Тенденция старения населения обусловливает необходимость анализа поведения так называемых серебряных потребителей. Одной из ключевых особенностей этого поведения является низкая готовность к совершению онлайн-покупок. Статья посвящена оценке роли индивидуальных характеристик, воспринимаемых выгод и рисков в онлайн-покупках лиц старшего возраста. Методологическую базу исследования составила концепция воспринимаемых выгод и рисков. В качестве методов использовались качественные интервью, количественный опрос, факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Информационной базой исследования послужили материалы 10 интервью и 244 анкет потребителей в возрасте 50 лет и старше. По результатам анализа впервые выявлены значимые предикторы интернет-покупок российских потребителей старшей возрастной группы. Так, риск оценки, производственный и финансовый риски снижают вероятность покупок онлайн, а разнообразие ассортимента повышает намерение совершать такие покупки в будущем. При этом наличие опыта покупок в интернете снижает восприятие рисков и повышает восприятие выгод. Значимую роль играют и навыки пользования интернетом: чем они лучше, тем выше вероятность онлайн-покупок. Также выявлено положительное влияние разницы биологического и когнитивного возраста: чем моложе ощущает себя индивид, тем выше вероятность совершения покупок в интернете. Полученные результаты позволяют онлайн-ритейлерам скорректировать практики работы с потребителями старшего поколения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Старение населения, под которым понимается увеличение доли лиц старшего возраста1 в общей численности населения, является одной из ключевых демографических тенденций в индустриальных и постиндустриальных странах, к числу которых относится и Россия [Gietel-Basten et al., 2020]. С точки зрения маркетологов, лица старшего возраста представляют собой отдельную – хотя и достаточно гетерогенную – группу «серебряных потребителей» со своими запросами, потребностями и особенностями поведения [Thompson, Thompson, 2009; Шерешева, Валитова, Березка, 2017].
Список литературы
1. Алексеева О.А., Бестужева О.Ю., Вершинская О.Н., Галюжин А.Ю., Скворцова Е.Е. (2019). Новые возможности и риски потребления электронных услуг людьми старшего возраста // Народонаселение. № 1. С. 128-142. DOI: 10.19181/1561-7785-2019-00010 EDN: RGULTQ
2. Шерешева М.Ю., Валитова Л.А., Березка С.М. (2017). Потребительское поведение россиян возрастной категории 50+: пилотное исследование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. №16 (2). С. 242-267. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2017.203 EDN: YZFWXZ
3. Шерешева М.Ю., Калмыкова Н.М., Колкова К.М. (2015). Старение населения и проблемы поколения “сэндвич”: социально-экономические и психологические аспекты // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. № 3. С. 5-14. EDN: ULSHQR
4. Adnan H. (2014). An analysis of the factors affecting online purchasing behavior of Pakistani consumers. International Journal of Marketing Studies, vol. 6, no. 5, pp. 133-148. DOI: 10.5539/ijms.v6n5p133
5. Bezirgani A., Lachapelle U. (2021). Online grocery shopping for the elderly in Quebec, Canada: The role of mobility impediments and past online shopping experience. Travel Behaviour and Society, vol. 25, pp. 133-143. DOI: 10.1016/j.tbs.2021.07.001 EDN: VMDKLS
6. Bhatnagar A., Ghose S. (2004). Segmenting consumers based on the benefits and risks of Internet shopping. Journal of Business Research, vol. 57, no. 12, pp. 1352-1360. DOI: 10.1016/S0148-2963(03)00067-5
7. Bhatti A., Rehman S.U. (2020). Perceived benefits and perceived risks effect on online shopping behavior with the mediating role of consumer purchase intention in Pakistan. International Journal of Management Studies, vol. 26, no. 1, pp. 33-54. DOI: 10.32890/ijms.26.1.2019.10512 EDN: PENMIL
8. Clemes M.D., Gan C., Zhang J. (2014). An empirical analysis of online shopping adoption in Beijing, China. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 21, no. 3, pp. 364-375. DOI: 10.1016/j.jretconser.2013.08.003
9. Dai B., Forsythe S., Kwon W.S. (2013). The impact of online shopping experience on risk perceptions and online purchase intentions: Does product category matter? Journal of Electronic Commerce Research, vol. 15, no. 1, pp. 13-24.
