных факторов и художественных тенденций второй половины XVI века, повлиявших на формирование архитектурного
окружения Эскориала — монастыря, дворца и резиденции короля Испании Филиппа II.
Архитекторами Хуаном де Эррера (1527–1598) и Франсиско де Мора (1552–1610), были
привнесены элементы, послужившие основой для планировочной структуры ансамбля, завершенного во второй половине XVIII века представителем классицизма Хуаном
де Вильянуэва (1739–1811).
Идентификаторы и классификаторы
Поиск предпосылок возникновения и генезиса градостроительных ансамблей всегда
привлекал исследователей и практикующих архитекторов, поскольку в непрерывном
развитии города постоянно встают вопросы о сосуществовании старого и нового. В зарубежной и отечественной градостроительной науке одним из ведущих направлений является изучение факторов, повлиявших на формирование архитектурных и градострои-тельных ансамблей с целью их сохранения и развития. В числе отечественных исследо-вателей данных вопросов назовем Б.К. Еремина, А.В. Иконникова, Е. И. Ротенберга,
Т.Ф. Саваренскую, Д.О. Швидковского и др., западноевропейских — А. Бонет Корреа, Г. Кублера. В последние десятилетия сформировался подход, учитывающий весь комплекс социокультурных факторов, философских идей и религиозных верований рассматриваемой эпохи, в том числе изучение «планировки городов, несущих символический и сакральный смысл», важных для понимания духа эпохи. К этому направлению можно отнести таких отечественных исследователей, как А.Л. Баталов и Л.А. Беляев, Г.В. Мазаев, зарубежных — П. Мартин Гомес, А. Мартинес Риполь и др.
Список литературы
[1] Баталов А.Л., Беляев Л.А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 399 c.
[2] Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — 455 с.
[3] Иконников А.В. Архитектурный ансамбль // Новое в жизни, науке и технике. Серия «Строительство и архитектура». — М.: Знание, 1979. — 64 с.
[4] Каптерева Т.П. Эскориал. Грани творчества: cб. науч. ст. / Рос. акад. художеств; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств; [редкол.: Е.Д. Федотова (отв. ред.) и др.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 227 с.
[5] Мазаев Г.В. Православная символика в планировке «идеальных» городов России XVIII–XIX веков // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2020. — №2. — URL: https://uniip.ru/juornal/arhiv-zhurnala/av-2-2020-45/ (дата обращения: 28.09.2020).
[6] Нащокина М.В., Гандельсман Б.В., Комский М. Архитектор Борис Еремин. Творческое наследие. Реконструкция центра Москвы: архитектурные концепции и проекты второй половины XX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2016. — 624 с.
[7] Ротенберг Е.И. Памятники мирового искусства. Западно-европейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1971. — 520 с.
[8] Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. — М.: Стройиздат, 1984. — 376 с.
[9] Савицкий Ю.Ю. Всеобщая история архитектуры. Т. 5. Архитектура Западной Европы XV–XVI веков. Эпоха Возрождения / В.Ф. Маркузон (ред.). — М.: Стройиздат, 1967. — 659 с.
[10] Сим Н.М. Архитектурная сценография гуманистических идей испанского Ренессанса // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2020. — №2. — 99 с.
[11] Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI–XVII вв.: от истоков до вершин. — М.: Культура,
1995. — 282 с.
[12] Швидковский Д.О., Есаулов Г.В., Карелин Д.А., Ревзина Ю.Е. Прошлое и будущее классической архитектуры: монография / И.Б. Куликова (отв. ред.). — М.: Архитектура-С, 2017. — 528 с.
[13] Arquitectura y Desarrollo Urbano. Comunidad de Madrid. Tomo V. Zona Oeste. El Escorial, San Lorenzo de El Escoria // Biblioteca-Digital BVCM004469. Arquitectura y Desarrollo Urbano. Zona Oeste. (t. V) — URL: https://www.coam.org/media/Default%20 Files / fundacion / biblioteca / biblioteca-digital/docs/Arquitectura%20y%20Desarrollo%20
Urbano/ADU%20Zona%20Oeste%20V.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
[14] Agullo y Cobo ́ M. Documentos para la biografía de Juan Gomez de Mora. ́ — Madrid: Joseph P. Healey Library, Univer. of Massachusetts Boston, 1973. — 44 p.
