Статья: ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН: РАЗДЕЛЕНИЕ ИЛИ ИНТЕГРАЦИЯ?* (2025)

Читать онлайн

В статье – реплике на работу А. Ю. Антоновского «Виды природы и коммуникативные измерения дисциплинарной дифференциации» – ставится под сомнение базовая предпосылка автора стартовой для дискуссии статьи о возможности анализа некоторой «целой» науки, которая, как предполагается, может быть разделена на дисциплины по коммуникативным критериям. Приводятся аргументы о невозможности «разрезания науки на части» и предлагается концепция, основанная на первичности выделения дисциплин перед демаркацией науки. Коммуникативная методология, предложенная автором стартовой статьи, в этом случае оказывается хорошо применима к анализу отдельных дисциплин, но не к проведению границ между ними. Отдельно описано следующее из предложенного нами подхода понимание объекта исследования на основе базовых предпосылок дисциплины. Также высказаны гипотезы об особой роли субъекта науки в определении границ своей предметной области. В частности, решающую роль при описании границ дисциплины предлагается отвести лежащим в ее основе установкам, теориям и методологиям, формирующим объект исследования дисциплины и критерии истинности исследования. Описание этих факторов оказывается доступным исследователю, принадлежащему изучаемой предметной области. В связи с этим важную роль при описании границ дисциплины мы предлагаем отвести самим ученым, которые, реализуя свое право на самоопределение, сами обозначают границы своей науки.

Ключевые фразы: таксономии, научные дисциплины, эпи- стемология, коммуникативная теория, НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Автор (ы): Сахарова Анна Владимировна
Журнал: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
167.7. Научная теория. Модель. Проблема теории и практики
Для цитирования:
САХАРОВА А. В. ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН: РАЗДЕЛЕНИЕ ИЛИ ИНТЕГРАЦИЯ?* // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2025. № 1, ТОМ 62
Текстовый фрагмент статьи