В работе представлены результаты исследования этнополитических оснований безопасности общества, государства и личности. На основе системного и институционального подходов предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики этнополитического измерения безопасности в рамках общей концепции национальной безопасности. Обоснован вывод о том, что в современных мультикультурных обществах этнический фактор является базовым в достижении и удержании высокого уровня безопасности. Показано, что безопасность включает взаимосвязанные физический, экономический, социальный, культурный и ценностно-нормативный компоненты, требующие согласованной политики. Выявлены ключевые индикаторы состояния безопасности и типовые угрозы, порождаемые как внешними вызовами, так и дисфункциями институтов. Уточнены понятия этнобезопасности и этнополитики, их место в архитектуре национальной безопасности. Практическая значимость исследования состоит в формулировании принципов профилактики этнической напряжённости, механизмов раннего предупреждения конфликтов и критериев оценки эффективности управленческих решений на различных уровнях управления.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
В современном динамично меняющемся мире возрастает роль безопасности как основополагающей характеристики любых социальных систем и институтов. При этом риски и угрозы социальной безопасности не исчезают, а всё более приобретают деструктивный характер.
Список литературы
1. Рыхтик М.И. Эволюция понятия “безопасность”: от “жёстких угроз” до “мягких вызовов” // Современные проблемы мировой политики: Безопасность, конфликты и их анализ / под ред. М.М. Лебедевой. Москва: Аспект Пресс, 2002. 197 с.
2. Манилов В.А. Безопасность в эпоху партнёрства. Москва: ТЕРРА, 1999. 368 с.
3. Рыхтик М.И. Концептуальное осмысление национальной безопасности США: республиканский подход и его воздействие на процесс государственной внешнеполитической стратегии (исторические аспекты проблемы) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения, Политология, Регионоведение. 2003. № 1. С. 73-85.
4. Семёнов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России. Москва: РАГС, 1998. 272 с.
5. Ванюрин Г.И. Проблемы безопасности и межэтнические отношения // Общество. Государство. Политика. 2008. № 1. С. 133-150.
6. United Nations Development Program “Refining Security: The Human Dimension”. Oxford, 1994. 235 р. (Human Development Report).
7. Баталов Д.Е. Органы публичной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: проблемы функционирования и взаимодействия // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2025. № 1(58). С. 184-190.
8. Беляевская-Плотник Л.А. Угрозы национальной безопасности в условиях цифровой трансформации экономики и государственного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2025. Т. 21, № 2. С. 65-76. DOI: 10.24891/ni.21.2.65
9. Гетман С.И. Глобальные угрозы национальной безопасности. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. 134 с. DOI: 10.52565/9785911553661 ISBN: 978-5-91155-366-1
10. Закирова М.И. Социальная и экономическая составляющие национальной безопасности: мониторинг федеральных округов // Вестник университета. 2025. № 2. С. 5-14. DOI: 10.26425/1816-4277-2025-2-5-14
11. Козина Ю.П. Государственная и региональная безопасность: роль интеграции для обеспечения безопасности на примере ШОС // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2025. Т. 25, № 1. С. 103-109. DOI: 10.18500/1818-9601-2025-25-1-103-109
12. Кузнецов М.С. Понятия “безопасность” и “национальная безопасность”: отдельные проблемы правовой терминологии // NB: Административное право и практика администрирования. 2024. № 4. С. 112-123. DOI: 10.7256/2306-9945.2024.4.72665
13. Кузнецов М.С. Понятия “безопасность” и “национальная безопасность”: отдельные проблемы правовой терминологии // NB: Административное право и практика администрирования. 2024. № 4. С. 112-123. DOI: 10.7256/2306-9945.2024.4.72665
14. Молокоедов Д.В. Национальная безопасность: стратегия и система управления // Новая наука: от идеи к результату. 2025. № 1. С. 83-90.
15. Мохов А.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: правовой взгляд на содержание и перспективы развития законодательства о национальной безопасности // Вестник Российской правовой академии. 2024. № 2. С. 98-108. DOI: 10.33874/2072-9936-2024-0-2-98-108
16. Савченко М.С. К вопросу эволюции понятия “национальная безопасность” и месте “духовной безопасности” в стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2024. № 2(63).С. 20-29.
