ТРИЛОГИЯ А.Н. ТОЛСТОГО «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (2024)
В данной работе проводится анализ современных статей, написанных о трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». Рассматриваются основные направления и вопросы, поднимаемые представителями научного сообщества, с целью выявления основных векторов изучения трилогии в рамках литературоведения. Обозревается влияние А. П. Чехова на творчество А.Н. Толстого, взаимосвязь героев трилогии с самарскими реалиями и жанровые особенности «Хождения по мукам» как романа-эпопеи. Делается вывод об актуальности изучения такой научной проблемы, как «русский национальный характер в трилогии А. Н. Толстого».
Идентификаторы и классификаторы
Многие исследователи проводят параллели между трилогией Толстого и другими значимыми текстами начала века, показывая общие настроения того времени и влияние литературы рубежа веков на самого Алексея Николаевича. Так, М.А. Перепелкин [3] выстраивает объемную картину 10-х годов XX века и показывает впечатления ближайшего к Толстому общества от пьес А.П. Чехова. В переписке Толстого с матерью и отчимом часто всплывает имя Антона Павловича, всегда с положительной оценкой и подчеркиванием его достоинств в литературе: новый реализм, обсуждение спорных вопросов, ощущение мощных и необратимых изменений в жизни общества и каждого человека, при этом неуловимая трагическая нехватка чего-то важного, почти невозможного для героев. В письмах Толстой неоднократно хвалил постановки «Трех сестер» и «Чайки» Чехова, сравнивая театральные версии с печатными изданиями, удивляясь, как казавшийся ему скучным текст пьес оживает на сцене. Несомненно, что творческое видение Чехова, его цепкий взгляд и умение лаконично передать сложные события и эмоции влияли на тогда еще юного Толстого. В связи с этим М.А. Перепелкин анализирует «Хождение по мукам», вытаскивая из толстовского текста реверансы к Чехову, и предлагает начать с названия: первый том трилогии – «Сестры» – определенно отсылает к чеховским «Трем сестрам». Исследователь указывает, что эта связь не ограничивается названием, а лежит гораздо глубже – в сюжетной ситуации героинь, в нарушенном общении, в разрушении привычного им мира и родительского очага. Чеховский дух в трилогии обусловлен еще и тем, что многие места в жизни Толстого также связаны с Чеховым: Самара, Петербург, Москва. Литературное общество не могло не обсуждать Антона Павловича и его произведения, особенно после смерти писателя, за которой последовали многочисленные статьи о гении Чехова. Алексей Толстой и его близкое окружения разделяли эту любовь и чувство утраты.
Список литературы
- Акбаба Т. Трилогия А.Н. Толстого «Хождение по мукам»: традиции и новаторство в эпической прозе // Karadeniz. 2017. № 34. С. 173–182.
- Перепелкин М.А. Телегин, Рощин и Струков. Фамилии героев как элемент
«самарского кода» в трилогии А.Н. Толстого «Хождение по мукам» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные,
гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. №79(1). С. 114–118. - Перепелкин М.А. Чеховский код в «Хождении по мукам» А.Н. Толстого //
Уральский филологический вестник. 2019. № 5. С. 95–112. - Толстая Е.Д. Ключи счастья: Алексей Толстой и литературный Петербург.
Москва : Новое литературное обозрение, 2013. 544 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы определения понятия «образ мира» и возможности исследования его особенностей на языковом материале. Приводятся примеры персидских «поэтических» пословиц, которые стали достоянием живого разговорного языка благодаря особому месту поэтического творчества в персидской культуре.
В статье рассматриваются способы создания В.И. Беловым портретных характеристик женских персонажей, исходя из их художественных функций и идейно-тематического содержания произведений. Делаются выводы об актуальности рассматриваемой темы в рамках обсуждения женского вопроса в деревенской прозе.
В статье рассматриваются основные этапы творчества писателя-фантаста И.А. Ефремова, приводится обзор источников и биографических материалов, касающихся деятельности И.А. Ефремова начиная с 1943 г. Ставится вопрос о периодизации творчества в контексте творческой эволюции. Кратко рассматривается поэтика произведений на каждом этапе. В заключение предлагается схема деления творческого пути писателя на этапы с точки зрения концептуально-философского эволюционизма.
В статье на основе сопоставления этнографических элементов ранней поэмы Ф.Н. Глинки «Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой» с исследованиями карельского эпоса анализируются мифологизированные образы, определяется их роль в авторском замысле. Изображение элементов древней мифологии карелов (например, персонажи низшей мифологии - хозяева и духи трех стихий, образы богатырей, основанные на героическом эпосе), опосредованных христианским мировоззрением поэта, позволили создать синкретизм верований нескольких столетий.
