Феномен luxury-брендов, зародившийся в Европе в эпоху королевских дворов и ремесленных гильдий, эволюционировал в глобальную индустрию, чьи экономические и социальные последствия требуют переосмысления. Современные исследования выявляют парадокс: рост рынка luxury опережает увеличение численности богатого населения. Это объясняется тем, что бренды активно вовлекают средний класс через стратегии «доступной роскоши», формируя иллюзию принадлежности к элите, что, во-первых, усиливает экономическое неравенство, а во-вторых, провоцирует «финансовую ловушку» для среднего класса. В данной статье проанализированы исторические предпосылки доминирования Европы в luxury-сегменте и его адаптация к глобализации; конкуренция между традиционными и новыми брендами, влияние индустрии на социальную стратификацию, особенно через эксплуатацию аспирационного потребления среднего класса. В результате исследования было определено, что luxury-бренды, вопреки риторике эксклюзивности, зависят от массового спроса, а реализуемая ими бизнес-модель, основанная на искусственном дефиците и психологии статуса, усугубляет долговую нагрузку домохозяйств и подрывает устойчивость потребительских экономик, что ставит под сомнение этичность маркетинговых стратегий индустрии и актуализирует необходимость переоценки роли предметов роскоши в структуре современного капитализма.
В условиях нарастающей геополитической нестабильности и санкционного давления Евразийский экономический союз (ЕАЭС) демонстрирует способность к адаптации через развитие правовых механизмов интеграции. Статья анализирует трансформацию правовой системы Союза в контексте реализации «Стратегии-2025». Исследуются ключевые инструменты углубления сотрудничества: правовое регулирование промышленной кооперации и цифровой интеграции, гармонизация технических стандартов, а также роль Суда ЕАЭС в обеспечении единообразия правоприменения. Особое внимание уделено механизмам устойчивости, включая переход на расчёты в национальных валютах и расширение внешнеполитического взаимодействия (на примере ССТ с Ираном и диалога с ШОС). На основе результатов исследования сформулированы предложения по системной кодификации права ЕАЭС и расширению компетенций его институтов для повышения эффективности Союза в период внешних вызовов.
Для эффективного противодействия экономическим правонарушениям необходима работа правовой системы, которая включает в себя, прежде всего, нормативно-правовые акты, органы государственной власти и правоохранительные органы. Целью работы является определение понятия и составляющих правовой системы противодействия экономическим правонарушениям, а также выяснения её региональных особенностей. При проведении исследования использованы: методы научного познания и эмпирические методы. В статье рассматриваются различные подходы к понимаю категории «правовая система». Сделан вывод о том, что правовая система, определяющая противодействие экономическим правонарушениям, состоит из четырёх основных элементов, таких как: системы нормативно-правового обеспечения (в том числе системы законодательства); субъектов, обеспечивающих практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правоприменения как формы деятельности государства, направленной на реализацию предписаний системы нормативно-правового обеспечения; правовой культуры общества. Проводится анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей противодействие экономическим правонарушениям. Комплекс нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере включает в себя: кодифицированные нормативно-правовые акты; федеральные нормативно-правовые акты; региональные нормативно-правовые акты. В статье также рассматриваются субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по правоприменению предписаний системы нормативно-правового обеспечения, определяющей противодействие экономическим правонарушениям, а именно: правоохранительные органы; основные федеральные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям; основные региональные субъекты, обеспечивающие практическую деятельность по противодействию экономическим правонарушениям.
Функции по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации возложены на государственные органы власти, к таковым можно отнести и таможенные органы. В частности, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут нести на себе различные виды биоагентов, которые могут оказать негативное влияние на экологическую безопасность территории России. В этой связи роль таможенных органов является значимой в рамках обеспечения экологической безопасности. Научная статья раскрывает правовое регулирование деятельности таможенных органов в обеспечении экологической безопасности. Авторы пришли к выводу, что законодательным недостатком является недооценка роли таможенных органов как субъекта охраны окружающей среды. В статье сформулированы и обоснованы возможные пути совершенствования правового регулирования статуса и совершенствования деятельности таможенных органов для более эффективного обеспечения экологической безопасности.
