Проблематика «зеленого» маркетинга и его влияния на потребительское поведение, а также вопросы эволюции собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей достаточно хорошо освещены, но до сих пор нет комплексных исследований, посвященных взаимосвязи этих трех аспектов. Статья направлена на изучение факторов, влияющих на решение потребителей о приобретении «зеленых» СТМ, и определение характеристик товаров, которые российские потребители воспринимают как «зеленые», то есть безопасные для самого потребителя и окружающей среды на всех стадиях производственного, реализационного и утилизационного циклов. Методология работы опирается на теории маркетинга отношений, потребительского выбора, восприятия ценности (value perception theory) и концепцию устойчивого развития. Информационной базой для эмпирического исследования послужили глубинные экспертные интервью с представителями розничных сетей и результаты анкетирования 373 респондентов. Полученные данные обработаны с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа, контент-анализа. Результаты исследования показали, что цена СТМ не является единственным фактором потребительского выбора: на него влияют как социально-демографические характеристики респондентов, так и различные дополнительные свойства СТМ, в числе которых – набор «зеленых» характеристик, информативность упаковки, социальная ориентация СТМ и др. Полученные выводы могут быть востребованы в планировании маркетинговых кампаний по продвижению собственных торговых марок сетей
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Разработка и внедрение собственных торговых марок (private labels, own brands) являются для современных розничных сетей одним из наиболее перспективных направлений развития бизнеса. Многие ритейлеры, включая лидеров рынка, считают развитие собственных торговых марок (СТМ) приоритетным [Baltas, Argouslidis, 2007; Gielens et al., 2021].
Список литературы
1. Белецкий М.Д. (2022). Детерминанты сдерживания и потенциал развития собственных торговых марок, а также ассортимента товаров под их эгидой в преддверии реформирования российской экономики // Экономика, предпринимательство и право. Т. 12, № 5. С. 1583-1598. DOI: 10.18334/epp.12.5.114756 EDN: ZGESLN
2. Герасименко В.В. (2021). Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Т. 13, № 3. С. 7-24. DOI: 10.38050/2078-3809-2021-13-3-7-24 EDN: QWXXGU
3. Курганова Н.Ю. (2020). Обеспечение конкурентоспособности розничных сетей на основе развития собственных торговых марок // Вестник Академии. № 3. С. 47-53. EDN: ZAILMU
4. Липатов Н.С. (2022). Отраслевые особенности развития собственных торговых марок: на примере федеральных торговых сетей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 12, № 6-1. С. 160-166. DOI: 10.34670/AR.2022.33.67.030 EDN: TKGMGN
5. Николаева М.А., Бас Д.Д. (2021). Создание, продвижение и классификация собственных торговых марок // Товаровед продовольственных товаров. № 5. С. 337-345. DOI: 10.33920/igt-01-2105-02 EDN: NLUSPQ
6. Старов С. (2022). Управление собственными торговыми марками розничных сетей. Москва: Litres.
7. Старов С.А., Кирюков С.И. (2012). Становление и развитие собственных торговых марок розничных сетей на рынке FCMG // Бренд-менеджмент. Т. 6. С. 342-355. https://grebennikon.ru/article-29k3.html. EDN: PLSJQZ
8. Старов С.А., Черенков В.И., Гладких И.В., Кирюков С.И. (2020). Собственная торговая марка как бренд // Маркетинг и маркетинговые исследования. № 2. С. 104-118. DOI: 10.36627/2074-5095-2020-2-2-104-118 EDN: TEYIGT
9. Старов С.А. (2013). Управление собственными торговыми марками розничных сетей. Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента. EDN: TTVZCX
10. Черенков В.И., Благов Е.Ю., Старов С.А., Таничев А.В. (2021). Брендинг устойчивости и собственные торговые марки: от междисциплинарного подхода к трансдисциплинарному // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. Т. 20, № 4. С. 471-508. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2021.401 EDN: AKNWLX
11. Черенков В.И., Старов С.А., Гладких И.В., Кирюков С.И., Назаренко Е.А. (2021). Превращение собственной торговой марки продавца экопродуктов в бренд устойчивости - путь к ответственному потреблению // Маркетинг и маркетинговые исследования. № 3. С. 194-207. DOI: 10.36627/2074-5095-2021-3-3-194-207 EDN: KYILLM
12. Amaldoss W., Desai P.S., Shin W. (2015). Keyword search advertising and first-page bid estimates: A strategic analysis. Management Science, vol. 61, no. 3, pp. 507-519. DOI: 10.1287/mnsc.2014.2033
13. Baker S.E., Edwards R. (2012). How many qualitative interviews is enough? Expert voices and early career reflections on sampling and cases in qualitative research. National Centre for Research Methods Review Paper. https://eprints.ncrm.ac.uk/id/eprint/2273/4/how_many_interviews.pdf.
