Концепция фреймов И. Гофмана активно используется в исследованиях религии и религиозности в зарубежной социологии и социокультурной антропологии. Особенно многочисленны исследования медиа фреймов, осваиваемых обществом и влияющих на принятие управленческих решений на государственном уровне. Небольшая часть исследований касается религиозной повседневности и образа религии в массовом сознании. Исследователи не только используют концепцию фрейма Гофмана, но и прибегают к методологическим принципам других его работ (понятия стигмы, повседневного взаимодействия, представления себя другим), что говорит об эвристическом потенциале интеллектуального наследия Гофмана при условии его комплексного использования. Отечественные исследователи также обращаются к фрейм-анализу Гофмана, но работы российских авторов не так многочисленны и разнообразны. Среди них в основном представлены проекты в области социальной политики и лингвистики, тогда как исследования в области социологии религии и религиоведения через призму фреймов в отечественном научном дискурсе достаточно редки. В большинстве своем они носят теоретический характер и, как правило, используют терминологический аппарат фрейм-концепции, но не ее методологическое содержание. Проведенный автором анализ теоретических и эмпирических работ с применением идей фрейм-анализа демонстрирует возможности использования концепции фреймов в исследованиях религии. Особенностью обращения к данной научной категории является необходимость детальной проработки методологической части каждого конкретного исследования для адекватного отражения специфики выбранного дисциплинарного/предметного поля.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Ирвинг Гофман — один из самых неоднозначных социологов: хотя его творчество активно интерпретируется, наблюдается разрозненность и фрагментарность в применении его концепции. Его идеи зарождались под влиянием интеракционизма, однако в современном мире больше раскрываются с точки зрения структурализма. Например, Г. С. Батыгин трактовал «теорему Гофмана» так: «попробуйте определить ситуацию неверно, и она определит вас» [1. С. 7].
Список литературы
1. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2001. № 2.
2. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2003. EDN: ZFBLFR
3. Бейтсон Г. Экология разума (избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии). М., 2000.
4. Василькова В.В., Чангян А.А. Фреймирование в политической деятельности: от Майдана к Евромайдану // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 3. EDN: ULQOIP
5. Вахштайн В.С. Книга о “реальности” социальной реальности // Социологический журнал. 2004. № 3/4.
6. Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб., 2011. EDN: QONTKR
7. Верещагин О.А., Белова Н.Е. Фрейм аналитика: опыт эпистемологического исследования // Ученые записки ОрГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6.
8. Глазков К.П. Игровая концепция повседневности И. Гофмана: между символическим интеракционизмом и этнометодологией // Социологическое обозрение. 2016. № 2.
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
10. Зелетдинова Э.А., Руденко М.Н., Гайнутдинова Е.В., Дьякова В.В. Фрейм-анализ реальности и проблема идентичности // Общество: философия, история, культура. 2019. № 10.
11. Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б. Механизмы социальной коммуникации в концепции И. Гофмана // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4. EDN: ZEJHOP
12. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997. EDN: WLZCRH
13. Красильникова М.Н. Теория фреймов как метод современного религиоведения: межрелигиозный фрейм и проблема социального признания мусульман в немусульманских обществах // Studia Religiosa Rossica. 2021. № 4.
14. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.
15. Немировский В.Г. Фреймы смерти в массовом сознании сибиряков: структура и динамика (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 1995-2010 гг.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 2. EDN: OPGSJH
16. Немчина В.И. Фреймы воспроизводства коллективных идентичностей // Социально-гуманитарное знание. 2013. № 7.
17. Обухова Е.С. Место фрейм-анализа И. Гофмана в социологической теории // XVII Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана “Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования” // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52032/1/klo_2014_127.pdf.
18. Плотичкина Н.В. Биографический метод в политической социологии повседневности // Вестник ТГУ. 2013. № 373.
19. Рогозин Д.М. Антифеноменологический проект Ирвинга Гофмана // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. EDN: QASSIJ
20. Семухина Е.А., Шиндель С.В. Фреймовый подход к изучению культурных феноменов // Культура и искусство. 2021. № 8. EDN: CVYJHF
21. Спиркина А.К. Игра в “молчанку” как форма социального взаимодействия // Социологические исследования. 2023. № 7. EDN: GJWUVH
22. Сухоносова С.В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности // Человек в мире культуры. 2012. № 2. EDN: PIQEAL
23. Устиненко В.Б. Представление религиоведческих знаний в виде фреймов с целью создания сетевых моделей принятия решений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. Т. 24. № 1-2. EDN: MQIWJH
24. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные процессы. М., 1988.
