Неформальная застройка рассматривается как одна из ключевых урбанистических проблем современности, затрагивающая страны Глобального Севера и Юга. В работе представлен сравнительный анализ влияния неформальных поселений на городское развитие. Исследование уточняет понятийные границы «неформальных поселений», предлагает типологию по правовому статусу, материально-техническим характеристикам и функциональному назначению, а также выделяет кластеры социальных, экономических, политических и инфраструктурно-экологических рисков. Показана зависимость масштабов и конфигураций явления от качества институтов, режимов прав собственности и доступности жилья. Рассмотрен российский контекст и возможные направления политического регулирования: поэтапная легализация, интеграция в инженерные сети, развитие доступного жилья, применение медиативных механизмов разрешения земельных споров. Практическая значимость связана с формированием адаптивных стратегий городского управления, ориентированных на снижение маргинализации и повышение устойчивости территорий.
В статье рассмотрены современные модели региональной политики, применяемые в условиях новой социально-экономической реальности на примерах регионов Российской Федерации. Проведён сравнительный анализ стратегического, инновационно-кластерного, устойчивого, социально-ориентированного, инвестиционно-промышленного, цифрового и других подходов к региональному развитию. Особое внимание уделено возможности адаптации указанных моделей в специфических условиях Луганской Народной Республики с акцентом на необходимость создания собственной адаптивной модели, сочетающей в себе элементы интеграционного восстановления, цифровой трансформации и технологической модернизации. Подчёркивается значение внедрения искусственного интеллекта и цифровых решений для повышения эффективности регионального управления.
В работе представлены результаты исследования этнополитических оснований безопасности общества, государства и личности. На основе системного и институционального подходов предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики этнополитического измерения безопасности в рамках общей концепции национальной безопасности. Обоснован вывод о том, что в современных мультикультурных обществах этнический фактор является базовым в достижении и удержании высокого уровня безопасности. Показано, что безопасность включает взаимосвязанные физический, экономический, социальный, культурный и ценностно-нормативный компоненты, требующие согласованной политики. Выявлены ключевые индикаторы состояния безопасности и типовые угрозы, порождаемые как внешними вызовами, так и дисфункциями институтов. Уточнены понятия этнобезопасности и этнополитики, их место в архитектуре национальной безопасности. Практическая значимость исследования состоит в формулировании принципов профилактики этнической напряжённости, механизмов раннего предупреждения конфликтов и критериев оценки эффективности управленческих решений на различных уровнях управления.