На российском рынке маргариновой продукции наблюдаются изменения моделей потребительского поведения, отрасль столкнулась с падением продаж ряда брендов. Исследование направлено на выявление новых трендов на рынке масложировой продукции и проверку гипотез о сокращении потребления маргарина конечными потребителями по причине популярности здорового образа жизни, быстро растущего спроса на готовую еду и выпечку, высокой чувствительности покупателей к цене. Методологическую основу исследования составили теории бренд-менеджмента и маркетинга. Использованы методы кабинетного и полевого маркетинговых исследований, опрос, статистические методы анализа. Расчеты проведены с помощью статистического программного обеспечения SPSS и JASP. Для оценки брендменеджмента компаний применялись индекс лояльности бренду, показатель знания брендов в Яндекс Wordstat. Информационную базу работы составили панельные данные Nielsen по ритейл-аудиту на рынках товаров повседневного спроса за 2021–2023 гг., аналитической платформы QlickView, отчет ООО «Профи Исследования» по итогам полевого исследования брендов маргарина в ноябре 2023 г., материалы опроса, проведенного авторами в ноябре – декабре 2023 г. Получен вывод о сокращении доли маргарина в общем объеме производства и продаж твердых жиров. Подтвердились гипотезы об уменьшении покупок маргаринов из-за стремления к здоровому образу жизни и по рекомендации врача. Выявлено, что цена является ключевым фактором при выборе маргариновой продукции.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Продукция масложировой отрасли – неотъемлемая составляющая рациона населения. Широко используется в кондитерской, консервной, хлебопекарной, молочной промышленности и в организациях общественного питания, обладает большим экспортным потенциалом. Маргарин содержится в печенье, тортах, фастфуде, жареных полуфабрикатах, шоколадных конфетах, мороженом и многих других продуктах питания. Данный рынок подвержен влиянию нескольких факторов: во-первых, рост популярности спорта и здорового образа жизни (ЗОЖ), во-вторых, повышенное внимание населения к готовой еде, из-за чего из потребительских корзин пропадают ранее привычные и повседневные для потребителя товары масложировой категории.
Список литературы
1. Аакер Д. (2008). Создание сильных брендов. Москва: Изд. дом Гребенникова.
2. Анохин Е.В., Анохин В.А., Касатова Ж.В. (2014). Анализ научных подходов к проведению маркетинговых исследований // Экономический анализ: теория и практика. № 23 (374). С. 17-27. EDN: SESJVJ
3. Гэд Т. (2005). 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики.
4. Д’алессандро Д.Ф. (2002). Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки. Санкт-Петербург: Питер. Долгова С.А., Борода О.В. (2023). Современные тенденции и перспективы развития масложирового производства.
5. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. № 1. С. 218-229.
6. Капустина Л.М., Миколенко А.С., Сысоева Т.Л. (2022). Бренд-менеджмент на рынке продовольственных товаров // Вестник Академии знаний. № 53 (6). С. 421-424. EDN: NRPDRG
7. Келлер К.Л. (2016). Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. Москва: Вильямс.
8. Котлер Ф. (2018). Основы маркетинга. Москва: Вильямс.