В статье рассматриваются процессы развития электронного правительства и цифровой трансформации государственного управления в России. Особое внимание уделено сравнительному анализу региональных практик, в частности опыта Москвы, Тулы и Санкт-Петербурга, где были достигнуты различные результаты в области цифровой зрелости. Методологическая основа исследования включает сравнительный и системный анализ, метод кейс-стади, а также контент-анализ нормативно-правовой базы и стратегических документов. Такой подход позволил выявить достижения регионов, проблемы внедрения цифровых сервисов, а также барьеры, связанные с дефицитом ИТ-специалистов, ограниченной инфраструктурой и неоднородным уровнем цифровой грамотности населения. В работе уточнена роль федеральных и региональных программ в формировании цифровой среды, показано завершение национального проекта «Цифровая экономика» (2019-2024 гг.) и обозначены перспективы реализации нового проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (2025-2030 гг.). Научная новизна статьи заключается в сопоставительном региональном анализе, выявлении лучших практик цифровизации и определении факторов, препятствующих дальнейшему развитию. Сделан вывод о необходимости интеграции региональных инициатив в федеральные программы, а также о значении человекоцентричного подхода, предполагающего удобство, доступность и открытость цифровых сервисов для всех категорий граждан.
В статье анализируются этапы эволюции и институционализации электронного (цифрового, онлайн-) правительства в России в сопоставлении с зарубежными практиками. Подчёркивается, что новизна и сложность процессов внедрения требуют научно обоснованных решений и участия профильных специалистов. Рассматриваются модели внедрения и управления, выявляются текущее состояние, ключевые проблемы и тенденции развития. В качестве источников использованы статистические материалы национальной отчётности и показатели индекса развития электронного правительства ООН (EGDI). Показано, что по ряду направлений зафиксирован заметный прогресс, при этом сохраняется разрыв с группой мировых лидеров. С учётом институциональных и правовых различий зарубежных юрисдикций прямое перенесение их решений ограниченно применимо; необходима адаптация подходов с акцентом на минимизацию рисков, повышение эффективности и ответственность. Аргументируется целесообразность концентрации государственной политики на универсальных эффектах для участников взаимодействия и на стратегических перспективах цифровой трансформации публичного управления.
В статье отмечено падение уровня совокупной факторной производительности (СФП) в странах лидирующего и большинства государств догоняющего развития как следствие неолиберализма. Показано растущее значение неявного знания в качественном обновлении всех элементов СФП и, особенно, в формировании воспроизводственных технологических целостностей, релевантных требованиям шестого технологического уклада. Отмечен созидательный потенциал декомпозиционных форм СФП, причём как по «вертикали» (от предприятия до национального хозяйства в целом), так и по «горизонтали» (в рамках каждой фазы индивидуального и общественного воспроизводства). Обоснована целесообразность смещения исследовательского вектора в сфере СФП от макроуровня в пользу предприятий при одновременном их превращении в интеллектуальные фирмы. Обоснована усиливающаяся необходимость наиболее полного учёта междисциплинарных элементов в развитии человеческого капитала как ключевого фактора совершенствования СФП. Верифицирован императив трансформации совокупности факторов производства в соответствующую систему, что позволит обеспечить эмерджентную эффективность их целостного и комплементарного функционирования.
Современные трансформационные процессы в экономике обусловливают повышение роли интеллектуального капитала и нематериальных активов, в том числе консалтинговых услуг как ключевых ресурсов обеспечения конкурентоспособности организаций. Консалтинг представляет собой один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики знаний, способствующий распространению передовых управленческих, технологических и организационных решений. В условиях усложняющихся социально-экономических вызовов особенно важным становится формирование устойчивых и адаптивных моделей функционирования рынков консалтинговых услуг, что позволяет повысить эффективность бизнес-практик и управленческих решений в различных секторах экономики. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и оценки моделей рынков консалтинговых услуг в условиях усиливающейся цифровизации и трансформации бизнес-процессов. Обоснована необходимость совершенствования оценки рынка консалтинговых услуг как одного из факторов обеспечения устойчивого экономического роста. На основе анализа существующих моделей и критериев предложен авторский подход к оценке рынков консалтинговых услуг с учётом отраслевых особенностей и ключевых экономических показателей.
