Форумы как инструмент современной внешней политики России и Китая (2024)
В статье рассмотрены форумы, проводимые правительствами России и Китая в инициативном порядке, как инструменты внешней политики. Выделены три типа форумов: правительственные форумы с международным участием, форумы «группа стран - страна-лидер», форумы высокого уровня по обороне и безопасности. Систематизированы общие и специфические признаки этих форумов. Главной причиной популярности форумов названо снижение уровня недоверия между западными и незападными державами. Незападные акторы, претендующие на самостоятельную внешнюю политику, постоянно находятся в традиционных международных институтах в положении оправдывающихся, и испытывают на себе последствия западной «культуры отмены». Россия и Китай, как две ведущие державы незападного мира сталкиваются с подобным отношением особенно часто, поэтому у них логично возникает потребность в новых инструментах международ-ного взаимодействия и новых международных институтах, в которых они будут высказывать свое мнение без оглядки на Запад. Выделены три основные функции, которые выполняют форумы: дипломатическая, имиджевая, внешнеэкономическая. Подход России и Китая к форумам имеет некоторые отличия: в России чаще проводятся правительствен-ные форумы с международным участием, сконцентрированные на инвестиционной и внешнеторговой повестке, а в Китае - форумы «группа стран - страна-лидер». Позитивная роль российских и китайских форумов в формировании многополярного мира нагляднее видна в рамках региональных подсистем международных отношений, поскольку влияние великой державы, организующей форум, на средних и малых соседей по макрорегиону распространяется наиболее быстро и эффективно. Сделан прогноз о том, что в ближайшие десятилетия Россия и Китай продолжат активно использовать этот инструмент для продвижения своих идей и стратегий во внешнем мире.
Идентификаторы и классификаторы
Быстрый и неуклонный рост политической напряженности в отношениях с коллективным
Западом, наблюдающийся в начале XXI в. на фоне глобальных технологических сдвигов, по-
буждает правительства России и Китая к поискам новых инструментов внешней политики, а
исследователей ставит перед необходимостью переосмыслить внешнеполитический инструментарий прошлого столетия. При том, что великие державы теперь заметно чаще прибегают в своей внешней политике к силовым методам и инструментам, ставка на одну лишь военную силу делает чересчур высоким риск прямого столкновения между ними и обходится дорого их бюджетам. Поэтому великие державы сохраняют в своем арсенале широкий спектр невоенных инструментов политического влияния.
Список литературы
- Юревич М.А. Институт инвестиционных форумов: передовой зарубежный опыт / М.А. Юревич // Journal оf Economic Regulation. - 2020. - № 2. - С. 73-82.
- Смирнов В.В. Форум «Группа стран - страна-лидер» как организационная форма активизации международного сотрудничества / В.В. Смирнов. - EDN EFWHJO // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2019. - № 3 (71). - С. 70-73.
- Ян Линьлинь. Правительственные форумы с международным участием как инструмент внешней политики (на примере России и стран СВА) : дис. … канд. полит. наук : 5.5.4. / Ян Линьлинь. - Владивосток, 2023. - 224 с.
- Хлытчиев И.И. Экономические форумы в России как каналы эффективной GR-коммуникации / И.И. Хлытчиев. - EDN RSCXRH // Власть. - 2013. - № 12. - С. 63-67.
- Столков Д.С. Дипломатия диалоговых структур: Фонд Росконгресс / Д.С. Столков. - EDN AVDZQW // Международная жизнь. - 2023. - № 11. - С. 126-133.
- Nye J.S., Jr. The Future of Power / J.S. Nye Jr. - New York : Public Affairs, 2011. - 320 p.
- Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологии / М.А. Хрусталев. - Москва, 2008. - 230 с. - EDN RAQVOL.
- Хрусталев М.А. Основы теории внешней политики государства / М.А. Хрусталев. - Москва : Изд-во УДН, 1984. - 80 с.
- Примаков Е.М. Ситуационные анализы. Методика проведения. / Е.М. Примаков, М.А. Хрусталев. - Москва, 2006. - Вып. 1. Очерки текущей политики. - 28 с.
- Foreign Policy Analysis / ed. Ç. Erhan, E. Akdemir. - Eskişehir : Anadolu University Press, 2018. - 208 р.
- 陈拯. 国家治理、外交能力与中国主场外交的兴起 // 世界经济与政治 [ЧэньЧжэн. Национальное управление, дипломатический потенциал и подъем домашней дипломатии Китая / ЧэньЧжэн // Мировая экономика и политика. - 2021. - № 5. - С. 27-50].
