Статья посвящена изучению возможностей и ограничений нового метода психологической помощи парадигмального анализа при работе с психологическим отчуждением.
Цель исследования - определить изменения параметров психологического отчуждения после проведения курса парадигмального анализа. Перед курсом и по его окончании респонденты (24 женщины в экспериментальной группе, 50,8±8,3 лет; 23 женщины в контрольной группе, 46,4±10,3 лет) выполняли тесты: опросники Темной триады и аномии, методика исследования самоотношения, шкалы локуса контроля и одиночества, определитель архетипов Пирсон-Марр, тест Метамодерн. Результаты тестов сравнивались с помощью t-критерия Стьюдента для связанных выборок. После каждого занятия курса участники писали отзывы, которые подвергались контент-анализу. Обнаружено значимое понижение показателей психологического отчуждений участников курса парадигмального анализ.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
С точки зрения П. М. Пискарёва, автора парадигмального анализа, или теории Метамодерна, в наше время все больше проявляется новая парадигма - метамодерн, которая сменяет парадигму постмодерна, и включает в себя особенности всех предыдущих исторических парадигм (премодерна, модерна и постмодерна) как гармоничное целое.
Список литературы
1. Пискарёв П. М. Метамодерн: к постановке проблемы / П. М. Пискарёв // Актуальные проблемы психологического знания. - 2019. - № 1 (50). - С. 5-17. EDN: TTRYHZ
2. Пискарёв П. М. Homo beatus - человек метамодерна / П. М. Пискарёв // Власть и общество. - 2019. - № 8 (8). - С. 4-12. EDN: TMITQT
3. Китаева М. П. Парадигмальный анализ концепций психологического отчуждения человека в современном мире как потери человеком собственной субъектности / М. П. Китаева // Международная научная конференция “Современная психологическая наука через призму категории общения” Посвящается 100-летию Академика РАО Алексея Александровича Бодалева 16 октября 2023 года. - Москва, 2023. - С. 109-112. EDN: OSKIBW
4. Китаева М. П. Парадигмальный анализ концепций психологического отчуждения человека как потери субъектности в отечественной психологии / М. П. Китаева // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2023. - № 4 (48). - С. 15-20. EDN: CDSZWR
5. Китаева М. П. Преодоление психологического отчуждения как путь к счастью в контексте эволюционного движения общества от премодерна к метамодерну / М. П. Китаева // Методология современной психологии. - 2023. - № 4 (20). - С. 114-123. EDN: YXSIKP
6. Пискарёв П. М. Парадигмальный анализ - как системный взгляд на историю, вызванный необходимостью теоретического обоснования будущего / П. М. Пискарёв // Методология современной психологии. - 2019. - № 9. - С. 259-269. EDN: JNAARG
7. Гаршина С. А. Интеграция модели парадигмального анализа “Квадрат метамодерна”, метода “Нейрографика” и модели “ARIA”, как методика трансформации сознания. Решение жизненных задач через озарения / С. А. Гаршина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2022. - № 07. - С. 28-37.
8. Пискарёв П. М. Коуч как практический философ. Новые профессиональные возможности актуальной эпохи / П. М. Пискарёв // Методология современной психологии. - 2023. - № 18. - С. 329-335. EDN: QPLSMA
9. Симонов П. А. Парадигмальный анализ как метод преодоления страхов неопределенности на заре эпохи Метамодерна / П. А. Симонов // Методология современной психологии. - 2022. - № 16. - С. 361-372. EDN: UZUHJY
10. Богданова В. Л. Самопознание в контексте парадигмального анализа / В. Л. Богданова // Исследования в области психологии и педагогике в условиях современного общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 15-20. EDN: UHGLCJ
11. Дьяченко Е. Н. Теория парадигмального анализа в коучинговой работе с психосоматической личностью / Е. Н. Дьяченко // Методология современной психологии. - 2023. - № 17. - С. 111-120. EDN: YIZJVE
12. Комарова И. Ю. Четыре этапа построения внутренней гармонии / И. Ю. Комарова // Методология современной психологии. - 2022. - № 16. - С. 164-174. EDN: CWKUHD
13. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.