25. Ядов В.А. Попытка переосмыслить концепцию фреймов Ирвинга Гофмана (по следам дискуссий при разработке исследовательского проекта) // URL: https://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=469#5.
26. Ядов В.А. (ред.) Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев. М., 2010.
27. Яницкий О.Н. Социальные движения и теория фрейминга // URL: https://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=464.
28. Abrutyn S., Van Ness J., Taylor M.A. Collective action and cultural change: Revisiting Eisenstadt’s evolutionary theory // Journal of Classical Sociology. 2016. Vol. 16. No. 4.
29. Allen L.D. Promise keepers and racism: Frame resonance as an indicator of organizational vitality // Sociology of Religion. 2000. Vol. 61. No. 1.
30. Ammerman N.T. Sacred Stories, Spiritual Tribes. Finding Religion in Everyday Life. Oxford University Press, 2014.
31. Benford R.D., Snow D.A. Framing processes and social movements: An overview and assessment // Annual Review of Sociology. 2000. Vol. 26. EDN: HEYVKX
32. Brekhus W.H. Culture and Cognition: Patterns in the Social Construction of Reality. Polity, 2015.
33. Entman R.M. How the media affects what people think: An information processing approach // Journal of Politics. 1989. Vol. 51. No. 2.
34. Entman R.M. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43. No. 4. EDN: HIJMFX
35. Feagin J.R. The White Racial Frame: Centuries of Racial Framing and Counter-Framing. Routledge, 2013.
36. Furseth I., Repstad P. Modern Sociologists on Society and Religion. Routledge, 2021.
37. Gamson W.A., Modigliani A. Media discourse and public opinion on nuclear power: A constructionist approach // American Journal of Sociology. 1989. Vol. 95. No. 1.
38. Gitlin T. The Whole World is Watching: Mass Media in the Making and Unmaking of the New Left. University of California Press, 2003.
39. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Prentice-Hall, 1963.
40. Joosse P. The presentation of the charismatic self in everyday life // Sociology of Religion. 2012. Vol. 73. No. 2.
41. Oliver P., Johnston H. What a good idea! Ideologies and frames in social movement research // Mobilization. 2000. Vol. 5. No. 1.
42. Park G. Making sense of religion by direct observation: An application of frame analysis // Riggins S.H. (Ed.) Beyond Goffman: Studies on Communication, Institution, and Social Interaction. Mouton de Gruyter, 1990.
43. Poole E. Reporting Islam: Media Representations of British Muslims. I.B. Tauris, 2002.
44. Powell K.A. Framing Islam/creating fear: An analysis of U.S. media coverage of terrorism from 2011 to 2016 // Religions. 2018. Vol. 9. No. 9.
45. Powell K.А. Framing Islam: An analysis of media coverage of terrorism since 9/11 // Communication Studies. 2011. Vol. 62.
46. Rahman S., Qamar A. Islamophobia and media: The framing of Muslims and Islam in international media // Journal of Peace Development & Communication. 2017. Vol. 1. No. 2.
47. Riggins S.H. (Ed.) Beyond Goffman: Studies on Communication, Institution, and Social Interaction. Mouton de Gruyter, 1990.
48. Ryan L. Muslim women negotiating collective stigmatization: “We’re just normal people” // Sociology. 2011. Vol. 45. No. 6.
49. Scheff T.J. The structure of context: Deciphering “frame analysis” // Sociological Theory. 2005. Vol. 23. No. 4.
50. Scott D. The paradox of progressive education: A frame analysis // Sociology of Education. 2002. Vol. 75. No. 4.
51. Snow D.A., Rochford E.B., Worden S.K., Benford R.D. Frame alignment processes, micro-mobilization, and movement participation // American Sociological Review. 1986. Vol. 51. No. 4.
52. Tannen D., Wallat C. Interactive frames and knowledge schemas in interaction: Examples from a medical examination/interview // American Sociological Association. 1987. Vol. 50. No. 2.
53. Tarin Sanz A. The ethnic Russian as an enemy of Islam: Frame analysis of the Kavkaz Center News Agency (2001-2004) // Civil Wars. 2017. Vol. 19. EDN: YEXAFV
54. Taylor M.A., Rambo C. White shame, white pride: Emotional cultures, feeling rules, and emotion exemplars in white supremacist movement music // International Journal of Crime, Criminal Justice and Law. 2013. Vol. 8. No. 1-2.
