Юрий Грачёв в Нью-Йорке: от геометрической абстракции к неоэкспрессионизму (2023)
В статье рассматриваются стилевые трансформации в работах Юрия Грачёва (1937– 2000), русского художника третьей волны эмиграции. Автор сравнивает особенности советского и американского периодов творчества Грачёва, характеризует его контакты и художественную среду в Нью-Йорке, а также оценивает степень их влияния на развитие и сдвиги в стилевых предпочтениях художника. Биография и творческая стратегия Юрия Грачёва, вписанные в общий контекст третьей волны русской эмиграции в Нью-Йорке, раскрывают не только механизмы адаптации художника к новым условиям, но и особенности советско- американского межкультурного диалога.
Идентификаторы и классификаторы
Юрий Грачёв (1937–2000) — художник-прикладник, график и живописец, представитель третьей волны русской художественной эмиграции. В 1977 г. вместе с семьей он выехал
из СССР в США по израильскому приглашению через Италию, где в ожидании американской визы провел 8 месяцев, а в 1978 г. осел в Нью-Йорке. Отъезд художника из страны для многих стал неожиданностью, потому что в Москве карьера Юрия Степановича складывалась вполне успешно: он состоял в декоративной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), по заказу Комбината прикладного искусства (КПИ) создавал гобелены в стиле геометрической абстракции, занимался организацией международных выставок советского ДПИ за рубежом. Мало кто знал, что настоящей страстью художника был рисунок, именно ему он посвящал все свое свободное время. Графика 1950–1970-х гг. — домашняя, изображающая преимущественно сцены из семейной жизни автора. В Нью-Йорке дарование Грачёва-рисовальщика раскрылось в полной мере: от незатейливых реалистических зарисовок он перешел к хлестким, подчас гротескным образам в духе неоэкспрессионизма, стремительно набирающего обороты в искусстве по обе стороны Атлантики. В 1980-е гг. Грачёв создал рисунки углем и пастелью, изображавшие нищих, бродяг и бездомных, старух, уличных музыкантов и случайных прохожих Нью-Йорка. В конце десятилетия обратился к масляной живописи, постепенно перейдя от фигуративности к полу-абстрактным работам.
Список литературы
[1] Бессонова М. Музейные выставки современного искусства. Хроника прошедших
событий // Искусствознание. — 1998. — №2 (98). — С. 540–550.
[2] Герчук Ю.Я. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже 1 декабря 1962 года. — М.: Новое лит. обозрение, 2008. — 320 с.
[3] Два голоса навсегда. Памяти Юрия Грачёва / сост. Е.А. Грачёва. — М.: Прогресс- Градиция, 2003. — 264 с.
[4] Из воспоминаний Е.А. Грачёвой в устной беседе с автором, 2013.
[5] Из воспоминаний Е.А. Грачёвой в устной беседе с автором, 2022.
[6] Кройбиг Й. Эрнст Барлах: литографии, гравюры на дереве // Каталог выставки [Ин-т междунар. связей]. — М.: Медиум, 1993. — 172 с.
[7] Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия / [пер. с итал.: Г. Курьерова, К.
Чекалов]. — М.: Худож. журнал, 2003. — 214 с.
[8] РГАНИ — Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 3. Оп. 68.
Д. 839. Л. 94–98; Ф. 3. Оп. 69. Д. 1373. Л. 21–22; Ф. 80. Оп. 1. Д. 317. Л. 15–16 // Андропов. К 100-летию со дня рождения [виртуальная выставка]. — URL: http://liders.
rusarchives.ru/andropov/docs/
postanovlenie-tsk-kpss-o-vozobnovlenii-vyezda-sovetskikhgrazhdan-v-izrail.html (дата обращения: 04.10.2021).
[9] Русское арт-зарубежье. Вторая половина XX века — начало XXI века / сост. и интервьюер З. Стародубцева; под ред. А. Обуховой. — М.: Гос. центр совр. искусства, 2010. — 360 с.
[10] Русские художники за рубежом, 1970–2010-е годы / авт.-сост. и интервьюер З.Б. Стародубцева. — М.: БуксМАрт, 2020. — 688 с.
[11] Толстой А.В. Художники русской эмиграции. Istanbul — Белград — Praha — Berlin —
Paris. — М.: Искусство-XXI век, 2005. — 383 с.
[12] Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч.: в 22 т. Т. 15. — М.: Худож. лит., 1983. — 430 с.
[13] Юрий Грачёв: в поисках гармонии, свободы и истины. Москва — Нью-Йорк / вступ.
ст. О. Шихиревой, Л. Кашук, Н. Александровой и др.: альманах. — Вып. 109. — СПб.: Palace
Editions, 2005. — 184 c.
[14] Юрий Грачёв: русский художник в Нью-Йорке. Каталог выставки / сост. И.А. Ризнычок; авт. вступ. ст. А.В. Толстой, Т.А. Галеева, И.А. Ризнринбург: Екатеринбург. музей изобразит. искусств, 2013. — 60 с.
