В статье рассматриваются процессы развития электронного правительства и цифровой трансформации государственного управления в России. Особое внимание уделено сравнительному анализу региональных практик, в частности опыта Москвы, Тулы и Санкт-Петербурга, где были достигнуты различные результаты в области цифровой зрелости. Методологическая основа исследования включает сравнительный и системный анализ, метод кейс-стади, а также контент-анализ нормативно-правовой базы и стратегических документов. Такой подход позволил выявить достижения регионов, проблемы внедрения цифровых сервисов, а также барьеры, связанные с дефицитом ИТ-специалистов, ограниченной инфраструктурой и неоднородным уровнем цифровой грамотности населения. В работе уточнена роль федеральных и региональных программ в формировании цифровой среды, показано завершение национального проекта «Цифровая экономика» (2019-2024 гг.) и обозначены перспективы реализации нового проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (2025-2030 гг.). Научная новизна статьи заключается в сопоставительном региональном анализе, выявлении лучших практик цифровизации и определении факторов, препятствующих дальнейшему развитию. Сделан вывод о необходимости интеграции региональных инициатив в федеральные программы, а также о значении человекоцентричного подхода, предполагающего удобство, доступность и открытость цифровых сервисов для всех категорий граждан.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Развитие информационных технологий сегодня играет ключевую роль в жизни современного общества. Практика ведущих государств мира показывает, что перевод государственных услуг в электронный формат даёт значительные преимущества как гражданам, так и государству. Именно для этого создаётся система электронного правительства.
Список литературы
1. Федеральный закон “Об электронной подписи” от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2024) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
3. “Цифровая экономика” (2019-2024) // Национальные проекты РФ. URL: https://wwwиональныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/.
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы”. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
5. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 01.08.2024) “О системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” (вместе с “Положением о системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
6. Акаткин Ю.М., Ясиновская Е.Д. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность. Москва: ДПК Пресс, 2018.
7. Актуальные проблемы территориального развития: учебное пособие / К.С. Афанасьев, О.Л. Ким, Н.Н. Константинова [и др.]; Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. Санкт-Петербург: Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2023. 132 с. ISBN: 978-5-4228-0167-1 EDN: XSCRVC
8. Бажаева Т.С., Татарникова М.А. Цифровая трансформация жилищно-коммунального комплекса: региональный аспект // Менеджмент XXI века: взгляд в перспективу: материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Орёл, 11-12 апреля 2024 года. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2024. С. 1248-1259. EDN: KTXPDS
9. Балажигитова А.Р., Киносян К.Р., Татарникова М.А. Умные города и устойчивое развитие: инновационные подходы к экологическому благоустройству // Устойчивое развитие промышленного региона - конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем: Сборник аннотаций докладов Третьего Уральского научного форума “Устойчивое развитие промышленного региона” и проходящей в рамках форума VII Международной научной конференции “Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем” памяти академика А.И. Татаркина, Челябинск, 20-21 февраля 2024 года. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2024. С. 56-57. EDN: GLHSJF
10. Болкунова В.П., Татарникова М.А. Проблемы и перспективы электронного правительства в России и регионах // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник научных трудов по итогам IV национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-17 ноября 2021 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 36-41.
11. Васильева Е.А., Татарникова М.А. Электронное предоставление государственных и муниципальных услуг в российской федерации в условиях пандемии // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 ноября 2020 года / под редакцией И.В. Федосеева. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 53-57.
12. Давиденко Д.О., Татарникова М.А. Цифровая трансформация и новый подход к предоставлению государственных услуг в Российской Федерации // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник научных трудов по итогам IV национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-17 ноября 2021 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 80-85. EDN: FWAZTP
13. Кравченко С.К., Бажаева Т.С., Татарникова М.А. Система образования региона как фактор обеспечения региональной экономической безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики, 2024. № 10(168). С. 267-277. DOI: 10.26726/rppe2024v10teso EDN: LNDLHQ
14. Колесникова О.В., Татарникова М.А. Инвестиционная привлекательность региона и особенности управления инвестиционными процессами // Известия Международной академии аграрного образования, 2021. № 57. С. 108-113.