9. Куликова О.М., Тропынина Н.Е. (2020). Трансформация инструментов маркетинговых исследований в условиях цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 2 (44). С. 129-134. EDN: UWXYGY
10. Леденёва Д.А. (2019). Изучение поведения покупателей: факторы, модели, этапы // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. № 12. С. 122-126. EDN: RIRDGG
11. Леонов В.А. (2021). Сущность и виды методов маркетингового исследования // Символ науки. № 1. С. 71-73. EDN: EZPCDW
12. Николаева М.А., Рязанова О.А. (2018). Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России // Российский внешнеэкономический вестник. № 5. С. 66-84. EDN: XQHJXF
13. Паршина Е.В. (2023). Современное понимание маркетинговых исследований: основные понятия и классификация // Наука XXI века: актуальные направления развития. № 1-2. С. 75-78. DOI: 10.46554/ScienceXXI-2023.02-1.2-pp.75 EDN: RPPCFK
14. Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н., Кручинина В.М. (2016). Современные тенденции развития отечественного рынка масложировой продукции // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. № 21 (26). С. 85-94. EDN: ZVZXMD
15. Скуба Р.В. (2021). Стратегические подходы продвижения бренда и развития ассортимента на рынках продовольственных товаров // International Agricultural Journal. № 3. С. 146-156. DOI: 10.24411/2588-0209-2021-10336 EDN: AWXYCE
16. Чепелева К.В. (2021). Выбор целевой аудитории при формировании регионального бренда в категории продукты переработки масличных культур // Управленческий учет. № 11-1. С. 160-166. DOI: 10.25806/uu11-12021160-166 EDN: UZTZQI
17. Чернова И.В. (2015). Состояние и перспективы развития масложировой отрасли в России // Материалы международной научно-практической конференции “Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики”. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I. С. 277-282. EDN: VDCEUJ
18. Шинкарева М.А. (2019). Значение маркетингового исследования в изучении рынка // Символ науки. № 5. С. 123-124. EDN: WSQPCD
19. Штезель А.Ю., Тюпляева В.А., Давыдова П.Д. (2019). Основные направления маркетинговых исследований рынка // Сфера услуг: инновации и качество. № 44. С. 138-144. EDN: IFBHZU
20. Юдакова О.В. (2022). Применение программ лояльности клиентов в маркетинге торговых каналов // Экономика и предпринимательство. № 1 (138). С. 838-840. DOI: 10.34925/EIP.2022.138.1.166 EDN: DAOILH
21. Aaker D. (2014). Aaker on branding: 20 principles that drive success. Morgan James Publishing.
22. Aaker J.L. (1997). Dimensions of brand personality. Journal of Marketing Research, vol. 34, no. 3, pp. 347-356. DOI: 10.2307/3151897 EDN: CORYRP
23. Bae G.K., Lee S.M., Luan B.K. (2023). The impact of ESG on brand trust and word of mouth in food and beverage companies: Focusing on Jeju island tourists. Sustainability, vol. 15, no. 3, 2348. DOI: 10.3390/su15032348 EDN: BYSYUZ
24. Barros-Arrieta D., García-Cali E. (2021). Internal branding: Conceptualization from a literature review and opportunities for future research. Journal of Brand Management, vol. 28, no. 2, pp. 133-151. DOI: 10.1057/s41262-020-00219-1 EDN: CZYRCJ
25. Borrello M., Annunziata A., Vecchio R. (2019). Sustainability of palm oil: Drivers of consumers’ preferences. Sustainability, vol. 11, no. 18, 4818. DOI: 10.3390/su11184818
26. Čivić B., Ćilimković D. (2022). Key features of brand management and customer behavior in the market of food products in Bosnia and Herzegovina. Ekonomske ideje i praksa, no. 45, pp. 47-61. https://www.ekof.bg.ac.rs/journals/eip/45/04.pdf. EDN: WMBPYL
27. Hamel G., Prahalad C.K. (1996). Competing for the future. HBS Press.
28. Kapferer J.-N. (2008). New strategic brand management: Creating and sustaining brand equity long term. London: Kogan Page.
29. Keller K.L. (1993). Conceptualizing, measuring, and managing customer-based brand equity. Journal of Marketing, vol. 57, no. 1, pp. 1-22. EDN: BNWBAR
30. Lusk J.L. (2019). Consumer beliefs about healthy foods and diets. PloS ONE, vol. 14, no. 10, e0223098. DOI: 10.1371/journal.pone.0223098
31. Martinho V.J.P.D. (2020). Food marketing as a special ingredient in consumer choices: The main insights from existing literature. Foods, vol. 9, no. 11, 1651. DOI: 10.3390/foods9111651 EDN: APUETR