- 金灿荣, 孙西辉. 主场外交让中国外交更主动 // 中国报道 [Цзинь Канжун. Домашняя дипломатия делает дипломатию Китая более активной / Цзинь Канжун, Сунь Сихуэй. // Китайские известия. - 2014. - № 2. - С. 34-35].
- 陈东晓. 中国的“主场外交“:机遇、挑战和任务 // 国际问题研究 [Чэнь Дунсяо. «Домашняя дипломатия» Китая: возможности, вызовы и задачи / Чэнь Дунсяо // Исследования международных вопросов. - 2014. - № 5. - С. 4-16].
- 凌胜利. 主场外交:新时代中国外交的优势与亮点 // 世界知识[Лин Шэнли. Домашняя дипломатия: преимущества и особенности китайской дипломатии в новую эпоху / Лин Шэнли // Мировые знания. - 2019. - № 19. - С. 46-48].
- 张晓敏. 俄罗斯的论坛外交. 上海: 上海外国语大学, 2020年 [Чжан Сяоминь. Форумная дипломатия России : дис. маг. филологии / Сяоминь Чжан. - Шанхай, 2020. - 51 с.].
- 丁艳平,张晶. 博鳌亚洲论坛政治功能初探-以两岸关系的改善为例 // 南京政治学院学报 [Дин Яньпин. Предварительное исследование политической функции Азиатского форума Боао на примере улучшения отношений между двумя сторонами Тайваньского пролива / Дин Яньпин, Чжан Цзин // Журнал Нанкинского высшего военно-политического училища. - 2014. - № 30 (03). - С. 81-85].
- 周伟, 王章佩. 博鳌亚洲论坛的结构优化及功能完善 // 南通大学学报 (社会科学版) [Чжоу Вэй. Структурная оптимизация и функциональное усовершенствование Азиатского форума Боао / Чжоу Вэй, Ван Чжанпей // Журнал Наньтунского университета. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 33 (05). - С. 42-48].
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено изучению роли морской экономики в становлении Китая как великой морской державы. Отмечается, что морская экономика в КНР в целом оказывает значительное влияние на развитие национального хозяйства, что обусловливается выбранной в эпоху политики реформ и открытости экономической моделью. Поскольку главным фактором роста в тот период стал выход КНР на мировые рынки, наибольшую роль сыграли прибрежные провинции на юго-востоке с созданными там специальными экономическими зонами, а морской транспорт стал главным логистическим средством экспортоориентированной экономики. В связи с этим сегодня морская экономика признается одним из ключевых компонентов развития Китайской Народной Республики. Более того, морская экономика была названа фундаментом создания великой морской державы -стратегии, принятой в КНР в 2012 г., и в значительной степени направленной на повышение лидерства Китая на мировой арене. Это еще в большей степени повышает статус морской экономики во внешней и внутренней политике Китая. Отмечается, что за последние 40 лет КНР удалось достичь внушительных успехов и занять лидирующие позиции во многих морских отраслях, в том числе, в судостроении, портовой системе и транспорте. Все это в совокупности является мощным фактором превращения КНР в великую морскую державу. Однако, в то же время, существует ряд угроз морской экономике Китая, связанных с безопасностью его судоходства в Индийском океане и в морях Ближнего Востока. Они оказывают глубокое влияние на восприятие Китаем своей национальной безопасности и развитии морской стратегии, что способствует совершенствованию его военно-морской мощи, как, например, создание флота открытого океана, строительство авианосцев, зарубежных военно-морских баз. Соответственно, поскольку эти проблемы тесно связаны с экономической безопасностью государства и геополитическими устремлениями, сегодня их решение занимает одно из ключевых мест в политике КНР.
В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять все больше внимания развитию не только базового и высшего образования, но и тех сегментов обучения, которые ранее находились в тени. К ним можно отнести и сферу профессиональ-ного среднего и высшего образования. Вслед за увеличением спроса на специалистов технического профиля, ростом безработицы среди выпускников ВУЗов, стало очевидно, что необходимо диверсифицировать каналы обучения, предоставив трудоспособному населению выбирать более конкурентоспособные направления. За прошедшие пять лет была проделана большая работа по совершенствованию работы всей системы профессионального образования и популяризации соответствующих специальностей среди молодежи и взрослого населения. Помимо роста и развития направления внутри страны, постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене, КНР начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н.э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальнос-тями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек [Гунцзянь «И дай и лу»: гоуцзянь жэньлэй минъюнь гунтунти… 2023]. После успешного запуска мастерских Лу Баня, различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др. Экспорт профессионального образования охватывает как страны ШОС, так и участников инициативы «Один пояс/ один путь». Подобные проекты создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.