15. Кулькаев Г.А., Мозалёва Н.И., Леонтьев Д.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектного управления в сфере реализации концепции электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №. 92. С. 7-23.
16. Киносян К.Р., Татарникова М.А. Цифровая трансформация государственного управления // Галактика науки - 2023: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Краснодар, 19-22 апреля 2023 года. Том 1. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023. С. 289-294. EDN: XBPIUS
17. Киносян К.Р., Татарникова М.А. Роль информационных технологий в сфере ЖКХ: повышение эффективности и прозрачности // Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ): сборник трудов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 01-02 ноября 2024 года. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2024. С. 434-440. DOI: 10.18720/IEP/2024.4/68 EDN: ITPTOU
18. Киносян К.Р., Татарникова М.А. Информационные технологии в сфере ЖКХ: повышение эффективности и прозрачности // Устойчивое развитие промышленного региона - конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем: Сборник аннотаций докладов Третьего Уральского научного форума “Устойчивое развитие промышленного региона” и проходящей в рамках форума VII Международной научной конференции “Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем” памяти академика А.И. Татаркина, Челябинск, 20-21 февраля 2024 года. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2024. С. 82.
19. Комольцев С.А., Татарникова М.А. Инновационное развитие Ленинградской области: современные тенденции // Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Российской академии наук, Махачкала, 17 октября 2023 года. Махачкала: Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, 2023. С. 249-257.
20. Малеева Т.В., Татарникова М.А. Использование проактивного подхода в территориальном планировании на межрегиональном уровне // Региональные проблемы преобразования экономики, 2024. № 1(159). С. 12-19. DOI: 10.26726/1812-7096-2024-1-12-19 EDN: KRLJXH
21. Макушова О.М. Положительный опыт и проблемы функционирования электронного правительства в России // Вопросы инновационной экономики, 2020. Т. 10. № 3. С. 1495-150.
22. Управление “умным городом” в контексте цифровой трансформации государственного управления: учебное пособие / Н.Н. Фролова, Т.В. Сметанина, А.С. Аношина [и др.]. Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2023. 106 с. ISBN: 978-5-9651-1505-1
23. Резвая А.Д., Гольм Д.О., Татарникова М.А. Государственно-частное партнёрство как инструмент регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики, 2023. № 5(151). С. 25-30. DOI: 10.26726/1812-7096-2023-5-25-30
24. Татарникова М.А. Цифровизация как основа устойчивого социально-экономического развития региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10, № 6-1. С. 82-93. DOI: 10.34670/AR.2020.54.22.010
25. Татарникова М.А., Киносян К.Р. Цифровизация социальной инфраструктуры в концепции “Умный город” // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции: в 8 ч., Санкт-Петербург, 15-19 мая 2023 года. Часть 3. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2023. С. 186-194.
26. Фролова Н.Н., Малеева Т.В., Татарникова М.А. Теоретические и методические основы оценки инновационного потенциала приграничного региона // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1(87). С. 227-232. EDN: ZXYPBB
27. Государственные и федеральные целевые программы / ФЦП “Электронная Россия (2002-2010 годы)” // Минкомсвязь России. URL: https://web.archive.org/web/20110823234840/http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=40.
28. Информационное общество (2011-2020 годы) // digital.gov.ru URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3564/.
29. Официальный сайт Правительства Тульской области. URL: https://tularegion.ru/.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Феномен luxury-брендов, зародившийся в Европе в эпоху королевских дворов и ремесленных гильдий, эволюционировал в глобальную индустрию, чьи экономические и социальные последствия требуют переосмысления. Современные исследования выявляют парадокс: рост рынка luxury опережает увеличение численности богатого населения. Это объясняется тем, что бренды активно вовлекают средний класс через стратегии «доступной роскоши», формируя иллюзию принадлежности к элите, что, во-первых, усиливает экономическое неравенство, а во-вторых, провоцирует «финансовую ловушку» для среднего класса. В данной статье проанализированы исторические предпосылки доминирования Европы в luxury-сегменте и его адаптация к глобализации; конкуренция между традиционными и новыми брендами, влияние индустрии на социальную стратификацию, особенно через эксплуатацию аспирационного потребления среднего класса. В результате исследования было определено, что luxury-бренды, вопреки риторике эксклюзивности, зависят от массового спроса, а реализуемая ими бизнес-модель, основанная на искусственном дефиците и психологии статуса, усугубляет долговую нагрузку домохозяйств и подрывает устойчивость потребительских экономик, что ставит под сомнение этичность маркетинговых стратегий индустрии и актуализирует необходимость переоценки роли предметов роскоши в структуре современного капитализма.