32. Shakir H. (2012). Marketing communication for new products. LAP Laambert.
33. Soeherman A.D.G., Panjaitan R. (2023). Religio-centric product strategic: Halal literacy and brand management capabilities towards business performance. Jurnal Siasat Bisnis, vol. 27, no. 1, pp. 86-105. DOI: 10.20885/jsb.vol27.iss1.art7 EDN: KTGQJX
34. Tien N.H., Vu N.T., Tien N.V. (2019). The role of brand and brand management in creating business value case of Coca-Cola Vietnam. International Journal of Research in Marketing Management and Sales, vol. 1, no. 2, pp. 57-62. DOI: 10.33545/26633329.2019.v1.i2a.18
35. Zhenshan Yang, Pu Hao, Jianming Cai. (2015). Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing. Cities, vol. 42, Part B, pp. 171-185. DOI: 10.1016/j.cities.2014.06.005
Выпуск
Другие статьи выпуска
With the advancement of technology, many habits of people have changed. One of these is the habit of ordering food. While people used to place food orders through traditional means such as phone or email, nowadays, they can do so more quickly and easily through mobile food ordering applications (MFOAs). The increasing use of MFOAs has necessitated the exploration of factors influencing individuals’ intention to reuse these applications. The aim of this study is to investigate the factors influencing individuals’ intention to reuse MFOAs. The study is based on marketing theory and the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology 2 (UTAUT2) model. In addition to the seven variables proposed by UTAUT2, variables related to the characteristic features of MFOAs, such as online reviews, online ratings, and online order tracking, have been added to the same model. The research data were obtained from surveys conducted with 441 MFOA users between December 2021 and March 2022. The collected data were analyzed using structural equation modeling in the R Software. As a result, it was observed that online ratings, effort expectation, online order tracking, price value, habit, and hedonic motivation variables have a significant and positive impact on the intention to reuse MFOAs. Social influence, facilitating conditions, performance expectation, and online reviews were found to have no effect on customers’ reuse intentions toward MFOAs. The findings of the study provide insights into understanding consumer preferences and purchase intentions, offering a prediction for MFOA service providers competing for a larger market share.
Проблематика «зеленого» маркетинга и его влияния на потребительское поведение, а также вопросы эволюции собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей достаточно хорошо освещены, но до сих пор нет комплексных исследований, посвященных взаимосвязи этих трех аспектов. Статья направлена на изучение факторов, влияющих на решение потребителей о приобретении «зеленых» СТМ, и определение характеристик товаров, которые российские потребители воспринимают как «зеленые», то есть безопасные для самого потребителя и окружающей среды на всех стадиях производственного, реализационного и утилизационного циклов. Методология работы опирается на теории маркетинга отношений, потребительского выбора, восприятия ценности (value perception theory) и концепцию устойчивого развития. Информационной базой для эмпирического исследования послужили глубинные экспертные интервью с представителями розничных сетей и результаты анкетирования 373 респондентов. Полученные данные обработаны с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа, контент-анализа. Результаты исследования показали, что цена СТМ не является единственным фактором потребительского выбора: на него влияют как социально-демографические характеристики респондентов, так и различные дополнительные свойства СТМ, в числе которых – набор «зеленых» характеристик, информативность упаковки, социальная ориентация СТМ и др. Полученные выводы могут быть востребованы в планировании маркетинговых кампаний по продвижению собственных торговых марок сетей
С учетом адаптивности покупателей к устоявшимся маркетинговым стимулам возникает необходимость совершенствования способов продвижения текстильной продукции. Применение нейротехнологий позволяет определить потенциальные «якоря» в виде этнических орнаментов для сувенирной продукции. Исследование направлено на выявление нейромаркетинговых метрик потребительского восприятия этнических орнаментов для сувенирной одежды на основе искусственного интеллекта. Методологической базой работы послужили положения сенсорного маркетинга. Использовались общие маркетинговые и специальные нейромаркетинговые методы исследования. Информационную базу составил массив данных, полученных в рамках электроэнцефалографических экспериментов и фокус-группы, в которых участвовало 12 чел., и выборочного предварительного опроса, охватывающего 90 чел. Исследования были проведены в период с января по февраль 2024 г. Разработаны подходы к нейромаркетинговой потребительской оценке этнических орнаментов для сувенирной одежды, основанные на биометрических данных. Выявлены реакции потребителей на разные виды этнических орнаментов одежды. На базе электроэнцефалографического обследования и вербального опроса экспериментальной группы были выбраны наиболее сильные эмоциональные реакции на отдельные виды орнаментов. Полученные результаты были обработаны с помощью искусственного интеллекта для создания современного дизайна сувенирной продукции, в котором использованы этнические национальные узоры. Результаты исследования вносят вклад в понимание влияния ароматической нейростимуляции на восприятие элементов одежды, а также возможностей искусственного интеллекта в формировании обоснованных маркетинговых решений