[15] Bonet Correa A. La arquitectura y el urbanismo en el siglo del Quijote: 1580–1680. — Madrid: Espasa-Calpe, 1986. — Vol. 2. — P. 685–788.
[16] Bustamante García A. El siglo XVII: clasicismo y barroco // Manual del arte español: introducción al arte español. — Madrid: Sílex, 2003. — 996 p.
[17] Kubler G. La obra del Escorial. — Madrid: Alianza Editorial, 1983. — 224 p.
[18] Llaguno y Amírola E. 1724–1799 «Noticias de los arquitectos y arquitectura de España». — Madrid: la Imprenta Real, 1829. — Vol. II. — 1557 p.
[19] Marías Franco F. Tres testamentos de arquitectos reales del siglo XVI // Boletín del
Seminario de Estudios de Arte y Arqueología. — 1994. — Vol. 60. — P. 343–352.
[20] Martín Gómez P. El Escorial, el cielo en la tierra. — Madrid: Sorecor S.L., 2010. — 64 p.
[21] Martínez Ripoll A. El Escorial apocalíptico, o la Jerusalén celeste en la tierra // Actas del simposium 8/11-IX-2002. — 2002. — P. 63–100.
[22] Moleón Gavilanes P. Las casas de oficios del Escorial en seis planos inéditos de su arquitecto Juan de Herrera // Q: Consejo Superior de los Colegios de Arquitectos. — 1983. — № 64. — P. 12–27
[23] Muñoz Jiménez J.M. El manierismo en la arquitectura española de los siglos XVI y XVII: La fase clasicista // Revista virtual de la fundación universitaria. (t. V). —
URL: https://docplayer.es/6181146-El-manierismo-en-la-arquitectura-espanola-de-los-siglos-xvi-y-xvii-la-fase-clasicista-1560–1630.html (дата обращения: 28.09.2020).
[24] Sambricio C., Herrero M. Las intervenciones de Juan de Villanueva en el Real Sitio de San Lorenzo de El Escorial // Archivo Digital UPM. — 1988. — № 12, 13 — P. 188–205. — URL: https://oa.upm.es/10943 (дата обращения: 28.09.2020).
[25] Sigüenza fray J. de. Historia de la orden de San Jerónimo. 2. ed. Publicada con un elogio de fr. José de Sigüenza. — Madrid: Wentworth, 2018. — 698 p
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время все большее число художников осознает ограниченность цифровых технологий и стремится преодолеть этот барьер. Важность компьютерных игр связана с появлением двух новых ресурсов: Animal Crossing: New Horizons от Nintendo. Каждая из игр предполагает различные режимы вовлеченности, без учета глубоких и захватывающих передышек. Хотя нынешний исход из реального в виртуальное может показаться временным решением как для художественных учреждений, так и для практиков, тем не менее он также ускоряет появление дискурсов и реалий через распространение жизненного опыта и цифрового авторства. Статья исследует аффективные измерения игр и других художественных практик построения виртуального мира, содержит рассуждения о постцифровых возможностях искусства.
В работе выполнен анализ известных изобретательских методик, на основе ранжирования определены три наиболее значимые из них. В зависимости от сложности решаемых отрас-левых задач для каждой значимой методики оценен ее «уровень работоспособности», позво-ляющий применять ее на практике. Показано, что возможности значимых изобретательских методик неравноценны, но все они обладают необходимым потенциалом для эффективного использования в процессе разработки патентоспособных решений в архитектуре и строи-тельстве. Сформулированы рекомендации по формированию профессиональной компе-тентности для изобретательской деятельности в архитектурно-строительной сфере.