14. Baltas G., Argouslidis P.C. (2007). Consumer characteristics and demand for store brands. International Journal of Retail & Distribution Management, vol. 35, no. 5, pp. 328-341. DOI: 10.1108/09590550710743708
15. Berezka S., Rebiazina V., Muravskaia S. (2021). Changes in consumer behavior in the BRICS countries during the COVID-19 pandemic: The role of trust and anxiety. BRICS Journal of Economics, vol. 2, no. 1, pp. 53-73. DOI: 10.38050/2712-7508-2021-29 EDN: PUKKJR
16. Burt S. (2000). The strategic role of retail brands in British grocery retailing. European Journal of Marketing, vol. 34, no. 8, pp. 875-890. DOI: 10.1108/03090560010331351 EDN: EBJFZX
17. Burt S., Davis S. (1999). Follow my leader? Lookalike retailer brands in non-manufacturer-dominated product markets in the UK. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, vol. 9, no. 2, pp. 163-185. DOI: 10.1080/095939699342624
18. Chang N.J., Fong C.M. (2010). Green product quality, green corporate image, green customer satisfaction, and green customer loyalty. African Journal of Business Management, vol. 4, no. 13, pp. 2836-2844.
19. Cherenkov V., Sheresheva M., Starov S., Gladkikh I., Tanichev A., Berezka S., Yussuf A. (2020). Sustainability trends and consumer perceived risks towards private labels. Entrepreneurship and Sustainability Issues, vol. 8, no. 1, pp. 347-362. DOI: 10.9770/jesi.2020.8.1(24) EDN: RINXTY
20. Coelho P.S., Rita P., Santoz Z.R. (2018). On the relationship between consumer-brand identification, brand community, and brand loyalty. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 43, pp. 101-110. DOI: 10.1016/j.jretconser.2018.03.011
21. Corstjens J., Corstjens M.J. (1995). Store wars: The battle for mindspace and shelfspace. Wiley.
22. Gielens K., Ma Y., Namin A., Sethuraman R., Smith R.J., Bachtel R.C., Jervis S. (2021). The future of private labels: Towards a smart private label strategy. Journal of Retailing, vol. 97, no. 1, pp. 99-115. DOI: 10.1016/j.jretai.2020.10.007 EDN: COIVXA
23. Keller K.O., Geyskens I., Dekimpe M.G. (2020). Opening the umbrella: The effects of rebranding multiple category-specific private-label brands to one umbrella brand. Journal of Marketing Research, vol. 57, no. 4, pp. 677-694. DOI: 10.1177/0022243720922853 EDN: YENOZE
24. Kumar N., Steenkamp J.B.E.M. (2007). Brand versus brand. International Commerce Review: ECR Journal, vol. 7, no. 1, pp. 46-53. DOI: 10.1007/s12146-007-0008-y
25. Laaksonen H., Reynolds J. (1994). Own brands in food retailing across Europe. Journal of Brand Management, vol. 2, no. 1, pp. 37-46. DOI: 10.1057/bm.1994.30
26. Lamey L., Deleersnyder B., Dekimpe M.G., Steenkamp J.B. (2007). How business cycles contribute to private-label success: Evidence from the United States and Europe. Journal of Marketing, vol. 71, no. 1, pp. 1-15. DOI: 10.1509/jmkg.71.1.001
27. Likert R. (1932). A technique for the measurement of attitudes. Archives of psychology.
28. Namin A., Dehdashti Y. (2019). A “hidden” side of consumer grocery shopping choice. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 48, pp. 16-27. DOI: 10.1016/j.jretconser.2019.01.009
29. Obeng E., Luchs R., Inman J.J., Hulland J. (2016). Survival of the fittest: How competitive service overlap and retail format impact incumbents’ vulnerability to new entrants. Journal of Retailing, vol. 92, no. 4, pp. 383-396. DOI: 10.1016/j.jretai.2016.07.001
30. Panibratov A. (2021). Sanctions, cooperation, and innovation: Insights into Russian economy and implications for Russian firms. BRICS Journal of Economics, vol. 2, no. 3, pp. 4-26. DOI: 10.38050/2712-7508-2021-3-1 EDN: NBTAHG
31. Scott Morton F., Zettelmeyer F. (2004). The strategic positioning of store brands in retailer-manufacturer negotiations. Review of Industrial Organization, vol. 24, pp. 161-194. https://doi.org/10.1023/B:REIO.0000033350.25229.d6.