17. Серебренников В.В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы // Политическая безопасность России (По материалам научно-практической конференции ИСПИРАН и Клуба “Реалисты”). Москва, 1997. 104 с.
18. Серебренников В.В. О концепции социальной безопасности Российской Федерации // Социальная безопасность государства, общества, личности: состояние, проблемы, перспективы. Москва, 1996. 349 с.
19. Савинов Л.В. Национальная политика и этнобезопасность // Вестник Российской нации. 2021. № 3(79). С. 71-78.
20. Dahl R.A. Regimes and Oppositions / Introduction. NewHaven. L.: Yale univ. Press, 1973. 411 р.
21. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта: Цивилизационный аспект национальной безопасности. 2-е изд., доп. и переаб. Москва: Луч, 1992. 213 с.
22. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. Москва: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2000. 366 с.
23. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. Москва: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1996. 310 с.
24. Буховец О.Г. Клио на пороге XXI века: искушение национализмом // Вопросы истории. 2002. № 3. С. 147-158.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье отмечено падение уровня совокупной факторной производительности (СФП) в странах лидирующего и большинства государств догоняющего развития как следствие неолиберализма. Показано растущее значение неявного знания в качественном обновлении всех элементов СФП и, особенно, в формировании воспроизводственных технологических целостностей, релевантных требованиям шестого технологического уклада. Отмечен созидательный потенциал декомпозиционных форм СФП, причём как по «вертикали» (от предприятия до национального хозяйства в целом), так и по «горизонтали» (в рамках каждой фазы индивидуального и общественного воспроизводства). Обоснована целесообразность смещения исследовательского вектора в сфере СФП от макроуровня в пользу предприятий при одновременном их превращении в интеллектуальные фирмы. Обоснована усиливающаяся необходимость наиболее полного учёта междисциплинарных элементов в развитии человеческого капитала как ключевого фактора совершенствования СФП. Верифицирован императив трансформации совокупности факторов производства в соответствующую систему, что позволит обеспечить эмерджентную эффективность их целостного и комплементарного функционирования.
Современные трансформационные процессы в экономике обусловливают повышение роли интеллектуального капитала и нематериальных активов, в том числе консалтинговых услуг как ключевых ресурсов обеспечения конкурентоспособности организаций. Консалтинг представляет собой один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики знаний, способствующий распространению передовых управленческих, технологических и организационных решений. В условиях усложняющихся социально-экономических вызовов особенно важным становится формирование устойчивых и адаптивных моделей функционирования рынков консалтинговых услуг, что позволяет повысить эффективность бизнес-практик и управленческих решений в различных секторах экономики. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и оценки моделей рынков консалтинговых услуг в условиях усиливающейся цифровизации и трансформации бизнес-процессов. Обоснована необходимость совершенствования оценки рынка консалтинговых услуг как одного из факторов обеспечения устойчивого экономического роста. На основе анализа существующих моделей и критериев предложен авторский подход к оценке рынков консалтинговых услуг с учётом отраслевых особенностей и ключевых экономических показателей.
В статье приведены результаты исследований эффективности использования подвижного состава специализированного транспортного предприятия калийной промышленности ТУП «Калийспецтранс», от которого во многом зависят конечные показатели работы любого автотранспортного предприятия. При этом эффективность предприятия должна коррелироваться с процессами, происходящими в регионе, и оказывать позитивное влияние на его социально-экономическую устойчивость. Специальное разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь позволяет исследуемому предприятию оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров не только по территории Республики Беларусь, но и в международном сообщении. Из имеющейся грузовой техники почти три десятка единиц зарегистрировано в Госпроматомнадзоре, а также имеют необходимые допуски и оборудованы для перевозки опасных грузов. Помимо перевозки горюче-смазочных материалов предприятие осуществляет перевозки (в том числе и международные) кислорода, взрывчатых материалов, аргона, азота, ацетилена, лакокрасочной продукции, гипохлорита натрия, высококонцентрированных кислот, гидроксида калия и других видов опасных грузов, что подтверждает узкоспециализированный аспект, ориентированный на калийную промышленность. Кроме того, у исследуемого предприятия имеется большой опыт перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, для осуществления которых необходимо получить специальное разрешение на проезд. Перевозки данных грузов способствуют увеличению общего объёма грузоперевозок. При этом износ активной части основных производственных фондов с учётом полезного срока использования составит 62,3 %, а техническое обслуживание и ремонт автотракторной техники, диагностика подвижного состава и его агрегатов, другого оборудования, приспособлений и инструмента осуществляется преимущественно силами собственного ремонтного персонала.