The introduction of new technologies provides consumers with additional shopping opportunities and allow them to test new products. The study was conducted to determine the effects of brand experience on customer inspiration and behavioral intention and to establish the mediating role of openness to experience. The theoretical framework of the study resides in the theory of marketing and cognitive appraisal theory. Convenience sampling method and structural equation modelling were used within the study. The population of the study consists of customers who order from the online takeaway portal yemeksepeti. com. The data were gathered using questionnaires collected online in June, 2023. A total of 416 valid responses were received. Smart PLS 4 statistical program was used to test the hypotheses. As a result of the tests, it was found that brand experience has a positive effect on customer inspiration and openness to experience. It was also determined that openness to experience has a positive effect on customer inspiration by partially mediating the positive effect between brand experience and inspiration. Furthermore, the hypothesis that customer inspiration positively affects behavioral intention was also confirmed. The research will contribute to expanding the literature on consumer inspiration and openness to experience. Among possible directions for further research is to test the proposed model in relating industries or using statistical data from other countries
Тенденция старения населения обусловливает необходимость анализа поведения так называемых серебряных потребителей. Одной из ключевых особенностей этого поведения является низкая готовность к совершению онлайн-покупок. Статья посвящена оценке роли индивидуальных характеристик, воспринимаемых выгод и рисков в онлайн-покупках лиц старшего возраста. Методологическую базу исследования составила концепция воспринимаемых выгод и рисков. В качестве методов использовались качественные интервью, количественный опрос, факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Информационной базой исследования послужили материалы 10 интервью и 244 анкет потребителей в возрасте 50 лет и старше. По результатам анализа впервые выявлены значимые предикторы интернет-покупок российских потребителей старшей возрастной группы. Так, риск оценки, производственный и финансовый риски снижают вероятность покупок онлайн, а разнообразие ассортимента повышает намерение совершать такие покупки в будущем. При этом наличие опыта покупок в интернете снижает восприятие рисков и повышает восприятие выгод. Значимую роль играют и навыки пользования интернетом: чем они лучше, тем выше вероятность онлайн-покупок. Также выявлено положительное влияние разницы биологического и когнитивного возраста: чем моложе ощущает себя индивид, тем выше вероятность совершения покупок в интернете. Полученные результаты позволяют онлайн-ритейлерам скорректировать практики работы с потребителями старшего поколения.
Переход рынка торговых центров в стадию зрелости трансформирует поведение покупателей и требует пересмотра подходов к их сегментации. Статья посвящена объяснению покупательского поведения россиян при совершении покупок в торговых центрах, их отношения к ценности шопинга и атрибутам торгового центра с учетом поколенческой и гендерной разницы для обоснования подхода к сегментации покупателей на стадии зрелости рынка. Методология исследования строится на теориях поколений и потребительской ценности. В качестве методов обработки данных использовались частотный, факторный, регрессионный, дисперсионный и кластерный анализ. Информационная база включает данные онлайн-опроса 531 респондента, проведенного в декабре 2023 г. – январе 2024 г. Результаты исследования показывают, что принадлежность покупателей к поколенческой когорте оказывает статистически значимое влияние на их поведение и отношение к атрибутам торгового центра. Гендерная разница лишь частично объясняет поведение потребителей при покупках. Поколенческие и гендерные различия выявлены в отношении гедонистической ценности шопинга: статистически значима реакция молодых покупателей и покупателей-женщин. Уровень дохода не определяет разницу в поведении потребителей. Кластерный анализ доказал, что основой сегментации покупателей являются психографические переменные – отношение к ценности шопинга и важность атрибутов торгового центра. Демографические факторы сегментации демонстрируют общую вторичность в условиях перехода рынка торговых центров в стадию зрелости. На первый план выходят психографические факторы: утилитарная и гедонистическая ценности шопинга, важность гигиенических и опытных атрибутов торговых центров
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/