32. Seidman I. (2006). Interviewing as qualitative research: A guide for researchers in education and the social sciences. Teachers College Press.
33. Sharko E.R. (2021). Promotion of a healthy lifestyle in Russia and China. The first results of COVID-19 and trends in the post-COVID economy. BRICS Journal of Economics, vol. 2, no. 3, pp. 27-53. DOI: 10.38050/2712-7508-2021-3-2 EDN: JBNTEM
34. Valaskova K., Kliestikova J., Krizanova A. (2018). Consumer perception of private label products: An empirical research. Journal of Competitiveness, vol. 10, no. 3, pp. 149-163. DOI: 10.7441/joc.2018.03.10
35. Wileman A., Jary M. (1997). Retail power plays: From trading to brand leadership. New York: New York University Press.
36. Wu L., Yang W., Wu J. (2021). Private label management: A literature review. Journal of Business Research, vol. 125, pp. 368-384. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.12.032 EDN: OIMPSP
Выпуск
Другие статьи выпуска
With the advancement of technology, many habits of people have changed. One of these is the habit of ordering food. While people used to place food orders through traditional means such as phone or email, nowadays, they can do so more quickly and easily through mobile food ordering applications (MFOAs). The increasing use of MFOAs has necessitated the exploration of factors influencing individuals’ intention to reuse these applications. The aim of this study is to investigate the factors influencing individuals’ intention to reuse MFOAs. The study is based on marketing theory and the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology 2 (UTAUT2) model. In addition to the seven variables proposed by UTAUT2, variables related to the characteristic features of MFOAs, such as online reviews, online ratings, and online order tracking, have been added to the same model. The research data were obtained from surveys conducted with 441 MFOA users between December 2021 and March 2022. The collected data were analyzed using structural equation modeling in the R Software. As a result, it was observed that online ratings, effort expectation, online order tracking, price value, habit, and hedonic motivation variables have a significant and positive impact on the intention to reuse MFOAs. Social influence, facilitating conditions, performance expectation, and online reviews were found to have no effect on customers’ reuse intentions toward MFOAs. The findings of the study provide insights into understanding consumer preferences and purchase intentions, offering a prediction for MFOA service providers competing for a larger market share.
На российском рынке маргариновой продукции наблюдаются изменения моделей потребительского поведения, отрасль столкнулась с падением продаж ряда брендов. Исследование направлено на выявление новых трендов на рынке масложировой продукции и проверку гипотез о сокращении потребления маргарина конечными потребителями по причине популярности здорового образа жизни, быстро растущего спроса на готовую еду и выпечку, высокой чувствительности покупателей к цене. Методологическую основу исследования составили теории бренд-менеджмента и маркетинга. Использованы методы кабинетного и полевого маркетинговых исследований, опрос, статистические методы анализа. Расчеты проведены с помощью статистического программного обеспечения SPSS и JASP. Для оценки брендменеджмента компаний применялись индекс лояльности бренду, показатель знания брендов в Яндекс Wordstat. Информационную базу работы составили панельные данные Nielsen по ритейл-аудиту на рынках товаров повседневного спроса за 2021–2023 гг., аналитической платформы QlickView, отчет ООО «Профи Исследования» по итогам полевого исследования брендов маргарина в ноябре 2023 г., материалы опроса, проведенного авторами в ноябре – декабре 2023 г. Получен вывод о сокращении доли маргарина в общем объеме производства и продаж твердых жиров. Подтвердились гипотезы об уменьшении покупок маргаринов из-за стремления к здоровому образу жизни и по рекомендации врача. Выявлено, что цена является ключевым фактором при выборе маргариновой продукции.