10. Doolin B., Dillon S., Thompson F., Corner J.L. (2005). Perceived risk, the Internet shopping experience and online purchasing behavior: A New Zealand perspective. Journal of Global Information Management (JGIM), vol. 13, no. 2, pp. 66-88. DOI: 10.4018/jgim.2005040104
11. Faugier J., Sargeant M. (1997). Sampling hard to reach populations. Journal of Advanced Nursing, vol. 26, no. 4, pp. 790-797. DOI: 10.1046/j.1365-2648.1997.00371.x EDN: EQCUZZ
12. Forsythe S., Liu C., Shannon D., Gardner L.C. (2006). Development of a scale to measure the perceived benefits and risks of online shopping. Journal of Interactive Marketing, vol. 20, no. 2, pp. 55-75. DOI: 10.1002/dir.20061
13. Gietel-Basten S., Mau V., Sanderson W., Scherbov S., Hulgin, S. (2020). Ageing in Russia: A regional appraisal. Journal of Population Ageing, vol. 13, pp. 63-80. DOI: 10.1007/s12062-019-9238-x EDN: EXRIPW
14. Hansson L., Holmberg U., Post A. (2022). Reorganising grocery shopping practices-the case of elderly consumers. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, vol. 32, no. 4, pp. 351-369. DOI: 10.1080/09593969.2022.2085137 EDN: WKQSEE
15. Hilt M.L., Lipschultz J.H. (2004). Elderly Americans and the Internet: E-mail, TV news, information and entertainment websites. Educational Gerontology, vol. 30, no. 1, pp. 57-72. DOI: 10.1080/03601270490249166
16. Iyer R., Eastman J.K. (2006). The elderly and their attitudes toward the Internet: The impact on Internet use, purchase, and comparison shopping. Journal of Marketing Theory and Practice, vol. 14, no. 1, pp. 57-67. DOI: 10.2753/MTP10696679140104
17. Johnson C.S., McLeod K.M. (2017). Relationship between fear of falling and preceived difficulty with grocery shopping. The Journal of Frailty & Aging, vol. 6, no. 1, pp. 33-36. DOI: 10.14283/jfa.2016.115
18. Kammerer K., Falk K., Herzog A., Fuchs J. (2019). How to reach ‘hard-to-reach’ older people for research: The TIBaR model of recruitment. Survey Methods: Insights from the Field (SMIF). DOI: 10.13094/SMIF-2019-00012
19. Kline R.B. (2023). Principles and practice of structural equation modeling. Guilford Publications.
20. Kuoppamäki S.M., Taipale S., Wilska T.A. (2017). The use of mobile technology for online shopping and entertainment among older adults in Finland. Telematics and Informatics, vol. 34, no. 4, pp. 110-117. DOI: 10.1016/j.tele.2017.01.005
21. Kwon W.S., Noh M. (2010). The influence of prior experience and age on mature consumers’ perceptions and intentions of internet apparel shopping. Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal, vol. 14, no. 3, pp. 335-349. DOI: 10.1108/13612021011061825
22. Lian J.W., Yen D.C. (2014). Online shopping drivers and barriers for older adults: Age and gender differences. Computers in Human Behavior, vol. 37, pp. 133-143. DOI: 10.1016/j.chb.2014.04.028
23. McCloskey D.W. (2006). The importance of ease of use, usefulness, and trust to online consumers: An examination of the technology acceptance model with older customers. Journal of Organizational and End User Computing (JOEUC), vol. 18, no. 3, pp. 47-65. DOI: 10.4018/joeuc.2006070103
24. Rybaczewska M., Sparks L. (2022). Ageing consumers and e-commerce activities. Ageing & Society, vol. 42, no. 8, pp. 1879-1898. DOI: 10.1017/S0144686X20001932 EDN: JVGOFV
25. Shen C., Zhou L., Lin S. (2014). Older adults’ online shopping behavior in China. In Cross-Cultural Design: 6th International Conference, CCD 2014, Held as Part of HCI International 2014, Heraklion, Crete, Greece, June 22-27, 2014. Proceedings 6 (pp. 482-488). Springer International Publishing. DOI: 10.1007/978-3-319-07308-8_46
26. Srivastava A., Thaichon P. (2023). What motivates consumers to be in line with online shopping?: A systematic literature review and discussion of future research perspectives. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, vol. 35, no. 3, pp. 687-725. DOI: 10.1108/APJML-10-2021-0777 EDN: OGBKDH
27. Stafford T.F., Turan A., Raisinghani M.S. (2004). International and cross-cultural influences on online shopping behavior. Journal of Global Information Technology Management, vol. 7, no. 2, pp. 70-87. DOI: 10.1080/1097198X.2004.10856373
28. Swinyard W.R., Smith S.M. (2003). Why people (don’t) shop online: A lifestyle study of the Internet consumer. Psychology & Marketing, vol. 20, no. 7, pp. 567-597. DOI: 10.1002/mar.10087 EDN: DWOTWH
29. Szmigin I., Carrigan M. (2001). Learning to love the older consumer. Journal of Consumer Behaviour: An International Research Review, vol. 1, no. 1, pp. 22-34. DOI: 10.1002/cb.51
30. Thompson N.J., Thompson K.E. (2009). Can marketing practice keep up with Europe’s ageing population? European Journal of Marketing, vol. 43, no. 11/12, pp. 1281-1288. DOI: 10.1108/03090560910989885
31. Van Slyke C., Comunale C.L., Belanger F. (2002). Gender differences in perceptions of web-based shopping. Communications of the ACM, vol. 45, no. 8, pp. 82-86. DOI: 10.1145/545151.545155 EDN: DTTNFX