14. Ишмухаметов И. Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (Версия 3) / И. Н. Ишмухаметов // Computer Modelling and New Technologies. - 2006. - Том 10. - № 3. - С. 89-95.
15. Егорова М. С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады / М. С. Егорова, М. А. Ситникова, О. В. Паршикова // Психологические исследования. - 2015. - Том 8. - № 43. URL: https://psystudy.ru/num/article/view/515/257 (Дата обращения: 20.05.25). EDN: WAOUNZ
16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 390 с. EDN: QZDYOE
17. Лыткина Е. И. Операционализация понятия “аномия” в эмпирических исследованиях: аналитический обзор / Е. И. Лыткина // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2014. - № 38. - С. 165-199.
18. Полуэктов Д. А. Коучинговые принципы работы “теста Метамодерн” (“теста Полуэктова”) / Д. А. Полуэктов // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2022. - № 2 (44). - С. 123-140. EDN: IDQRTO
19. Полуэктов Д. А. Принцип “фрактальности” и “голографичности” в теории и практическом применении теста Метамодерн / Д. А. Полуэктов // Методология современной психологии. - 2022. - № 16. - С. 281-292. EDN: HFOVNF
20. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представленные результаты исследования дают важные сведения об особенностях самоактуализации у студентов вузов. В целом, они демонстрируют неоднозначную картину, сочетающую в себе сильные и слабые стороны развития личности студентов. Результаты исследования подчеркивают необходимость комплексного подхода к развитию самоактуализации студентов. С одной стороны, необходимо поддерживать и развивать их осознанность и рефлексивность. С другой стороны, крайне важно стимулировать их познавательную активность, расширять кругозор и формировать интерес к обучению. Перспективами дальнейших исследований станет: изучение факторов, влияющих на снижение познавательной активности студентов, разработка и апробация методов стимулирования познавательной активности студентов, исследование взаимосвязи между различными компонентами самоактуализации (сензитивностью, когнитивными способностями, самопринятием, креативностью и т. д.), проведение сравнительного анализа самоактуализации студентов различных специальностей и курсов обучения. Данный анализ позволит лучше понять особенности самоактуализации современных студентов и наметить пути повышения эффективности образовательного процесса.
Способы взаимодействия и формирования ролевой идентичности связаны с общей способностью к творчеству: количество ролей, которые человек играет, соответствует способности генерировать идеи; уникальность исполнения ролей в небольшой группе соотносится с оригинальностью результатов деятельности; гибкость и глубина ролей связаны с гибкостью мышления и разработкой новых идей, которые реализуются в обществе. Представлены различные уровни взаимодействия и проявления ролевой идентичности, которые соответствуют критериям творчества: от простого исполнителя ролей до активного субъекта. Творческий аспект процессов ролевого взаимодействия называется ролевым творчеством, которое позволяет человеку успешно выполнять множество задач в современном обществе, гибко переходить от одной роли к другой, выбирать социальные роли и заполнять их индивидуальным содержанием, делая их уникальными.
Статья раскрывает особенности проявления жизнестойкости, как качества, способствующего успешному преодолению стрессовых ситуаций на двух группах матерей, включающих 45 женщин, которые воспитывают детей с интеллектуальными нарушениями и нормативно развивающихся детей. Использованные методики: тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьева Д. А. и Рассказовой Е. И.), методика «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» Моросановой В. И., пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» МакКрае Р. и Коста П.; опросник COPE (Карвера К., Шейера М. и Вейнтрауба Дж.). Сравнительной анализ показал более высокий уровень жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями. Выявлены взаимосвязи жизнестойкости, стратегий совладающего поведения, личностных особенностей и саморегуляции поведения. Полученные данные могут быть использованы при проектировании психокоррекционных программы для матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена исследованию взаимосвязь между уровнем интернет-активности личности и её психологическим временем, демонстрируя, что высокая вовлеченность в цифровую среду коррелирует с усилением ориентации на негативное прошлое (p ≤ 0,05), снижением долгосрочного планирования и ростом фаталистических установок. Нормативная направленность в онлайн-пространстве поддерживает структурированный образ будущего, тогда как ненормативная активность ассоциируется с девиантным поведением и когнитивным диссонансом. Умеренная цифровая активность способствует балансу между гедонистическим настоящим и реалистичным планированием, в отличие от чрезмерного погружения, провоцирующего внутреннюю неопределенность. Практическая значимость работы заключается в разработке программ психологической поддержки для коррекции цифрового поведения, развития эмоциональной регуляции и стратегического мышления. Перспективным направлением является изучение влияния алгоритмов цифровых платформ на формирование темпоральных искажений и методов профилактики дезадаптации.