В условиях нарастающей геополитической нестабильности и санкционного давления Евразийский экономический союз (ЕАЭС) демонстрирует способность к адаптации через развитие правовых механизмов интеграции. Статья анализирует трансформацию правовой системы Союза в контексте реализации «Стратегии-2025». Исследуются ключевые инструменты углубления сотрудничества: правовое регулирование промышленной кооперации и цифровой интеграции, гармонизация технических стандартов, а также роль Суда ЕАЭС в обеспечении единообразия правоприменения. Особое внимание уделено механизмам устойчивости, включая переход на расчёты в национальных валютах и расширение внешнеполитического взаимодействия (на примере ССТ с Ираном и диалога с ШОС). На основе результатов исследования сформулированы предложения по системной кодификации права ЕАЭС и расширению компетенций его институтов для повышения эффективности Союза в период внешних вызовов.
Для эффективного противодействия экономическим правонарушениям необходима работа правовой системы, которая включает в себя, прежде всего, нормативно-правовые акты, органы государственной власти и правоохранительные органы. Целью работы является определение понятия и составляющих правовой системы противодействия экономическим правонарушениям, а также выяснения её региональных особенностей. При проведении исследования использованы: методы научного познания и эмпирические методы. В статье рассматриваются различные подходы к понимаю категории «правовая система». Сделан вывод о том, что правовая система, определяющая противодействие экономическим правонарушениям, состоит из четырёх основных элементов, таких как: системы нормативно-правового обеспечения (в том числе системы законодательства); субъектов, обеспечивающих практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правоприменения как формы деятельности государства, направленной на реализацию предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правовой культуры общества. Проводится анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей противодействие экономическим правонарушениям. Комплекс нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере включает в себя: кодифицированные нормативно-правовые акты; федеральные нормативно-правовые акты; региональные нормативно-правовые акты. В статье также рассматриваются субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения, определяющей противодействие экономическим правонарушениям, а именно: правоохранительные органы; основные федеральные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям; основные региональные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям.
Функции по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации возложены на государственные органы власти, к таковым можно отнести и таможенные органы. В частности, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут нести на себе различные виды биоагентов, которые могут оказать негативное влияние на экологическую безопасность территории России. В этой связи роль таможенных органов является значимой в рамках обеспечения экологической безопасности. Научная статья раскрывает правовое регулирование деятельности таможенных органов в обеспечении экологической безопасности. Авторы пришли к выводу, что законодательным недостатком является недооценка роли таможенных органов как субъекта охраны окружающей среды. В статье сформулированы и обоснованы возможные пути совершенствования правового регулирования статуса и совершенствования деятельности таможенных органов для более эффективного обеспечения экологической безопасности.
В статье анализируются этапы эволюции и институционализации электронного (цифрового, онлайн-) правительства в России в сопоставлении с зарубежными практиками. Подчёркивается, что новизна и сложность процессов внедрения требуют научно обоснованных решений и участия профильных специалистов. Рассматриваются модели внедрения и управления, выявляются текущее состояние, ключевые проблемы и тенденции развития. В качестве источников использованы статистические материалы национальной отчётности и показатели индекса развития электронного правительства ООН (EGDI). Показано, что по ряду направлений зафиксирован заметный прогресс, при этом сохраняется разрыв с группой мировых лидеров. С учётом институциональных и правовых различий зарубежных юрисдикций прямое перенесение их решений ограниченно применимо; необходима адаптация подходов с акцентом на минимизацию рисков, повышение эффективности и ответственность. Аргументируется целесообразность концентрации государственной политики на универсальных эффектах для участников взаимодействия и на стратегических перспективах цифровой трансформации публичного управления.