Высоким потенциалом для экспертной оценки объекта и проекта в дизайне среды обладает концептуальное моделирование как важный компонент проектной деятельности. Однако высокая системная сложность среды как объекта дизайна, изменчивость потребностей целе-вой аудитории, а также недостаточная укорененность методики моделирования в обще-научную методологию приводят зачастую к его низкой эффективности. Анализ ценностных установок, места и технологии включения концептуального моделирования в дизайн среды позволят полнее раскрыть потенциал исследуемого явления, а также систематизировать его сущностные характеристики.
Рассматривается опыт формирования компетентности дизайнеров среды. Цель статьи
заключается в апробации системы концептуальных моделей, полученной на предыдущих этапах исследования. Предполагается, что баланс уникальных и универсальных качеств в проектах комфортной среды для жизни может быть обеспечен с помощью учета профиля компетентности дизайнера среды. Использованы категориально-системные методы, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. Получены моде- ли формирования компетентности как эволюционного процесса, система тестирования на их основе и экспериментальное подтверждение результативности этой системы для выявления индивидуального профиля компетентности дизайнера. Представлены положительные отзывы участников эксперимента.
Статья посвящена рассмотрению деятельности живописной мастерской Хелены Вольфсон — одного из дрезденских предприятий второй половины XIX века по росписи фарфора, яркого представителя эпохи историзма в европейской художественной промышленности. Впервые на русском языке приводятся сведения о деятельности мастерской, анализируется вводимое в научный оборот произведение фирмы, представленное в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Приводимые данные позволяют сделать вывод об историзме как одном из важных факторов, способствовавших расширению спектра художе-ственно-промышленных предприятий в Европе.
Статья посвящена попытке сформулировать основные критерии анализа современного искусства, включающие сакральное изображение Будды, с позиций искусствоведческой науки. Выработка экспертного подхода в данной области является необходимым шагом, поскольку в основном произведения современного искусства, содержащие в себе различные религиозные или сакральные образы, большинством исследователей либо художественно описываются, либо анализируются исключительно из общекультуроло-гических позиций. В качестве критериев авторы предлагают несколько вопросов, ответы на которые помогут сформировать искусствоведу свою позицию при анализе подобных произведений: какова цель создания изображения? какую роль в формировании художественного образа играет выбранный мастером новый материал? проявляется ли бытийная многомерность смыслов в художественном образе произведения? существует ли в произведении феномен «non-finite»? В ходе раскрытия этих вопросов в статье анализируются работы Пема Намдол Тхае, Климента Брие, Нам Джун Пайка, Еше Гомбо и др.
В статье рассматриваются стилевые трансформации в работах Юрия Грачёва (1937– 2000), русского художника третьей волны эмиграции. Автор сравнивает особенности советского и американского периодов творчества Грачёва, характеризует его контакты и художественную среду в Нью-Йорке, а также оценивает степень их влияния на развитие и сдвиги в стилевых предпочтениях художника. Биография и творческая стратегия Юрия Грачёва, вписанные в общий контекст третьей волны русской эмиграции в Нью-Йорке, раскрывают не только механизмы адаптации художника к новым условиям, но и особенности советско- американского межкультурного диалога.
В статье рассмотрены проблемы, возникшие при определении качества возводимого бортового экрана карьерной выемки в связи с отсутствием специально изготовленных при торкретировании конструкции контрольных участков бетона. Рассмотрена возможность определения ориентировочной прочности торкрет-бетона в конструкции бортового экрана неразрушающими методами и определение прочности торкрет-бетона на образцах малого размера, отобранных из конструкции. Определена возможность сделать заключение о качестве торкрет-бетонного экрана, о его гидроизоляционных свойствах, при получении
показателей прочности бетона на отдельных участках.
В статье рассмотрена проблема развития территорий и объектов бывшей индустриальной территории промышленного и специального назначения в малых городах, а именно, неэксплуатируемого по назначению здания автоматической телефонной станции (АТС). Обоснована необходимость учета этой проблемы при определении направлений и решения вопросов развития комфортной и безопасной городской среды. Изучен и представлен для трансформации и модификации лучший отечественный опыт редевелопмента бывших промышленных зданий с прилегающей территорией в больших и крупных городах.