В статье приведены результаты исследования социальной ответственности работников добровольных пожарных подразделений Алтайского края. Целью статьи является исследование социальной ответственности и смысложизненных ориентаций работников добровольных пожарных подразделений. По результатам исследования выявлены статистически значимые различия респондентов с высоким и низким уровнем социальной ответственности по шкалам теста СЖО Леонтьева Д. А. Данные корреляционного анализа по r-критерию Пирсона свидетельствуют об особенностях смысложизненных ориентаций в группе работников добровольных пожарных подразделений с высоким и низким уровнем социальной ответственности. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в повышении эффективности деятельности работников добровольной пожарной охраны. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в психологическом отборе, сопровождении, психологической подготовке, формировании профессиональной надежности добровольцев.
В статье проанализирована история деятельности библиотек в созданных в результате образовательной второй половины XIX в. реформы русско-татарских учебных заведениях нового типа: русско-татарских министерских училищах (РТМУ) и Симферопольской татарской учительской школе (СТУШ). Эти учреждения функционировали в Таврической губернии, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до начала XX в. Рассмотрены вопросы комплектования библиотечных фондов, выявлены образцы учебно-методической и педагогической литературы, которые поступали в эти учебные учреждения. Важное значение в процессе обучения детей придавалось учебникам русского языка, составленным для РТМУ и СТУШ известными просветителями, использовавших современные им педагогические и дидактические приемы и разработки. Учебно-методические пособия и произведения классиков мировой литературы составляли основу книжного фонда библиотек школ и училищ. Сделан вывод о том, что библиотеки русско-татарских учебных заведений во многом способствовали распространению просвещения среди крымско-татарской молодежи Таврической губернии во второй половине XIX - начале XX в.
Статья посвящена анализу основных проблем духовной культуры общества, современного состояния духовности обучающихся высших учебных заведений. В современной жизни сложилось противоречие между общественной потребностью в здоровой, образованной, воспитанной, культурной молодежи и реальным ухудшением её общего состояния. Автор отмечает, что изменения в обществе определенным образом отражаются в сознании молодых людей. Поэтому ценностные приоритеты студенческой молодёжи часто меняются под влиянием внутренних изменений в стране и внешних факторов, например, глобализации, информационной революции, миграционных процессов, становления рыночных отношений и др. Происходит разрушение установленных духовных ценностей, появляются новые нормы жизни, приводящие к моральному и духовному упадку социума. Для определенной части молодежи характерно проблемное поведение, мешающее самоосуществлению и полноценному включению в общественную жизнь. Поэтому основной задачей сегодняшнего учебного и воспитательного процесса в высшей школе является осмысление ценностных оснований поведения человека, воспитание всесторонне развитой личности. Важно определить базовые ценности, идеалы, нормы, которые следует положить в основу формирования духовного мира современного студента.
На основе анализа архивных документов, рассматривается состояние физического воспитания, физкультурно-массовой и спортивной работы среди школьников Крыма в середине 1930-х гг. Установлено, что в исследуемый период была значительно усилена работа по физическому воспитанию в школах, физкультурно-массовая и спортивная деятельность среди школьников полуострова. Совершенствовалось руководство физкультурной работой, увеличивалось количество детских спортивных кружков и секций, расширялась система физкультурно-спортивных соревнований, улучшалось кадровое и методическое обеспечение, а также материальная база физкультурной работы в учебных заведениях. Физкультурно-оздоровительная работа в период зимних и летних школьных каникул приобрела черты системности и плановости. В итоге предпринятых мер удалось значительно повысить количественные и качественные показатели физкультурной работы среди крымских школьников.