В статье отмечено падение уровня совокупной факторной производительности (СФП) в странах лидирующего и большинства государств догоняющего развития как следствие неолиберализма. Показано растущее значение неявного знания в качественном обновлении всех элементов СФП и, особенно, в формировании воспроизводственных технологических целостностей, релевантных требованиям шестого технологического уклада. Отмечен созидательный потенциал декомпозиционных форм СФП, причём как по «вертикали» (от предприятия до национального хозяйства в целом), так и по «горизонтали» (в рамках каждой фазы индивидуального и общественного воспроизводства). Обоснована целесообразность смещения исследовательского вектора в сфере СФП от макроуровня в пользу предприятий при одновременном их превращении в интеллектуальные фирмы. Обоснована усиливающаяся необходимость наиболее полного учёта междисциплинарных элементов в развитии человеческого капитала как ключевого фактора совершенствования СФП. Верифицирован императив трансформации совокупности факторов производства в соответствующую систему, что позволит обеспечить эмерджентную эффективность их целостного и комплементарного функционирования.
Современные трансформационные процессы в экономике обусловливают повышение роли интеллектуального капитала и нематериальных активов, в том числе консалтинговых услуг как ключевых ресурсов обеспечения конкурентоспособности организаций. Консалтинг представляет собой один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики знаний, способствующий распространению передовых управленческих, технологических и организационных решений. В условиях усложняющихся социально-экономических вызовов особенно важным становится формирование устойчивых и адаптивных моделей функционирования рынков консалтинговых услуг, что позволяет повысить эффективность бизнес-практик и управленческих решений в различных секторах экономики. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и оценки моделей рынков консалтинговых услуг в условиях усиливающейся цифровизации и трансформации бизнес-процессов. Обоснована необходимость совершенствования оценки рынка консалтинговых услуг как одного из факторов обеспечения устойчивого экономического роста. На основе анализа существующих моделей и критериев предложен авторский подход к оценке рынков консалтинговых услуг с учётом отраслевых особенностей и ключевых экономических показателей.
В статье приведены результаты исследований эффективности использования подвижного состава специализированного транспортного предприятия калийной промышленности ТУП «Калийспецтранс», от которого во многом зависят конечные показатели работы любого автотранспортного предприятия. При этом эффективность предприятия должна коррелироваться с процессами, происходящими в регионе, и оказывать позитивное влияние на его социально-экономическую устойчивость. Специальное разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь позволяет исследуемому предприятию оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров не только по территории Республики Беларусь, но и в международном сообщении. Из имеющейся грузовой техники почти три десятка единиц зарегистрировано в Госпроматомнадзоре, а также имеют необходимые допуски и оборудованы для перевозки опасных грузов. Помимо перевозки горюче-смазочных материалов предприятие осуществляет перевозки (в том числе и международные) кислорода, взрывчатых материалов, аргона, азота, ацетилена, лакокрасочной продукции, гипохлорита натрия, высококонцентрированных кислот, гидроксида калия и других видов опасных грузов, что подтверждает узкоспециализированный аспект, ориентированный на калийную промышленность. Кроме того, у исследуемого предприятия имеется большой опыт перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, для осуществления которых необходимо получить специальное разрешение на проезд. Перевозки данных грузов способствуют увеличению общего объёма грузоперевозок. При этом износ активной части основных производственных фондов с учётом полезного срока использования составит 62,3 %, а техническое обслуживание и ремонт автотракторной техники, диагностика подвижного состава и его агрегатов, другого оборудования, приспособлений и инструмента осуществляется преимущественно силами собственного ремонтного персонала.