В статье приводится аналитический обзор новейших исследований православной прозы и литературы «духовного реализма». Рассматриваются основные направления и вопросы, которые поднимают авторы диссертаций, чтобы выявить наиболее перспективные пути изучения данной темы. В центре внимания два крупных автора - В.Н. Крупин и архимандрит Тихон (Шевкунов), которые работают в направлении «духовного реализма», на их примере продемонстрирована актуальность затронутой научной проблемы.
В предлагаемой статье дается структурный анализ зевгматических конструкций в художественной речи, выявляется специфика их функционирования, оценивается стилистический потенциал. В качестве эмпирического материала используются тексты рассказов из сборника «Сантехник, его кот, жена и другие подробности» Славы Сэ (Вячеслава Солдатенко).
Статья посвящена освещению специфики интеграции искусственного интеллекта в медийную коммуникацию и связанных с данным феноменом противоречий. Автор анализирует совершенствование способов создания контента, исследует возникающие этические и социальные сложности, возникающие в процессе функционирования ИИ как полноценного инструмента журналистской деятельности.
Статья посвящена особенностям формирования общественного мнения по поводу значимого события в сети Интернет на примере социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте». В центре внимания приёмы прямого и косвенного речевого воздействия на интернет-аудиторию, целенаправленно используемые для создания необходимой реакции участников коммуникации на событие.
В статье рассматривается научное наследие профессора Тверского государственного университета А.В. Гончаровой, намечается перспектива его изучения и систематизации хранящихся в архивах материалов фольклорных экспедиций, которыми руководила А.В. Гончарова. В числе актуальных задач изучения фольклора Тверского региона называется репрезентация всех имеющихся текстов.
Двуязычная личность рассматривается в контексте взаимодействия родной и неродной культуры, а также в отрыве от культуры изучаемого языка. Обсуждаются особенности языкового поведения двуязычной личности, оставившей след в мировой культуре. Делается вывод о том, что для современного носителя учебного билингвизма иностранный язык должен быть нормой, соотносимой с билингвальным статусом творческой личности.
В статье обсуждаются проблемы, связанные с применением искусственного интеллекта в науке о языке. Данная тема является сейчас очень актуальной, так как, идя в ногу со временем, лингвистика всё больше становится объектом внимания ученых-программистов. За последние десятилетия было создано столько языковых платформ искусственного интеллекта для машинного перевода, систем распознавания речи, вопросно-ответных систем и других, сколько не было разработано за все годы прошлого века, начиная с 1940-х годов.
Статья посвящена изучению официального издания Владимирской губернии в начале XX века. Авторы рассматривают вопросы изменения жанров и подачи информации в связи с изменившимися задачами издания: от культурно просветительского до информационно-развлекательного.
В статье описываются три основные причины, из-за которых затрудняется формирование читательской грамотности у детей начальной школы. Понимание этих причин поможет учителю разработать комплекс мероприятий для более эффективного формирования читательской грамотности у младшеклассников.
В статье рассматривается динамика изменения образа врага в советском кинематографе 1941-1945 гг. Материалом исследования послужила кинодокументалистика (кинохроника, полнометражные документальные фильмы) периода Великой Отечественной войны.
Когда по итогам Семилетней войны французская колония Канада отошла к Британии (1763), там не существовало национальной прессы, и депутаты Ассамблеи из числа немногочисленной франкоканадской интеллигенции основали первую франкоязычную газету «Канадьен» (1806). Но в дальнейшем, напротив, наиболее яркие журналисты-профессионалы шли в политику, чтобы действенно противостоять ассимиляции франкоканадцев, проводимой сначала британскими властями, а затем - федеральным правительством Канады. Сегодня в Квебеке, единственной франкоязычной провинции страны, сохраняется эта исторически сложившаяся тенденция - переход журналистов в политику для защиты идентичности франкоканадцев, оказавшихся в англоязычном окружении. Кроме того, Квебек, в отличие от остальной Канады, демонстрирует высокую культуру чтения национальной периодики политиками и населением, сложившуюся за два века благодаря её основной теме - стремлению «спасти нацию». В статье на конкретных примерах из двухвековой истории СМИ Квебека анализируются коммуникативные связи между журналистикой и политикой.