С учетом адаптивности покупателей к устоявшимся маркетинговым стимулам возникает необходимость совершенствования способов продвижения текстильной продукции. Применение нейротехнологий позволяет определить потенциальные «якоря» в виде этнических орнаментов для сувенирной продукции. Исследование направлено на выявление нейромаркетинговых метрик потребительского восприятия этнических орнаментов для сувенирной одежды на основе искусственного интеллекта. Методологической базой работы послужили положения сенсорного маркетинга. Использовались общие маркетинговые и специальные нейромаркетинговые методы исследования. Информационную базу составил массив данных, полученных в рамках электроэнцефалографических экспериментов и фокус-группы, в которых участвовало 12 чел., и выборочного предварительного опроса, охватывающего 90 чел. Исследования были проведены в период с января по февраль 2024 г. Разработаны подходы к нейромаркетинговой потребительской оценке этнических орнаментов для сувенирной одежды, основанные на биометрических данных. Выявлены реакции потребителей на разные виды этнических орнаментов одежды. На базе электроэнцефалографического обследования и вербального опроса экспериментальной группы были выбраны наиболее сильные эмоциональные реакции на отдельные виды орнаментов. Полученные результаты были обработаны с помощью искусственного интеллекта для создания современного дизайна сувенирной продукции, в котором использованы этнические национальные узоры. Результаты исследования вносят вклад в понимание влияния ароматической нейростимуляции на восприятие элементов одежды, а также возможностей искусственного интеллекта в формировании обоснованных маркетинговых решений
The introduction of new technologies provides consumers with additional shopping opportunities and allow them to test new products. The study was conducted to determine the effects of brand experience on customer inspiration and behavioral intention and to establish the mediating role of openness to experience. The theoretical framework of the study resides in the theory of marketing and cognitive appraisal theory. Convenience sampling method and structural equation modelling were used within the study. The population of the study consists of customers who order from the online takeaway portal yemeksepeti. com. The data were gathered using questionnaires collected online in June, 2023. A total of 416 valid responses were received. Smart PLS 4 statistical program was used to test the hypotheses. As a result of the tests, it was found that brand experience has a positive effect on customer inspiration and openness to experience. It was also determined that openness to experience has a positive effect on customer inspiration by partially mediating the positive effect between brand experience and inspiration. Furthermore, the hypothesis that customer inspiration positively affects behavioral intention was also confirmed. The research will contribute to expanding the literature on consumer inspiration and openness to experience. Among possible directions for further research is to test the proposed model in relating industries or using statistical data from other countries
Тенденция старения населения обусловливает необходимость анализа поведения так называемых серебряных потребителей. Одной из ключевых особенностей этого поведения является низкая готовность к совершению онлайн-покупок. Статья посвящена оценке роли индивидуальных характеристик, воспринимаемых выгод и рисков в онлайн-покупках лиц старшего возраста. Методологическую базу исследования составила концепция воспринимаемых выгод и рисков. В качестве методов использовались качественные интервью, количественный опрос, факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Информационной базой исследования послужили материалы 10 интервью и 244 анкет потребителей в возрасте 50 лет и старше. По результатам анализа впервые выявлены значимые предикторы интернет-покупок российских потребителей старшей возрастной группы. Так, риск оценки, производственный и финансовый риски снижают вероятность покупок онлайн, а разнообразие ассортимента повышает намерение совершать такие покупки в будущем. При этом наличие опыта покупок в интернете снижает восприятие рисков и повышает восприятие выгод. Значимую роль играют и навыки пользования интернетом: чем они лучше, тем выше вероятность онлайн-покупок. Также выявлено положительное влияние разницы биологического и когнитивного возраста: чем моложе ощущает себя индивид, тем выше вероятность совершения покупок в интернете. Полученные результаты позволяют онлайн-ритейлерам скорректировать практики работы с потребителями старшего поколения.
Переход рынка торговых центров в стадию зрелости трансформирует поведение покупателей и требует пересмотра подходов к их сегментации. Статья посвящена объяснению покупательского поведения россиян при совершении покупок в торговых центрах, их отношения к ценности шопинга и атрибутам торгового центра с учетом поколенческой и гендерной разницы для обоснования подхода к сегментации покупателей на стадии зрелости рынка. Методология исследования строится на теориях поколений и потребительской ценности. В качестве методов обработки данных использовались частотный, факторный, регрессионный, дисперсионный и кластерный анализ. Информационная база включает данные онлайн-опроса 531 респондента, проведенного в декабре 2023 г. – январе 2024 г. Результаты исследования показывают, что принадлежность покупателей к поколенческой когорте оказывает статистически значимое влияние на их поведение и отношение к атрибутам торгового центра. Гендерная разница лишь частично объясняет поведение потребителей при покупках. Поколенческие и гендерные различия выявлены в отношении гедонистической ценности шопинга: статистически значима реакция молодых покупателей и покупателей-женщин. Уровень дохода не определяет разницу в поведении потребителей. Кластерный анализ доказал, что основой сегментации покупателей являются психографические переменные – отношение к ценности шопинга и важность атрибутов торгового центра. Демографические факторы сегментации демонстрируют общую вторичность в условиях перехода рынка торговых центров в стадию зрелости. На первый план выходят психографические факторы: утилитарная и гедонистическая ценности шопинга, важность гигиенических и опытных атрибутов торговых центров
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/