В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии
Статья посвящена исследованию роли промышленного туризма в профориентационной работе и оценке его влияния на удержание молодёжи в регионе. Основная цель исследования – определить потенциал и проблемы развития промышленного туризма для формирования профессиональных интересов молодёжи и снижения миграционных настроений. Методология включает анализ российских и зарубежных научных источников, статистических данных, а также социологический опрос школьников и студентов. Тенденции оттока кадров из северных регионов России, недостаток квалифицированных рабочих сохраняются, и Архангельская область не является исключением. В то же время регион обладает достаточным потенциалом для развития промышленного туризма и активно включился в работу по разработке промышленных туров и экскурсий на предприятия. В результате опроса выявлены высокий интерес молодёжи к экскурсиям на промышленные предприятия и слабая связь этого интереса с выбором профессий в данной сфере. Основными проблемами стали низкий престиж инженерных и рабочих специальностей, высокие зарплатные ожидания, режим секретности на предприятиях оборонного комплекса и ряд других. Авторами предлагается комплекс мер, учитывающих специфику региона, для преодоления выявленных барьеров: разработка региональной стратегии развития промышленного туризма, интеграция промышленного туризма в программы образовательных организаций, внедрение современных форм и методов проведения экскурсий, цифровая трансформация промышленного туризма, усиление взаимодействия между образовательными учреждениями, предприятиями, турфирмами и органами власти. Практическая значимость исследования заключается в формировании рекомендаций для органов государственного управления, промышленных предприятий и образовательных организаций, направленных на повышение привлекательности региона для молодёжи и создание устойчивого кадрового потенциала.
Неформальная застройка рассматривается как одна из ключевых урбанистических проблем современности, затрагивающая страны Глобального Севера и Юга. В работе представлен сравнительный анализ влияния неформальных поселений на городское развитие. Исследование уточняет понятийные границы «неформальных поселений», предлагает типологию по правовому статусу, материально-техническим характеристикам и функциональному назначению, а также выделяет кластеры социальных, экономических, политических и инфраструктурно-экологических рисков. Показана зависимость масштабов и конфигураций явления от качества институтов, режимов прав собственности и доступности жилья. Рассмотрен российский контекст и возможные направления политического регулирования: поэтапная легализация, интеграция в инженерные сети, развитие доступного жилья, применение медиативных механизмов разрешения земельных споров. Практическая значимость связана с формированием адаптивных стратегий городского управления, ориентированных на снижение маргинализации и повышение устойчивости территорий.
В статье рассмотрены современные модели региональной политики, применяемые в условиях новой социально-экономической реальности на примерах регионов Российской Федерации. Проведён сравнительный анализ стратегического, инновационно-кластерного, устойчивого, социально-ориентированного, инвестиционно-промышленного, цифрового и других подходов к региональному развитию. Особое внимание уделено возможности адаптации указанных моделей в специфических условиях Луганской Народной Республики с акцентом на необходимость создания собственной адаптивной модели, сочетающей в себе элементы интеграционного восстановления, цифровой трансформации и технологической модернизации. Подчёркивается значение внедрения искусственного интеллекта и цифровых решений для повышения эффективности регионального управления.
В статье рассматриваются сравнительные возможности и ограничения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики как ключевых инструментов государственного регулирования экономики. На основе системного и историко-экономического анализа исследуются условия, при которых данные политики демонстрируют результативность или, напротив, оказываются малодейственными. Авторы разграничивают понятия «эффективность» и «результативность» применительно к макроэкономической политике, подчеркивая, что достижение макроэкономических целей требует учета временных лагов, институциональных барьеров и специфики кризисной динамики. На основе российской практики 1990–2022 гг. выявлены примеры успешного и неадекватного применения мер экономической стабилизации, в том числе в периоды дефолта 1998 г., мирового кризиса 2008–2009 гг. и пандемии COVID-19. Обосновывается, что в условиях структурных деформаций и глубоких кризисов возникает необходимость временного перехода к государственному «дирижизму», обеспечивающему прямое вмешательство государства в хозяйственные процессы. Полученные результаты могут быть полезны для выработки более сбалансированных и результативных стратегий макроэкономической политики в Российской Федерации.