Современный геополитический ландшафт в Индо-Тихоокеанском регионе быстро меняется. Особенности архитектуры безопасности в нем сосредоточены одновременно как на сотрудничестве, так и на конкуренции между крупными державами. Геополитическая конкуренция обычно включает в себя экономические инструменты и стала определяющей чертой соперничества великих держав в регионе. Таким образом, быстро развивающийся ландшафт безопасности предоставляет интеграционной структуре АСЕАН возможность интенсивнее взаимодействовать с более крупными державами, особенно на экономиче-ской арене. Проблемы, стоящие перед Камбоджей в качестве председателя АСЕАН в 2022 г, были в основном обусловлены внешними факторами. Внутреннее единство в потенциально неспокойных внешнеполитических условиях, возможно, является ключом к тому, сможет ли АСЕАН противостоять надвигающемуся натиску великих держав в будущем. Целью статьи является оценка роли Камбоджи в формировании международной политики АСЕАН. Методы исследования основываются на использовании общенаучного метода анализа, обзора международной политики в регионе при помощи концепции баланса сил, и использования теории интеграции при рассмотрении деятельности АСЕАН. Использование Камбоджей во время председательства в АСЕАН правовых и политических механизмов этой интеграционной структуры не отличалось особой конструктивностью, а большей степени похоже было на злоупотребление своими полномочиями для воздействия на оппонентов, входящих в АСЕАН. Попытка региональной интеграционной структуры усилить экономическую зависимость стран будет способствовать усилению миротворческих процессов через экономические ограничения. Политическая роль Камбоджи в АСЕАН оценивается как несамостоятельная. На основе мнений экспертов и политологов установлено, что Китай использует свое влияние на Камбоджу для разобщения членов АСЕАН.
Экономика Китая является одной из самых значимых в современном мире. Для нее характерна устойчивость и стабильность к влиянию разнообразных политических и экономических факторов. Главным фактором роста в последние годы стало потребление, на которое приходится весомая доля ВВП. Китай - крупнейший производитель и поставщик для международных рынков товаров широкого ассортимента, в том числе, одежды и обуви, различной техники, автотранспортных средств, инструментов, игрушек. В последнее время отмечается повышенный спрос на продукцию промышленной отрасли Китая. По многим критериям китайская продукция не уступает западной. В свою очередь, Китай - это и крупнейший потребитель, преимущественно сырья и материалов. Китай является самой густонаселенной страной на планете, что делает его крупнейшим и самым привлекатель-ным рынком сбыта для международных поставщиков. Для России Китай исторически является надежным торговым партнером в связи с географической близостью и установившимися дипломатическими, экономическими и социальными отношениями. Среди основных направлений развития сотрудничества между Китаем и Россией можно выделить такие как инвестиции, экономика и торговля, энергетика, поставки углеводород-ного сырья. Страны активно взаимодействуют в военно-стратегической сфере. Налаживание торговых связей между Россией и Китаем способствует наращиванию объемов как экспорта, так и импорта. Российско-китайское сотрудничество не имеет аналогов в мировой практике. В настоящее время отношения между двумя странами находятся на достаточно высоком уровне, отражающем заинтересованность в развитии партнерства и стратегического взаимодействия. Так, в условиях введенных антироссийских санкций для России и Китая наступил новый исторический этап торговых связей, обуславливающий особую актуальность взаимных торговых отношений. Целесообразно провести анализ современной ситуации, складывающейся во взаимодействии, выявить существующие трудности и определить перспективы российско-китайских торговых отношений.
В 2008 г. для всенародного обсуждения были опубликованы основные направления 12-й пятилетки, которые после тщательной проработки были рассмотрены и одобрены на четвертой сессии Всекитайского собрания народных представителей XI-го созыва в марте 2011 г. Пятилетний план предусматривал продолжение постепенного отхода от экспортной ориентации экономики к развитию внутреннего рынка и стимулированию совокупного спроса. Предусматривалось снижение темпов экономического роста. Если в 11-й пятилетке ВВП ежегодно возрастал в среднем на 11,2 %, то на 12-ю пятилетку планировались темпы 7 % в год, которые, однако, были перевыполнены и составили 7,8 %. В октябре 2014 г. Китай обошел США по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Тибет в 12-й пятилетке продолжал развиваться опережающими темпами с ежегодными темпами прироста более 13 %. Первостепенное внимание уделялось ускоренному сокращению бедности, строительству новых железных дорог, энергетике, торговле, туризму, средствам связи, медицине и образованию, охране окружающей среды. Большая работа проводилась в сфере развития тибетского языка.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- Юр. адрес
- 664025, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Ленина, д 11
- ФИО
- Игнатенко Виктор Васильевич (Ректор)
- E-mail адрес
- info@bgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (395) 2522677
- Сайт
- https:/bgu.ru