В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии
Статья посвящена исследованию роли промышленного туризма в профориентационной работе и оценке его влияния на удержание молодёжи в регионе. Основная цель исследования – определить потенциал и проблемы развития промышленного туризма для формирования профессиональных интересов молодёжи и снижения миграционных настроений. Методология включает анализ российских и зарубежных научных источников, статистических данных, а также социологический опрос школьников и студентов. Тенденции оттока кадров из северных регионов России, недостаток квалифицированных рабочих сохраняются, и Архангельская область не является исключением. В то же время регион обладает достаточным потенциалом для развития промышленного туризма и активно включился в работу по разработке промышленных туров и экскурсий на предприятия. В результате опроса выявлены высокий интерес молодёжи к экскурсиям на промышленные предприятия и слабая связь этого интереса с выбором профессий в данной сфере. Основными проблемами стали низкий престиж инженерных и рабочих специальностей, высокие зарплатные ожидания, режим секретности на предприятиях оборонного комплекса и ряд других. Авторами предлагается комплекс мер, учитывающих специфику региона, для преодоления выявленных барьеров: разработка региональной стратегии развития промышленного туризма, интеграция промышленного туризма в программы образовательных организаций, внедрение современных форм и методов проведения экскурсий, цифровая трансформация промышленного туризма, усиление взаимодействия между образовательными учреждениями, предприятиями, турфирмами и органами власти. Практическая значимость исследования заключается в формировании рекомендаций для органов государственного управления, промышленных предприятий и образовательных организаций, направленных на повышение привлекательности региона для молодёжи и создание устойчивого кадрового потенциала.
Неформальная застройка рассматривается как одна из ключевых урбанистических проблем современности, затрагивающая страны Глобального Севера и Юга. В работе представлен сравнительный анализ влияния неформальных поселений на городское развитие. Исследование уточняет понятийные границы «неформальных поселений», предлагает типологию по правовому статусу, материально-техническим характеристикам и функциональному назначению, а также выделяет кластеры социальных, экономических, политических и инфраструктурно-экологических рисков. Показана зависимость масштабов и конфигураций явления от качества институтов, режимов прав собственности и доступности жилья. Рассмотрен российский контекст и возможные направления политического регулирования: поэтапная легализация, интеграция в инженерные сети, развитие доступного жилья, применение медиативных механизмов разрешения земельных споров. Практическая значимость связана с формированием адаптивных стратегий городского управления, ориентированных на снижение маргинализации и повышение устойчивости территорий.
В статье рассмотрены современные модели региональной политики, применяемые в условиях новой социально-экономической реальности на примерах регионов Российской Федерации. Проведён сравнительный анализ стратегического, инновационно-кластерного, устойчивого, социально-ориентированного, инвестиционно-промышленного, цифрового и других подходов к региональному развитию. Особое внимание уделено возможности адаптации указанных моделей в специфических условиях Луганской Народной Республики с акцентом на необходимость создания собственной адаптивной модели, сочетающей в себе элементы интеграционного восстановления, цифровой трансформации и технологической модернизации. Подчёркивается значение внедрения искусственного интеллекта и цифровых решений для повышения эффективности регионального управления.