Статья посвящена теоретическому осмыслению идеи создания инклюзивного туристского центра как новой формы образовательного и социального института. В работе прослеживается эволюция образовательного туризма от его зарождения до современных тенденций, что позволило выявить закономерности развития данного направления и определить предпосылки для внедрения инклюзивных практик. Отдельное внимание уделено анализу национальных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда», в которых заложены основы модернизации инфраструктуры и цифровизации образовательного процесса. Показано, что именно эти инициативы создают благоприятные условия для внедрения инновационных решений, ориентированных на детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Автором обоснована необходимость интеграции инклюзивного туристского центра в систему образования как элемента, объединяющего образовательные, культурные и технологические ресурсы. Рассматриваются потенциальные направления деятельности центра: разработка виртуальных образовательных туров, создание безбарьерной среды, подготовка специалистов и информационное сопровождение. Делается вывод, что инклюзивный туристский центр способен восполнить дефицит адаптированных туристско-образовательных программ, повысить доступность знаний и способствовать социальной интеграции обучающихся, тем самым укрепляя основы формирования справедливого и инклюзивного общества.
В условиях геополитической турбулентности кондитерская отрасль Российской Федерации и Донецкой Народной Республики рассматривается как значимый сегмент продовольственного рынка, требующий системной государственной поддержки и применения инновационных методов стратегического управления. В статье обоснована актуальность использования геомаркетинга (компонента «place» в маркетинг-миксе 5P) для диагностики конъюнктуры кондитерских рынков, выделения фокус-групп потребителей и оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов. Представлены результаты типизации продукции на основе международных классификаторов, анализа внешнеторговых потоков и диагностики ключевых геосегментов. На основе статистических, графических и аналитических методов проведено прогнозирование основных показателей развития отрасли на 2024-2026 гг. Выявлены разнонаправленные тенденции функционирования российских и региональных предприятий, включая предприятия Донецкой Народной Республики, подтверждающие необходимость комплексных мер регулирования. Разработан организационный механизм совершенствования функционирования кондитерского рынка ДНР и определены стратегические направления его развития в условиях усиливающейся конкуренции и инновационных сдвигов. Сформулированы практические рекомендации для органов государственного управления и предприятий, направленные на укрепление конкурентоспособности, расширение экспортного потенциала и обеспечение национальной продовольственной безопасности.
Статья посвящена исследованию влияния внутренних регламентов контроля и аудита на эффективность государственного регулирования естественных монополий. Актуальность обусловлена ростом тарифной нагрузки при сохраняющейся непрозрачности затрат. Научная новизна – оценка связи между полнотой регламента контроля и динамикой тарифов в 2008-2023 гг. В работе описана трёхуровневая структура нормативного поля (международный, федеральный, корпоративный уровни), изучены практики идентификации естественных монополий, проанализированы модели ценообразования «затраты + инвестиционная надбавка» и «ценовой коридор». Особое внимание уделено тесту субаддитивности как инструменту раннего выявления завышенных расходов. Целью исследования стало обоснование управленческих решений, минимизирующих совокупные издержки при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли. В заключении сформулированы предложения по унификации корпоративных регламентов, внедрению «аудиторской оговорки» в дивидендную политику и расширению договорных схем «конкуренция за рынок». Материал будет полезен научному сообществу, регуляторам и специалистам служб внутреннего аудита естественных монополий.
