В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально-экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия-США-КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки. Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем. Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки. Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем. Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки. Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России. Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Высшие органы власти Китая ЦК Компартии и Госсовет – обнародовали стратегический План развития образовательной сферы, рассчитанный до 2035 года. Согласно документу, КНР должна стать мировой державой в области образования.
Список литературы
1. 2019年中国普通高等学校名单 [Список Вузов Китая в 2019 г.] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/s5743/s5744/201906/t20190617_386200.html (дата обращения: 20.12.2024).
2. Blue Book of Education 2013 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2013 北京 社会科学文献出版社 2013. 338 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2013]. Пекин: Из-во общественных наук, 2013. 338 c.
3. Blue Book of Education 2014 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2014. 北京 社会科学文献出版社 2014. 328 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2014]. Пекин: Из-во общественных наук, 2014. 328 c.
4. Blue Book of Education 2016 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2016. 北京 社会科学文献出版社 2016. 340 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2016]. Пекин: Из-во общественных наук, 2016. 340 c.
5. China’s Primary and Secondary School Principal Development Report (2023-2024) (中国中小学校长发展报告 2023 2024 ). [Отчет директоров о развитии начальных и средних школ Китая (2023 -2024 гг.))]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pishu.com.cn/skwx_ps/bookdetail?SiteID=14&ID=15855417 (дата обращения: 20.12.2024).
6. Leontiev D., Fam A. K., Osin E. N., Ovchinnikova E. The Subjective Quality of Choice Technique: Qualitative Dimensions of Choice as a Selforientation Activity / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP “PSYCHOLOGY”. 2015. No. 45.
7. Yellow Book of Education 2013 (中国教育黄皮书 (长江教育研究院2013年度教育报告) 2013 年 进一步优化教育财政投入武汉:湖北教育出版, 2013. 312页). [Жёлтая книга образования в Китае (Доклад об образовании НИИ “Чанцзян” в 2013 отчетном году). 2013 год: дальнейшее совершенствование финансовых инвестиций в образование]. Ухань: Из-во Образование пров. Хубэй, 2013. 312 с.
8. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 2) [Текст]: препринт WP8/2016/04 (ч. 2) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - (Серия WP8 “Государственное и муниципальное управление”). 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://wp.hse.ru/data/2016/11/14/1110320976/WP8_2016_04_%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C2__________.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
9. Боревская Н.Е. Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации / Н. Е. Боревская // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012-2013. -М.: ИД “ФОРУМ”, 2013.
10. Гордиенко Д.В. Оценка технологий производства продукции российско-китайского товарооборота в условиях санкционной борьбы России с “коллективным Западом” // Экономика и управление: проблемы и решения, 2024, № 6, том 3 (147) - С. 102 - 117. ISSN 2308-927X, ISSN 2227-3891. 10.36871/ ek.up.p.r.2024.06.03.013. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67147233. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.03.013
11. Гурулева Т.Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничество. М., 2018. EDN: ZFDHMT
12. Гурулева Т.Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник ВГУ. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2.
13. Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. EDN: GZYQKO
14. Гурулева ТЛ, Бин Ван. Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020;20(3):636- 654. DOI: 10.22363/231322722020203636654
15. Карнеев А.Н. Некоторые аспекты современного этапа в развитии высшего образования в Китайской Народной Республике // Вестник БГУ. Педагогика. Филология. Философия. 2017. Вып. 7.
16. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019 -2021: монография / Рос. акад. наук; Ин-т Дальнего Востока. -М.: ИДВ РАН, 2022 -354 с. 978-58381-0436-6. ISBN: 978-5-8381-0436-6
17. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Проект “шуан и лю”: глобализация китайского высшего образования // Образовательная политика. 2019. Т. 80. № 4.
18. Пироженко Л. В., Ван Синсинь Высшее образование в Китае: современное состояние и основные направления развития до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/285487/1/43-49.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
19. Троцук И.В. Дискурсивные репрезентации (капиталистических) итогов “китайского экономического чуда” // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 2.
20. Троцук И.В. Сравнительный анализ как способ реконструкции мировой экономической истории, или Почему Китай не стал капиталистическим одновременно с Европой // Крестьяноведение. 2018. Т. 3. № 3. EDN: YMMKAX
21. Цзинь Сибинь, Ван Бинмин Пути и методы финансирования образования в Китае / Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. Сравнительный анализ. Под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова, Чжу Сяомань М, 2007, с.497.
