В последние десятилетия российское общество переживает сложные демографические процессы, обусловленные как объективными факторами глобального характера (старение населения, сокращение рождаемости, демографический переход, трансформация ценностей приоритетов молодых поколений в условиях цифровизации, несбалансированные миграционные потоки и т. д.), так и особенностями социально-экономического и политикоидеологического развития постсоветского пространства (внешнее идеологическое влияние, накопленные в советский период нерешенные вопросы, продолжающиеся реформы образования, межконфессиональное и многонациональное жизненное пространство со множеством локальных и региональных сочетаний групповых и коллективных приоритетов и т. д.). Признавая важность демографических вопросов для обеспечения национальной безопасности, государство приняло целый ряд программный документов, призванных улучшить демографические показатели не только с помощью финансово-стимулирующих документов, но и за счет расстановки более четких ценностных приоритетов семейной и демографической политики на долгосрочный период. Однако обеспечить демографическую устойчивость и безопасность российского общества невозможно лишь целенаправленными усилиями «сверху» - необходимо консолидировать работу государственных структур, научных учреждений и образовательных институций. Опираясь на свой профильный экспертный опыт, авторы обозначают возможные направления такой консолидации одновременно на трех уровнях социального управления - государственные целевые программы и национальные проекты (условный макроуровень), расширение профессионального кругозора молодежи за счет продуманного включения в программы подготовки специалистов демографического компонента исторического и обзорного характера (условный микроуровень) и дополнение демографической проблематикой корпоративной культуры конкретных организаций (условный мезоуровень). В статье акцент сделан, во-первых, на возможных стратегиях включения корпуса демографических знаний (и соответствующего блока демографических тематик или дисциплин) в учебные программы высшего образования (исследовательские вопросы, содержательные акценты, рекомендуемая литература, просвещенческо-идеологическая компонента и т. д.); во-вторых, на необходимости введения демографической проблематики в систему корпоративной ответственности. Российский университет дружбы народов представлен как показательный «кейс», деятельно, а не декларативно заинтересованный в развитии демографического компонента в системе российского высшего образования и уже реализующий комплекс мер корпоративной демографической политики в рамках стратегического университетского управления.
В год 300-летия Российской академии наук и Год семьи в Российской Федерации в Краснодарском крае (городе Сочи) при поддержке РУДН и Министерства труда и социальной защиты состоялся V Всероссийский форум с международным участием, который проводится с 2019 года Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН. Ключевая цель Форума - оценка демографической ситуации на национальном и международном уровнях в 2023-2024 годы; выработка новых подходов к реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности и здоровому долгожительству, регулирование рынка труда и миграционных процессов. На пленарных и секционных заседаниях были представлены доклады руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, ведущих российских и зарубежных ученых в области демографии, а также «Демографическая энциклопедия в лицах. Т. 1. Дореволюционный период» и Национальный доклад за 2023 год «Демографическое самочувствие регионов России». К Форуму были подготовлены два тематических номера журналов «Высшее образование в России» (№ 8) и «Вопросы управления» (№ 3).