Детская смертность является серьезной проблемой здравоохранения в Кении. Несмотря на усилия правительства по борьбе с этой угрозой, смертность среди детей в возрасте до 5 лет по-прежнему растет. Предыдущие исследования связывали эти случаи смерти с плохим питанием и болезнями, которые можно предотвратить, но при этом уделяли мало внимания роли лиц, осуществляющих уход за детьми, в улучшении состояния питания детей как способа снижения детской смертности. Основная цель исследования - проанализировать влияние формальной грамотности воспитателей и грамотности в области питания на практику кормления детей, рожденных девочками-подростками в Ндхиве, округ Хома-Бей. В исследовании, включавшем 1470 лиц, осуществляющих уход, и 497 волонтеров-медиков из местных сообществ, были собраны как количественные, так и качественные данные. Используя формулу Яманэ, применимую для ограниченной популяции, были систематически отобраны 204 лица, осуществляющих уход. При анализе количественных данных использовалась описательная статистика. Для выявления взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными были использованы регрессионный анализ и критерий Хи-квадрат. Статистическая значимость была установлена с использованием значения p <0,05. Что касается формальной грамотности лиц, осуществляющих уход, и грамотности в области питания в сравнении с практикой кормления, то с помощью критерия независимости Хи-квадрат было установлено, что p=0,000, что было меньше α=0,05 при 95% доверительном интервале. Это подразумевает наличие существенной взаимосвязи между формальной грамотностью лиц, осуществляющих уход, и грамотностью в области питания, и практикой кормления детей в возрасте до пяти лет. Формальная грамотность и грамотность в области питания играют большую роль в улучшении состояния питания детей в возрасте до пяти лет. Как формальная, так и диетологическая грамотность дает лицам, осуществляющим уход, более глубокие знания о методах питания детей в возрасте до пяти лет, что необходимо для здорового развития.
В статье исследуется социальная результативность кластерной политики в Санкт-Петербурге в контексте сохранения и укрепления традиционных ценностей Российской Федерации. Рассмотрены количественные и качественные показатели, включая рождаемость, брачность, разводимость и поддержку многодетных семей, а также качественные аспекты – формирование духовно-нравственных ориентиров через систему образования. Особое внимание уделено данным всероссийского опроса ВЦИОМ о ценностях россиян, подтвердившим устойчивость традиционных представлений о семье. Проанализированы инициативы, реализуемые в рамках кластерной политики города: образовательные, культурные и социальные проекты, включая деятельность образовательных кластеров и участие молодёжных организаций. Подчёркнута роль образовательных учреждений как ядра кластеров, интегрирующих усилия государства, общества и бизнеса для формирования гражданственности, патриотизма и укрепления традиционных семейных ценностей.
В работе представлены результаты исследования этнополитических оснований безопасности общества, государства и личности. На основе системного и институционального подходов предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики этнополитического измерения безопасности в рамках общей концепции национальной безопасности. Обоснован вывод о том, что в современных мультикультурных обществах этнический фактор является базовым в достижении и удержании высокого уровня безопасности. Показано, что безопасность включает взаимосвязанные физический, экономический, социальный, культурный и ценностно-нормативный компоненты, требующие согласованной политики. Выявлены ключевые индикаторы состояния безопасности и типовые угрозы, порождаемые как внешними вызовами, так и дисфункциями институтов. Уточнены понятия этнобезопасности и этнополитики, их место в архитектуре национальной безопасности. Практическая значимость исследования состоит в формулировании принципов профилактики этнической напряжённости, механизмов раннего предупреждения конфликтов и критериев оценки эффективности управленческих решений на различных уровнях управления.
В статье рассмотрена проблема социализаци государственной экономической политики в контексте основных экономических теорий и их модифицированных современных продолжений для выявления их возможностей и ограничений в достижении целей социальной справедливости, равенства и защиты интересов населения. Выделена проблема несоответствия текущих подходов в экономическом управлении требованиям растущих социальных ожиданий общества. Раскрыта связь между выбором экономической доктрины и уровнем социализации экономической политики, подчёркивается важная роль различных экономических теорий в формулировании целей и инструментариев осуществления государственной экономической политики. Рассмотрены три базовые экономические парадигмы – классическая, кейнсианская и марксистская, а также их современные модификации: неоклассическая, нео- и посткейнсианская, нео- и постмарксистская. Проведенный анализ позволяет определить, как каждая из этих школ понимает роль государства, механизм перераспределения ресурсов и доходов, ответственность за социальное благополучие общества. Особое внимание уделено взаимодействию экономической и социальной политики, влиянию доминирующей экономической доктрины и идеологического базиса власти на уровень их социализации, механизмам сдерживания реализации десоциализированных решений в экономической политике. Исследование опирается на экономическую теорию как продукт научной мысли, формируемый под влиянием исторического опыта и идеологического базиса власти.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/