22. 陈桂生 (Чэнь Гуйшэн). 中国革命根据地教育史事日志 [Дневник истории образования в опорных базах Китая]. 华东师范大学出版社2016年. 382页 , 9787567532663. /ISSN: 978-7-56755708-6. ISBN: 7-5675-3266-2
23. 德吉夫, 包艳华 (Дэ Чжифу, Бао Яньхуа). 新中国成立 70 年来高等教育重点建设政策的选择与变迁 [Выбор и изменение политики приоритетного строительства высшего образования за 70 лет создания КНР] // 中国高教研究 [Исследование высшего образования в Китае]. 2019. № 11.
24. 董纯才,主编 (Дун Чуньцай, главный редактор). 中国革命根据地教育史 [История образования в районах революционных баз Китая] [M]. 教育科学出版社第一卷1991年 第二卷1991年 三卷本合集1991年. ISBN 第二卷9787504107121.
25. 冯新新 (Фэн Синьсин). 高等教育数字治理的构成要素研究. 现代教育技术 [Исследование цифрового управления в высшем образовании. Современные образовательные технологии]. 2022;32 (2): 44-53.
26. 关于 985、211 名单的咨询 [Справочная информация о “Проекте 985” и “Проекте 211”] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_hygq/hygq_zczx/moe_1346/moe_1366/201911/t20191128_409940.html (дата обращения: 20.12.2024).
27. 关于公布世界一流大学和一流学科建设高校及建设学科名单的通知 [Уведомление о публикации Перечня университетов мирового уровня и первоклассных научных дисциплин] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/201701/t20170125_295701.html (дата обращения: 20.12.2024).
28. 关于实施高校毕业生就业创业促进计划的通知 [Уведомление о реализации плана помощи выпускникам колледжей в трудоустройстве и создании бизнеса] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mohrss.gov.cn/SYrlzyhshbzb/jiuye/zcwj/gaoxiaobiyesheng/201611/t20161101_258588.html (дата обращения: 20.12.2024).
29. 关于印发《统筹推进世界一流大学和一流学科建设实施办法 暂行 》的通知 [Уведомление о публикации “Временных мер по реализации Комплексного проекта создания университетов мирового уровня и первоклассных научных дисциплин”] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/201701/t20170125_295701.html (дата обращения: 20.12.2024).
30. 关于应对新冠肺炎疫情做好 2020 届全国普通高等学校毕业生就业创业工作的通知 [Уведомление о содействии в трудоустройстве и предпринимательстве выпускникам национальных колледжей и университетов 2020 года в связи с эпидемией COVID-19] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A15/s3265/202003/t20200306_428194.html (дата обращения: 20.12.2024).
31. 国务院办公厅关于深化高等学校创新创业教育改革的实施意见 [Заключение Главного управления Государственного совета по вопросу углубления реформы инновационного и предпринимательского образования в высших учебных заведениях]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/13/content_9740.htm (дата обращения: 20.12.2024).
32. 姜恩来, 李勇, 覃红霞 (Цзян Эньлай, Ли Юн, Цинь Хунся). 从领导权到党的全面领导 中国共产党领导高等教育发展历程的三重逻辑 [От единого к общему руководству партии: тройная логика руководства Коммунистической партии Китая в развитии высшего образования]. 中国高教研究 [Исследования в области высшего образования в Китае]. 2021; 8: 10 - 16. 10.16298/j. cnki.10043667.2021.08.03. DOI: 10.16298/j.cnki.10043667.2021.08.03
33. 教育部办公厅关于实施一流本科专业建设“ 双万计划“的通知 [Уведомление Главного управления Министерства образования о реализации “Плана двойных 10 000” по развитию первоклассных программ бакалавриата] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/201904/t20190409_377216.html (дата обращения: 20.12.2024).
34. 教育部关于大力推进高等学校创新创业教育和大学生自主创业工作的意见 [Мнение Министерства образования об активном продвижении обучения инновациям и предпринимательству в колледжах и университетах, а также самозанятости студентов колледжей] // [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/info_list/201105/xxgk_120174.html (дата обращения: 20.12.2024).
35. 教育部关于加快建设高水平本科教育 全面提高人才培养能力的意见 [Мнение Министерства образования об ускорении развития высшего образования и комплексном улучшении возможностей развития талантов] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/201810/t20181017_351887.html (дата обращения: 20.12.2024).
36. 教育部权威发布《普通高等学校本科专业目录》 2020 年版 [Министерство образования официально опубликовало “Каталог специальностей бакалавриата в обычных высших учебных заведениях” (издание 2020 года)] // [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/383834943_120162492 (дата обращения: 20.12.2024).