В статье автор рассуждает о качестве текстов, размещаемых в пабликах государственных учреждений в социальных сетях в связи с вступлением в силу определенных законодательных актов, обязывающих все государственные структуры и подведомственные им учреждения вести открытый диалог с гражданами посредством конкретных социальных сетей и регулярных публикаций. Отмечается парадоксальная тенденция, привлекающая внимание специалистов в области языкознания: на фоне возрастания роли масс-медиа идет деградация языка в обществе, что ведет к необратимым изменениям в литературном языке, перекосу речевого баланса в коммуникациях.
Информационно-коммуникационные технологии вносят существенные коррективы в процесс реализации современной публичной дипломатии. Появляются новые каналы международного взаимодействия, расширяется набор методов и инструментов влияния на аудиторию. В данной статье рассматривается цифровой посредник между Европейским Союзом и зарубежной общественностью на примере блога политического деятеля Ж. Борреля. Авторы исследования подробно анализируют блог Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, его целевые установки, особенности, функционал, делая выводы о возрастании роли подобных инструментов в глобальной публичной дипломатии.
В статье рассмотрены очерки А.С. Пьянова, опубликованные в газетах «Вечерняя Москва» и «Литературная газета». Авторы показывают своеобразие художественных приемов и средств, которые использовал публицист. Проанализировав несколько очерков, они пришли к выводу, что А. С. Пьянов отдавал предпочтение портретному очерку, он мастерски владел этим жанром и каждый раз по-новому создавал образ своего героя.
В статье показано отношение официального издания журнала Министерства народного просвещения к крепостному праву. На своих страницах подведомственный орган представляет обзор статей по крестьянскому вопросу разных авторов и изданий, выделяя статьи Самарина как наиболее содержательные.
В исследовании описаны типы синтаксической структуры заголовков фельетонов второй половины 1920-х годов, характеризуются языковые способы выражения номинативных заголовков; заголовков, представляющих собой по структуре «осколочные» конструкции и глагольные предложения. Определены продуктивные и непродуктивные типы синтаксической структуры заголовков фельетонов Отмечена тенденция к максимальной краткости заголовков фельетонов, главенство именных конструкций.
В статье дается характеристика одного из значимых изданий по тверским говорам последних лет - словаря «Селигер: материалы по русской диалектологии», отражающего в лексике картину жизни важного региона Тверской области конца ХХ века.
Статья посвящена описанию одного из жанров современного поздравительного дискурса - креативной поздравительной открытке. В исследовании обосновывается правомерность выделения данного жанра с опорой на ряд формальных и семантических признаков. Автор утверждает, что креативная открытка принципиально отличается от поздравительных открыток в традиционном понимании, так как не содержит стандартных структурных элементов (название события, указания на адресата, пожелание и т.д.). В статье дается определение жанра «креативная поздравительная открытка» и описываются особенности данного типа текстов: малоформатность, парцелляция текста, то есть размещение на разных сторонах бумажного носителя, а также двухэтапное восприятие адресатом, непредсказуемость содержания второй части текста, эффект загадки, лингвистический эпатаж, креолизованность. Автор связывает появление и широкое распространение креативных поздравительных открыток с одной из главных тенденций современного русского языка - массовым лингвистическим креативом во многих дискурсах, в том числе поздравительном.
В статье представлены результаты осмысления содержательных характеристик репрезентантов лингвокультурного концепта «Родство» как ключевого элемента ментального поля родства, выполняющих функции терминов. Отмечено, что в некоторых случаях у таких терминов (преимущественно имеющих форму словосочетаний) можно констатировать наличие элементов образно-оценочного свойства.
В вербально-тактильном взаимодействии каждый участник может обладать определенным набором ролевых проявлений, которые затрагивают индивидуальные характеристики и статусную принадлежность партнера и реализуются посредством ввода в диалог вербально-тактильных действий.
В статье констатируется синонимическое смешение в учебной работе со студентами-филологами понятий «наклонение», «модальность» и «речевые жанры», что требует специального лингводидактического внимания к терминам модальность и наклонение с целью их сопоставления и разграничения. Авторы излагают результаты моделирования процессов герменевтического осмысления данных терминов, рассматривают способы объяснения и понимания феноменов модальности, наклонения и соотносительного с ними феномена речевых жанров, предлагают варианты учебной интерпретации данных терминов на основе актуализации их внутренней формы.
Статья посвящена дискуссионным вопросам разграничения омонимичных частей речи и переходам в кругу местоименных слов. В центре внимания автора разграничение местоименных слов разных разрядов в конструкциях с инфинитивом. Исследование проводится на материале современного русского языка.
