В статье представлены результаты изучения восприятия социальной сплоченности в России. Исследование состояло из двух этапов - экспертного и всероссийского - и проводилось методами экспертного опроса, фокус-групп и онлайн анкетирования, чтобы реконструировать двусторонний взгляд на социальную сплоченность - с точки зрения экспертов (представителей «сплоченных сообществ», активно вовлеченных в их деятельность; цель таких сообществ - объединение людей в рамках единой деятельности по типу «человек-человек», т. е. в рамках оказания помощи, следования общим идеалам и ценностям, вклада в общее дело) и населения в целом. Оценки двух категорий опрошенных существенным образом различаются: эксперты значительно ниже оценивают уровень социальной сплоченности российского общества, выделяя такие факторы, способствующие сплоченности, как общие ценности и традиции, общая цель или проблема, общее дело, общий враг (необязательно внешний агрессор, достаточно определенных трудностей или кризисных ситуаций); ответственность, смелость, мотивация, личный интерес; лидеры, готовые взять на себя ответственность, повлиять на других. Россияне определяют социальную сплоченность как прежде всего взаимную помощь; также ассоциируют ее с общими ценностями и единством мнений; высоко оценивают современный уровень взаимовыручки и единства в российском обществе, а также ощущение безопасности. Основными причинами единения с другими гражданами в общественном мнении выступают общность территории проживания (государство и малая родина) и языка. На теоретическом этапе исследование показало, что в изучении социальной сплоченности сохраняется проблема операционализации понятий, хотя большинство ученых подразумеваются под сплоченностью общества, в первую очередь, его солидаризацию благодаря общим ценностям. В исследовании был проведен сравнительный анализ таких ключевых понятий, как «социальная сплоченность» и «солидарность», в том числе в контексте классических и современных их концептуализаций.
На протяжении последних десятилетий стремление к саморазвитию и достижению успеха стали неотъемлемой характеристикой российского общества, а тренинги личностного роста - инструментом, с помощью которого, как представляется его участникам и организаторам, можно реализовать это стремление. Однако наряду с профессиональными тренингами, которые проводят дипломированные специалисты (психологи), встречаются и те, что способны нанести столь серьезный вред здоровью (ментальному и физическому), что получили название «психокультов» (как один из форматов секты). Молодежь как группа, в наибольшей степени стремящаяся к достижению жизненного успеха и высоким статусным позициям, наиболее подвержена и вовлечению в психокульты (именно вовлечению, поскольку для вступления в подобные сообщества используются психологические манипуляции), которые нередко скрываются под нейтральными названиями тренингов личностного роста. Цель статьи - характеристика представлений московской молодежи (на примере студентов Российского университета дружбы народов) о тренингах личностного роста. Авторы исходили из гипотезы о позитивном отношении студенчества к тренингам личностного роста, что создает потенциальную опасность вовлечения молодежи в психокульты, «притворяющиеся» такими тренингами. На основе работ отечественных и зарубежных исследователей в статье обозначены основные характеристики тренингов личностного роста, в том числе сближающие их с психокультами. Эмпирическая часть статьи представлена результатами двух фокус-групп и социологического опроса по репрезентативной квотной выборке (N=500), которые говорят о достаточно высоком уровне осведомленности столичного студенчества о тренингах личностного роста и «марафонах желаний» и о заинтересованности в участии в них. По материалам эмпирических исследований был составлен «портрет» участника тренингов личностного роста и показаны различия представлений студенчества о тренингах личностного роста, марафонах желаний и сектах: оказалось, что скорее марафоны желаний, чем тренинги личного роста, ассоциируются с психокультом (сектой) в силу общих негативных коннотаций и совпадения портретов их участников (ведомые, одинокие, неуспешные), что говорит о высоких рисках вовлечения молодежи в психокульты в случае их маскировки под безобидные тренинги личностного роста.