В статье рассматриваются сравнительные возможности и ограничения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики как ключевых инструментов государственного регулирования экономики. На основе системного и историко-экономического анализа исследуются условия, при которых данные политики демонстрируют результативность или, напротив, оказываются малодейственными. Авторы разграничивают понятия «эффективность» и «результативность» применительно к макроэкономической политике, подчеркивая, что достижение макроэкономических целей требует учета временных лагов, институциональных барьеров и специфики кризисной динамики. На основе российской практики 1990–2022 гг. выявлены примеры успешного и неадекватного применения мер экономической стабилизации, в том числе в периоды дефолта 1998 г., мирового кризиса 2008–2009 гг. и пандемии COVID-19. Обосновывается, что в условиях структурных деформаций и глубоких кризисов возникает необходимость временного перехода к государственному «дирижизму», обеспечивающему прямое вмешательство государства в хозяйственные процессы. Полученные результаты могут быть полезны для выработки более сбалансированных и результативных стратегий макроэкономической политики в Российской Федерации.
Статья посвящена теоретическому осмыслению идеи создания инклюзивного туристского центра как новой формы образовательного и социального института. В работе прослеживается эволюция образовательного туризма от его зарождения до современных тенденций, что позволило выявить закономерности развития данного направления и определить предпосылки для внедрения инклюзивных практик. Отдельное внимание уделено анализу национальных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда», в которых заложены основы модернизации инфраструктуры и цифровизации образовательного процесса. Показано, что именно эти инициативы создают благоприятные условия для внедрения инновационных решений, ориентированных на детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Автором обоснована необходимость интеграции инклюзивного туристского центра в систему образования как элемента, объединяющего образовательные, культурные и технологические ресурсы. Рассматриваются потенциальные направления деятельности центра: разработка виртуальных образовательных туров, создание безбарьерной среды, подготовка специалистов и информационное сопровождение. Делается вывод, что инклюзивный туристский центр способен восполнить дефицит адаптированных туристско-образовательных программ, повысить доступность знаний и способствовать социальной интеграции обучающихся, тем самым укрепляя основы формирования справедливого и инклюзивного общества.
В условиях геополитической турбулентности кондитерская отрасль Российской Федерации и Донецкой Народной Республики рассматривается как значимый сегмент продовольственного рынка, требующий системной государственной поддержки и применения инновационных методов стратегического управления. В статье обоснована актуальность использования геомаркетинга (компонента «place» в маркетинг-миксе 5P) для диагностики конъюнктуры кондитерских рынков, выделения фокус-групп потребителей и оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов. Представлены результаты типизации продукции на основе международных классификаторов, анализа внешнеторговых потоков и диагностики ключевых геосегментов. На основе статистических, графических и аналитических методов проведено прогнозирование основных показателей развития отрасли на 2024-2026 гг. Выявлены разнонаправленные тенденции функционирования российских и региональных предприятий, включая предприятия Донецкой Народной Республики, подтверждающие необходимость комплексных мер регулирования. Разработан организационный механизм совершенствования функционирования кондитерского рынка ДНР и определены стратегические направления его развития в условиях усиливающейся конкуренции и инновационных сдвигов. Сформулированы практические рекомендации для органов государственного управления и предприятий, направленные на укрепление конкурентоспособности, расширение экспортного потенциала и обеспечение национальной продовольственной безопасности.
Статья посвящена исследованию влияния внутренних регламентов контроля и аудита на эффективность государственного регулирования естественных монополий. Актуальность обусловлена ростом тарифной нагрузки при сохраняющейся непрозрачности затрат. Научная новизна – оценка связи между полнотой регламента контроля и динамикой тарифов в 2008-2023 гг. В работе описана трёхуровневая структура нормативного поля (международный, федеральный, корпоративный уровни), изучены практики идентификации естественных монополий, проанализированы модели ценообразования «затраты + инвестиционная надбавка» и «ценовой коридор». Особое внимание уделено тесту субаддитивности как инструменту раннего выявления завышенных расходов. Целью исследования стало обоснование управленческих решений, минимизирующих совокупные издержки при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли. В заключении сформулированы предложения по унификации корпоративных регламентов, внедрению «аудиторской оговорки» в дивидендную политику и расширению договорных схем «конкуренция за рынок». Материал будет полезен научному сообществу, регуляторам и специалистам служб внутреннего аудита естественных монополий.