55. Trevino A.J. (Ed.) Goffman’s Legacy. Rowman & Littlefield, 2003.
56. Wood M.L., Stoltz D.S., Van Ness J., Marshall A.T. Schemas and frames // Sociological Theory. 2018. Vol. 36. No. 3.
57. Young A.A. New life for an old concept: Frame analysis and the reinvigoration of studies in culture and poverty // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2010. Vol. 629. No. 1.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В год 300-летия Российской академии наук и Год семьи в Российской Федерации в Краснодарском крае (городе Сочи) при поддержке РУДН и Министерства труда и социальной защиты состоялся V Всероссийский форум с международным участием, который проводится с 2019 года Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН. Ключевая цель Форума - оценка демографической ситуации на национальном и международном уровнях в 2023-2024 годы; выработка новых подходов к реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности и здоровому долгожительству, регулирование рынка труда и миграционных процессов. На пленарных и секционных заседаниях были представлены доклады руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, ведущих российских и зарубежных ученых в области демографии, а также «Демографическая энциклопедия в лицах. Т. 1. Дореволюционный период» и Национальный доклад за 2023 год «Демографическое самочувствие регионов России». К Форуму были подготовлены два тематических номера журналов «Высшее образование в России» (№ 8) и «Вопросы управления» (№ 3).
Статья представляет собой рецензию на книгу «Гражданская служба в России в XIX - начале ХХ века. Документы и исследования» (составители, научные редакторы: А. А. Белых, А. Л. Дмитриев. М.: «Дело», 2024. 680 с.), посвященную истории гражданской службы в Российской империи с 1802 года, когда была создана министерская система управления, до революционных событий 1917 года. Ключевой тенденцией данного периода выступает модернизация, точнее ее попытки - чтобы ослабить/ изменить значение чинов за счет образовательного фактора - в условиях усложнения задач управления страной. Почти половину издания составляют официальные документы - вместе с аналитическими «зарисовками» и свидетельствами современников они показывают главные факторы эволюции гражданской службы: рост образованности служащих, дискуссии сторонников и противников отмены чинов, нарастающая «дедворянизация» чиновничьего корпуса. Книга - социологически полезное историческое чтение для исследователей проблем государственного управления, социальной дифференциации и развития системы образования в конкретный исторический период, поскольку издание сочетает первичные документы с биографическим методом (представлен коллективный портрет высшего звена государственного управления в дореволюционной России) и примерами совмещения количественного и качественного подходов в характеристике чиновничества и его типологизации по разным основаниям.
Статья представляет собой рецензию-размышление над монографией А. А. Хагурова «Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и перспективы» (Краснодар: КубГАУ, 2023. 254 с.). В книге анализируется сложное соотношение социально-экономического и эколого-гуманистического измерений глобального развития стран и сообществ и подчеркивается, что проблемы устойчивого развития стали предметом большой международной политики и внутренней политики практически всех стран. Автор монографии учитывает глобальность и актуальность концепции устойчивого развития, поэтому каждую главу начинает с рассмотрения решенных и не решенных теоретических и методологических проблем данного типа развития.
Статья представляет собой рецензию на книгу Ж. Т. Тощенко «Судьбы общественного договора в России: эволюция идей и уроки реализации» (М.: ФНИСЦ РАН; РГГУ, 2025. 844 с.). В монографии описано возникновение и проанализировано содержание концепции общественного договора, впервые выдвинутой и обоснованной мыслителями эпохи Просвещения как идеи социального контракта между народом и государством, причем латентного характера. Значительное внимание в книге уделено сложившимся теориям общественного договора и их особенностям, многообразным вариантам его толкования и осуществления в современной социальной практике. Особый акцент автор делает на выявлении основных характеристик общественного договора, его смысловой сущности как единства целей участников, ориентированных на взаимное доверие, баланс интересов и постоянное использование обратной связи. Представлены современные интерпретации общественного договора и новые варианты осмысления практик его реализации в современной общественно-политической жизни. Проведен обстоятельный анализ исторического опыта реализации общественного договора на разных этапах существования России/СССР в противоречивом развитии и функционировании страны, а также форм участия основных социальных групп в общественном договоре. Обозначены суть, содержание и эволюция идей общественного договора в XX-XXI веках, их трансформация и уроки реализации общественного договора на различных этапах общественного развития.