В статье предлагается модель реализации наставничества в среде обучающихся. В современном педагогическом пространстве актуализация системы наставничества станет эффективным ресурсом для оптимизации образовательного процесса и решения ряда стратегических задач в системе образования и формирования личности молодого поколения.
Статья посвящена исследованию влияния физкультурно-спортивной деятельности на соматическое здоровье студентов Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. В работе сравнивается уровень здоровья студентов академических групп и студентов, дополнительно занимающихся в фитнес-клубах. Использована методика экспресс-оценки физического здоровья по Г. Л. Апанасенко (1992г.). Выявлены различия в уровне здоровья и адаптационного потенциала в зависимости от вида физической активности. Установлено, что занятия в фитнес-клубах значительно повышают уровень здоровья, в отличие от академических групп. Определены ключевые показатели соматического здоровья студентов с разным уровнем двигательной активности. В статье подчеркивается важность увеличения часов физкультуры в вузах и внедрения современных фитнес-программ.
В статье дано определение основным понятиям исследования, обоснованы основные направления, цели, задачи, структура и содержание каждого из этапов формирования профессионального самоопределения в рамках сетевого взаимодействия. По результатам исследования сделан вывод о том, что предложенная система является неразрывной цепочкой самоопределения обучающихся в выборе профессии, системного поэтапного формирования профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с выбором конкретной профессиональной деятельности.
В статье анализируется воздействие экономических институтов на сферу культуры в представлении ряда классиков социологической науки, а также роль культуры в развитии экономики. Отмечается, что экономическое развитие современного общества, все больше и больше состоящего из нематериальных ее отраслей, во многом зависит от потребительского поведения социума, определяемого культурными ценностями. Приведены практические примеры взаимодействия и взаимозависимости сферы культуры и функций по удовлетворению потребностей общества через производство товаров и услуг, в таких отраслях как креативная индустрия, туризм, киноиндустрия. В современной геополитической ситуации государство как институт власти, оказывает наибольшее влияние на распределение имеющихся ресурсов, удовлетворение экономических и культурных потребностей, стимуляцию экономической активности людей и на их социальную интеграцию, для устойчивого развития социума.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Необходимо учитывать и наличие в социокультурном пространстве общества своеобразных полюсов - положительного и отрицательного.
В статье рассмотрена категория «общественное мнение». Показаны некоторые причины семантической неоднозначности этой категории с позиций системного подхода. Проведен критический анализ механизма социологического опроса, подробно описанного K. Криппендорфом. С использованием системного подхода аргументировано выделен ряд существенных недостатков опроса как инструмента выявления общественного мнения. Сделан вывод о том, что опрос, в том виде, который предложен K. Криппендорфом, - как исследовательский инструмент- не является релевантным механизмом для выявления общественного мнения.
Эволюционное совершенствование исторического общества рассматривается через совокупность представлений о нем как о: 1) территориальном сообществе, 2) политии и 3) духовно-ментальной общности. Его развитие регулируется посредством образа мироздания. Принципиальное изменение картины мира происходит в темпоральных точках укрупнения. В общей эволюционной динамике выявляется взаимосвязь этапов и фаз укрупнения территориального сообщества, с одной стороны, а также стадий универсализации картины мира и приводимых ей в соответствие гражданских отношений, с другой. Фазовый сдвиг между этими процессами связывает особенности пространственного и темпорального развития. Исследование имеет междисциплинарный характер.
В настоящем исследовании анализируется влияние возраста, медикализирующего характера коммуникаций и средств массовой информации на восприятие собственного здоровья пожилыми людьми. Медикализация в этом контексте определяется как расширение влияния медицины, когда обычные, не патологические состояния здоровья пожилых людей рассматриваются как медицинские проблемы, требующие лечения. Целью настоящего исследования является анализ влияния медикализации старения, характерной для современного российского общества, на восприятие состояния собственного здоровья представителями старшей возрастной группы. Эмпирической базой исследования стали интервью с людьми старшего возраста, проживающими в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Всего проведено 80 интервью. На основе тематического анализа были выделены особенности восприятия собственного здоровья и осмысления старения в контексте медикализированного характера общественных и экспертных/медицинских взглядов, политики государства, СМИ.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru