РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Архив статей журнала
Современный геополитический ландшафт в Индо-Тихоокеанском регионе быстро меняется. Особенности архитектуры безопасности в нем сосредоточены одновременно как на сотрудничестве, так и на конкуренции между крупными державами. Геополитическая конкуренция обычно включает в себя экономические инструменты и стала определяющей чертой соперничества великих держав в регионе. Таким образом, быстро развивающийся ландшафт безопасности предоставляет интеграционной структуре АСЕАН возможность интенсивнее взаимодействовать с более крупными державами, особенно на экономиче-ской арене. Проблемы, стоящие перед Камбоджей в качестве председателя АСЕАН в 2022 г, были в основном обусловлены внешними факторами. Внутреннее единство в потенциально неспокойных внешнеполитических условиях, возможно, является ключом к тому, сможет ли АСЕАН противостоять надвигающемуся натиску великих держав в будущем. Целью статьи является оценка роли Камбоджи в формировании международной политики АСЕАН. Методы исследования основываются на использовании общенаучного метода анализа, обзора международной политики в регионе при помощи концепции баланса сил, и использования теории интеграции при рассмотрении деятельности АСЕАН. Использование Камбоджей во время председательства в АСЕАН правовых и политических механизмов этой интеграционной структуры не отличалось особой конструктивностью, а большей степени похоже было на злоупотребление своими полномочиями для воздействия на оппонентов, входящих в АСЕАН. Попытка региональной интеграционной структуры усилить экономическую зависимость стран будет способствовать усилению миротворческих процессов через экономические ограничения. Политическая роль Камбоджи в АСЕАН оценивается как несамостоятельная. На основе мнений экспертов и политологов установлено, что Китай использует свое влияние на Камбоджу для разобщения членов АСЕАН.
В статье рассмотрены форумы, проводимые правительствами России и Китая в инициативном порядке, как инструменты внешней политики. Выделены три типа форумов: правительственные форумы с международным участием, форумы «группа стран - страна-лидер», форумы высокого уровня по обороне и безопасности. Систематизированы общие и специфические признаки этих форумов. Главной причиной популярности форумов названо снижение уровня недоверия между западными и незападными державами. Незападные акторы, претендующие на самостоятельную внешнюю политику, постоянно находятся в традиционных международных институтах в положении оправдывающихся, и испытывают на себе последствия западной «культуры отмены». Россия и Китай, как две ведущие державы незападного мира сталкиваются с подобным отношением особенно часто, поэтому у них логично возникает потребность в новых инструментах международ-ного взаимодействия и новых международных институтах, в которых они будут высказывать свое мнение без оглядки на Запад. Выделены три основные функции, которые выполняют форумы: дипломатическая, имиджевая, внешнеэкономическая. Подход России и Китая к форумам имеет некоторые отличия: в России чаще проводятся правительствен-ные форумы с международным участием, сконцентрированные на инвестиционной и внешнеторговой повестке, а в Китае - форумы «группа стран - страна-лидер». Позитивная роль российских и китайских форумов в формировании многополярного мира нагляднее видна в рамках региональных подсистем международных отношений, поскольку влияние великой державы, организующей форум, на средних и малых соседей по макрорегиону распространяется наиболее быстро и эффективно. Сделан прогноз о том, что в ближайшие десятилетия Россия и Китай продолжат активно использовать этот инструмент для продвижения своих идей и стратегий во внешнем мире.