Детская смертность является серьезной проблемой здравоохранения в Кении. Несмотря на усилия правительства по борьбе с этой угрозой, смертность среди детей в возрасте до 5 лет по-прежнему растет. Предыдущие исследования связывали эти случаи смерти с плохим питанием и болезнями, которые можно предотвратить, но при этом уделяли мало внимания роли лиц, осуществляющих уход за детьми, в улучшении состояния питания детей как способа снижения детской смертности. Основная цель исследования - проанализировать влияние формальной грамотности воспитателей и грамотности в области питания на практику кормления детей, рожденных девочками-подростками в Ндхиве, округ Хома-Бей. В исследовании, включавшем 1470 лиц, осуществляющих уход, и 497 волонтеров-медиков из местных сообществ, были собраны как количественные, так и качественные данные. Используя формулу Яманэ, применимую для ограниченной популяции, были систематически отобраны 204 лица, осуществляющих уход. При анализе количественных данных использовалась описательная статистика. Для выявления взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными были использованы регрессионный анализ и критерий Хи-квадрат. Статистическая значимость была установлена с использованием значения p <0,05. Что касается формальной грамотности лиц, осуществляющих уход, и грамотности в области питания в сравнении с практикой кормления, то с помощью критерия независимости Хи-квадрат было установлено, что p=0,000, что было меньше α=0,05 при 95% доверительном интервале. Это подразумевает наличие существенной взаимосвязи между формальной грамотностью лиц, осуществляющих уход, и грамотностью в области питания, и практикой кормления детей в возрасте до пяти лет. Формальная грамотность и грамотность в области питания играют большую роль в улучшении состояния питания детей в возрасте до пяти лет. Как формальная, так и диетологическая грамотность дает лицам, осуществляющим уход, более глубокие знания о методах питания детей в возрасте до пяти лет, что необходимо для здорового развития.
В статье исследуется социальная результативность кластерной политики в Санкт-Петербурге в контексте сохранения и укрепления традиционных ценностей Российской Федерации. Рассмотрены количественные и качественные показатели, включая рождаемость, брачность, разводимость и поддержку многодетных семей, а также качественные аспекты – формирование духовно-нравственных ориентиров через систему образования. Особое внимание уделено данным всероссийского опроса ВЦИОМ о ценностях россиян, подтвердившим устойчивость традиционных представлений о семье. Проанализированы инициативы, реализуемые в рамках кластерной политики города: образовательные, культурные и социальные проекты, включая деятельность образовательных кластеров и участие молодёжных организаций. Подчёркнута роль образовательных учреждений как ядра кластеров, интегрирующих усилия государства, общества и бизнеса для формирования гражданственности, патриотизма и укрепления традиционных семейных ценностей.
В статье рассмотрена проблема социализаци государственной экономической политики в контексте основных экономических теорий и их модифицированных современных продолжений для выявления их возможностей и ограничений в достижении целей социальной справедливости, равенства и защиты интересов населения. Выделена проблема несоответствия текущих подходов в экономическом управлении требованиям растущих социальных ожиданий общества. Раскрыта связь между выбором экономической доктрины и уровнем социализации экономической политики, подчёркивается важная роль различных экономических теорий в формулировании целей и инструментариев осуществления государственной экономической политики. Рассмотрены три базовые экономические парадигмы – классическая, кейнсианская и марксистская, а также их современные модификации: неоклассическая, нео- и посткейнсианская, нео- и постмарксистская. Проведенный анализ позволяет определить, как каждая из этих школ понимает роль государства, механизм перераспределения ресурсов и доходов, ответственность за социальное благополучие общества. Особое внимание уделено взаимодействию экономической и социальной политики, влиянию доминирующей экономической доктрины и идеологического базиса власти на уровень их социализации, механизмам сдерживания реализации десоциализированных решений в экономической политике. Исследование опирается на экономическую теорию как продукт научной мысли, формируемый под влиянием исторического опыта и идеологического базиса власти.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/