В статье приведены результаты исследований эффективности использования подвижного состава специализированного транспортного предприятия калийной промышленности ТУП «Калийспецтранс», от которого во многом зависят конечные показатели работы любого автотранспортного предприятия. При этом эффективность предприятия должна коррелироваться с процессами, происходящими в регионе, и оказывать позитивное влияние на его социально-экономическую устойчивость. Специальное разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь позволяет исследуемому предприятию оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров не только по территории Республики Беларусь, но и в международном сообщении. Из имеющейся грузовой техники почти три десятка единиц зарегистрировано в Госпроматомнадзоре, а также имеют необходимые допуски и оборудованы для перевозки опасных грузов. Помимо перевозки горюче-смазочных материалов предприятие осуществляет перевозки (в том числе и международные) кислорода, взрывчатых материалов, аргона, азота, ацетилена, лакокрасочной продукции, гипохлорита натрия, высококонцентрированных кислот, гидроксида калия и других видов опасных грузов, что подтверждает узкоспециализированный аспект, ориентированный на калийную промышленность. Кроме того, у исследуемого предприятия имеется большой опыт перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, для осуществления которых необходимо получить специальное разрешение на проезд. Перевозки данных грузов способствуют увеличению общего объёма грузоперевозок. При этом износ активной части основных производственных фондов с учётом полезного срока использования составит 62,3 %, а техническое обслуживание и ремонт автотракторной техники, диагностика подвижного состава и его агрегатов, другого оборудования, приспособлений и инструмента осуществляется преимущественно силами собственного ремонтного персонала.
В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии
Статья посвящена исследованию роли промышленного туризма в профориентационной работе и оценке его влияния на удержание молодёжи в регионе. Основная цель исследования – определить потенциал и проблемы развития промышленного туризма для формирования профессиональных интересов молодёжи и снижения миграционных настроений. Методология включает анализ российских и зарубежных научных источников, статистических данных, а также социологический опрос школьников и студентов. Тенденции оттока кадров из северных регионов России, недостаток квалифицированных рабочих сохраняются, и Архангельская область не является исключением. В то же время регион обладает достаточным потенциалом для развития промышленного туризма и активно включился в работу по разработке промышленных туров и экскурсий на предприятия. В результате опроса выявлены высокий интерес молодёжи к экскурсиям на промышленные предприятия и слабая связь этого интереса с выбором профессий в данной сфере. Основными проблемами стали низкий престиж инженерных и рабочих специальностей, высокие зарплатные ожидания, режим секретности на предприятиях оборонного комплекса и ряд других. Авторами предлагается комплекс мер, учитывающих специфику региона, для преодоления выявленных барьеров: разработка региональной стратегии развития промышленного туризма, интеграция промышленного туризма в программы образовательных организаций, внедрение современных форм и методов проведения экскурсий, цифровая трансформация промышленного туризма, усиление взаимодействия между образовательными учреждениями, предприятиями, турфирмами и органами власти. Практическая значимость исследования заключается в формировании рекомендаций для органов государственного управления, промышленных предприятий и образовательных организаций, направленных на повышение привлекательности региона для молодёжи и создание устойчивого кадрового потенциала.
Неформальная застройка рассматривается как одна из ключевых урбанистических проблем современности, затрагивающая страны Глобального Севера и Юга. В работе представлен сравнительный анализ влияния неформальных поселений на городское развитие. Исследование уточняет понятийные границы «неформальных поселений», предлагает типологию по правовому статусу, материально-техническим характеристикам и функциональному назначению, а также выделяет кластеры социальных, экономических, политических и инфраструктурно-экологических рисков. Показана зависимость масштабов и конфигураций явления от качества институтов, режимов прав собственности и доступности жилья. Рассмотрен российский контекст и возможные направления политического регулирования: поэтапная легализация, интеграция в инженерные сети, развитие доступного жилья, применение медиативных механизмов разрешения земельных споров. Практическая значимость связана с формированием адаптивных стратегий городского управления, ориентированных на снижение маргинализации и повышение устойчивости территорий.