Несмотря на успехи международных организаций и государств в деле борьбы с голодом, эта проблема продолжает обостряться: по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мире недоедает каждый девятый человек. В то же время становится все более ощутимой проблема ожирения среди взрослых: им страдает практически каждый восьмой. Эти полярные риски продовольственного обеспечения зачастую проявляются в одних и тех же странах, обществах и социальных группах. Глобальная нехватка продуктов питания, голод и продовольственная безопасность стали ключевыми вопросами мировой повестки дня. Еще в 2019 году Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил «Отчет о глобальных рисках» по итогам опроса почти тысячи экспертов о восприятии глобальных рисков. Хотя под глобальным риском в данном случае контексте понимается ситуация неопределенности, которая повлечет за собой негативное последствие для некоторых стран или экономических отраслей в течение ближайших десяти лет, такая трактовка затрагивает только один аспект классического социологического определения риска, подразумевающего ситуацию неопределенности, в которой необходимо сделать конкретный выбор на основе дихотомии действительности и возможности, т. е. результатом выбора может быть не только негативное, но и позитивное последствие. Иными словами, необходимо заблаговременно прогнозировать тренды развития глобальных проблем человечества, к которым, безусловно, относятся и риски питания. Вопросы мировой продовольственной безопасности, отраженные в целях устойчивого развития - глобальной инициативе ООН по комплексному преобразованию мира, задают глобальную повестку дня, учитывая рискогенность современного социума и в вопросах питания. В статье обоснована необходимость социологического изучения природы возникновения рисков питания, а также их новых форм, появившихся в ходе взаимосвязанных процессов глобализации и глокализации и определяющих будущее продовольственных систем. По результатам теоретического анализа представлена классификация рисков еды человека в контексте постоянно усложняющегося социума с учетом основных социологических подходов к определению еды и ее рациональности, а также трактовок новых рисков, специфических для питания человека, в теориях риска, глобального продовольственного риск-менеджмента и неолиберальных версиях устранения продовольственных рисков.
По мере развития информационных технологий цифровизация становится глобальной тенденцией общественного развития - технологии и знания обновляются с невероятной скоростью.
В контексте цифровой трансформации вузы как фундамент подготовки специалистов и двигатель научно-технического прогресса должны адаптироваться к изменениям в обществе, успевать за развитием технологий и применять информационные новшества для совершенствования системы управления и своего кадрового потенциала. Цель статьи - оценка общего вектора развития управления высшим образованием в Китае в контексте цифровой трансформации посредством обзора ее тенденций в китайских вузах, анализ текущей ситуации, проблем и перспектив внедрения элементов цифрового управления в вузах. В качестве показательных кейсов были выбраны четыре китайских высших учебных заведения с разными уровнями подготовки, а в качестве базы выборки использовались «типичные примеры построения и применения инструментов информатизации управления образованием с использованием цифровых технологий в 2022-2023 годы», подготовленные журналом «Информатизация образования в Китае» и определенные Министерством образования Китая. Как показали результаты исследования, в рамках глобальной цифровой трансформации китайские вузы использовали социальные ресурсы для завершения модернизации информационных систем, инфраструктуры, систем безопасности и защиты в пяти ключевых сферах деятельности, однако и в них сохраняются нерешенные проблемы. Благодаря информационной поддержке на платформе цифрового управления китайские университеты начали переходить от управления, основанного на опыте, к управлению, основанному на больших данных.
В современном информационном обществе государство не просто стремится, но зачастую вынуждено выстраивать диалог с гражданами в онлайн-пространстве - посредством сайтов, порталов, приложений и социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Личные обращения к чиновникам переводятся в онлайн-формат - вместо часов ожидания в учреждениях мы быстро заполняем специальные формы в «электронных приемных», что порождает новые формы диалога между органами власти и населением, способствуя развитию и совершенствованию каналов коммуникации заинтересованных субъектов на всех уровнях социального управления. Специальные сервисы и приложения позволяют получать государственные услуги в удаленном режиме, задавать вопросы представителям власти, оставлять жалобы, голосовать за предлагаемые решения и т. д. В рамках российского электронного правительства осуществляется переход к модели открытого государства, призванный развивать доверительные отношения власти и общества, однако у быстрых технологических новшеств есть и оборотная сторона: рост цифрового неравенства, технические сбои, заметный отрыв ряда регионов по уровню внедрения государственных услуг (прежде всего, городов-миллионников, особенно Москвы). Государство нацелено на реализацию масштабных проектов цифровизации, которые позволят не только повысить качество жизни и доступность государственных услуг, но и развивать диалог с населением, поэтому, с одной стороны, государству необходимо выявлять актуальные запросы и реальные коммуникативно-технологические возможности населения; с другой стороны, и оно нуждается в эффективных формах взаимодействия с государственным аппаратом; причем в обоих случаях востребованы социологические методики (массовые опросы, фокус-группы, контент-анализ медиасреды), учитывающие темпы развития коммуникативно-технологических процессов в разных регионах и на разных уровнях государственной власти. В статье обозначены основные аспекты (коммуникативный, технический и социальный) социологического анализа нынешних тенденций цифровизации диалога населения с государством в современном российском обществе.