[15] Gerrit H. Yuri Grachev. Paintings & Works on Paper. — New York: Gregory Gallery, 1998. — 20
p.
[16] Emmerling L. Jean-Michel Basquiat, 1960–1988. The Explosive Force of the Streets. — Köln: Tashen, 2012. — 96 p.
[17] Kuspit D. New York contra Moscow, Moscow contra New York: the battle in the soul of the new Russian immigrant artists. Forbidden Art: The Postwar Russian Avant-garde. — New York: Distributed Art Publishers, 1998. — URL: http://russianartsfoundation.
com/#!content/publications/ (дата обращения: 01.05.2022).
[18] URL: https://www.usa829.org/About-Our-Union/ (дата обращения: 25.08.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время все большее число художников осознает ограниченность цифровых технологий и стремится преодолеть этот барьер. Важность компьютерных игр связана с появлением двух новых ресурсов: Animal Crossing: New Horizons от Nintendo. Каждая из игр предполагает различные режимы вовлеченности, без учета глубоких и захватывающих передышек. Хотя нынешний исход из реального в виртуальное может показаться временным решением как для художественных учреждений, так и для практиков, тем не менее он также ускоряет появление дискурсов и реалий через распространение жизненного опыта и цифрового авторства. Статья исследует аффективные измерения игр и других художественных практик построения виртуального мира, содержит рассуждения о постцифровых возможностях искусства.
В работе выполнен анализ известных изобретательских методик, на основе ранжирования определены три наиболее значимые из них. В зависимости от сложности решаемых отрас-левых задач для каждой значимой методики оценен ее «уровень работоспособности», позво-ляющий применять ее на практике. Показано, что возможности значимых изобретательских методик неравноценны, но все они обладают необходимым потенциалом для эффективного использования в процессе разработки патентоспособных решений в архитектуре и строи-тельстве. Сформулированы рекомендации по формированию профессиональной компе-тентности для изобретательской деятельности в архитектурно-строительной сфере.
Высоким потенциалом для экспертной оценки объекта и проекта в дизайне среды обладает концептуальное моделирование как важный компонент проектной деятельности. Однако высокая системная сложность среды как объекта дизайна, изменчивость потребностей целе-вой аудитории, а также недостаточная укорененность методики моделирования в обще-научную методологию приводят зачастую к его низкой эффективности. Анализ ценностных установок, места и технологии включения концептуального моделирования в дизайн среды позволят полнее раскрыть потенциал исследуемого явления, а также систематизировать его сущностные характеристики.
Рассматривается опыт формирования компетентности дизайнеров среды. Цель статьи
заключается в апробации системы концептуальных моделей, полученной на предыдущих этапах исследования. Предполагается, что баланс уникальных и универсальных качеств в проектах комфортной среды для жизни может быть обеспечен с помощью учета профиля компетентности дизайнера среды. Использованы категориально-системные методы, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. Получены моде- ли формирования компетентности как эволюционного процесса, система тестирования на их основе и экспериментальное подтверждение результативности этой системы для выявления индивидуального профиля компетентности дизайнера. Представлены положительные отзывы участников эксперимента.
Статья посвящена рассмотрению деятельности живописной мастерской Хелены Вольфсон — одного из дрезденских предприятий второй половины XIX века по росписи фарфора, яркого представителя эпохи историзма в европейской художественной промышленности. Впервые на русском языке приводятся сведения о деятельности мастерской, анализируется вводимое в научный оборот произведение фирмы, представленное в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Приводимые данные позволяют сделать вывод об историзме как одном из важных факторов, способствовавших расширению спектра художе-ственно-промышленных предприятий в Европе.
Статья посвящена попытке сформулировать основные критерии анализа современного искусства, включающие сакральное изображение Будды, с позиций искусствоведческой науки. Выработка экспертного подхода в данной области является необходимым шагом, поскольку в основном произведения современного искусства, содержащие в себе различные религиозные или сакральные образы, большинством исследователей либо художественно описываются, либо анализируются исключительно из общекультуроло-гических позиций. В качестве критериев авторы предлагают несколько вопросов, ответы на которые помогут сформировать искусствоведу свою позицию при анализе подобных произведений: какова цель создания изображения? какую роль в формировании художественного образа играет выбранный мастером новый материал? проявляется ли бытийная многомерность смыслов в художественном образе произведения? существует ли в произведении феномен «non-finite»? В ходе раскрытия этих вопросов в статье анализируются работы Пема Намдол Тхае, Климента Брие, Нам Джун Пайка, Еше Гомбо и др.
В статье рассмотрены проблемы, возникшие при определении качества возводимого бортового экрана карьерной выемки в связи с отсутствием специально изготовленных при торкретировании конструкции контрольных участков бетона. Рассмотрена возможность определения ориентировочной прочности торкрет-бетона в конструкции бортового экрана неразрушающими методами и определение прочности торкрет-бетона на образцах малого размера, отобранных из конструкции. Определена возможность сделать заключение о качестве торкрет-бетонного экрана, о его гидроизоляционных свойствах, при получении
показателей прочности бетона на отдельных участках.