В работе рассматривается динамика конфликта в цифровой среде, где негативная оценка объекта общего обсуждения сменяется взаимными негативными оценками сторон диалога, агрессией, инвективами и буллингом. Такой переход особенно быстр в сети, агенты которой характеризуются либо полной, либо полу-анонимностью, что защищает их от критики и, в самых острых случаях, судебного преследования.
В статье рассматривается, как очерк К. Батюшкова «Путешествие в замок Сирей» (1814), который камуфлируется под жанр литературы путешествий, перерастает этот жанр. Сравнение с образцами литературных предшественников обнаруживает преемственность лишь характерных приемов. Cтилистическая и идейная оригинальность Батюшкова соответствует ситуации, исторической и личной, в которой оказался поэт. Его очерк подводит итог эпохе Просвещения. Поскольку литература путешествий была сколом эпохи Просвещения, поэт подводит итог и самому жанру, каким он сформировался во второй половине XVIII века - к 1814 году.
Георгий Дмитриевич Гребенщиков считается классиком сибирской литературы, он родился на юге Алтая (ныне территория Казахстана). В сибирских газетах появились его первые статьи, очерки и рассказы. В годы Первой мировой войны воевал на юге России, с 1918 по 1920 год жил в Крыму. К этому времени можно отнести формирование крымского текста в художественном мире Гребенщикова. В крымском тексте, который является важным в художественном мире писателя и не ограничивается временем проживания на Юге России, можно выделить эпистолярное наследие, публицистику и художественную прозу.
В статье рассматриваются особенности построения системы персонажей в повести В. Токаревой «Всё нормально, всё хорошо…», где авторская позиция не выражается прямо, совпадая с мыслями и действиями центрального персонажа, а выявляется на пересечении голосов и мнений второстепенных и эпизодических персонажей, воссоздающих систему нравственных ориентиров, переживших века и востребованных постсоветским обществом, переживающим ситуацию «слома эпох».
В статье рассматриваются художественные тексты-описания переживаний человека, находящегося на пороге смерти (у Л.Н. Толстого и А.П. Чехова) или уже переступившего этот порог (у Лу Синя и Юй Хуа). Автор анализирует развитие сложной темы, показывающей тонкую грань между жизнью и смертью, и ощущения человека, приблизившегося к ней, в литературном творчестве русских и китайских писателей. Наблюдаются общие черты и отличия описания вечной темы - жизни как движения к смерти и смерти как перехода в новую жизнь.
Поэзия А. С. Хомякова рассматривается в аспекте литературных связей, как генетических, так и типологических. Демонстрируется укорененность творчества А.С. Хомякова в древнерусских традициях, его обращенность к поэтам последующих эпох. Основные темы хомяковской поэзии (творчество, Русская земля, русский бог, Русь-степь, индивидуальный духовный опыт и поиск современного человека) - делают наследие Хомякова весьма заметной и влиятельной органической частью русской литературы. Прочтение поэзии Хомякова в широком литературном контексте позволяет установить соответствия с художниками, которые, казалось бы, были далеки от славянофильского направления и от поэтического мира Хомякова, но все-таки обнаруживают с ним любопытные точки соприкосновения.
Термин «зимний пейзаж» применяется к ранним стихам Бальмонта с оговорками: в них отсутствует смена сезонов, сами пейзажи фантастичны. Большинство пейзажей ночные, в них выдвигаются символы луны, сна, грезы - образы, проблематизирующие идею онтологической пустоты. Импрессионистический пейзаж застывает, соединяется с мотивами смерти, безмолвия, кошмара. Но к концу периода в стихи проникают живые зарисовки, прочитываемые аллегорически.
В статье представлено описание тенденций развития отечественной прозы, определяемых воздействием журналистики на литературу. Автор видит ее специфику в ориентировании на медиатизированного потребителя, гибридизации типов творчества, жанров, стилей, в целом в активном освоении литературой журналистских принципов отражения реальности и постмодернистских стратегий.
Статья посвящена духовным проблемам в рассказе В. Я. Шишкова «Колдовской цветок». Чудесные явления, ставшие главной темой произведения, рассматриваются в русле православного миросозерцания, которым обладал автор. Внутреннее состояние главного героя, стремящегося овладеть сверхъестественным, интерпретируется не как проявление нравственного восхождения, а как следствие гордости и самообмана, сам же необычный цветок - как ложное чудо, не дающее благодати.
Издательство
- Издательство
- ТВГУ
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- Юр. адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- ФИО
- Смирнов Сергей Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@tversu.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2342452
- Сайт
- https://tversu.ru/