В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с анало-гичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господст-вующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах пре обладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».
В статье на основе обширного фактического материала и с привлечением большого числа проектов и построек рассматривается деятельность приглашенных в Россию при Петре I архитекторов из Италии. Описывается их участие в строительстве Москвы и Подмосковья, С.‑Петербурга и его пригородов. Анализируются художественно-стилевые особенности ими созданного в контексте различных направлений петровского зодчества, роль для развития русского барокко.
Статья посвящена определению авторства инженера-архитектора Н.А. Потураева, строителя промышленного комплекса фабрики фаянсовых изделий в селе Кузнецово, Тверской губернии (современный город Конаково), принадлежавшей М.С. Кузнецову, характеристике творческого стиля, проявившегося в таких его постройках, как доходный дом, гараж и здание училища в Москве, и здания Электротеатра — «Потураевского замка» в Конаково. В статье рассматриваются отдельные проблемы методики проведения атрибуции промышленных предприятий второй половины XIX века.
В статье выведены основные принципы реновации на основе выявленных проблем северной части соцгорода Уралмаш (г. Екатеринбург). На базе проведенного анализа мирового опыта трансформации промышленных территорий определены социально-культурные проблемы депрессивных и мало востребованных территорий Уралмаша для формирования общего представления о существующих проблемах и возможных путях их решения. В качестве результата исследования предложено пять принципов разработки социально-ориентированной концепции реновации городской инфраструктуры, среди которых: достаточное количество зеленых зон, подробное предварительное изучение территории для выявления существующих проблем, сохранение историчности территории и др.
Статья исследует возможные методики промышленного редевелопмента чугунолитейного завода в городе Сысерть. Опираясь на идеи Е.С. Шапиной и команды «FLACON-X», автор выбирает варианты развития чугунолитейного завода, являющегося памятником
федерального значения. На примере города Свердловской области сделаны выводы о наиболее оптимальных методиках, учитывающих признаки креативного кластера.
В статье рассмотрен отечественный и мировой опыт определения границ городских
агломераций, т.е. структур нижнего уровня в составе территориальной системы расселения. Показана важность такой задачи для теории и практики современного градостроительства. Рассмотрены основные подходы к этому вопросу, сформировавшиеся в различных странах, включая их научно-методическую базу. С привлечением зарубежного опыта обоснована необходимость включения понятия «городская агломерация» в современную правовую систему Российской Федерации и связь этой задачи с проблемой установления границ агломераций.
В первой части статьи, предваряемой аннотацией Н. Салингароса, был представлен ряд паттернов организации дружелюбного городского пространства. В данной, второй, части город рассмотрен как сетевое образование, качество организации и связей которого влияет на состояние человека, находящегося в нем. Особое внимание Н. Салингарос обращает на наличие разных масштабов и деталей, препятствующих информационной монотонности и минималистичности городской ткани. В тексте даны рекомендации по созданию
дружелюбных городских сред и упоминания авторов, более подробно разрабатывающих эти вопросы.
В статье рассматривается развитие в истории градостроительства компактных городов с круглой формой плана. Показаны истоки возникновения круглой формы от неолитических графем и протоградостроительных структур. Компактная круглая форма градостроительных объектов развивалась и усложнялась, став в современном градостроительстве радиально-кольцевой. Компактные круглые города постоянно присутствуют в градостроительной практике с древнейших времен до настоящего времени. Это самая ранняя форма
пространственной организации города.
Издательство
- Издательство
- УРАЛНИИПРОЕКТ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620075, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 50а
- Юр. адрес
- 119331, г. Москва, проспект Вернадского, дом 29
- ФИО
- Козьмодемьянский Вадим Германович (Директор)
- E-mail адрес
- mail@uniip.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2148099
- Сайт
- https://uniip.ru