Архив статей

ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАСЕЛЕНИЕМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: Троцук Ирина Владимировна, ДУРСИНА А. Н.

В современном информационном обществе государство не просто стремится, но зачастую вынуждено выстраивать диалог с гражданами в онлайн-пространстве - посредством сайтов, порталов, приложений и социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Личные обращения к чиновникам переводятся в онлайн-формат - вместо часов ожидания в учреждениях мы быстро заполняем специальные формы в «электронных приемных», что порождает новые формы диалога между органами власти и населением, способствуя развитию и совершенствованию каналов коммуникации заинтересованных субъектов на всех уровнях социального управления. Специальные сервисы и приложения позволяют получать государственные услуги в удаленном режиме, задавать вопросы представителям власти, оставлять жалобы, голосовать за предлагаемые решения и т. д. В рамках российского электронного правительства осуществляется переход к модели открытого государства, призванный развивать доверительные отношения власти и общества, однако у быстрых технологических новшеств есть и оборотная сторона: рост цифрового неравенства, технические сбои, заметный отрыв ряда регионов по уровню внедрения государственных услуг (прежде всего, городов-миллионников, особенно Москвы). Государство нацелено на реализацию масштабных проектов цифровизации, которые позволят не только повысить качество жизни и доступность государственных услуг, но и развивать диалог с населением, поэтому, с одной стороны, государству необходимо выявлять актуальные запросы и реальные коммуникативно-технологические возможности населения; с другой стороны, и оно нуждается в эффективных формах взаимодействия с государственным аппаратом; причем в обоих случаях востребованы социологические методики (массовые опросы, фокус-группы, контент-анализ медиасреды), учитывающие темпы развития коммуникативно-технологических процессов в разных регионах и на разных уровнях государственной власти. В статье обозначены основные аспекты (коммуникативный, технический и социальный) социологического анализа нынешних тенденций цифровизации диалога населения с государством в современном российском обществе.

Сохранить в закладках