Эпоха долголетия, характеризующая многие развитые страны, включая Россию, требует пересмотра феномена старения и роли пожилых в обществе. Представление о старшей когорте населения как пассивных бенефициарах, создающих дополнительную нагрузку на рынок труда, системы социального обслуживания и здравоохранения, постепенно сменяется более инклюзивным взглядом, который основан на принципах активного долголетия и подразумевает расширение прав и возможностей пожилых, их интеграцию во все сферы общества. Один из способов ответа на вызовы долголетия - образовательные программы для пожилых, или геронтообразование, способное обеспечить старшую когорту нужными знаниями и навыками, укрепить их человеческий потенциал. В статье представлена перспективная теоретическая рамка для анализа геронтообразования в России как «серебряной экосистемы» образовательных программ для пожилых, реконструированной по работам У. Бронфенбреннера и интегрированной со структуралистско-конструктивистским подходом. Согласно «экологической теории» Бронфенбреннера, включенность представителей старшего поколения в образование может быть проанализирована на уровне ряда взаимосвязанных подсистем с акцентом на акторов разного уровня, вносящих вклад в социальное развитие и благополучие группы. Структуралистский конструктивизм позволяет рассмотреть образование для пожилых в контексте власти и неравенства как поле, на котором неравномерно распределены ресурсы, что необходимо учитывать в разработке образовательных программ. Применяя концептуальные основания нового подхода к анализу выборочных региональных документов, авторы раскрывают связи и разрывы, разнонаправленные процессы внутри «серебряной экосистемы», которые порождают противоречия между идеалами стратегии в интересах старшего поколения, предусматривающей его активное вовлечение в жизнь общества, и неравномерностью распределения ресурсов в поле социальной интеграции пожилых людей.
В статье представлены новые данные исследований, которые следует рассматривать как продолжение ранее начатых [15. С. 875-887]. Актуальность изучения «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» определяется требованиями к профессиональным и личностным качествам педагогических кадров, которые установлены российским законодательством: в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагаются ключевые правила поведения педагогических работников, согласно которым, чтобы «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», требуются особые личностные качества самого педагога. Это определило цель представленных в статье исследований: выявление профессионально важных личностных качеств руководителей-педагогов, разработка идеального портрета руководителя образовательного комплекса и построение математической модели границ выраженности личностных качеств вопреки мнению коллег об «утопичности идеальных типов социального действия» М. Вебера, «не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [2. С. 207]. Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными, доминирующими у педагогов стали 11 характерных. Корреляционный анализ выявил среди них 7 ключевых, связанных с эффективностью работы, в результате чего автором была предложена более строгая модель отбора, которая требует внесения корректив в предложенную ранее профессиограмму, построенную на средних показателях. Кроме того, были выявлены личностные качества руководителей-педагогов, обусловливающие деловые и межличностные конфликты в школьных коллективах.
