Архив статей

РОССИЙСКАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ НА УНИВЕРСИТЕТСКОМ УРОВНЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ И РЕШЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: Ястребов Олег Александрович, РОСТОВСКАЯ ТАМАРА КЕРИМОВНА

В последние десятилетия российское общество переживает сложные демографические процессы, обусловленные как объективными факторами глобального характера (старение населения, сокращение рождаемости, демографический переход, трансформация ценностей приоритетов молодых поколений в условиях цифровизации, несбалансированные миграционные потоки и т. д.), так и особенностями социально-экономического и политикоидеологического развития постсоветского пространства (внешнее идеологическое влияние, накопленные в советский период нерешенные вопросы, продолжающиеся реформы образования, межконфессиональное и многонациональное жизненное пространство со множеством локальных и региональных сочетаний групповых и коллективных приоритетов и т. д.). Признавая важность демографических вопросов для обеспечения национальной безопасности, государство приняло целый ряд программный документов, призванных улучшить демографические показатели не только с помощью финансово-стимулирующих документов, но и за счет расстановки более четких ценностных приоритетов семейной и демографической политики на долгосрочный период. Однако обеспечить демографическую устойчивость и безопасность российского общества невозможно лишь целенаправленными усилиями «сверху» - необходимо консолидировать работу государственных структур, научных учреждений и образовательных институций. Опираясь на свой профильный экспертный опыт, авторы обозначают возможные направления такой консолидации одновременно на трех уровнях социального управления - государственные целевые программы и национальные проекты (условный макроуровень), расширение профессионального кругозора молодежи за счет продуманного включения в программы подготовки специалистов демографического компонента исторического и обзорного характера (условный микроуровень) и дополнение демографической проблематикой корпоративной культуры конкретных организаций (условный мезоуровень). В статье акцент сделан, во-первых, на возможных стратегиях включения корпуса демографических знаний (и соответствующего блока демографических тематик или дисциплин) в учебные программы высшего образования (исследовательские вопросы, содержательные акценты, рекомендуемая литература, просвещенческо-идеологическая компонента и т. д.); во-вторых, на необходимости введения демографической проблематики в систему корпоративной ответственности. Российский университет дружбы народов представлен как показательный «кейс», деятельно, а не декларативно заинтересованный в развитии демографического компонента в системе российского высшего образования и уже реализующий комплекс мер корпоративной демографической политики в рамках стратегического университетского управления.

Сохранить в закладках