32. Wu J., Song S. (2021). Older adults’ online shopping continuance intentions: Applying the technology acceptance model and the theory of planned behavior. International Journal of Human-Computer Interaction, vol. 37, no. 10, pp. 938-948. DOI: 10.1080/10447318.2020.1861419 EDN: HKALYU
33. Yap Y.Y., Tan S.H., Tan S.K., Choon S.W. (2022). Integrating the capability approach and technology acceptance model to explain the elderly’s use intention of online grocery shopping. Telematics and Informatics, vol. 72, 101842. DOI: 10.1016/j.tele.2022.101842
Выпуск
Другие статьи выпуска
With the advancement of technology, many habits of people have changed. One of these is the habit of ordering food. While people used to place food orders through traditional means such as phone or email, nowadays, they can do so more quickly and easily through mobile food ordering applications (MFOAs). The increasing use of MFOAs has necessitated the exploration of factors influencing individuals’ intention to reuse these applications. The aim of this study is to investigate the factors influencing individuals’ intention to reuse MFOAs. The study is based on marketing theory and the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology 2 (UTAUT2) model. In addition to the seven variables proposed by UTAUT2, variables related to the characteristic features of MFOAs, such as online reviews, online ratings, and online order tracking, have been added to the same model. The research data were obtained from surveys conducted with 441 MFOA users between December 2021 and March 2022. The collected data were analyzed using structural equation modeling in the R Software. As a result, it was observed that online ratings, effort expectation, online order tracking, price value, habit, and hedonic motivation variables have a significant and positive impact on the intention to reuse MFOAs. Social influence, facilitating conditions, performance expectation, and online reviews were found to have no effect on customers’ reuse intentions toward MFOAs. The findings of the study provide insights into understanding consumer preferences and purchase intentions, offering a prediction for MFOA service providers competing for a larger market share.
Проблематика «зеленого» маркетинга и его влияния на потребительское поведение, а также вопросы эволюции собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей достаточно хорошо освещены, но до сих пор нет комплексных исследований, посвященных взаимосвязи этих трех аспектов. Статья направлена на изучение факторов, влияющих на решение потребителей о приобретении «зеленых» СТМ, и определение характеристик товаров, которые российские потребители воспринимают как «зеленые», то есть безопасные для самого потребителя и окружающей среды на всех стадиях производственного, реализационного и утилизационного циклов. Методология работы опирается на теории маркетинга отношений, потребительского выбора, восприятия ценности (value perception theory) и концепцию устойчивого развития. Информационной базой для эмпирического исследования послужили глубинные экспертные интервью с представителями розничных сетей и результаты анкетирования 373 респондентов. Полученные данные обработаны с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа, контент-анализа. Результаты исследования показали, что цена СТМ не является единственным фактором потребительского выбора: на него влияют как социально-демографические характеристики респондентов, так и различные дополнительные свойства СТМ, в числе которых – набор «зеленых» характеристик, информативность упаковки, социальная ориентация СТМ и др. Полученные выводы могут быть востребованы в планировании маркетинговых кампаний по продвижению собственных торговых марок сетей
На российском рынке маргариновой продукции наблюдаются изменения моделей потребительского поведения, отрасль столкнулась с падением продаж ряда брендов. Исследование направлено на выявление новых трендов на рынке масложировой продукции и проверку гипотез о сокращении потребления маргарина конечными потребителями по причине популярности здорового образа жизни, быстро растущего спроса на готовую еду и выпечку, высокой чувствительности покупателей к цене. Методологическую основу исследования составили теории бренд-менеджмента и маркетинга. Использованы методы кабинетного и полевого маркетинговых исследований, опрос, статистические методы анализа. Расчеты проведены с помощью статистического программного обеспечения SPSS и JASP. Для оценки брендменеджмента компаний применялись индекс лояльности бренду, показатель знания брендов в Яндекс Wordstat. Информационную базу работы составили панельные данные Nielsen по ритейл-аудиту на рынках товаров повседневного спроса за 2021–2023 гг., аналитической платформы QlickView, отчет ООО «Профи Исследования» по итогам полевого исследования брендов маргарина в ноябре 2023 г., материалы опроса, проведенного авторами в ноябре – декабре 2023 г. Получен вывод о сокращении доли маргарина в общем объеме производства и продаж твердых жиров. Подтвердились гипотезы об уменьшении покупок маргаринов из-за стремления к здоровому образу жизни и по рекомендации врача. Выявлено, что цена является ключевым фактором при выборе маргариновой продукции.