37. 教育部司局机构设置 [Отделы Министерства образования] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_zzjg/moe_350/201807/t20180730_343824.html (дата обращения: 20.12.2024).
38. 介绍“六卓越一拔尖“计划 2.0 有关情况 [Введение в план “Шесть совершенств и одна элита” 2.0] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2019/50601/twwd/201904/t20190429_380086.html (дата обращения: 20.12.2024).
39. 开启新时代中国特色社会主义高等教育强国新征程 [Вступая на новый путь построения сильной нации посредством высшего образования с китайской спецификой в новую эпоху] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A08/moe_745/201712/t20171204_320494.html (дата обращения: 20.12.2024).
40. 申素平,左磊 (Шэнь Супин, Чжо Лэй). 论省级政府高等教育统筹权 [О полномочиях провинциального правительства в планировании работы системы высшего образования] // 中国高教研究 [Исследование высшего образования в Китае]. 2019. № 5.
41. 深化拓展“六卓越一拔尖计划“培养德学兼修高素质人才 [Углубление и расширение Плана 2.0 “Шесть превосходных, один выдающийся”, подготовка высококвалифицированных высокоморальных кадров] // 教育发展研究 [Исследование развития образования]. 2017. № 10.
42. 统筹推进世界一流大学和一流学科建设总体方案 [Общий план координации и содействия развитию университетов мирового уровня и первоклассных дисциплин] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/201511/t20151105_217823.html (дата обращения: 20.12.2024).
43. 推动“双一流“加快建设、特色建设、高质量建设 [Содействовать ускоренному строительству, отличительному развитию и качественному развитию университетов “двойного первого класса”] // [Электронный ресурс]. URL:http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/moe_1485/201809/t20180930_350535.html (дата обращения: 20.12.2024).
44. 习近平. 在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 [Си Цзиньпин Доклад на 19 Всекитайском съезде КПК] // [Электронный ресурс]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660-11.html (дата обращения: 20.12.2024).
45. 谢赛银 (Се Сайин). 教育现代化对高校思政课教学改革的影响 [Влияние модернизации образования на реформу преподавания идеологических и политических курсов в колледжах и университетах]. // 现代教育管理[Современное управление образованием]. 2021; 1: 45 - 52. DOI: 10.16697/j.16745485.2021.01.007
46. 中华人民共和国高等教育法 [“Закон КНР о высшем образовании”] // [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_619/200407/1311.html (дата обращения: 20.12.2024).
47. 周洪宇, 李宇阳 (Чжоу Хунью, Ли Юян). 论建设高质量教育体系 [О построении системы качественного образования] // 现代教育管理 [Современное управление образованием]. 2022;1: 1-13. DOI: 10.16697/j.16745485.2022.01.001
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется проблема экономической социализации детей, подростков и молодежи в условиях современного VUCA-мира. Актуальность исследования обусловлена трансформацией экономических отношений, цифровизацией общества и изменением моделей трудовой деятельности, что создает новые вызовы для формирования экономического сознания молодого поколения. Цель исследования - систематизировать представления о траекториях экономической социализации различных возрастных групп и выявить ключевые факторы, влияющие на их формирование. В работе проведен анализ теоретических подходов к экономической социализации, рассмотрены особенности формирования экономических представлений у детей (6-11 лет), подростков (12-17 лет) и молодежи (18-25 лет). Методология исследования включает анализ научно-практической литературы, обобщение эмпирических данных и систематизацию результатов исследований по проблеме экономической социализации. Особое внимание уделяется изучению влияния цифровых технологий, социокультурного контекста и институциональных условий на процесс экономической социализации. Результаты исследования показывают, что современная экономическая социализация характеризуется выходом за рамки традиционных институтов, активным вовлечением цифрового пространства и формированием новых паттернов экономического поведения. Выявлены ключевые проблемы каждой возрастной группы и определены факторы, требующие особого внимания при разработке программ экономической социализации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для разработки эффективных программ экономической адаптации молодых поколений, совершенствования образовательных практик и формирования государственной политики в сфере экономической социализации различных возрастных групп.