На протяжении последних десятилетий стремление к саморазвитию и достижению успеха стали неотъемлемой характеристикой российского общества, а тренинги личностного роста - инструментом, с помощью которого, как представляется его участникам и организаторам, можно реализовать это стремление. Однако наряду с профессиональными тренингами, которые проводят дипломированные специалисты (психологи), встречаются и те, что способны нанести столь серьезный вред здоровью (ментальному и физическому), что получили название «психокультов» (как один из форматов секты). Молодежь как группа, в наибольшей степени стремящаяся к достижению жизненного успеха и высоким статусным позициям, наиболее подвержена и вовлечению в психокульты (именно вовлечению, поскольку для вступления в подобные сообщества используются психологические манипуляции), которые нередко скрываются под нейтральными названиями тренингов личностного роста. Цель статьи - характеристика представлений московской молодежи (на примере студентов Российского университета дружбы народов) о тренингах личностного роста. Авторы исходили из гипотезы о позитивном отношении студенчества к тренингам личностного роста, что создает потенциальную опасность вовлечения молодежи в психокульты, «притворяющиеся» такими тренингами. На основе работ отечественных и зарубежных исследователей в статье обозначены основные характеристики тренингов личностного роста, в том числе сближающие их с психокультами. Эмпирическая часть статьи представлена результатами двух фокус-групп и социологического опроса по репрезентативной квотной выборке (N=500), которые говорят о достаточно высоком уровне осведомленности столичного студенчества о тренингах личностного роста и «марафонах желаний» и о заинтересованности в участии в них. По материалам эмпирических исследований был составлен «портрет» участника тренингов личностного роста и показаны различия представлений студенчества о тренингах личностного роста, марафонах желаний и сектах: оказалось, что скорее марафоны желаний, чем тренинги личного роста, ассоциируются с психокультом (сектой) в силу общих негативных коннотаций и совпадения портретов их участников (ведомые, одинокие, неуспешные), что говорит о высоких рисках вовлечения молодежи в психокульты в случае их маскировки под безобидные тренинги личностного роста.
Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т. е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.
В большинстве стран происходят значительные изменения в возрастном составе населения - переход от доминирования молодежи (связанного с высоким уровнем рождаемости и смертности в прошлом) к старению (вследствие снижения уровня рождаемости и смертности) [46]. Возрастная структура населения играет важную роль в экономическом развитии страны: недостаток рабочей силы определяет его замедление, избыток трудоспособного населения (так называемый «демографический дивиденд») - ускорение [21; 25]. Множество эмпирических исследований, оценивающих взаимосвязь между возрастной структурой населения и социально-экономическим развитием, показали, что экономически активное население (в возрасте 15-64 лет) оказывает сильное положительное влияние на рост ВВП на душу населения, причем важен не общий прирост численности, а позитивные изменения в продолжительности жизни, возрастной структуре и т. д. Было выделено три механизма демографического воздействия на социально-экономическое развитие: влияние на рынок труда, влияние на сбережение и накопление капитала, влияние на охват образованием и человеческий капитал. Вьетнам по численности населения занимает 15 место в мире, а по доле молодежи относится к группе стран с «золотой структурой» населения (69% трудоспособного населения в возрасте 15-64), однако также демонстрирует тенденции старения населения [8], которые, по прогнозам, достигнут предельных значений к 2035 году [5]. Правительство Вьетнама реализует множество мер, чтобы воспользоваться преимуществами «золотого периода» (развитие человеческих ресурсов, привлечение инвестиций, создание рабочих мест), однако средние показатель экономического роста в 6,21% за 2011-2020 годы не позволил Вьетнаму покинуть группу стран с низким средним уровнем доходов [49] и высокими темпами старения населения [12; 15], что и определяет необходимость изучения взaимoсвязи между ростом населения и социально-экономическим развитием страны в контексте ее возрастной структуры. Статья основана на данных Главного статистического управления Вьетнама, переписей населения 1989, 1999, 2009 и 2019 годов и других демографических материалах и прогнозах.
Развитие вспомогательных репродуктивных технологий, особенно суррогатного материнства, требует переосмысления материнства как феномена и понимания логики встраивания гестанционного материнства в структуры родства, поскольку материнство вышло за рамки диады «мать-ребенок» и расширилось до системы «суррогатная мать-ребенок-биологическая мать», что пошатнуло традиционные основы и смыслы, казалось бы, устойчивой и незыблемой конструкции родительства. Новые реалии формируют новые трактовки и новые роли материнства, ставя перед исследователями задачу описания тех, кто сегодня принимает решение стать суррогатной матерью, а именно - ее социального портрета и социального статуса. Социальный портрет помогает понять, кто становится суррогатной матерью и почему, - авторы перечисляют ряд демографических характеристик (возраст, место жительства, семейное положение, уровень образования и т. д.) и личностных черт, которые позволяют женщине выполнять эту сложную роль. Также авторы пытаются реконструировать общественное восприятие суррогатного материнства и то, как вовлеченные стороны (суррогатные матери, биологические родители, специалисты по репродукции) определяют позицию суррогатной матери в структуре родства. Проведенное авторами эмпирическое исследование позволило описать среднестатистическую суррогатную мать и ее статус в системе семейных отношений на основе сочетания методов экспертного интервью (с репродуктологами, репродуктивными психологами и агентами по рекрутингу, N=6) и репрезентативного опроса (N=1300). Согласно полученным данным, суррогатная мать в России - это, как правило, женщина 25-33 лет, имеющая 1-2 здоровых детей, часто одинокая мама или состоящая в повторном браке, со средним профессиональным образованием и невысоким доходом, проживающая в регионе. С психологической точки зрения эксперты отмечают ее «легкий взгляд на жизнь», простоту, ответственность и адекватное понимание ситуации. В общественном мнении суррогатная мать не включена в структуру родства, а выполняет временную функцию, после чего ее договорные обязательства считаются завершенными, т. е. суррогатная мать выполняет роль помощника в решении проблемы бесплодия (оказывает услуги по вынашиванию и рождению генетического ребенка пары), факт обращения к которому часто анонимизируется обеими сторонами для создания «нормального» образа семьи и снижения социального давления на суррогатную мать.