В статье рассматривается комплекс социокультурных факторов и художественных тенденций второй половины XVI века, повлиявших на формирование архитектурного
окружения Эскориала — монастыря, дворца и резиденции короля Испании Филиппа II.
Архитекторами Хуаном де Эррера (1527–1598) и Франсиско де Мора (1552–1610), были
привнесены элементы, послужившие основой для планировочной структуры ансамбля, завершенного во второй половине XVIII века представителем классицизма Хуаном
де Вильянуэва (1739–1811).
В статье рассмотрена проблема развития территорий и объектов бывшей индустриальной территории промышленного и специального назначения в малых городах, а именно, неэксплуатируемого по назначению здания автоматической телефонной станции (АТС). Обоснована необходимость учета этой проблемы при определении направлений и решения вопросов развития комфортной и безопасной городской среды. Изучен и представлен для трансформации и модификации лучший отечественный опыт редевелопмента бывших промышленных зданий с прилегающей территорией в больших и крупных городах.
В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с анало-гичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господст-вующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах пре обладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».
В статье на основе обширного фактического материала и с привлечением большого числа проектов и построек рассматривается деятельность приглашенных в Россию при Петре I архитекторов из Италии. Описывается их участие в строительстве Москвы и Подмосковья, С.‑Петербурга и его пригородов. Анализируются художественно-стилевые особенности ими созданного в контексте различных направлений петровского зодчества, роль для развития русского барокко.
Статья посвящена определению авторства инженера-архитектора Н.А. Потураева, строителя промышленного комплекса фабрики фаянсовых изделий в селе Кузнецово, Тверской губернии (современный город Конаково), принадлежавшей М.С. Кузнецову, характеристике творческого стиля, проявившегося в таких его постройках, как доходный дом, гараж и здание училища в Москве, и здания Электротеатра — «Потураевского замка» в Конаково. В статье рассматриваются отдельные проблемы методики проведения атрибуции промышленных предприятий второй половины XIX века.
В статье выведены основные принципы реновации на основе выявленных проблем северной части соцгорода Уралмаш (г. Екатеринбург). На базе проведенного анализа мирового опыта трансформации промышленных территорий определены социально-культурные проблемы депрессивных и мало востребованных территорий Уралмаша для формирования общего представления о существующих проблемах и возможных путях их решения. В качестве результата исследования предложено пять принципов разработки социально-ориентированной концепции реновации городской инфраструктуры, среди которых: достаточное количество зеленых зон, подробное предварительное изучение территории для выявления существующих проблем, сохранение историчности территории и др.
Статья исследует возможные методики промышленного редевелопмента чугунолитейного завода в городе Сысерть. Опираясь на идеи Е.С. Шапиной и команды «FLACON-X», автор выбирает варианты развития чугунолитейного завода, являющегося памятником
федерального значения. На примере города Свердловской области сделаны выводы о наиболее оптимальных методиках, учитывающих признаки креативного кластера.
В статье рассмотрен отечественный и мировой опыт определения границ городских
агломераций, т.е. структур нижнего уровня в составе территориальной системы расселения. Показана важность такой задачи для теории и практики современного градостроительства. Рассмотрены основные подходы к этому вопросу, сформировавшиеся в различных странах, включая их научно-методическую базу. С привлечением зарубежного опыта обоснована необходимость включения понятия «городская агломерация» в современную правовую систему Российской Федерации и связь этой задачи с проблемой установления границ агломераций.
В первой части статьи, предваряемой аннотацией Н. Салингароса, был представлен ряд паттернов организации дружелюбного городского пространства. В данной, второй, части город рассмотрен как сетевое образование, качество организации и связей которого влияет на состояние человека, находящегося в нем. Особое внимание Н. Салингарос обращает на наличие разных масштабов и деталей, препятствующих информационной монотонности и минималистичности городской ткани. В тексте даны рекомендации по созданию
дружелюбных городских сред и упоминания авторов, более подробно разрабатывающих эти вопросы.
В статье рассматривается развитие в истории градостроительства компактных городов с круглой формой плана. Показаны истоки возникновения круглой формы от неолитических графем и протоградостроительных структур. Компактная круглая форма градостроительных объектов развивалась и усложнялась, став в современном градостроительстве радиально-кольцевой. Компактные круглые города постоянно присутствуют в градостроительной практике с древнейших времен до настоящего времени. Это самая ранняя форма
пространственной организации города.
Издательство
- Издательство
- УРАЛНИИПРОЕКТ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620075, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 50а
- Юр. адрес
- 119331, г. Москва, проспект Вернадского, дом 29
- ФИО
- Козьмодемьянский Вадим Германович (Директор)
- E-mail адрес
- mail@uniip.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2148099
- Сайт
- https://uniip.ru