Исследование посвящено разработке научно-обоснованных моделей организации агрошкольного образования в условиях Крайнего Севера, направленных на преодоление существующих диспропорций между системой подготовки кадров и потребностями агропромышленного комплекса. На основе комплексного анализа статистических данных, нормативно-правовой базы и функционирования агрошкол в Республике Саха (Якутия) выявлены проблемы кадрового обеспечения АПК, связанные с территориальной неравномерностью распределения образовательных учреждений, несоответствием их деятельности современным производственным требованиям и законодательным ограничениям. Предложены и научно обоснованы две модели организации учебно-производственной деятельности агрошкол - шефская и кооперативная. Определены условия их эффективной реализации с учетом региональной специфики.
В статье проведено исследование уровня экономической выгоды, зависящей от прибыльности, доходности и инвестиционной привлекательности земли для владельцев и арендаторов, которая напрямую влияет на их стремление к продуктивному использованию земли и взаимовыгодному сотрудничеству в перспективе.
В процессе изучения рассмотрено законодательство в сфере земельных отношений, её понятие и стабильность, а также эффективное применение законов и открытый доступ к сведениям о земельных участках, через ключевые институциональные факторы, которые формируют мотивацию для сотрудничества, уверенность между собственниками и арендаторами земли.
Сформулирована мотивационная аргументация экономических и институциональных интересов собственников и арендаторов земли, которая повысит эффективность использования земельных ресурсов, обеспечит стабильное развитие сельских территорий.
В статье представлены формы мотивов и стимулов для реализации заинтересованности землевладельцев и арендаторов земли в сфере производственной деятельности.
В статье рассматриваются ключевые аспекты международного банковского регулирования как инструмента обеспечения финансовой стабильности в условиях глобальной экономики. Проанализированы функции банковской системы, принципы и цели Базельских соглашений, а также роль международных институтов - таких как МВФ и Всемирный банк - в нодзоре за финансовыми системами. Особое внимание уделено сравнительному анализу банковских систем США и России по таким параметрам, как достаточнсть капитала, соотношение активов и кредитов к ВВП, влияние санкционной политики и доступ к внешним рынкам. В заключение определены перспективные направления развития глобального банковского надзора, включая цифровизацию, регулирование крипто-активов и необходимость координации между странами. Результаты статьи подчеркивают значимость единых международных стандартов и гибких регуляторных механизмов в условиях растущих глобальных рисков.
Представленное исследование носит аналитический характер. В статье раскрывается сущность малого и среднего бизнеса, представлены критерии отнесения к малому и среднему бизнесу в развитых и развивающихся странах. Кроме этого, рассматриваются ключевые характеристики малого и среднего бизнеса в России, проанализирована роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики и экономики отдельных стран мира. Подтверждается тезис о том, что в различных странах мира малый и средний бизнес играет ключевую роль в обеспечении экономического роста, занятости и инноваций, выступая драйвером предпринимательской активности и конкуренции. В развивающихся государствах потенциал малого и среднего предпринимательства в полной мере не реализован из-за ограниченности ресурсов, неразвитости надлежащей инфраструктуры, низкой конкурентоспособности и слабой интеграции в глобальную экономику. Для повышения вклада малого и среднего бизнеса в экономическое развитие стран необходимы системные меры поддержки, направленные на улучшение доступа к финансированию, технологиям и рынкам, развитие человеческого капитала и инновационного потенциала малого и среднего бизнеса.
Agile переводится с английского как «гибкий», «подвижный». Термин в русскоязычных текстах применяется без перевода, что характерно для современного языка информационных технологий, откуда и берет истоки данный подход. В статье авторы рассмотрели понятие «Agile», историю возникновения, научных последователей гибкой теории управления, а также возможности применения в России. Сделан вывод о том, что данные системы хорошо адаптируемы и применимы в разных сферах: от IT до финансов и реального сектора. Потому закономерно полагать, что и в части управления закупками и в госсекторе, и в бизнесе данные подходы могут быть эффективными и должны развиваться.
Профессии, связанные с колоссальными физическими и эмоциональными нагрузками, ненормированными графиками, постоянным стрессом - все это приводит к профессиональному выгоранию, заболеваниям. В таких условиях работающим гражданам просто необходимо заботиться о своем здоровье через спорт и постоянно повышать квалификацию. Непрерывное обучение врачей обусловлено развитием медицинских технологий (искусственный интеллект, телемедицина, персонализированная медицина).
Цель исследования - выполнить сравнительный анализ экономической целесообразности повышения качества жизни сотрудников отраслевого клинико-диагностического центра ПАО Газпром посредством строительства собственного оздоровительного центра или оплаты годового абонемента в фитнес центре. Собственный оздоровительный центр для медицинского персонала становится экономически выгодным на третий год, обеспечивая значительную экономию по сравнению с оплатой фитнес-абонементов. Помимо финансовых преимуществ, он позволяет эффективно решать задачи профилактики профессиональных заболеваний и повышения качества жизни сотрудников. Результаты были получены при помощи сравнительного анализа между собственным оздоровительным центром и годовым абонементом сети фитнес-центров World Class. Собственный центр в 2,8 раза выгоднее фитнесабонементов в долгосрочной перспективе. Монетизация простоя добавляет 5,7 млн. руб. годовой прибыли, что ускоряет окупаемость и трансформирует центр в пассив (дополнительный доход с помещений).
В условиях высокой неопределенности и изменчивости внешней среды способность компаний эффективно управлять инновациями становится ключевым фактором их устойчивого развития и конкурентоспособности. Актуальность темы инновационного менеджмента обусловлена возрастающей ролью инноваций в обеспечении долгосрочного успеха бизнеса.
Цель статьи - проанализировать современные инструменты и методы менеджмента инноваций, позволяющие предприятиям повышать эффективность инновационной деятельности.
Объект исследования - процессы управления инновациями на предприятии, предмет - технологии и инструменты инновационного менеджмента. В работе подробно рассматриваются такие инструменты, как форсайт, краудсорсинг, бенчмаркинг, маркетинг инноваций. Анализируется их влияние на разные особенности деятельности предприятий: разработку стратегии, организационную культуру, маркетинг, оптимизацию бизнес-процессов. Особое внимание уделяется вопросам оценки экономической эффективности инноваций, а также созданию благоприятных организационных условий для инновационной деятельности. Формулируются конкретные рекомендации для менеджеров по совершенствованию управления инновациями на предприятиях.
В статье обоснован системный метод управления рисками в предпринимательских структурах, который позволяет выявить и оценить общий риск, который несет предпринимательская структура, а также определить стратегические цели для эффективного управления рисками. Выявлено, что системный метод управления рисками в предпринимательских структурах можно представить как формализованный подход к современному управлению рисками. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в обосновании рассматриваемого подхода, который основан на использовании системно-организованного метода анализа рисков и многокритериального метода поддержки принятия управленческих решений. Основные методы управления рисками, разработанные до настоящего времени, основаны на индивидуальном анализе и управлении рисками, а предлагаемый метод является расширением этих методов в направлении комплексного управления, сочетающего анализ и управление рисками и является признаком приверженности устойчивому развитию, разделяемой всеми подразделениями предпринимательской структуры.
Рассмотрены концептуальные аспекты создания бизнес-процессов управления проектами в организации. Раскрыты роль и практическое значение систематизации проектной деятельности, проанализированы существующие модели управления, обоснована необходимость регламентации процессов. Сформулированы предложения по внедрению бизнес-процессов на основе процессного подхода в условиях производственного предприятия.
Повышение эффективности предприятий общественного питания требует модернизации управления персоналом вследствие ужесточения конкуренции, кадрового дефицита, цифровизации процессов, роста требований к качеству услуг. Исследование базируется на последовательном доказательстве положения о том, что управление персоналом является стратегическим фактором эффективности, а не вспомогательной функцией. Многоуровневый подход к исследованию методологии эффективности предприятий общественного питания позволяет создать целостную систему механизмов управления эффективностью. Анализ проблем управления персоналом предприятий общепита выявил их системное влияние на показатели эффективности. Оптимизация кадровых процессов позволяет сформировать устойчивую основу для развития бизнеса на основе внедрения ISO и HACCP. В качестве предложения по развитию аналитических методов управления персоналом рассмотрена инновационная адаптация производственной функции Кобба-Дугласа для ресторанного бизнеса, позволяющая количественно оценивать эффективность инвестиций в персонал. Доказано, что оптимизация кадровых процессов создает синергетический эффект, затрагивая другие функциональные области. Установлено, что кадровые проблемы оказывают мультипликативный эффект на все аспекты деятельности предприятия: от себестоимости продукции до лояльности клиентов. Концепция стратегического антропоцентризма, положенная в основу исследования, трансформирует управление персоналом из вспомогательной функции в драйвер инноваций, обеспечивая устойчивое конкурентное преимущество через развитие человеческого капитала как ключевого актива предприятия, персонализацию подходов к мотивации, создание условий для профессиональной самореализации. Результаты исследования имеют практическую значимость для повышения операционной и финансовой эффективности предприятий отрасли.
Издательство
- Издательство
- ИД НБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- Юр. адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- ФИО
- Дерновой Владимир Борисович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- idnb11@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 0877376