В последние годы домашнее насилие стало одной из наиболее обсуждаемых социальных проблем. В российском публичном пространстве идут жаркие споры о том, необходим или нет дополнительный закон о профилактике домашнего насилия, о границах вмешательства государства и общественных организаций в дела семьи, о ценностном содержании понятия «крепкая семья». При этом споры о важности криминализации или декриминализации семейного насилия проникают и в политическую плоскость борьбы либеральных и консервативных сил. Несмотря на столь широкий общественный интерес и резонансные случаи домашнего насилия, освещенные в СМИ, эта проблематика крайне скупо представлена в российском научно-исследовательском поле. В статье обозначены возможности социологического мониторинга общественного мнения по данной проблеме. Сравниваются показатели всероссийских опросов, проведенных авторами в 2019 и 2024 годы, анализируются данные официальной статистики семейного насилия за период 2015-2023 годов. Делаются выводы о характере восприятия россиянами домашнего насилия, их личном опыте, ценностных ориентациях и социальных установках при столкновении с подобной ситуацией. Домашнее насилие воспринимается большинством опрошенных как значимая социальная проблема, комплексная по характеру. Россияне относят к нему не только физическое и сексуальное насилие в отношении члена семьи, но также психологическое и экономическое насилие, причем роль психологического фактора в семье возрастает. В целом домашнее насилие носит во многом скрытый характер, поэтому оценка его масштабов требует учета косвенных факторов его появления, таких как доля отозванных заявлений потерпевших, оценка распространенности домашнего насилия в ближнем окружении (среди соседей, друзей и родственников).
На примере потока студенческой миграции из Узбекистана в Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ, Архангельск) в 2009-2024 годы в статье обозначены особенности формирования и развития региональных миграционных потоков. Автор уделяет особое внимание переходу от фазы инициации потока к этапу его самоподдержки и выявлению роли таких институтов, как миграционные сети и миграционная индустрия. Статья основана на статистических данных приема иностранных студентов в САФУ, анкетном опросе и полуформализованных интервью с гражданами Узбекистана - студентами университета, экспертных интервью с представителями миграционной индустрии и включенном наблюдении в рамках профессиональной деятельности автора. В результате выделены четыре этапа в развитии потока региональной студенческой миграции, не однородных по объему и социальной организации. Миграционная индустрия играла ключевую роль в обеспечении миграционного прироста с 2013 по 2017 годы, а 2020-2021 годы он в большей степени обеспечивался миграционными сетями, что подтверждается его устойчивостью в условиях частичной дисфункции сложившихся ранее механизмов миграционной индустрии (пандемия) и развитием региональных субпотоков из Наманганской и Ташкентской областей. Важную роль в развитии миграционных сетей сыграли студенты, которые успешно прошли адаптационные процессы, накопили социальный капитал в принимающем сообществе и сохранили социальные связи в отправляющем сообществе, тем самым способствуя поступлению в САФУ своих соотечественников. Применяя концепцию Х. де Хааса о внутренней динамике миграционных потоков к студенческой миграции, автор выдвигает гипотезу, что комплексная деятельность университета по встраиванию в миграционную индустрию, включая меры поддержки иностранных студентов, является необходимой предпосылкой для успешной адаптации академических мигрантов, что способствует развитию механизмов сетевой миграции.