С учетом адаптивности покупателей к устоявшимся маркетинговым стимулам возникает необходимость совершенствования способов продвижения текстильной продукции. Применение нейротехнологий позволяет определить потенциальные «якоря» в виде этнических орнаментов для сувенирной продукции. Исследование направлено на выявление нейромаркетинговых метрик потребительского восприятия этнических орнаментов для сувенирной одежды на основе искусственного интеллекта. Методологической базой работы послужили положения сенсорного маркетинга. Использовались общие маркетинговые и специальные нейромаркетинговые методы исследования. Информационную базу составил массив данных, полученных в рамках электроэнцефалографических экспериментов и фокус-группы, в которых участвовало 12 чел., и выборочного предварительного опроса, охватывающего 90 чел. Исследования были проведены в период с января по февраль 2024 г. Разработаны подходы к нейромаркетинговой потребительской оценке этнических орнаментов для сувенирной одежды, основанные на биометрических данных. Выявлены реакции потребителей на разные виды этнических орнаментов одежды. На базе электроэнцефалографического обследования и вербального опроса экспериментальной группы были выбраны наиболее сильные эмоциональные реакции на отдельные виды орнаментов. Полученные результаты были обработаны с помощью искусственного интеллекта для создания современного дизайна сувенирной продукции, в котором использованы этнические национальные узоры. Результаты исследования вносят вклад в понимание влияния ароматической нейростимуляции на восприятие элементов одежды, а также возможностей искусственного интеллекта в формировании обоснованных маркетинговых решений
The introduction of new technologies provides consumers with additional shopping opportunities and allow them to test new products. The study was conducted to determine the effects of brand experience on customer inspiration and behavioral intention and to establish the mediating role of openness to experience. The theoretical framework of the study resides in the theory of marketing and cognitive appraisal theory. Convenience sampling method and structural equation modelling were used within the study. The population of the study consists of customers who order from the online takeaway portal yemeksepeti. com. The data were gathered using questionnaires collected online in June, 2023. A total of 416 valid responses were received. Smart PLS 4 statistical program was used to test the hypotheses. As a result of the tests, it was found that brand experience has a positive effect on customer inspiration and openness to experience. It was also determined that openness to experience has a positive effect on customer inspiration by partially mediating the positive effect between brand experience and inspiration. Furthermore, the hypothesis that customer inspiration positively affects behavioral intention was also confirmed. The research will contribute to expanding the literature on consumer inspiration and openness to experience. Among possible directions for further research is to test the proposed model in relating industries or using statistical data from other countries
Переход рынка торговых центров в стадию зрелости трансформирует поведение покупателей и требует пересмотра подходов к их сегментации. Статья посвящена объяснению покупательского поведения россиян при совершении покупок в торговых центрах, их отношения к ценности шопинга и атрибутам торгового центра с учетом поколенческой и гендерной разницы для обоснования подхода к сегментации покупателей на стадии зрелости рынка. Методология исследования строится на теориях поколений и потребительской ценности. В качестве методов обработки данных использовались частотный, факторный, регрессионный, дисперсионный и кластерный анализ. Информационная база включает данные онлайн-опроса 531 респондента, проведенного в декабре 2023 г. – январе 2024 г. Результаты исследования показывают, что принадлежность покупателей к поколенческой когорте оказывает статистически значимое влияние на их поведение и отношение к атрибутам торгового центра. Гендерная разница лишь частично объясняет поведение потребителей при покупках. Поколенческие и гендерные различия выявлены в отношении гедонистической ценности шопинга: статистически значима реакция молодых покупателей и покупателей-женщин. Уровень дохода не определяет разницу в поведении потребителей. Кластерный анализ доказал, что основой сегментации покупателей являются психографические переменные – отношение к ценности шопинга и важность атрибутов торгового центра. Демографические факторы сегментации демонстрируют общую вторичность в условиях перехода рынка торговых центров в стадию зрелости. На первый план выходят психографические факторы: утилитарная и гедонистическая ценности шопинга, важность гигиенических и опытных атрибутов торговых центров
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/