В современных условиях быстрого технологического прогресса и изменения рынка труда непрерывное образование становится важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. В России проблема участия взрослого населения в программах непрерывного образования обретает все большую значимость, что связано с необходимостью адаптации профессиональных компетенций к изменяющимся экономическим и технологическим реалиям, а также с важностью повышения квалификации для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Статья посвящена участию взрослого населения России в непрерывном образовании, выявлению ключевых барьеров, препятствующих данному участию, и сравнению российской ситуации с лидирующими странами по уровню вовлеченности взрослых в программы обучения. Исследование основано на экспертном опросе: было проведено 25 полуформализованных интервью, что позволило выявить мнения специалистов из разных сфер, связанных с непрерывным образованием взрослых. Дополнительно были использованы результаты авторского массового анкетирования, а также данные опросов ВЦИОМ, что обеспечило количественное подтверждение качественных выводов. Применялся тематический анализ интервью и статистическая обработка данных анкетирования. Анализ показал, что основные причины, препятствующие активному участию взрослых в программах непрерывного образования, - культурно-ценностные установки, финансовые ограничения и недостатки институциональной среды. Несмотря на рост интереса к дополнительному обучению, Россия продолжает отставать от стран-лидеров по уровню включенности взрослого населения в непрерывное образование. Для повышения уровня участия взрослых в непрерывном образовании необходимо развивать образовательную культуру, снижать финансовые барьеры и совершенствовать институциональные условия. Эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы и развитию человеческого капитала страны.
Статья посвящена новому периоду в жизни российского общества и государства - отказу от компрадорской модели управления и переходу к стратегии суверенного развития. Для российского социума суверенитет - это не только обеспечение внешней и внутренней независимости, но и когнитивный слом всей системы взглядов, представлений и иллюзий по поводу возможности врастания российской цивилизации в сферу западного жизнеустройства. Это сложный и болезненный процесс, затрагивающий интересы разных социальных групп и сопровождаемый столкновением позиций в экономике, государственном управлении, науке, образовании, культуре и информационной среде. Водораздел между мировоззренческими позициями в отношении суверенности российской государственности проходит по линии отказа следовать в русле западных концепций развития и выбора в качестве мировоззренческой основы российского суверенитета идеологии традиционно-нравственных ценностей. Понятие суверенитета становится цементирующим в мировоззренческом обосновании стратегии развития страны. Проблеме суверенитета посвящено множество теоретических работ, в основном раскрывающих его роль в формировании многополярного мироустройства, но практически отсутствуют эмпирические исследования, показывающие характер восприятия обществом перехода от компрадорской системы отношений к суверенному развитию. В основу статьи положены результаты экспертных опросов, проведенных при участии автора Институтом социально-политических исследований. Экспертные оценки позволяют сделать вывод, что суверенность российской государственности нуждается в укреплении на всех уровнях: государственно-политическом, духовно-мировоззренческом и экономическом. Многие субъекты гражданского общества все еще не осознают невозможность возвращения к прежней системе отношений с Западом и окончательность отказа России от проводившегося ранее курса на вхождение в сферу западного жизнеустройства.
В статье рассматривается концепция общественного договора как консенсуса между властью и народом. На основе трудов Т. Гоббса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, немецкой социальной мысли, в контексте размышлений о «легитимности» Р. Нозика, Дж. Ролза, М. Олсона, А. Аузана делается вывод, что общественный договор носит консенсусный характер и для выработки консенсуса необходима коммуникация власти и народа. Cтавится вопрос об общественных организациях и политических партиях как традиционных проводниках интересов народа во взаимодействиях с государством. На основе социологических исследований делается вывод о низком доверии к политическим партиям и неучастии в деятельности общественных организаций российских граждан. Это свидетельствует о том, что общественные организации и политические партии слабо представляют интересы граждан во взаимодействии с властью. Причина такого положения - в изменении типа общества: российское общество становится более флексибильным и атомизированным, сильные связи заменяются на слабые. На примере семьи как наиболее традиционного института показаны процессы флексибилизации и атомизации. В этих условиях общественные организации и политические партии, созданные в предшествующий период, перестают быть адекватными посредниками во взаимодействии власти и народа. Вырабатываются новые каналы коммуникации: интернет-сообщества и прямые обращения граждан к органам власти, минуя посредников в виде общественных организаций и политических партий. Российское общество активно взаимодействует с властью в этих формах, но слабо - в классических, что опровергает представление о народе как пассивном субъекте, распространении политического абсентеизма и неразвитости гражданского общества. Скорее это свидетельствует об утрате актуальности идеи об общественных организациях как выразителе общественных интересов и о необходимости выработки концепций, соответствующих новому типу общества.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/